§ 6. Судебный контроль, прокурорский надзор и ведомственный
контроль в стадии возбуждения уголовного дела
1. Судебный контроль по проверке законности действий и решений органов расследования. Судебный контроль на досудебных стадиях уголовного процесса в широком смысле является одной из форм деятельности суда общей юрисдикции и самостоятельным уголовно-процессуальным институтом, целью которого является судебная защита прав, свобод и законных интересов лиц (граждан и организаций), вовлеченных в уголовный процесс. На стадии возбуждения уголовного дела он может быть реализован только путем обращения заинтересованного лица в суд с жалобой на действия (бездействие) или процессуальное решение органа расследования, т.е. всегда носит последующий характер. Его осуществление возможно исключительно по инициативе заинтересованного лица <1>.
--------------------------------
<1> О понятии судебного контроля и особенностях его реализации в стадии возбуждения уголовного дела см. подробнее: Судебный контроль в уголовном процессе / И.А. Давыдова и др.; под ред. Н.А. Колоколова. М., 2009. С. 13 - 22, 81 - 109.
Возможность обращения заявителя или иного лица в суд с жалобой на действия (бездействие) должностных лиц органов уголовного преследования и принятые процессуальные решения, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, предусмотрены ч. 5 ст. 144 (обжалование отказа в принятии заявления о преступлении) и ч. 1 ст. 125, ч. 5 ст. 148 (обжалование отказа в возбуждении уголовного дела) УПК РФ. В уголовно-процессуальном законе не имеется прямого указания на возможность обжалования постановления о возбуждении уголовного дела. Это, разумеется, не случайно <1>: возможности по обжалованию решений об отказе в возбуждении уголовного дела (отказе в принятии заявления о преступлении <2>) и о возбуждении уголовного дела не являются симметричными и подчинены разной процессуальной логике.
--------------------------------
<1> См. об этом также п. 4 § 2 гл. 2 настоящего курса.
<2> Об обжаловании решения об отказе в принятии заявления о преступлении мы далее специально упоминать не будем, поскольку здесь действует та же логика, что и при обжаловании решения об отказе в возбуждении уголовного дела.
Отказ в возбуждении уголовного дела останавливает производство по уголовному делу, исключает проведение предварительного расследования и блокирует доступ заинтересованных лиц в суд. Иначе говоря, никакой уголовно-процессуальной деятельности за ним не следует. Поэтому данное решение может обжаловаться по любым основаниям, в том числе тем, которые связаны с существом уголовно-правового спора (например, когда в возбуждении уголовного дело отказано в связи с отсутствием события преступления, а потерпевший настаивает, что событие имело место). При любом ином подходе доступ заинтересованных лиц к судебной власти оказывался бы ограничен решением следователя или дознавателя, что недопустимо.
Решение о возбуждении уголовного дела, напротив, не блокирует, а открывает доступ в стадии предварительного расследования и судебного разбирательства, являясь необходимым условием такого доступа. После возбуждения уголовного дела еще предстоит провести предварительное расследование и рассмотреть уголовное дело по существу в суде. Поэтому было бы недопустимым переносить обсуждение уголовного дела по существу на самый ранний момент официального начала производства по делу, подменяя тем самым судебное разбирательство и в какой-то мере делая его бессмысленным. Следовательно, вопрос о возможности судебного обжалования постановления о возбуждении уголовного дела не может решаться так же, как он решается применительно к отказу в возбуждении уголовного дела. Именно исходя из данного обстоятельства, Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что, осуществляя судебный контроль в стадии возбуждения уголовного дела, судья не должен предрешать вопросы, которые впоследствии могут стать предметом судебного разбирательства по существу уголовного дела. В частности, судья не вправе делать выводы о фактических обстоятельствах дела, об оценке доказательств и квалификации деяния <1>. Далее в том же Постановлении Пленум Верховного Суда РФ еще более определенно пояснил, что при рассмотрении жалоб на постановление о возбуждении уголовного дела "судья не вправе давать правовую оценку действиям подозреваемого, а также собранным материалам относительно их полноты и содержания сведений, имеющих значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию, поскольку эти вопросы подлежат разрешению в ходе предварительного расследования и судебного разбирательства уголовного дела" (п. 16). Иначе говоря, решение о возбуждении уголовного дела не может быть обжаловано по вопросам существа уголовно-правового спора: о виновности или невиновности подозреваемого, наличии или отсутствии в его действиях состава преступления, наличии или отсутствии события преступления и т.п. Оно может быть обжаловано лишь по формальным основаниям, например в связи с наличием некоторых обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу (истечением сроков давности, наличием неотмененного приговора или иного процессуального решения по тому же обвинению и т.п.); отсутствием полномочий у лица, возбудившего уголовное дело; несоблюдением процедуры возбуждения уголовного дела и др. <2>. В этом же смысле следует понимать правовые позиции Конституционного Суда РФ, подчеркивавшего возможность обжалования решения о возбуждении уголовного дела лицом, в отношении которого оно возбуждено <3>.
--------------------------------
<1> Пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 1 "О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" // Российская газета. 2009. 18 февраля.
<2> Пункт 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 1 "О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации".
<3> Определение Конституционного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. N 300-О "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 116, 211, 218, 219 и 220 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с запросом Президиума Верховного Суда Российской Федерации и жалобами ряда граждан" // Российская газета. 2003. 15 января.
Понятие заинтересованного лица, помимо заявителя, имеющего право на обращение в суд с жалобой, в уголовно-процессуальном законе отсутствует. По указанной причине чрезвычайно важным является определение этого понятия Конституционным Судом РФ, который высказал правовую позицию, в соответствии с которой отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован не только лицом, заявившим о преступлении, но и любым другим лицом, интересы которого затрагиваются соответствующим постановлением <1>. Например, в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела могут быть указаны сведения о наличии в действиях лица, в отношении которого вынесено постановление, состава административного, дисциплинарного или иного правонарушения. Такое лицо, действиям которого дана негативная правовая оценка при вынесении итогового для стадии возбуждения уголовного дела решения, также является надлежащим субъектом обжалования.
--------------------------------
<1> Постановление Конституционного Суда РФ от 29 апреля 1998 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 113 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с запросом Костомукшского городского суда Республики Карелия" // ВКС. 1998. N 4.
Аналогичную точку зрения занимает и Пленум Верховного Суда РФ, который в цитировавшемся выше Постановлении от 10 февраля 2009 г. N 1 разъяснил, что судебному обжалованию в соответствии с ч. 1 ст. 125 УПК подлежат решения и действия (бездействие) должностных лиц, принятые на досудебных стадиях уголовного судопроизводства, если они способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства или иных лиц, чьи права и законные интересы нарушены, либо могут затруднить доступ граждан к правосудию (например, отказ в приеме сообщения о преступлении либо бездействие при проверке этих сообщений).
Таким образом, судебный контроль в стадии возбуждения уголовного дела выполняет важнейшую функцию защиты и восстановления прав и законных интересов лиц, нарушенных или поставленных под угрозу нарушения на любом этапе приема, регистрации, проверки и разрешения сообщений о преступлениях, не подменяя при этом ни предварительное расследование, ни судебное разбирательство уголовного дела.
2. Прокурорский надзор и ведомственный контроль при регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Одним из важнейших факторов обеспечения законности в стадии возбуждения уголовного дела является прокурорский надзор, а также осуществляемый руководителем следственного органа ведомственный контроль. Если судебный контроль осуществляется по инициативе заинтересованного лица путем его обращения с жалобой в суд, то прокурорский надзор и ведомственный контроль реализуются как при рассмотрении жалоб (ч. 5 ст. 144, ч. 5 ст. 148 УПК РФ), так и в рамках исполнения процессуальных полномочий вне зависимости от имеющихся обращений заинтересованных лиц, т.е. носит постоянный и сплошной характер. Указанные представители власти (прокурор и руководитель следственного органа) наделены необходимыми процессуальными полномочиями по устранению нарушений закона и восстановлению (соблюдению) прав лиц, обратившихся с заявлениями о преступлениях или участвующих в их проверке. На основе уголовно-процессуального закона формируется и межведомственная правовая база, обеспечивающая единообразное взаимодействие органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры в целях оперативного реагирования на нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина, соблюдения их законных интересов при разрешении сообщений о преступлениях <1>.
--------------------------------
<1> См., например: Приказ Генпрокуратуры России N 147, МВД России N 209, ФСБ России N 187, СК России N 23, ФСКН России N 119, ФТС России N 596, ФСИН России N 149, Минобороны России N 196, ФССП России N 110, МЧС России N 154 от 26 марта 2014 г. "Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за законностью процессуальных действий и принимаемых решений об отказе в возбуждении уголовного дела при разрешении сообщений о преступлениях" (зарегистрирован в Минюсте России 4 августа 2014 г. N 33432) // Российская газета. 2014. 13 августа.
Прокурор и руководитель следственного органа имеют право отменить итоговые (постановление о возбуждении уголовного дела, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела), а также иные принимаемые на данной стадии уголовного процесса решения дознавателя, следователя.
В отличие от руководителя следственного органа прокурор не является лицом, ответственным за организацию приема, регистрации, разрешения сообщений о преступлениях, а также сегодня не имеет полномочий по самостоятельной проверке сообщения о преступлении процессуальным путем. Поэтому при осуществлении надзорной деятельности он не связан возможными ведомственными интересами, показателями работы ("статистическое" повышение процента раскрываемости преступлений и т.п.).
В силу ст. 29 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурор уполномочен проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (учетно-регистрационной дисциплины) во всех органах дознания и предварительного следствия. То есть предметом прокурорского надзора является соблюдение закона на всех этапах стадии возбуждения уголовного дела.
В приказах Генерального прокурора РФ уделяется большое внимание конкретизации полномочий прокурора и особенностям их исполнения. Прокуроры обязаны проводить проверки исполнения требований закона при регистрации и разрешении сообщений о преступлениях систематически, но не реже одного раза в месяц, а при наличии сведений о нарушениях законов - безотлагательно. Проверке подлежит соблюдение порядка регистрации сообщений о преступлениях, продление сроков, достоверность документов и результатов проверки сообщений, законность принятых решений, уведомление заявителя о результатах разрешения его сообщения и разъяснение ему права на обжалование и другие вопросы. При этом (в том числе путем личного опроса) необходимо проверять, не использовались ли по отношению к заявителю, изменившему свое первичное обращение или объяснение, незаконные методы воздействия <1>. То есть прокурорский надзор имеет всеобъемлющий характер, позволяющий как выявлять, так и устранять допущенные органами расследования нарушения закона на стадии возбуждения уголовного дела.
--------------------------------
<1> Пункты 1.1, 1.2 Приказа Генпрокуратуры России от 5 сентября 2011 г. N 277 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия" // Законность. 2011. N 12.
После сокращения полномочий прокурора Федеральным законом от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ, в том числе лишения его права самостоятельно возбуждать уголовное дело, наиболее значимым полномочием прокурора теперь является предоставленное ему право отменять незаконные и необоснованные итоговые для стадии возбуждения уголовного дела процессуальные решения.
Незаконное и необоснованное постановление о возбуждении уголовного дела прокурор вправе отменить в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела. Как видно из содержания ч. 4 ст. 146 УПК РФ, этот срок начинает течение именно с момента поступления в прокуратуру материалов, а не копии постановления о возбуждении уголовного дела, направляемой прокурору незамедлительно после вынесения постановления. С учетом отдаленности некоторых органов расследования от прокуратур (это особенно актуально для районов Крайнего Севера и других местностей с неразвитой системой сообщений) представление материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, может занять несколько суток. Без изучения же материалов проверить законность постановления о возбуждении уголовного дела невозможно. Мотивированное постановление прокурора об отмене незаконного и необоснованного постановления о возбуждении уголовного дела направляется должностному лицу, возбудившему уголовное дело <1>.
--------------------------------
<1> Правом отменить постановление следователя о возбуждении уголовного дела обладает также руководитель следственного органа, что вытекает из общего характера полномочий, предоставленных ему Федеральным законом от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ (см. ст. 39 УПК РФ).
Прокурор, а также руководитель следственного органа вправе отменить незаконные и необоснованные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 6 ст. 148 УПК РФ). Однако сроки, содержание и возможные процессуальные последствия принятия этих решений различаются и зависят от того, каким участником уголовного процесса (прокурором или руководителем следственного органа) вынесено соответствующее постановление.
Постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела отменяется прокурором путем вынесения соответствующего постановления без ограничений по срокам его вынесения. Прокурор направляет постановление начальнику органа дознания с указаниями, устанавливая срок их исполнения.
Иной порядок предусмотрен для отмены прокурором постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенного руководителем следственного органа, следователем. Признав такой отказ незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее пяти суток с момента получения материалов проверки сообщения о преступлении отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительной проверке, которое вместе с указанными материалами незамедлительно направляет руководителю следственного органа.
Вынесенное следователем, руководителем следственного органа постановление об отказе в возбуждении уголовного дела может быть отменено и руководителем (вышестоящим руководителем) следственного органа. В этом случае соответствующий руководитель следственного органа отменяет незаконное постановление и возбуждает уголовное дело либо направляет материалы для дополнительной проверки со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения.
При положительной оценке наличия у прокурора полномочий по отмене незаконных и необоснованных постановлений следователя об отказе в возбуждении уголовного дела вызывает сомнение целесообразность установления конкретного срока принятия такого решения - в течение пяти суток с момента получения материалов проверки сообщения о преступлении. Сведения о незаконности постановления могут стать прокурору известны и после истечения указанного срока, например, по результатам проверки жалобы участника процесса. Однако на "шестые сутки" незаконное изначально постановление следователя не становится "законным".
Остается открытым также вопрос о возможности вышестоящего прокурора по истечении установленного пятисуточного срока отменить незаконное постановление следователя после того, как оно оставлено без отмены нижестоящим прокурором. До момента проверки уголовного дела в вышестоящей прокуратуре, например, по жалобе участника процесса может пройти значительное время, так как первоначальный ответ на жалобу будет дан нижестоящим прокурором. Своеобразное вступление в силу постановления следователя, что предусматривает невозможность его отмены по истечении какого-либо срока, ограничивает не только возможность прокурора принять эффективные меры по устранению нарушений закона, но и реализацию установленного ст. 6 УПК РФ назначения уголовного судопроизводства, которым в том числе является защита законных прав и интересов лиц, потерпевших от преступлений.
Полагаем, что установление уголовно-процессуальным законом какого-либо срока для отмены прокурором незаконных и необоснованных постановлений следователя, препятствующих дальнейшему движению уголовного дела, доступу потерпевшего к правосудию, недопустимо. Такие сроки должны устанавливаться правовыми актами Генеральной прокуратуры РФ и иметь исключительно организационную цель. Нарушение подобных сроков может повлечь дисциплинарную ответственность конкретного прокурора, но не процессуальные последствия в виде невозможности для прокурора устранить выявленные нарушения закона. Кроме того, для руководителя следственного органа предельный срок принятия решения об отмене незаконного постановления следователя в УПК РФ не предусмотрен.
Вне зависимости от субъекта принятия решения об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела необходимо учитывать позицию Конституционного Суда РФ, согласно которой недопустимым является его произвольная и многократная отмена по одному и тому же основанию (в том числе по причине неполноты проведенной проверки) <1>.
--------------------------------
<1> См., например: Определение Конституционного Суда РФ от 24 декабря 2013 г. N 1936-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Осиповой Ирины Валентиновны на нарушение ее конституционных прав частью шестой статьи 148 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ARB;n=374097.
Прокурор вправе принять и иные, помимо отмены незаконных постановлений, меры по устранению нарушений закона на стадии возбуждения уголовного дела. Например, Генеральный прокурор РФ требует от подчиненных прокуроров при наличии данных, указывающих на особую значимость проверяемых фактов, сложность их исследования, а также на неоднократные существенные нарушения требований уголовно-процессуального закона, в соответствии с п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ изымать материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) для передачи в следственные органы Следственного комитета РФ <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 1.3 Приказа Генпрокуратуры России от 2 июня 2011 г. N 162 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия" // Законность. 2011. N 11.
Прокурорский надзор и судебный контроль не являются антагонистами. Напротив, они взаимно дополняют и усиливают друг друга, имеют общие цели соблюдения закона при расследовании преступлений и направлены на защиту прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства <1>. Сказать сегодня то же самое о прокурорском надзоре и ведомственном контроле сложнее - они пока в большей мере имеют не столько процессуально сбалансированный, сколько конкурентный характер.
--------------------------------
<1> О соотношении прокурорского надзора и судебного контроля см. подробнее: Ястребов В.Б. Прокурорский надзор: Учебник для юрид. вузов и факультетов. М., 2012. С. 221 - 224.
- Московский государственный университет имени м.В. Ломоносова
- Глава 1. Понятие и сущность уголовного процесса
- § 1. Уголовный процесс и уголовное судопроизводство:
- § 2. Уголовный процесс и уголовное право
- § 3. Уголовный процесс и правосудие:
- § 4. Уголовный процесс и гражданский процесс
- § 5. Уголовный процесс и производство по делам
- § 6. Задачи и назначение уголовного процесса
- § 7. Современная уголовно-процессуальная политика:
- § 8. Система уголовно-процессуального права
- Глава 2. Основные категории уголовного процесса
- § 1. Стадии уголовного процесса
- § 2. Производство по уголовному делу
- 1. Понятие уголовного дела и обстоятельства, ему препятствующие.
- § 3. Уголовно-процессуальные функции
- § 4. Уголовно-процессуальные правоотношения
- § 5. Уголовное преследование
- Глава 3. Исторические формы (модели) уголовного процесса
- § 1. Теоретическое значение и критерии выделения
- § 2. Обвинительно-состязательный процесс
- § 3. Инквизиционный процесс
- § 4. Смешанный процесс
- Глава 4. Развитие отечественного уголовного процесса
- § 1. Дореволюционный этап развития уголовного процесса
- § 2. Советский этап развития уголовного процесса
- § 3. Современный этап развития уголовного процесса
- Глава 5. Основные модели уголовного процесса и современная уголовно-процессуальная карта мира
- § 1. Современное развитие уголовного процесса
- § 2. Современное развитие уголовного процесса
- § 3. Современное развитие уголовного процесса
- Глава 6. Источники уголовно-процессуального права
- § 1. Понятие источника уголовно-процессуального права
- 1. Общие положения и подходы
- § 2. Конституция рф как источник
- 1. Значение Конституции в системе источников уголовно-процессуального права. Проблема прямого действия Конституции.
- § 3. Нормы международного права и их роль в регулировании
- § 4. Законодательство, регламентирующее
- § 5. Иные источники уголовно-процессуального права
- § 6. Толкование уголовно-процессуального права
- Глава 7. Принципы уголовного процесса
- § 1. Понятие и юридическое значение принципов
- § 2. Принцип законности
- § 3. Обеспечение права на судебную защиту
- § 4. Равенство всех перед законом и судом в
- § 5. Неприкосновенность личности и права человека
- § 6. Неприкосновенность частной жизни человека
- § 7. Осуществление правосудия только судом
- § 8. Принцип государственного языка
- § 9. Принцип публичности уголовного процесса
- § 10. Основные принципы уголовно-процессуального
- § 11. Принципы состязательности сторон и обеспечения
- § 12. Разумный срок уголовного судопроизводства
- § 13. Принцип справедливости уголовного судопроизводства
- Глава 8. Участники уголовного судопроизводства
- § 1. Понятие и классификация участников
- § 2. Государственные органы и должностные лица,
- § 3. Участники уголовного судопроизводства, отстаивающие
- 4. Представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя.
- § 4. Участники уголовного судопроизводства, отстаивающие
- 5. Защитник
- § 5. Обстоятельства, исключающие участие в
- § 6. Обеспечение безопасности участников
- Глава 9. Гражданский иск в уголовном процессе
- § 1. Понятие и юридическая природа гражданского иска
- § 2. Основания и предмет гражданского иска
- § 3. Порядок предъявления гражданского иска
- § 4. Порядок привлечения гражданского ответчика
- § 5. Рассмотрение и разрешение гражданского иска
- Глава 10. Общие положения о доказывании и доказательствах
- § 1. Процессуальное значение доказательственного права
- § 2. Основные доказательственные теории
- § 3. Цель доказывания
- § 4. Предмет доказывания
- § 5. Пределы доказывания по уголовному делу
- § 6. Понятие уголовно-процессуального доказательства
- § 7. Свойства уголовно-процессуальных доказательств
- § 8. Классификация доказательств
- § 9. Процесс доказывания и его элементы
- § 10. Субъекты доказывания и обязанность (бремя) доказывания
- § 11. Процессуальное значение данных,
- § 12. Учение о преюдиции
- Глава 11. Отдельные виды доказательств
- § 1. Перечень отдельных видов доказательств
- § 2. Показания подозреваемого и обвиняемого
- § 3. Показания потерпевшего и свидетеля
- § 4. Заключение эксперта и заключение специалиста
- § 5. Показания эксперта и специалиста
- § 6. Вещественные доказательства
- § 7. Протоколы следственных и судебных действий
- § 8. Иные документы
- Глава 12. Меры уголовно-процессуального принуждения
- § 1. Понятие и классификация
- § 2. Задержание и его особая природа в уголовном процессе
- § 3. Меры пресечения
- § 4. Иные меры уголовно-процессуального принуждения
- § 5. Особенности применения мер уголовно-процессуального
- Глава 13. Возбуждение уголовного дела
- § 1. Сравнительно-правовой и исторический генезис стадии
- § 2. Прием и регистрация сообщения о преступлении.
- § 3. Порядок рассмотрения сообщений
- § 4. Принятие решения о возбуждении уголовного дела
- § 5. Принятие решения об отказе в возбуждении уголовного
- 2. Процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела.
- § 6. Судебный контроль, прокурорский надзор и ведомственный
- § 7. Особенности возбуждения уголовного дела
- Глава 14. Понятие и общие условия предварительного расследования (следствия)
- § 1. Понятие и процессуальное значение предварительного
- § 2. Генезис отечественного предварительного расследования
- § 3. Формы контроля и надзора за предварительным
- § 4. Предварительное расследование и оперативно-розыскная
- § 5. Общие условия предварительного расследования
- § 6. Формы предварительного расследования и их соотношение
- § 7. Подследственность и состав органа расследования
- § 8. Система предварительного расследования (этапы стадии)
- § 9. Начало предварительного расследования и формирование
- § 10. Соединение и выделение уголовных дел
- § 11. Неотложные следственные действия
- § 12. Тайна предварительного расследования
- § 13. Сроки предварительного расследования
- Глава 15. Понятие и виды следственных действий
- § 1. Понятие следственного действия
- § 2. Субъекты, уполномоченные на производство
- § 3. Перечень следственных действий и их классификация
- § 4. Общие условия производства и отдельные виды
- 8. Допрос.
- § 5. Судебная экспертиза - особый вид следственного действия
- § 6. Меры, обеспечивающие безопасность участников
- Глава 16. Привлечение в качестве обвиняемого и предъявление обвинения
- § 1. Понятие и процессуальное значение привлечения
- § 2. Основания привлечения лица в качестве обвиняемого
- § 3. Порядок привлечения лица в качестве обвиняемого
- § 4. Изменение и дополнение обвинения
- Глава 17. Приостановление и окончание предварительного расследования
- § 1. Варианты фактического завершения предварительного
- § 2. Понятие и процессуальное значение института
- § 3. Основания приостановления предварительного
- § 4. Процессуальные последствия приостановления
- § 5. Судьба приостановленного уголовного дела
- Глава 18. Прекращение уголовного дела и уголовного преследования
- § 1. Юридическая природа решения о прекращении
- § 2. Прекращение уголовного дела и прекращение уголовного
- § 3. Основания прекращения уголовного дела и уголовного
- § 4. Процессуальный порядок прекращения уголовного дела
- § 5. Отмена решения о прекращении уголовного дела
- Глава 19. Окончание предварительного следствия с составлением обвинительного заключения
- § 1. Общая характеристика этапа окончания предварительного
- § 2. Окончание следственных действий и ознакомление
- § 3. Обвинительное заключение: понятие, процессуальное
- § 4. Полномочия прокурора по уголовному делу, поступившему
- Глава 20. Особенности производства предварительного расследования в форме дознания
- § 1. Дознание как форма современного российского
- § 2. Особенности ординарного дознания
- § 3. Особенности дознания в сокращенной форме
- Глава 21. Стадия подготовки к судебному разбирательству
- § 1. Подсудность: понятие и виды
- § 2. Распределение уголовных дел между судьями
- § 3. Процессуальная природа стадии
- § 4. Формы подготовки к судебному разбирательству
- § 5. Общая характеристика оснований
- § 6. Рассмотрение ходатайств об исключении доказательств
- Глава 22. Общая характеристика стадии судебного разбирательства
- § 1. Понятие и процессуальное значение
- § 2. Дифференциация судебного разбирательства
- § 3. Структура ординарного судебного разбирательства
- § 4. Понятие, значение и характеристика
- § 5. Реализация в судебном разбирательстве
- 3. Статус стороны обвинения
- 4. Статус стороны защиты
- § 6. Общие вопросы хода судебного разбирательства
- § 7. Невозможность разрешения уголовного дела по существу:
- § 8. Меры, обеспечивающие безопасность
- Глава 23. Этапы ординарного судебного разбирательства
- § 1. Подготовительная часть судебного разбирательства
- § 2. Судебное следствие
- 3.1. Судебный допрос
- 3.2. Оглашение показаний, полученных в ходе предварительного расследования
- 4. Меры по обеспечению безопасности в ходе судебного следствия
- § 3. Прения сторон и последнее слово подсудимого
- Глава 24. Приговор и его постановление
- § 1. Понятие судебного приговора
- § 2. Юридическая сила и
- § 3. Свойства приговора
- § 4. Виды приговоров
- § 5. Структура и содержание приговора
- § 6. Порядок постановления приговора
- Глава 25. Производство в суде с участием присяжных заседателей
- § 1. Правовой феномен суда присяжных.
- § 2. Российский суд присяжных: рождение и возрождение
- § 3. Право обвиняемого на рассмотрение дела
- § 4. Особенности судебного производства с участием
- § 5. Обжалование приговора и его проверка
- Глава 26. Особые и сокращенные формы судебного разбирательства
- § 1. Судебное разбирательство по делам частного обвинения
- § 2. Особый порядок судебного разбирательства
- § 3. Особый порядок принятия судебного решения
- Глава 27. Общая характеристика способов пересмотра приговоров и иных судебных решений
- § 1. Механизм пересмотра приговоров и
- § 2. Пересмотр приговоров, не вступивших в законную силу, и
- § 3. Классическая континентальная система
- § 4. Развитие способов пересмотра приговоров
- § 5. Промежуточные и итоговые судебные решения
- Глава 28. Апелляционный порядок пересмотра судебных решений по уголовным делам
- § 1. Право на апелляционную жалобу (представление) и
- § 2. Апелляционные судебные инстанции
- § 3. Пределы прав апелляционных судебных инстанций
- § 4. Порядок рассмотрения дела
- § 5. Судебные решения апелляционной инстанции
- 1) Об оставлении приговора, определения, постановления без изменения, а жалобы (представления) без удовлетворения;
- 1) Об отмене решения суда первой инстанции и о прекращении уголовного дела;
- 3) Об отмене обвинительного приговора и постановлении оправдательного приговора;
- 4) Об отмене оправдательного приговора и о вынесении нового оправдательного приговора;
- 5) Об отмене определения или постановления и о вынесении оправдательного приговора или иного судебного решения;
- Глава 29. Кассационный порядок пересмотра судебных решений по уголовным делам
- § 1. Реформа кассационного производства: общие замечания
- § 2. Право на кассационную жалобу (представление) и
- § 3. Кассационные судебные инстанции
- § 4. Пределы прав кассационной судебной инстанции
- § 5. Порядок рассмотрения дела в кассационной инстанции
- § 6. Судебные решения кассационной инстанции и
- Глава 30. Пересмотр судебных решений в порядке надзора
- § 1. Эволюция надзорного производства
- § 2. Надзорные функции Верховного Суда рф
- § 3. Особенности производства в надзорной инстанции
- Глава 31. Пересмотр судебных решений по новым или вновь открывшимся обстоятельствам
- § 1. Понятие и сущность пересмотра судебных решений
- § 2. Основания к возобновлению производства по делу
- § 3. Проблема поворота к худшему при пересмотре
- § 4. Порядок пересмотра уголовных дел
- Глава 32. Последствия постановления оправдательного приговора, реабилитация и иные основания возмещения вреда, связанного с уголовным преследованием
- § 1. Исполнение оправдательного приговора
- § 2. Понятие и значение института реабилитации лиц,
- § 3. Основания реабилитации в уголовном процессе:
- § 4. Возмещение вреда, причиненного
- § 5. Виды и объем возмещаемого вреда
- § 6. Порядок восстановления прав и
- Глава 33. Исполнение обвинительного приговора
- § 1. Понятие стадии исполнения приговора и ее место
- § 2. Порядок обращения приговора к исполнению
- § 3. Круг вопросов, подлежащих решению судом
- § 4. Порядок обращения в суд
- § 5. Порядок проведения судебного заседания
- Глава 34. Особые производства в уголовном процессе
- § 1. Производство по уголовным делам
- § 2. Порядок производства о применении
- Глава 35. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства
- § 1. Взаимодействие Российской Федерации
- § 2. Выдача лиц для уголовного преследования
- 2. Порядок выдачи Российской Федерацией иностранных граждан
- § 3. Передача лица для отбывания наказания
- § 4. Новейшие формы международной правовой помощи