logo search
Социальное страхование в России (Косарев)

Формы регулирования отношений в области социального страхования

Но действительное становление социального страхования все же следует отнести скорее к ХУ111 веку, когда с появлением теории вероятности и статистики оно начинает осуществляться на научной, а также коммерческой основе и применяется в виде наиболее приближенном к его современному пониманию.

Система, с помощью которых в развитых странах Запада осуществляется регулирование трудовых отношений, складывалась на протяжении практически всей истории становления и функциониро­вания системы капитализма.

В разные периоды истории господствовали различные формы ре­гулирования. Так, практически до конца XIX века в трудовых отно­шениях безраздельно царила судебная корпорация, которая исходя из прецедентного права (в Англии и США) отказывалась признавать законными организации рабочих, их цели и деятельность. Лишь в 90-х годах прошлого века появляются первые законы, регулирующие условия труда и найма. На этом же, первом этапе, были созданы системы социального страхования, позволяющие трудящимся и членам их семей застраховать себя на случай многих социальных рисков и обеспечивающие получение определенной материальной помощи в тех случаях, когда они утрачивают физическую возможность трудиться (по причине пожилого возраста, в случаях утраты трудоспособности из-за несчастных случаев на производстве и заболевания, а также по причине безработицы).

Предпосылкой создания этих систем стало воздействие целого ряда факторов социального и экономического порядка. Это прежде всего урбанизация образа жизни, индустриализация, монополизация экономики. Второе - появление промышленного пролетариата, начало классовой борьбы, создание профсоюзов, которые служили целям взаимопомощи. Становление рабочего движения вызывает к жизни но­вые формы социальной защиты трудящихся и их семей. Коллективная борьба рабочих с хозяевами за выгодные условия продажи рабочей силы, за улучшение своего материального положения - стала борь­бой профессиональной, поскольку условия труда в разных профессиях весьма разнообразны.

Действующее в настоящее время в западных странах социальное законодательство является завоеванием трудящихся, достигнутым в результате десятилетий упорной борьбы. В США, например, лишь пос­ле экономического кризиса 1929-1933 г.г. власти вынуждены были приступить к общегосударственным мерам в социальной сфере.

Важнейшими вехами первого этапа являются: появление касс вза­имопомощи и медицинских касс, а также обществ взаимного страхова­ния рабочих в Германии в середине XIX века. Способность самих тру­дящихся выплачивать страховые взносы было необходимым условием для участия в этих системах, а это означало, что участие в них на практике ограничивалось лишь мужчинами, занятыми полное рабочее ­время (и членами их семей). Таким образом, право на получение по­собий тесно увязывалось с конкретными условиями занятости и вып­латой взносов застрахованным лицом, вследствие чего сфера охвата данных систем была весьма ограниченной, а размер выплачиваемых пособий не мог быть высоким.

Основными принципами создания систем социального страхования в это время были следующие:

- оценка факторов социального риска для трудящихся, выплачивающих взносы (первоначально на добровольной основе), с помощью актуальных расчетов;

- самофинансирование и самоокупаемость систем, когда роль государства заключалась в обеспечении с помощью законов жизне­способности этих систем, и практически оно не выделяло средств из своих бюджетов.

Современный этап становления системы социального страхования так­же был тесно связан с деятельностью профсоюзов. В США в 1935 году был принят закон Вагнера, по которому американские профсоюзы были легализованы. В условиях подъема массового рабочего движения этот закон не только признал правомочность рабочих организаций, их це­ли, право на забастовку, коллективный договор, но и обязал пред­принимателей воздерживаться от наиболее откровенных форм антипро­фсоюзной борьбы. В предвоенный период, после принятия законов о социальном страховании (1935г.) и справедливых условиях труда (1938г.), появляется законодательная основа, закрепляющая право американских трудящихся на пенсионное обеспечение, пособия по без­работице, устанавливается фиксированный минимум заработной платы, иные социальные льготы.

На этом этапе продолжается расширение сферы применения сис­тем страхования (в середине текущего столетия, и особенно, после второй мировой войны) с точки зрения охвата (включается все боль­шее количество профессиональных групп трудящихся), уровня и про­должительности выплаты пособий, а также повышение роли и доли уча­стия предпринимателей и государства. Исключительно страховые прин­ципы (самофинансирование, ведение индивидуальных счетов, необхо­димость соблюдения минимально необходимых сроков и размеров взно­сов в фонды социального страхования самими застрахованными) дополняются в это время принципами социального обеспечения (всеобщ­ность охвата населения минимальной социальной помощью, финансо­вой помощью со стороны государства).

На этом этапе происходит укрепление страховой солидарности между различными профессиональными группами трудящихся: между мо­лодежью и людьми пожилого возраста, людьми, имеющими работу, и безработными; людьми с крепким здоровьем и людьми со слабым здо­ровьем. Происходит повышение размеров пособий и расширяется пере­чень рисков, по которым они выплачиваются. Взносы самих застра­хованных продолжают оставаться важным и определяющим критерием при определении прав на пособие, но в основном на уровне совокуп­ного учета, что позволяет создавать благоприятные условия для ор­ганического соединения систем социального страхования с системами социального обеспечения, не впадая в соблазн иждивенчества.

Система развития социального страхования за послед­ние 30-40 лет также оказался в русле профсоюзной деятельности. В западных странах социальные завоевания довоенного периода подвер­глись пересмотру. В США законы Тафта-Хартли (1947 г.) и Лэндрама-Гриффина (1959 г.) до настоящего времени служат законодательной основой регулирования трудовых отношений в США. Правовыми уста­новлениями, содержащимися в этих законах, существенно ограничи­валось право американских рабочих на организацию профсоюзов, зап­рещались отдельные виды забастовок. Этими же законами жестко рег­ламентировались условия заключения коллективных договоров между профсоюзами и предпринимателями, предписывались меры контроля за внутренней жизнью профсоюзов со стороны государственных органов.

В настоящее время в США еди­ной общенациональной централизованной системы не существует. Она образуется из разного рода социальных программ, регламентируемых или федеральным законодательством, или законодательством штата, или ими обоими совместно; отдельные программы принимаются также местными властями. Выплаты по социальному страхованию произво­дятся из страховых фондов, образуемых за счет налога на социаль­ное страхование, которое взимается с трудящихся (в доле с пред­принимателями). Законом о социальном страховании (1935 г.) было установлено два вида социального страхования: по старости (пен­сии) и по безработице. Страхование по инвалидности в результате производственной травмы или болезни, вызванной условиями труда, входит в компетенцию штатов. Закон 1935 г. и поправки к нему рас­пространяются на рабочих и служащих частного сектора, за исклю­чением железнодорожников, для которых установлена отдельная сис­тема социального страхования. Существуют также программы социаль­ного страхования для федеральных гражданских служащих, ветеранов войн и военнослужащих. Такие категории трудящихся, как сельскохо­зяйственные рабочие, работники мелких предприятий, поденщики и т.д. остались неохваченными государственными программами социаль­ного страхования. Все виды социального страхования объединяются под названием общей федеральной программы, которой охвачено более 35 млн. человек. Одним из основных видов являются государственные пенсии, которую могут получать люди, достигшие 65 лет независимо от пола. Трудовой стаж, необходимый для получения полной пенсии -26 лет. Если стаж меньше, то пенсия соответственно уменьшается. Предусмотрена выплата пенсии и в возрасте 62 лет, но в этом слу­чае пенсионное пособие сокращается на 20%. Пенсионеры имеют пра­во работать, однако, начиная с определенной суммы заработка, у них вычитается из пенсии 50 центов на каждый заработанный доллар. Все пособия в рамках общей федеральной программы финансируются за счет налога на социальное страхование, который взимается в равных долях с наемных рабочих и служащих и с предпринимателей. На­логовая ставка, по которой взимается взнос на социальное стра­хование, устанавливается для трудящихся в процентном отношении к заработной плате, для предпринимателей - в процентном отноше­нии к фонду выплаченной зарплаты. В общую федеральную программу включены также лица, работающие не по найму (врачи, лица свобод­ных профессий, священники и т.п.). Они уплачивают налог по уста­новленной совокупной налоговой ставке, т.е. по ставке, по которой взимается налог с трудящихся и с предпринимателей совместно.

Страхование по безработице, осуществляется на федерально-штатной основе. Фонды страхования по безработице образуются в ос­новном за счет налогов с предпринимателей, размеры которых уста­навливаются в процентном отношении от выплаченной заработной пла­ты. В связи с высоким уровнем производственного травматизма и широким распространением профессиональных заболеваний в США су­ществуют соответствующие программы страхования. В большинстве штатов законодательство устанавливает ответственность предприни­мателей за увечье, нанесенное рабочему на производстве, и опреде­ляет уровень возмещения и продолжительность выплат по временной нетрудоспособности или же размеры компенсации семье погибшего в результате несчастного случая на производстве. Уровень возмещения определяется в процентном отношении к зарплате и составляет не более двух третей зарплаты, а в большинстве случаев еще ниже. За последние годы возросло число работников, занятых на опасных про­изводствах, которые предпочитают самострахование в частных стра­ховых фирмах от несчастных случаев. В большинстве штатов законы об ответственности предпринимателей за профессиональные заболевания либо вообще отсутствуют, либо охватывают весьма узкий круг этих заболеваний.

Кроме государственного, в США существует две формы частного страхования - коллективное по месту работы и индивидуальное. Кол­лективные договоры между профсоюзами и предпринимателями обычно предусматривают определенные социальные выплаты и гарантии. Одна­ко аналогичные виды частного страхования существуют и во многих отраслях и фирмах, где профсоюзы отсутствуют. Предприниматели рассматривают свое участие в различных частных страховых формах как средство закрепления на своих предприятиях прежде всего наи­более квалифицированной рабочей силы и административного персона­ла.

Важное значение для большой части трудящихся имеют частные пенсии, хотя их получает втрое меньше человек, чем государствен­ных. Кроме того, при начислении государственной пенсии учитывает­ся общий стаж, независимо от того, поменял человек место работы или нет, а для получения минимальной частной пенсии рабочий или слу­жащий должен иметь, как правило, 10 лет непрерывного стажа в од­ной фирме.

Наиболее широко распространено медицинское страхование по месту работы: этим видом страхования охвачено более 60% работаю­щих по найму и членов их семей.

В послевоенный период в США в рамках системы частного социа­льного страхования получили распространение так называемые допол­нительные выплаты. Эти выплаты могут включать оплату отпусков и больничных листов, дополнительные пособия по безработице, иногда субсидирование расходов на продолжение образования, юридические услуги. Распространение различных видов "дополнительных" (по отношению к зарплате) выплат варьируется в широких пределах, так же как формы, размеры и способы их предоставления различными компаниями. Число оплачиваемых отпускных дней обычно прямо про­порционально стажу работника, однако в среднем оно составляет не более двух-трех недель. Дополнительные пособия по безработице мо­гут получать (примерно в течение года) только члены наиболее мощ­ных профсоюзов, оставшиеся без работы, т.е. такого рода гарантия­ми охвачено не более нескольких процентов всей рабочей силы. Еще более редки другие формы выплат. В сельском хозяйстве, на мелких предприятиях и фирмах вышеперечисленные виды социальных выплат практически полностью отсутствуют.