Формы регулирования отношений в области социального страхования
Но действительное становление социального страхования все же следует отнести скорее к ХУ111 веку, когда с появлением теории вероятности и статистики оно начинает осуществляться на научной, а также коммерческой основе и применяется в виде наиболее приближенном к его современному пониманию.
Система, с помощью которых в развитых странах Запада осуществляется регулирование трудовых отношений, складывалась на протяжении практически всей истории становления и функционирования системы капитализма.
В разные периоды истории господствовали различные формы регулирования. Так, практически до конца XIX века в трудовых отношениях безраздельно царила судебная корпорация, которая исходя из прецедентного права (в Англии и США) отказывалась признавать законными организации рабочих, их цели и деятельность. Лишь в 90-х годах прошлого века появляются первые законы, регулирующие условия труда и найма. На этом же, первом этапе, были созданы системы социального страхования, позволяющие трудящимся и членам их семей застраховать себя на случай многих социальных рисков и обеспечивающие получение определенной материальной помощи в тех случаях, когда они утрачивают физическую возможность трудиться (по причине пожилого возраста, в случаях утраты трудоспособности из-за несчастных случаев на производстве и заболевания, а также по причине безработицы).
Предпосылкой создания этих систем стало воздействие целого ряда факторов социального и экономического порядка. Это прежде всего урбанизация образа жизни, индустриализация, монополизация экономики. Второе - появление промышленного пролетариата, начало классовой борьбы, создание профсоюзов, которые служили целям взаимопомощи. Становление рабочего движения вызывает к жизни новые формы социальной защиты трудящихся и их семей. Коллективная борьба рабочих с хозяевами за выгодные условия продажи рабочей силы, за улучшение своего материального положения - стала борьбой профессиональной, поскольку условия труда в разных профессиях весьма разнообразны.
Действующее в настоящее время в западных странах социальное законодательство является завоеванием трудящихся, достигнутым в результате десятилетий упорной борьбы. В США, например, лишь после экономического кризиса 1929-1933 г.г. власти вынуждены были приступить к общегосударственным мерам в социальной сфере.
Важнейшими вехами первого этапа являются: появление касс взаимопомощи и медицинских касс, а также обществ взаимного страхования рабочих в Германии в середине XIX века. Способность самих трудящихся выплачивать страховые взносы было необходимым условием для участия в этих системах, а это означало, что участие в них на практике ограничивалось лишь мужчинами, занятыми полное рабочее время (и членами их семей). Таким образом, право на получение пособий тесно увязывалось с конкретными условиями занятости и выплатой взносов застрахованным лицом, вследствие чего сфера охвата данных систем была весьма ограниченной, а размер выплачиваемых пособий не мог быть высоким.
Основными принципами создания систем социального страхования в это время были следующие:
- оценка факторов социального риска для трудящихся, выплачивающих взносы (первоначально на добровольной основе), с помощью актуальных расчетов;
- самофинансирование и самоокупаемость систем, когда роль государства заключалась в обеспечении с помощью законов жизнеспособности этих систем, и практически оно не выделяло средств из своих бюджетов.
Современный этап становления системы социального страхования также был тесно связан с деятельностью профсоюзов. В США в 1935 году был принят закон Вагнера, по которому американские профсоюзы были легализованы. В условиях подъема массового рабочего движения этот закон не только признал правомочность рабочих организаций, их цели, право на забастовку, коллективный договор, но и обязал предпринимателей воздерживаться от наиболее откровенных форм антипрофсоюзной борьбы. В предвоенный период, после принятия законов о социальном страховании (1935г.) и справедливых условиях труда (1938г.), появляется законодательная основа, закрепляющая право американских трудящихся на пенсионное обеспечение, пособия по безработице, устанавливается фиксированный минимум заработной платы, иные социальные льготы.
На этом этапе продолжается расширение сферы применения систем страхования (в середине текущего столетия, и особенно, после второй мировой войны) с точки зрения охвата (включается все большее количество профессиональных групп трудящихся), уровня и продолжительности выплаты пособий, а также повышение роли и доли участия предпринимателей и государства. Исключительно страховые принципы (самофинансирование, ведение индивидуальных счетов, необходимость соблюдения минимально необходимых сроков и размеров взносов в фонды социального страхования самими застрахованными) дополняются в это время принципами социального обеспечения (всеобщность охвата населения минимальной социальной помощью, финансовой помощью со стороны государства).
На этом этапе происходит укрепление страховой солидарности между различными профессиональными группами трудящихся: между молодежью и людьми пожилого возраста, людьми, имеющими работу, и безработными; людьми с крепким здоровьем и людьми со слабым здоровьем. Происходит повышение размеров пособий и расширяется перечень рисков, по которым они выплачиваются. Взносы самих застрахованных продолжают оставаться важным и определяющим критерием при определении прав на пособие, но в основном на уровне совокупного учета, что позволяет создавать благоприятные условия для органического соединения систем социального страхования с системами социального обеспечения, не впадая в соблазн иждивенчества.
Система развития социального страхования за последние 30-40 лет также оказался в русле профсоюзной деятельности. В западных странах социальные завоевания довоенного периода подверглись пересмотру. В США законы Тафта-Хартли (1947 г.) и Лэндрама-Гриффина (1959 г.) до настоящего времени служат законодательной основой регулирования трудовых отношений в США. Правовыми установлениями, содержащимися в этих законах, существенно ограничивалось право американских рабочих на организацию профсоюзов, запрещались отдельные виды забастовок. Этими же законами жестко регламентировались условия заключения коллективных договоров между профсоюзами и предпринимателями, предписывались меры контроля за внутренней жизнью профсоюзов со стороны государственных органов.
В настоящее время в США единой общенациональной централизованной системы не существует. Она образуется из разного рода социальных программ, регламентируемых или федеральным законодательством, или законодательством штата, или ими обоими совместно; отдельные программы принимаются также местными властями. Выплаты по социальному страхованию производятся из страховых фондов, образуемых за счет налога на социальное страхование, которое взимается с трудящихся (в доле с предпринимателями). Законом о социальном страховании (1935 г.) было установлено два вида социального страхования: по старости (пенсии) и по безработице. Страхование по инвалидности в результате производственной травмы или болезни, вызванной условиями труда, входит в компетенцию штатов. Закон 1935 г. и поправки к нему распространяются на рабочих и служащих частного сектора, за исключением железнодорожников, для которых установлена отдельная система социального страхования. Существуют также программы социального страхования для федеральных гражданских служащих, ветеранов войн и военнослужащих. Такие категории трудящихся, как сельскохозяйственные рабочие, работники мелких предприятий, поденщики и т.д. остались неохваченными государственными программами социального страхования. Все виды социального страхования объединяются под названием общей федеральной программы, которой охвачено более 35 млн. человек. Одним из основных видов являются государственные пенсии, которую могут получать люди, достигшие 65 лет независимо от пола. Трудовой стаж, необходимый для получения полной пенсии -26 лет. Если стаж меньше, то пенсия соответственно уменьшается. Предусмотрена выплата пенсии и в возрасте 62 лет, но в этом случае пенсионное пособие сокращается на 20%. Пенсионеры имеют право работать, однако, начиная с определенной суммы заработка, у них вычитается из пенсии 50 центов на каждый заработанный доллар. Все пособия в рамках общей федеральной программы финансируются за счет налога на социальное страхование, который взимается в равных долях с наемных рабочих и служащих и с предпринимателей. Налоговая ставка, по которой взимается взнос на социальное страхование, устанавливается для трудящихся в процентном отношении к заработной плате, для предпринимателей - в процентном отношении к фонду выплаченной зарплаты. В общую федеральную программу включены также лица, работающие не по найму (врачи, лица свободных профессий, священники и т.п.). Они уплачивают налог по установленной совокупной налоговой ставке, т.е. по ставке, по которой взимается налог с трудящихся и с предпринимателей совместно.
Страхование по безработице, осуществляется на федерально-штатной основе. Фонды страхования по безработице образуются в основном за счет налогов с предпринимателей, размеры которых устанавливаются в процентном отношении от выплаченной заработной платы. В связи с высоким уровнем производственного травматизма и широким распространением профессиональных заболеваний в США существуют соответствующие программы страхования. В большинстве штатов законодательство устанавливает ответственность предпринимателей за увечье, нанесенное рабочему на производстве, и определяет уровень возмещения и продолжительность выплат по временной нетрудоспособности или же размеры компенсации семье погибшего в результате несчастного случая на производстве. Уровень возмещения определяется в процентном отношении к зарплате и составляет не более двух третей зарплаты, а в большинстве случаев еще ниже. За последние годы возросло число работников, занятых на опасных производствах, которые предпочитают самострахование в частных страховых фирмах от несчастных случаев. В большинстве штатов законы об ответственности предпринимателей за профессиональные заболевания либо вообще отсутствуют, либо охватывают весьма узкий круг этих заболеваний.
Кроме государственного, в США существует две формы частного страхования - коллективное по месту работы и индивидуальное. Коллективные договоры между профсоюзами и предпринимателями обычно предусматривают определенные социальные выплаты и гарантии. Однако аналогичные виды частного страхования существуют и во многих отраслях и фирмах, где профсоюзы отсутствуют. Предприниматели рассматривают свое участие в различных частных страховых формах как средство закрепления на своих предприятиях прежде всего наиболее квалифицированной рабочей силы и административного персонала.
Важное значение для большой части трудящихся имеют частные пенсии, хотя их получает втрое меньше человек, чем государственных. Кроме того, при начислении государственной пенсии учитывается общий стаж, независимо от того, поменял человек место работы или нет, а для получения минимальной частной пенсии рабочий или служащий должен иметь, как правило, 10 лет непрерывного стажа в одной фирме.
Наиболее широко распространено медицинское страхование по месту работы: этим видом страхования охвачено более 60% работающих по найму и членов их семей.
В послевоенный период в США в рамках системы частного социального страхования получили распространение так называемые дополнительные выплаты. Эти выплаты могут включать оплату отпусков и больничных листов, дополнительные пособия по безработице, иногда субсидирование расходов на продолжение образования, юридические услуги. Распространение различных видов "дополнительных" (по отношению к зарплате) выплат варьируется в широких пределах, так же как формы, размеры и способы их предоставления различными компаниями. Число оплачиваемых отпускных дней обычно прямо пропорционально стажу работника, однако в среднем оно составляет не более двух-трех недель. Дополнительные пособия по безработице могут получать (примерно в течение года) только члены наиболее мощных профсоюзов, оставшиеся без работы, т.е. такого рода гарантиями охвачено не более нескольких процентов всей рабочей силы. Еще более редки другие формы выплат. В сельском хозяйстве, на мелких предприятиях и фирмах вышеперечисленные виды социальных выплат практически полностью отсутствуют.
- Глава 1. 6
- Глава 2. 31
- Глава 3. Проблемы социальной защиты населения 61
- Глава 4. 88
- Глава 5 103
- Глава 6 154
- Глава 7 186
- Глава 1. История развития социального страхования в России
- Социальное страхование в дореволюционной России (1912- октябрь 1917)
- Становление советской модели социального страхования (октябрь 1917-1933)
- Основные особенности советской модели социального страхования (1933-1990гг.)
- Глава 2.
- Проблемы гарантированности социальной защиты
- Многовариантность форм социальной защиты
- Рекомендации мот по социальной защите
- Два подхода к решению проблем социального страхования
- Новая аксиоматика социальных реформ
- Социальная поддержка материнства и детства, семьи
- Глава 3. Проблемы социальной защиты населения
- В переходный период
- Кризис в экономике –
- Кризис в социальной защите
- Роль государства в социальной защите
- Общие направления реформирование системы социальной защиты
- Социально-трудовые отношения и правовые документы
- Социальная защита независимо от форм собственности
- Не правильные социальные решения могут спровоцировать экономический кризис
- Глава 4. Трансформация системы страхования в странах Запада
- Формы регулирования отношений в области социального страхования
- Страхование как форма социальной защиты
- Организация системы социальной защиты и страхования
- Виды страхования
- Глава 5
- Общий концептуальный подход к
- Построению системы социального страхования
- Социальная политика государства
- Проблемы социального страхования в рыночной экономике
- Недостатки существующей системы социального страхования
- Механизмы реализации модели социального страхования
- Профсоюзы и социальное страхование
- Социальные риски - особый вид страхования
- Глава 6 Организация социального страхования Демократические принципы организации страхования
- Система взаимодействия субъектов
- Правовое положение субъектов системы социального страхования
- Фонды страхования
- Модели финансирования социального страхования
- Тарифы и нормы отчисления
- Глава 7
- Настоящее положение и развитие системы
- Государственного социального страхования в России
- Общее вопросы финансового обеспечения
- Финансовый механизм социального страхования и его действие в 1992-1996годах
- Начисленные страховые взносы
- Остаток средств на конец
- Объективные предпосылки в определении тарифа взносов на социальное страхование
- 116 Прогнозное социальное проектирование. /Под ред. Т.М. Дридзе. М.1989.С.31