logo
Социальное страхование в России (Косарев)

Остаток средств на конец

отчет, периода, млрд. руб. 51,3 371,1 1211,4 1341,5 1610,7 31,4

рост к предыдущему году, раз 7,2 3,3 1,1 1,2 в %

к фонду оплаты труда 1,164 0,882 0,828 0,421 0,318

Увеличение остатков средств в 1993-1994гг. породило мнение о том, что в Фонде социального страхования скапливаются излишние средства. И хотя идет на убыль ежегодный прирост сумм остатков и уменьшается их процентное отношение к фонду оплаты труда, неод­нократно возникало предложение о снижении тарифа страховых взносов в Фонд.

Из изложенного выше возникает необходимость рассмотрения при­чин высокого удельного веса остатка средств в доходах бюджета Фонда социального страхования, составившего в 1992г. 24,6%, в 1993г.-17, 7%, в 1994г.-15,4%, В 1995г. -11,4% и 5,7% в 1996г.

Есть основания утверждать, что остатки средств образовывались к концу отчетного периода не потому, что эти средства лишние, а потому, что, в одном случае, сказывалась общая социально-экономи­ческая обстановка в стране. А в другом случае - имела место не­доплата трудящимся в связи с принятой системой расчета - выплат. в условиях галлопирующей инфляции и компенсационных мер, применяе­мых правительством для поддержания доходов населения.

Первый случай касается направления расходования средств Фонда социального страхования на санаторно-курортное лечение и органи­зацию отдыха работающих и их детей: было недоиспользовано в 1994г. (против утвержденных Законом по бюджету) 1,016 млрд. руб., а в 1995г. - 1378 млрд. руб.

Резкое и значительное подорожание путевок в санатории, дома отдыха и пансионаты, даже при оплате из бюджета Фонда соцстраха значительной части стоимости лечения и отдыха, сделало проблема­тичным приобретение работающими даже льготных путевок, а с учетом стоимости проезда - почти недоступным. Недоиспользованные льгот­ные путевки дали прирост остатков средств Фонда. Лишними эти средства никак не назовешь, поскольку обстоятельства рыночной экономики нарушили целевое использование средств на долечивание и отдых трудящихся.

Такая же картина сложилась и с отдыхом детей, который оплачи­вался средствами родителей, предприятий и организаций, профсоюза­ми, а также бюджетом социального страхования. Выпавшие из этой цепочки источников средств отдельные звенья не позволили финанси­ровать в прежнем объеме отдых детей. Численность детей, направля­емых в летние оздоровительные лагеря, сократилась в 2,5 раза.

За годы, анализируемые в работе, количество выданных путевок на санаторно-курортное лечение, оздоровление работников и членов их семей сократилось к 1996г. в 2 раза, а стоимость одной путевки возросла почти в 4 раза. Некоторое увеличение расходов на детей в 1996г. объясняется предпринятыми усилиями по организации летнего отдыха детей, но явно недостаточно для летнего оздоровления де­тей.

С 1998г. в связи с предполагаемым уменьшением тарифа страхо­вых взносов в Фонд полностью прекращается выделение средств на лечебное (диетическое) питание, дотацию на содержание санатори­ев-профилакториев, детских и юношеских спортивных школ, внешкольное обслуживание детей. Сокращаются до минимума ассигно­вания на приобретение санаторных путевок и дотацию детских оздо­ровительных лагерей. При общем сокращении ассигнований на оздо­ровление работников и членов их семей против 1996г. в 4 раза, или почти на 5 трлн. руб., число представляемых льготных путевок на лечение и отдых работающим сократится с 3,0 млн. до 80 тыс., а детям - с 4,6 млн. до 3,5 млн. путевок.

Постепенная ликвидация рассматриваемого направления социаль­ного обслуживания работающих и их детей некоторые экономисты рассматривают как логичное проявление черт рыночной экономики. Но при этом не всегда учитывается значительная диспропорция в дохо­дах различных групп населения, сложившаяся в период перехода к рыночной экономике. О неравномерном распределении доходов в об­ществе и о высоком уровне диспропорции в доходах населения свиде­тельствует то, что в анализируемом периоде численность населения с доходами ниже прожиточного минимума составляла от одной трети до пятой части всего населения России.

Численность населения с денежными доходами

ниже прожиточного минимума 151

1992 1993 1994 1995 1996

-млн. человек 50,2 46,9 33,3 36,6 31,9

% ко всему населению 33,5 31,5 22,4 24,7 22,0

Нереально рассчитывать, что обедневшее (не всегда по своей вине) население сможет полностью само оплачивать расходы на сана­торно-курортное лечение, на оздоровление детей и т.п. В этих ус­ловиях нельзя снижать уровень социальной защищенности значитель­ной части населения, особенно растущего поколения.

Внешкольное обслуживание детей, в финансировании которого частично участвовало социальное страхование, осталось сейчас без средств: недостаточное государственное финансирование, сведение почти на нет ассигнований профсоюзов и средств социального стра­хования. Такая недальновидная политика экономии средств на финан­сирование детских внешкольных учреждений ставит под угрозу буду­щее нации.

Уместно отметить, что в связи со снижением рождаемости число выплаченных пособий в 1996г. против 1992г. сократилось: по бере­менности и родам на 27,2%, на рождение ребенка - на 26,5%, по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет - на 32,6%. При сохране­нии уровня 1992г. потребовалось бы выплатить из бюджета Фонда со­циального страхования дополнительно 1935 млрд. руб., или 8% полученных страховых взносов.

Рассмотрим вторую причину роста абсолютных размеров остатков средств Фонда социального страхования в 1993-1994гг. На рост остатков в этот период повлияла недоплата получателям пособий по заболеваемости и по беременности и родам. Этому способствовало возникшее расхождение в размерах выплачиваемых пособий и отчисле­ний взносов в бюджет Фонда соцстраха.

В период перехода к рыночной экономике с резко возраставшей инфляцией и обесценением денег, неоднократно проводилась индекса­ция заработной платы и соответственно увеличивались отчисления от фонда оплаты труда на социальное страхование. При этом особеннос­ти расчета пособий по временной потере трудоспособности приводили к отставанию размера этих пособий от уровня оплаты труда: (в рублях)

1992 1993 1994 1995 1996

Среднедневная заработная плата 246,9 2442,4 8601,8 20793,0 34345,0

Среднедневное пособие по

вре­менной нетрудоспособности 131,5 1607,5 7295,5 17258,6 30257,0

в % к среднедневной зарплате 53,3 65,8 84,8 83,0 88,1

Среднедневное пособие по

бере­менности и родам 106,2 1272,7 5249,2 11853,4 20459,0

в % к среднедневной зарплате 43,0 52,1 61,0 57,0 59,6 152

Значительное расхождение в 1992г. и 1993г. среднедневной за­работной платы и недоплаты по пособиям при временной нетру­доспособности и в связи с беременностью и родами явилось следствием принятой системы расчета пособий. Оплата дней временной нетрудоспособности рассчитывается по среднему заработку за два последних месяца перед болезнью. При этом дни болезни могут приходиться на период резкого увеличения фактической оплаты тру­да. Поэтому отчисления в Фонд социального страхования делаются с более высокого уровня оплаты труда, а оплата дней нетрудоспособ­ности исходит из более низкого предыдущего заработка. Заниженная сумма выплачиваемых пособий пересматривается лишь при условии длительной, больше месяца, продолжительности временной нетру­доспособности. Замедление темпов роста заработной платы устраняет резкую диспропорцию в уровне оплаты труда и пособий по временной нетру­доспособности. Поэтому уменьшение недоплаты по пособиям сокращает и величину недоиспользуемых средств Фонда социального страхова­ния, которую никак нельзя рассматривать как резерв финансирования расходов Фонда. Аналогичными причинами, наряду со стойким ежегодным снижением оплаченных дней на 100 работниц объясняется и недорасход средств на пособия в связи с беременностью и родами.

По отчетам за анализируемые годы, число дней временной нетру­доспособности на 100 работников и особенно нетрудоспособности по беременности и родам на 100 работниц имело тенденцию к снижению.

Численность работников и число дней нетрудоспособности на 100 работников

1992 1993 1994 1995 1996

Среднесписочная числен­ность

работников, тыс. чел. 65780,8 63483,6 62663,5 61238,6 58349,5

-в % к предыдущему году 96,5 98,7 97,7 95,3

в том числе: женщины, тыс. чел. 33489,6 32168,2 31758,3 31339,8 29977,5

-в % к Предыдущему году 96,1 98,7 98,7 95,6

Число дней временной

нетрудоспособности на 100 раб. 819,3 856,2 809,0 842,9 814,0

-в % к предыдущему году 104,5 94,5 104,2 96,6

Число дней по беременнос­ти

и родам на 100 работниц 366,3 319,0 295,9 273,8 264,9

-в % к предыдущему году 87,1 92,8 80,4 96,7

Вряд ли можно всерьез принимать снижение дней нетрудоспособ­ности как результат сокращения заболеваемости. Ухудшение экологи­ческой обстановки, ослабление оздоровительно-профилактической ра­боты, вредность условий производства, тяжесть и интенсивность труда и т.п. - все это ведет не только к ухудшению здоровья, но и к снижению продолжительности жизни населения. Более убедительным является объяснение, исходящее из особенностей перехода к рыноч­ным отношениям: сокращение фактического рабочего времени в году, боязнь трудящихся потерять работу в связи с длительным заболева­нием, снижение рождаемости, сокращение численности детей, умень­шение поэтому дней по уходу за больным ребенком и другие труд­ности соблюдения прав трудящихся при взаимодействии с коммер­ческими структурами.

Воздействие целого комплекса различных факторов повлияло на динамику общих расходов бюджета Фонда социального страхования по отношению к фонду оплаты труда, с которого начислены страховые взносы, с 3,34% в 1992г. до 5,30% в 1996г.

Однако, временное возникновение повышенных остатков средств Фонда социального страхования из-за временно низких расходов выз­вало повышенное внимание к этой проблеме и ее обсуждению с пози­ций пересмотра тарифов взносов на социальное страхование в сторо­ну их понижения.153 Мы уже отметили, что даже действующим страховым тарифом не восполняются потребности ряда отраслей хозяйства и ре­гионов, нуждающихся в повышенных уровнях расходов. На практике осуществляется перераспределение средств от страхователей к отде­лениям Фонда и от отделений к страхователям. Как правило, нехват­ка средств проявляется у тех страхователей, на предприятиях кото­рых имеются вредные условия производства, тяжелый и интенсивный труд, а также большой процент работающих женщин. В этих условиях недоиспользованные средства Фонда социального страхования высту­пают резервом для перераспределения между отраслями и регионами.

Кроме того, средства, недоиспользованные по отдельным показа­телям, отраслям или регионам, позволяют осуществлять не фи­нансированные из федерального бюджета расходы в связи с аварией на Чернобыльской атомной электростанции. Например, задолженность на начало 1996г. в сумме 177,6 млрд. руб. и на конец 1996г. - 425,4 млрд. руб.

За рассматриваемый период отделениями Фонда социального стра­хования ежегодно возмещался отдельным страхователям перерасход в суммах от 4,3 млр.руб. в 1992г. до 2271,8 млрд. руб. в 1996г., что составило по отношению к общим расходам всех страхователей от 3,7% в 1992г. до 10,1% В 1996г.

Сравнительный анализ сумм, полученных отделениями Фонда соци­ального страхования на местах, с суммами, перечисленными от отде­лений Фонда страхователям в счет перерасходованных ими средств, показывает, что процентное соотношение полученных средств отделе­ниями Фонда к начисленным взносам имеет тенденцию к снижению, в среднем за год на 8 %. При этом суммы возмещения перерасходов страхователей, отнесенные к начисленным взносам, наоборот, имеют тенденцию к возрастанию, в среднем за год на 35,8%.

Общая сумма дотации страхователям (с учетом роста задолжен­ности) составила в 1996г. 2798 млрд. руб., или 12,4% ко всем из­расходованным средствам.

Поступление страховых взносов и соотношение расходов с собственными доходами по отдельным региональным и отраслевым отде­лениям Фонда социального страхования за 1996г. характеризуется данными, приведенными в таблице.

В большинстве регионов суммы расходов и доходов не очень от­личаются друг от друга, но все же есть отклонения в сторону пре­вышения расходов. Наибольшее превышение расхода над доходами было у Дагестанской республики (на 63,4%), по Брянской области (на 34,4%), Кировской (на 14,9%), Тульской (на 10,3%) и на 9,4% по ЦО угольной промышленности. В этих областях более половины числен­ности работников составляют женщины, к тому же в Брянской области сказываются последствия аварии на Чернобыльской АЭС. В угольной промышленности на уровень расходов влияют тяжелые и вредные усло­вия труда. Все эти области имеют минусовые остатки и являются до­тационными, несмотря на высокий процент собираемости страховых взносов.

В среднем по Российской Федерации собираемость страховых взносов достигла в 1996г. 88,2%. Выше среднего по Российской Фе­дерации процентное соотношение поступивших страховых взносов к начисленным сложилось в 1996г. у 9 регионов: самый высокий уро­вень по Санкт-Петербургскому территориальному отделению (97,2%), Московскому городскому отделению (96,8%) и в ЦО угольной промыш­ленности (94,8%).

В составе потенциальных доноров можно назвать также и Са­марское отделение (17,3 млрд.руб. и 68,9 млрд.руб.), Ханты-Мансийский округ (35,8 млрд. руб. и 23,1 млрд. руб.), ЦО метал­лургов (37,1 млрд. руб. и 36,3 млрд. руб.), ЦО железнодорожного транспорта (62,3 млрд. руб. и 14,2 млрд. руб.).

В целом по Российской Федерации сумма перечисления в Фонд со­циального страхования и в отделения Фонда равнялась в 1996г.. 2129,2 млрд. руб., что составило 8% по отношению к расходам Фонда социального страхования РФ и 9% по отношению к средствам, посту­пившим в Фонд в виде страховых взносов.

Характерно, что из общего количества региональных и отрасле­вых отделений Фонда по контрольным цифрам бюджета на текущий 1997г. 71 отделение являются дотационными и только 32 отделения -"донорами".

По отраслям хозяйства Российской Федерации Фондом социального страхования за 1996г. была получена отраслевая отчетность в по­рядке подготовки к расчетам отраслевых тарифов, проведены сравни­тельные расчеты. Начисленные и полученные страховые взносы со­поставлены с фактическими расходами на социальное страхование, отнесенными к величине фонда оплаты труда,154 как в целом по Российской Федерации, так и по отдельным отраслям хозяйства

Как видим, соотношение начисленных страховых взносов и фонда оплаты труда (ФОТ) в отраслях хозяйства отражает действующий страховой тариф -5,4%, а размер полученных страховых взносов, отнесенный к ФОТ, не достигает в 19 из 21 рассматриваемой отрасли хозяйства уровня действующего страхового тарифа. При этом процент собираемости страховых взносов в Фонд социального страхования составил в целом по Российской Федерации 88,2%, а по рассматрива­емым отраслям -от 71,4% в строительстве и 72,9% в сельском хо­зяйстве до 96% в здравоохранении и 96,9% -в промышленности стройматериалов.

Если сопоставить с величиной ФОТ израсходованные в 1996г. средства Фонда социального страхования, то превышение действующе­го тарифа наблюдается по 7 отраслям хозяйства: угольной промыш­ленности (на 1,18%), цветной металлургии (на 2,21%), целлюлозобу-мажной промышленности (на 0,53%), легкой и текстильной промышлен­ности (на 0,92%), по народному образованию (на 1,86%), по здраво­охранению (на 0,51%) и органам управления (на 1,36%). Перерасход в основном объясняется тем, что эти отрасли отличаются или небла­гоприятными условиями труда, или среди их работников преобладают женщины.

В течение ряда лет сложилась довольно устойчивая тенденция изменения структуры расходов Фонда социального страхования. Воз­растает удельный вес пособий (в 1,7 раза). В меньшей мере увели­чился удельный вес расходов на санаторно-курортное лечение и от­дых трудящихся и их детей - в 1,5 раза, а доля расходов на осу­ществление социального страхования и прочие расходы снизилась за тот же период в 1,6 раза (см. таблицу).

Расходы Фонда социального страхования в % к фонду оплаты труда, с которого начислены страховые взносы

1992 1993 1994 1995 1996

Расходы, всего 3,34 3,90 4,55 5,23 5,30

в том числе:

пособия. 2,19 2,60 3,13 3,46 3,5

Санаторно-курортное лече­ние

и отдых трудящихся и

их детей. 0,85 1,05 1,21 1,56 1,31

Ссуществление социального

страхования и проч. расходы 0,30 0,25 0,21 0,21 0,18

Таким образом, расходы Фонда по отношению к фонду оплаты тру­да вплотную приблизились к размеру тарифа. Это произошло несмотря на ряд противодействующих факторов: резкое снижение рождаемости и связанное с этим сокращение расходов на пособия, падение обеспе­ченности работающих санаторным лечением и отдыхом, сведение на нет внешкольного обслуживания детей и др.

Взносы на социальное страхование

при введения Налогового Кодекса

В проекте нового Налогового Кодекса предлагается не только передать Налоговой службе сбор отчислений во внебюджетные соци­альные фонды, в том числе и в Фонд социального страхования, но и снизить налоговые ставки.

Аргументы авторов Налогового Кодекса в защиту этих предложе­ний можно свести к следующему.

Во-первых, проведенные проверки учреждений Фонда социального страхования показали, что средства этого Фонда зачастую расходу­ются не целевым образом.

Во-вторых, неэффективно имеющееся разделение по разным фондам функций по оплате медицинской помощи и выплате пособий по случаю временной нетрудоспособности.

В-третьих, объединение средств фондов социального страхования и обязательного медицинского страхования позволит упорядочить движение финансовых ресурсов, направляемых на здравоохранение, усилить государственный контроль за распределением и расходовани­ем средств на оказание населению медицинской помощи.

В связи с этим обратим внимание на следующие моменты, исходя из анализа исполнения бюджета Фонда социального страхования.

Появляется дополнительная инстанция, собирающая взносы на социальное страхование и другие социальные нужды, чтобы передать их для использования в соответствующие внебюджетные со­циальные фонды. При этом надо отметить, что по Фонду социального страхования процент собираемости взносов на практике не ниже та­кого же показателя по собираемости налогов.

Сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхова­ния, будет уменьшаться налогоплательщиком на сумму расходов, ко­торые произведены им в соответствии с законодательством (Проект Налогового Кодекса РФ, гл. 78, ст. 670 (2)). При этом консолидиро­ванный платеж социального налога будет производиться платежным требованием в три социальных фонда. Большинство страхователей бу­дут испытывать недостаток средств: из 1,5 млн. страхователей как минимум 80% (1,2 млн. страхователей) потребуется от отделений Фонда систематическая дотация. В случае несвоевременного получе­ния дотации, не противореча Налоговому кодексу, страхователи бу­дут восполнять недостаток средств путем сокращения перечисляемой суммы социального налога, т. е. финансирование Фонда обязательного медицинского страхования и Фонда занятости населения, на практи­ке, будет осуществляться по остаточному принципу.

В настоящее время Фонд социального страхования в ходе провер­ки расчетов со страхователями выявляет сокрытый фонд оплаты тру­да, суммы недоначислений, суммы не принятых к зачету расходов и т. п. По логике вещей, всю эту работу при новом порядке должна бу­дет проводить по каждому из трех социальных фондов (фонду соци­ального страхования, фонду занятости и обязательному медицинскому страхованию) соответствующая налоговая инстанция, в функции кото­рой перейдет сбор и перераспределение составных частей единого социального налога.

В 1996г. финансово-контрольной службой Фонда социального страхования было начислено и взыскано штрафов, пени и не принято к зачету расходов, всего на общую сумму санкций в размере 2248 млрд. руб., или 9,3% всех доходов. Более половины нарушений было выявлено при проверках на местах. Уровень контроля за целевым использованием средств Фонда непосредственно его отделениями, видимо, будет повышен, однако, уровень контроля за полным начислением налога и других платежей, а главное, за расходованием средств страхователями, при дробле­нии общего финансового контроля можно будет сохранить только за счет дополнительных мер.

Не исключено, что снижение тарифа взносов на социальное стра­хование может повлечь за собой сокращение или даже ликвидацию ря­да направлений расходования средств из Фонда социального страхо­вания. Предложение о выводе из этого фонда расходов нестрахового характера нуждается в дополнительной проработке.

В "Программе социальных реформ в Российской Федерации на пе­риод 1996-2000годов"155 в разделе VI. "Реформирование социального страхования" п.7 в связи с этим сформулировано следующее: "В системах страхования на случай временной нетрудоспособности и от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусматривается ввести отраслевую дифференциацию страховых взносов в зависимости от отраслевых профессиональных рисков, пе­ревести выплаты не страхового характера на бюджетное Финансирова­ние".

При этом однако понятие о страховом или не страховом харак­тере расходов четко не сформулировано. Иногда считают, что в Фонде социального страхования должны оставаться только те расходы и выплаты, которые направлены на возмещение утраченного заработка, например, в связи с временной нетрудоспособностью. Сюда же можно отнести и расходы на санатор­ное долечивание застрахованного. Кроме того, ритуальное пособие, выплачиваемое в связи с уходом из жизни работающего, направлено на возмещение возникшей в связи с этим потребностью в значитель­ной сумме расходов. Однако разовое возрастание расходов застрахо­ванного работника возникает и при наступлении радостного события - рождения ребенка.

По большому счету, к страховым относятся все выплаты, которые обеспечены гарантированными страховыми взносами. Именно таким способом формируется Фонд социального страхования и другие соци­альные фонды.

Более широкое толкование страхового характера выплат включает "обеспечение от возможного ущерба путем периодических взносов со­циальному учреждению, которое выплачивает денежное возмещение в случае такого ущерба". Поэтому можно считать, что все расходы, которые выплачиваются за счет страховых взносов, вносимых в Фонд социального страхования и др., являются страховыми.

Что касается пособия по уходу за ребенком раннего возраста, то выплата такого пособия предусматривалась при его введении как замена расходов государства на ясельное содержание детей. Расходы эти довольно значительные (особенно, если сюда присовокупить расходы на пособия по уходу за больным ребенком ясельного воз­раста) . Государство рассматривало эти суммы как базу для финанси­рования нового вводимого пособия. Но со временем суммы эти "поте­рялись" ("растворились") в общем котле социальных расходов. В настоящее время предполагаемое выведение этих и подобных им посо­бий из Фонда социального страхования не гарантируется наличием другого источника. Сохранение его в системе социального страхова­ния также нуждается в дополнительном финансировании.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4