logo
Социальное страхование в России (Косарев)

Социальные риски - особый вид страхования

Одним из приоритетных направлений социальной политики стран с рыночной экономикой выступает организация системы социального страхования как формы защиты трудящихся, и важный элемент ее ­­- страхование от социальных рисков. Такая форма родилась в результате длительного периода взаимоотношений работодателей с наемными работниками, мучительных поисков путей усовершенствования этих взаимоотношений с целью построения социально справедливого общества и была закреплена в принятой Генеральной ассамблеей ООН Всеобщей Декларации прав человека (1948 г.). Наша страна подписала эту Декларацию значительно позже, на начальном этапе реформирования общества. Декларация подтвердила необходимость социального страхования и последующего социального обеспечения при наступлении таких видов социальных рисков, как болезнь, инвалидность, старость, потеря кормильца и безработица. И в самом деле в жизни каждого человека обязательно встречаются ситуации, которые от него мало зависят. К таковым относятся не только экологические катастрофы, но и профессиональные риски.

Ответственность за катастрофы техногенного характера ложится на общество в целом, а за профессиональные риски – на каждого отдельного работника и работодателя. Право на труд должно подразумевать и право на защиту в процессе работы. Поэтому в условиях социально-ориентированной рыночной экономики помимо личной ответственности используется и солидарная ответственность всего трудоспособного населения, работодателей и государства. Социальный риск должны разделять все три основные субъекта общества: работник, работодатель и государство. Можно говорить о степени риски, которая зависит от принятия решений каждым субъектом. Определить эту степень в принципе сложно хотя бы в силу взаимосвязанности принятых субъектами решений.

В условиях социализма основным работодателем и собственником средств производства являлось государство, оно же выступало и в роли страхователя, брало на себя ответственность за профессиональные и социальные риски и их финансовое обеспечение. Сами риски в целом были меньшими и структурно иными, чем сегодня. Система учета социальных рисков была нечеткая и не играет решающей роли, уровень социальных гарантий не был велик и бюджет позволял покрывать возникающие незначительные перерасходы.

Понятно, что положение, когда государство брало на себя ответственность и за риски, и за их обеспечение, не может сохраняться в условиях развивающихся рыночных отношений, поскольку появляются предприятия с разными формами собственности и социальный риск претерпевает существенные качественные и количественные изменения. Сегодня существенно изменились принципы распределения общественного продукта и роль государства в системе социальной защиты, в результате госбюджет перестает быть ее гарантом. Поэтому действенной формой социальной защиты выступает социальное страхование на случай рисков. Суть его сводится к распределению материальной ответственности по минимизации и компенсации социальных рисков на максимально возможное число участников, как форма организованной взаимопомощи.

Введение в России данного вида страхования становится все более актуальным. Многочисленные публикации свидетельствуют о том, что невыгодность вложения средств в охрану труда и отсутствие действенного механизма ее обеспечения приводят к росту травматизма и профзаболеваний, которые завтра могут лечь тяжким бременем на различные бюджеты как на государственные, региональные и местные, так и на "страховые". Не следует забывать и о том наследии, которое досталось нам от прежней системы хозяйствования. При том, что дело с охраной труда обстояло гораздо лучше, существовали вредные производства, и даже регионы, в которых такие производства были градообразующими, территории с экстремальными природно-климатическими условиями.

Сегодня в стране система обеспечения такого рода социальных рисков весьма неэффективна и ненадежна, что усугубляется многочисленными побочными явлениями, возникающими вследствие рассогласованности принципов организации этой защиты и новых экономических отношений. "Организационно-правовой формой компенсации постоянной утраты трудоспособности" сегодня все еще "служит институт индивидуального возмещения ущерба"130.

Ситуация с охраной труда на производстве с каждым годом обостряется, в результате происходит рост социальной напряженности и производственных конфликтов. "Производственная среда практически всегда несет потенциальную опасность профессионального риска"131. Вредные условия труда сегодня широко распространены Причины их разные, в том числе и несовершенство промышленных технологий, которое на данном этапе научно-технического прогресса трудно устранимы. Неблагоприятные условия труда являются также последствием развития так называемого дикого рынка, когда предприниматель не тратит средства на охрану труда, поскольку ему это невыгодно. Возможно появление новых профессиональных заболеваний, привнесенных научно-техническим прогрессом, а последствия воздействия ультразвуковых, магнитных излучений еще предстоит изучить.

По мнению В. Роика, социальный риск означает "вероятность материальной необеспеченности трудящихся в результате потери возможности участвовать в экономическом процессе"132. Сегодня, в России понятие "социальный риск", становится весьма актуальным. Это, конечно, не означает, что такой риск ранее, при социализме не существовал, но, как считает В. Роик, он был менее значительным. С переходом экономики на рыночные отношения в общественную практику снова возвращается данное понятие, как социально обусловленного объективной общественной природой. Социальный риск - это в определенном смысле обратная сторона экономической свободы и их рост взаимосвязан.

Возрастание социального риска в связи с экономическими преобразованиями - процесс закономерный. Он обусловливает необходимость повышения уровня социальной защиты трудового населения, разработки механизмов, "адекватных новым социально-экономическим условиям, новому соотношению интересов работника, предпринимателя, государства и общества"133. В рыночных условиях экономическая и социальная политика оказываются тесно взаимосвязанными, при этом "состояние экономики обуславливает вероятность возникновения социальных рисков для трудящихся, а направленность социальной политики влияет на организацию социальной защиты"134. В рыночных условиях предварительный учет рисков необходим, он является одним из базовых принципов страхования. Более того, рыночным условиям, как правило, сопутствует дефицит государственного бюджета, поэтому государство не сможет выполнить своих обязательств перед застрахованными.

Такова мировая практика. Подобный подход позволяет грамотно, надежно и эффективно осуществлять социальную защиту, в том числе в форме социального страхования.

Решить эту важную проблему отдельными мерами невозможно. Нужен комплексный подход, который потребует реформирования всей существующей системы охраны труда и системы социального страхования с тем, чтобы в ней начал работать механизм профессионального риска, особенно там, где эти риски особенно высоки. Необходимо в частности, осуществить перевод всех видов профессиональных рисков на принципы страхования, разработать систему учета рисков и обеспечения по ним; организовать реабилитационные меры для пострадавших на производстве, их лечение, пенсионное обеспечение; создать научные центры по разработке нормативов социального обеспечения, экспертные советы по оказанию консультационных услуг по снижению этих рисков и др. Профессиональный риск предусматривает необходимость защиты не только от несчастных случаев на производстве, но и от профзаболеваний. В западных странах он выступает важным условием мероприятий по охране труда и является порождением социальной политики, направленной на предотвращение и предупреждение негативного влияния капиталистической формы производства и соответствующих отношений между работодателем и наемным работником.

Выделение профессионального риска в качестве самостоятельного вида страхования определяется его социально-экономической природой, и является результатом многолетних поисков в процессе построения гражданского общества. В основу разделения социального страхования на разные виды должны лечь конкретные социальные риски как функциональный признак защиты, что повысит адресность защиты и сделает более совершенным финансовый механизм ее обеспечения. Защита должна осуществляться с целью минимизации этих рисков, наиболее полного обеспечения при их наступлении и проведения комплекса профилактических мер.

В целом, социальное страхование можно определить "как систему правовых, социально-экономических и организационных мер по компенсации и минимизации отдельных видов социального риска"135. Социальный риск является базовым признаком системы социального страхования, который может быть связан с потерей трудоспособности, доходов и т.п. Цель - минимизация рисков и повышение ответственности за них участников трудовых отношений.

Основными принципами такого вида страхования, законодательно закрепленными, могут быть следующие:

- распространение страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на всех работающих и работавших ранее не зависимо от формы собственности предприятия и вида трудовой деятельности;

- размер предоставляемых гарантий по материальному обеспечению и обслуживанию граждан при наступлении всех страховых случаев, предусмотренных в этом виде страхования, должен быть не менее устанавливаемого прожиточного минимума - гарантии социальной защиты.

Соответственно необходимо разработать механизм организационно-финансового обеспечения по данному виду социального страхования.

Механизмами обеспечения минимизации такого риска являются:

- разработка тарифа страховых взносов для различных отраслей производства и некоторых коэффициентов для каждого конкретного предприятия, учитывающих особенности условий труда на нем;

- возврат предприятию некоторой доли страховых взносов при улучшении условий труда, а также при не наступлении страхового случая в срок, оговоренный в страховом договоре;

- наделение страховой компании правом пересмотра размера страховых взносов, если условия труда действительно претерпевают существенные изменения в ту или иную сторону.

Важнейшими задачами здесь являются: разработка системы анализа, оценки и учета уровня и факторов страхового риска для различных профессиональных групп и категорий работников и "справедливое распределение ответственности за отдельные виды социального риска между основными субъектами социально-трудовых отношений"136. Именно эти задачи необходимо решать на первом этапе реформ, но и по сей день они даже не формируются как задачи. Сложные вопросы в данном случае связываются с объемом страховых взносов на основе вычисления вероятности наступления страховых случаев, установления объема необходимых компенсационных выплат, а также с принятием решений по распределению материальных нагрузок между субъектами страхования.

Однако, определить такой риск возможно, используя вероятностный подход. Базовыми показателями для определения вероятности наступления страхового случая могут выступать: "частота наступления рисковой ситуации, уровень материальной обеспеченности в случае утраты трудоспособности или отсутствия спроса на труд, уровень социальных гарантий и в случае наступления рисковой ситуации" и, наконец, "продолжительность рисковой ситуации - период между ее наступлением и переходом к нормальным условиям жизнедеятельности"137. Понятно, что риск должен определяться количественными и качественными характеристиками, так как только при таких условиях становится возможно использовать его в системе социального страхования. В этом коренное отличие социального страхования от организованной социальной помощи, которая осуществляется лишь при свершившемся факте несчастного случая или иного негативного явления. Учет риска как вероятностной величины наступления неблагоприятного для человека события выступает технической стороной механизма действия социального страхования. Его правовой и социально сторонами являются ответственность за риск и защита от него.

Для решения этой и других задач, предлагается организовать автономную обязательную систему социального страхования работающих от несчастных случаев на производстве, в которую включаются также случаи профессиональных заболеваний. Практика многих зарубежных стран, доказала свою эффективность как в защите от разных видов риска, так и в стимулировании деятельности по охране труда. Действенность такой системы прежде всего в автономности этого вида социального страхования, которая позволяет, как говорилось ранее, наиболее полно оценить потребности застрахованных в социальной защите и более полноценно ее организовать. Страховые тарифы, начисляемые на конкретное предприятие определяются с учетом особенностей условий труда на нем и наличия определенного риска для здоровья его работников. Автономность этого вида страхования заставляет нести ответственность за риски их основных виновников.

Особую роль играют в этом деле страховые компании как государственные так и коммерческие. Социальное страхование с введением третьего субъекта - страховой организации позволит не только устранить межличностные конфликты, но и обеспечить их разрешение цивилизованным способом. Осуществляя акт страхования работников, страховая компания берет на себя ответственность перед застрахованными за их безопасность и социальную защиту при наступлении страховых случаев.

Источником финансирования страховых компаний по данному виду страхового риска служат взносы, вносимые работником, государством и работодателем или предприятием, которые отчисляются от фонда оплаты труда и включаются в себестоимость выпускаемой продукции. При необходимости, а также в зависимости от "вины" государства за состояние той или иной отрасли или от общественной потребности в ней в фонд этого вида страхования могут быть привлечены специальные средства госбюджета.

Данный подход прошел проверку в развитых стран мира и в отечественной практике нет противопоказаний к его применению. Напротив, есть насущная необходимость в его использовании, равно как в реформировании всей системы социального страхования с учетом предлагаемых рекомендаций. При реформировании непременно должны учитываться и наши особенности как природно-климатические, так и социально-экономические. Предлагаемая модель будет обладать несомненными достоинствами, среди которых, помимо вышеназванных, необходимо отметить комплексность и системность как ее самой, так и процесса реформирования.

Социальное страхование ориентировано на социально активное население, трудящихся. Оно действует на основании определенных отчислений от их доходов, на принципах самоуправления и взаимопомощи. Его главные задачи - профилактика и уменьшение социальных рисков, а для этого необходимым условием становится разработка статистической базы данных как фундамента для определения степени этого риска и назначения соответствующих страховых взносов.

Социальное страхование может носить как обязательный, так и добровольный характер, что в целом определяется природой самого страхового риска, а также иметь некоторые переходные формы. Оно может быть общегосударственным или муниципальным, различаться кругом действий и сферой распространения. В каждом конкретном случае система страхования должна исходить из природы данного явления.

Но в любом случае, социальный риск является объективным явлением современного техногенного общества, и должно быть учитываемо в различных компенсационных программах. Игнорирование данного фактора государственными органами, общественными организациями и предпринимательскими, (производственными) кругами, как это имеет место в настоящее время, приводит, как уже говорилось, к снижению экономической эффективности, росту социальной напряженности и пр.

Поэтому, жесткость требований к учету социальных рисков в системе социального страхования носит глобальный характер и это необходимо иметь в виду в первую очередь при разработке социально-экономической политики государства на переходный период и отдаленную перспективу.