logo
Социальное страхование в России (Косарев)

Тарифы и нормы отчисления

Финансовым источником производимых платежей традиционно выступают как уже говорилось, страховые взносы – сегодня единые для всех предприятий безотносительно к степени вредности условий труда на конкретном предприятии. Такой подход "стал в свое время одной из причин постепенного разрушения системы охраны труда, сложившейся в России в 1903 году"147. Этим годом датируется принятие закона об ответственности предпринимателей за несчастные случаи с их работниками. В 1912 г. вышел закон по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев. До 1925 г. включительно законодательство еще отражало различие в условиях труда, действовал принцип дифференциации тарифов на взносы в зависимости от степени вредности для здоровья различных производств. В дальнейшем складывается государственная монополия по управлению обществом и различие тарифов становится "роскошью" из-за сложности их расчетов. Оказалось легче осуществлять необходимые дотации из госбюджета в систему социального страхования. Без сомнения, принцип солидарности, существовавший в государственной системе социальной защиты и страхования, предполагает введение единого для всех страхователей тарифа как базового, а так же отмену необоснованных льгот.

Страховые взносы соответствуют тарифам, которые должны быть дифференцированы по территориальным или иным признакам и приближены к действительным потребностям населения. Тарифы разрабатываются в соответствии с предложениями фондов социального страхования и подлежат утверждению в законодательном порядке.

Начисление страховых взносов осуществляется на прибыль предприятия (учреждения, организации), а также на совокупный доход (заработок) граждан, участвующих в трудовой деятельности данного предприятия. Порядок начисления и уплаты взносов определяется специальными положениями, устанавливается и перечень выплат, на которые не производится начисление страховых взносов и которые не включаются в общую сумму заработка при выплате страховых сумм. Эти нормативные документы разрабатываются также по предложениям фондов и подлежат утверждению в законодательном порядке.

Безусловно, страховой тариф, проблемы его установления должны занимать ведущее место в любой концепции социальной защиты и социального страхования. По мнению ряда ученых страховой тариф должен состоять из двух частей:

- некоторой постоянной величины, учитывающей специфику отрасли,

- переменной величины, отражающей условия труда на конкретном предприятии, которая включает "карательные" и "поощрительные" меры в виде соответствующей надбавки или скидки к постоянной величине тарифа. Остающиеся в страховой компании суммы после всех необходимых выплат могут направляться на улучшение условий труда на предприятиях.

Развитие многоукладной экономики требует формирования стабильных и надежных кредитно-финансовых систем страхования, с соблюдением определенных государством минимальных норм страховой защиты. Одним из важных моментов в создании организационно-финансовых условий для функционирования системы социального страхования является разработка новой системы норм, а также повышения минимального уровня социальной защиты, с учетом разделения видов социального страхования по социальным рискам. При определении норм следует учесть такие параметры, как:

- продолжительность периода компенсаций утраченного заработка и согласование его с факторами социально-экономического и медицинского характера - для каждого вида компенсаций;

- размер выплат по социальному страхованию, который в зависимости от вида страхования может учитывать трудовой (или страховой) стаж, величину прежнего заработка или объем страховых накоплений.

Последнее может колебаться в диапазоне, имеющем как нижнюю границу, определяемую, исходя из минимального потребительского бюджета и периодически пересматриваемую с учетом индекса цен и минимальной заработной платы, так и верхнюю, за которой находится уровень жизни данного региона со средними доходами. Верхний предел не должен порождать иждивенческих настроений, когда оказывается более выгодным получать пособие, нежели трудиться. Назначаться он может при полной утрате возможности заработка и отсутствии иных источников получения дохода.

Жесткие условия определения размера социального обеспечения используются только при обязательных формах социального страхования, добровольное же вправе осуществлять полную компенсацию утраченного заработка и предоставлять ряд иных дополнительных услуг. В значительной мере на компенсационные выплаты по обязательному страхованию влияют экономическое развитие страны, и очевидно, что эти выплаты на первых порах не смогут быть большими, но они должны обеспечивать достойный уровень выживания.

На первом этапе реформирования системы социального страхования необходимо решать следующие задачи:

- установить минимальный размер выплат по социальному страхованию, по возможности с учетом видов страхования;

- денежные выплаты ориентировать на фактический заработок, причем должен быть установлен и его верхний предел, превышение которого будет освобождать работающего от обязанности страхования, т.е. от обязательных форм страхования, но не возбраняет использовать добровольные формы;

- создать предпосылки и обеспечить условия наибольшего благоприятствования для развития добровольных форм социального страхования;

- в дополнение к первому определить минимальный уровень расходов на лечение и реабилитацию в зависимости от степени и видов утраты трудоспособности, учитывающих специфику заболеваний.

Таким образом, размер взносов, определяемый уровнем ответственности, не только способствует росту самосознания участников, но и заставляет их изыскивать пути снижения социальных рисков и тем самым уменьшать размеры выплат в соответствующие страховые фонды. Трехсубъектность позволит контролировать деятельность каждого участника страхования. Функция контроля возлагается и на страховые компании.

Такое реформирование снимет непосильное финансовое бремя с предпринимателей, делает его справедливым, стимулирующим социально-ориентированную деятельность работодателей. Страховые взносы перестанут носить характер обезличенных налогов, оседающих в государственных и региональных бюджетах, и будут направляться на конкретные цели социальной защиты по различным видам социального страхования, соответствующим видам социальных рисков.

Перекроются каналы порочной практики органов государственной власти, при которой скрытое от большинства населения изъятие средств сопровождается декларируемой помощью, в результате чего создается миф о всемогуществе и справедливости их действий. Произойдет действительное расширение демократических принципов построения общества, в котором на условиях согласования расширяются права каждого его члена и различных организационных образований одновременно с ростом их обязанностей.

Отдельного обсуждения требует вопрос о размерах пособий по социальному страхованию. Здесь возможны только общие рекомендации - размер пособий должен в первую очередь определяться видами страховых случаев, и для каждого необходимо решить, какие факторы следует учитывать: размер заработной платы работника, характер его потребностей, и будет ли пособие выдаваться регулярно или единовременно. "Пособие по временной нетрудоспособности призвано компенсировать утраченный заработок до определенной величины" и, согласно рекомендациям МОТ, "не может быть меньше двух третей заработка"148. Для установления размеров пособия можно ориентироваться на трудовой стаж, который со временем будет заменяться стажем страховым. При этом возможно повышение величины страховых пособий как самим страхователем, так и с помощью дотаций на региональном и местном уровнях.

Видимо, целесообразно отменить неоправданные ограничения на пособия при бытовых травмах, работающим инвалидам, совместителям и др. Желательно по возможности расширить различные виды социальной реабилитации и внести в законодательство положения, которые побуждали бы Фонды использовать на эти цели средства страхования.

Социальное страхование является обязательным для всех работающих, и каждый из них получает право на выплаты при наступлении страхового случая. Пособие выплачивается на основе записей о произведенных взносах, и в некоторых случаях объем страховых взносов может влиять на размер пособия. Чаще оно зависит от размера заработной платы наемного работника. В случае социальной помощи учитывается степень обеспеченности конкретного лица, а размер пособия никак не связывается с предшествующей зарплатой. Учитываются только отдельные параметры, например доходы или среднедушевой доход семьи, размеры собственности и т.п.

***

Новая финансовая модель предполагает закрепление в законодательных актах самого смысла социального страхования, принципов его организации с учетом разделения ответственности между участниками. Принятые законы не должны противоречить другим законодательным актам и отражать специфику перехода к рыночным отношениям и построению гражданского общества. Все это в комплексе позволит более успешно преодолеть ложное представление о социальной справедливости, вынесенное из эпохи социализма, будет способствовать экономическому росту страны, увеличению благосостояния каждого члена общества и повышению его социальной защищенности.

В ходе реформирования меняется и порядок финансирования социального страхования. Если фонд страхования от несчастных случаев основывается исключительно на взносах работодателей, то в других видах социального страхования участвуют госбюджетные средства в форме дотаций, хотя главным для данных фондов остается увеличение числа застрахованных и привлечение их к управлению.

Ситуация изменится лишь после устранения недостатков финансового механизма и после разграничения компетенции между субъектами в области социального страхования.

На сегодняшний день, бюджеты практически всех видов социального страхования не обеспечивают должного уровня социальной защиты и это при том, что работодателям приходится нести "непомерное бремя совокупных платежей по страхованию". Это происходит вследствие того, что в финансовом механизме "не оценивается финансовая нагрузка на плательщиков, страхователи отстранены от участия в управлении фондами, размер страховых выплат не увязан с уровнем профессионального и социального риска, а также с объемом прав и гарантий страхователей и застрахованных"149.

Существующую систему социальной защиты и страхования можно обозначить как "систему прямого возмещения ущерба"150, которая ничего общего не имеет с происходящими сегодня социально-экономическими преобразованиями. Новая социально-экономическая и финансовая система, которая представлена в настоящей работе, может, на наш взгляд весьма существенно изменить порядок социального страхования, а соответственно улучшить систему социальной защиты как работающего так и не работающего населения.