Правовое положение субъектов системы социального страхования
Разработка системы социального страхования не может считаться законченной без правового определения как самой системы, так и ее субъектов. Система социального страхования автономна и независима в своей деятельности, но только вне рамок закона. Субъекты также автономны в своей деятельности и отвечают исключительно по своим обязательствам и в рамках своей компетенции. Взаимодействие их осуществляется на добровольной основе и на основе заключаемых договоров. Если договором установлена ответственность субъектов системы социального страхования по совместным действиям, то они ее несут в доле своей ответственности.
Органы, и все субъекты социального страхования, в своей деятельности руководствуются законом о социальном страховании, различными подзаконными и нормативными актами. Каждый такой нормативный акт должен тщательно увязываться с законом и не ущемлять прав того или иного субъекта, а также не противоречить общему действующему законодательству. Это касается и всех последующих документов, регламентирующих и регулирующих деятельность субъектов в системе социального страхования.
При участии органов социального страхования в коммерческом управлении средствами социального страхования их деятельность подпадает под действие законов о предприятиях, о страховых компаниях или иных соответствующих законодательных актов.
Каждый трудозанятый гражданин обязан быть застрахован. Работодатели и лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью, выступают в роли и страхователей и застрахованными в одном лице, и также уплачивают в установленном порядке страховые взносы. При наступлении страхового события застрахованный имеет право на получение возмещения понесенного им ущерба в результате временной потери трудоспособности, а также пособий по системе социального страхования в соответствии с предлагаемым перечнем. Фонды и страховые кассы вправе использовать и дополнительные виды обеспечения при условии выполнения означенного минимума и наличия резервов финансирования иных видов социальной помощи, требующихся застрахованным.
Являясь основными субъектами системы социального страхования по обеспечению социальной защиты, фонды обладают правом законодательной инициативы в области социального страхования. Для совершенствования функционирования всей системы социального страхования фонды вправе выходить на органы исполнительной власти всех уровней с предложениями, касающимися улучшения социальной защиты трудозанятого населения.
Фонды вправе вступать в отношения с федеральными, региональными, территориальными административными органами управления для выполнения общих и специальных программ по социальной защите трудозанятого населения. Но этим не заканчивается перечень прав фондов социального страхования по улучшению социальной защищенности трудящихся. Им предоставляется право вступать во взаимодействие с различного рода общественными организациями, имеющими сходные с системой социального страхования задачи, по вопросам совершенствования социальной защищенности граждан РФ. Виды и формы этого взаимодействия могут быть различными, фонды вправе сами их устанавливать.
Страхователям и страхуемым дается право не только создания фонда социального страхования для обеспечения своих потребностей, но и выхода из него, если он перестает удовлетворять их требования, а в последующем право выбора любого фонда.
Создание фондов социального страхования должно производиться в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ и касающемся деятельности предприятий. Право принятия решения о создании фонда социального страхования принадлежит исключительно ее создателям - общему собранию (конференции) участников социального страхования - страхователям и страхуемым. При неудовлетворительной деятельности фонда социального страхования собрание как законодательный орган вправе принять решение об его ликвидации. Ликвидация будет осуществляться также в установленном порядке - с назначением правопреемника и проведением соответствующих юридических процедур.
Государственные органы вправе принять решение о ликвидации фонда социального страхования лишь в исключительных случаях и в соответствии с общим законодательством, если фонд нарушал законы, например в случае коммерческого управления средствами действовал незаконно (торговал оружием, наркотиками и т.п.).
Задачи системы социального страхования, права и обязанности ее субъектов не могут быть полностью определены, если не будет создана система контроля за их деятельностью.
Разрешение споров, возникающих между субъектами социального страхования, а также между субъектами и организациями, с которыми они вступают во взаимодействие, является весьма важным моментом. Споры будут возникать неизбежно, и это не является показателем плохого функционирования системы социального страхования. Но их легко можно разрешить, если все нормативные акты и инструкции будут соответствовать закону о социальном страховании, а также не будут содержать противоречий с общим законодательством.
Споры могут разрешаться специально создаваемыми при фондах (и других субъектах социального страхования) комиссиями, либо контрольно-ревизионными комиссиями, если спор носят характер финансовых претензий, а также в установленном общим законодательством порядке. В специальных положениях необходимо разработать и заложить механизм разрешения споров и удовлетворения претензий.
Контроль за деятельностью системы социального страхования и ее субъектов состоит из:
- внутреннего контроля и самоконтроля;
- контроля со стороны внешнего, по отношению к ней, субъекта.
Как правило, для осуществления контроля финансовой деятельности в системе социального страхования образуются контрольно-ревизионные службы. Они создаются при каждом фонде социального страхования, а при необходимости и при его филиалах и отделениях. При Федеральном объединенном фонде организуется федеральная контрольно-ревизионная комиссия. Деятельность всех контрольно-ревизионных служб регламентируется соответствующими положениями и инструкциями, разрабатываемыми фондами и утверждаемыми их Правлением. В функции контрольно-ревизионных служб фондов входит контроль за своевременностью отчислений, их полнотой. Кроме того они следят за тем, чтобы фонды и страховые кассы расходовали средства в соответствии с потребностями страхуемых и установленными статьями расходов.
Для контроля за другими видами деятельности фондов могут создаваться различные специальные комиссии, в том числе правовые для разрешения споров. Страховые кассы на предприятиях также могут создавать контрольно-ревизионные комиссии. Федеральная контрольно-ревизионная служба должна иметь право так называемого сквозного контроля за деятельностью всех фондов, входящих в систему социального страхования, а также их филиалов и отделений.
Контрольно-ревизионные службы подчиняются своим законодательным органам: служба фондов - общему собранию его участников, а служба Федерального фонда - собранию (конференции) представителей всех фондов системы социального страхования. Страхователи обязаны предоставлять фондам и их контрольно-ревизионным службам все необходимые сведения и документы, кроме тех, которые составляют коммерческую тайну, но они должны быть указаны в перечне, установленном законодательством РФ. За расходом средств на нуды застрахованных и за общими статьями расхода могут наблюдать различные общественные организации, задачей которых является защита интересов как страхуемых, так и страхователей.
По поводу отчислений на социальное страхование фактически пересекаются функции контрольно-ревизионных комиссий и органов налогового контроля, поэтому контроль они могут осуществлять совместно. Налоговые службы вправе налагать различного рода взыскания на субъектов, нарушающих установленные правила, распределять получаемые доходы в прибыль и своих служб, и фондов социального страхования (что требует дополнительного положения в законном порядке). Общественные организации вправе обращаться в вышестоящие (для данного уровня) органы управления и контроля, а также разрешать конфликт в установленном общим законодательством порядке.
Контроль в целом является формой управления системой социального страхования. В тоже время предусмотрены и иные формы воздействия и управления, например выход из фонда, требование его реорганизации и ликвидации, переизбрание того или иного органа управления. Таким образом, системой контроля становится практически сама система социального страхования со своими механизмами построения, функционирования и развития.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Глава 1. 6
- Глава 2. 31
- Глава 3. Проблемы социальной защиты населения 61
- Глава 4. 88
- Глава 5 103
- Глава 6 154
- Глава 7 186
- Глава 1. История развития социального страхования в России
- Социальное страхование в дореволюционной России (1912- октябрь 1917)
- Становление советской модели социального страхования (октябрь 1917-1933)
- Основные особенности советской модели социального страхования (1933-1990гг.)
- Глава 2.
- Проблемы гарантированности социальной защиты
- Многовариантность форм социальной защиты
- Рекомендации мот по социальной защите
- Два подхода к решению проблем социального страхования
- Новая аксиоматика социальных реформ
- Социальная поддержка материнства и детства, семьи
- Глава 3. Проблемы социальной защиты населения
- В переходный период
- Кризис в экономике –
- Кризис в социальной защите
- Роль государства в социальной защите
- Общие направления реформирование системы социальной защиты
- Социально-трудовые отношения и правовые документы
- Социальная защита независимо от форм собственности
- Не правильные социальные решения могут спровоцировать экономический кризис
- Глава 4. Трансформация системы страхования в странах Запада
- Формы регулирования отношений в области социального страхования
- Страхование как форма социальной защиты
- Организация системы социальной защиты и страхования
- Виды страхования
- Глава 5
- Общий концептуальный подход к
- Построению системы социального страхования
- Социальная политика государства
- Проблемы социального страхования в рыночной экономике
- Недостатки существующей системы социального страхования
- Механизмы реализации модели социального страхования
- Профсоюзы и социальное страхование
- Социальные риски - особый вид страхования
- Глава 6 Организация социального страхования Демократические принципы организации страхования
- Система взаимодействия субъектов
- Правовое положение субъектов системы социального страхования
- Фонды страхования
- Модели финансирования социального страхования
- Тарифы и нормы отчисления
- Глава 7
- Настоящее положение и развитие системы
- Государственного социального страхования в России
- Общее вопросы финансового обеспечения
- Финансовый механизм социального страхования и его действие в 1992-1996годах
- Начисленные страховые взносы
- Остаток средств на конец
- Объективные предпосылки в определении тарифа взносов на социальное страхование
- 116 Прогнозное социальное проектирование. /Под ред. Т.М. Дридзе. М.1989.С.31