Организация системы социальной защиты и страхования
Теперь, что касается организации самой социальной защиты. В большинстве стран взносы на социальное страхование оплачивают и предприниматели, и работники, хотя в таких странах, как Австрия, Бельгия, Германия, Нидерланды и Франция большая доля падает на плечи самих работников, в Италии же наоборот - на предпринимателей. Только работодатели оплачивают взносы в Финляндии и Швеции, а в Дании финансирование социальной защиты и вовсе осуществляется из средств госбюджета. Если же говорить о США, то там фактически отсутствует система обязательных взносов со стороны работодателей, и как говорилось ранее, большее внимание уделяется коллективным договорным условиям.
Опираясь на данные МОТ, можно сказать, что в конце 80-х годов на социальные нужды направлялись: в Швеции - 31% валового национального продукта (ВНП); в Бельгии, Германии, Дании, Нидерландах, Франции - 20% ВНП; в США - 10% и более низкие показатели характерны для стран так называемого "третьего мира", а также для Португалии и Японии.
Имеются отличия и в подходах к определению размеров выплат. Британия, Нидерланды и некоторые другие страны Северной Европы используют принцип всеобщего равенства прав на получение социальных пособий. В Бельгии, Германии, Франции размер выплат определяется, исходя из подсчитываемых взносов в страховые фонды, а в США и Канаде выплаты в целом направляются только самым бедным и исчисляются исходя из степени их нуждаемости.
В практике западных стран в области страхования по безработице105 можно выделить два принципиальных его вида:
Государственное страхование находится в руках государства - и такое положение характерно для большинства стран.
Страхованием ведают профсоюзы, в которых создаются специальные кассы страхования по безработице. Это свойственно в основном странам Северной Европы и некоторым другим, в частности, для аграрного сектора Италии.
В первом случае контроль возлагается на Министерство труда, занятости, социальных дел и в том числе на их подразделения на местах. Так, например, в Британии контроль осуществляется органами Министерства социальной защиты, в Японии - системой Министерства труда, в Германии - больничными кассами, которые, в частности, занимаются аналогичной работой по всем видам страхования, и такая практика была распространена в дореволюционной России, а в США и Канаде сбором средств в фонды страхования занимаются налоговые ведомства.
В большинстве случаев финансовые средства на осуществление программ занятости собираются за счет налога на фонд заработной платы, но в то же время в Японии, например, на четверть они покрываются за счет госбюджета, в Италии и США отчисления поступают в основном от работодателей, а в других европейских странах обложению могут подлежать как работники, так и работодатели.
"Взносы трудящихся от общей суммы страхового взноса составляют: в Германии - 50%, в Канаде - 42%, в Японии - 37,5%, во Франции - 36%, в США - менее 4% и в Италии - 0%"106.
Существенное различие можно наблюдать и в предъявляемых требованиях для назначения пособия по безработице, в том числе к минимальному сроку трудовой деятельности до момента наступления безработицы. В Канаде этот срок составляет 20 недель, во Франции - 91 день (или 520 часов), в Германии - 360 дней и 180 дней - для сезонников, в Италии - год, а в Японии - 6 месяцев. Некоторые страны предпочитают устанавливать и минимальный уровень заработной платы, ниже которого не должен был получать, претендующий на пособие по безработице. В том числе в Британии временных сроков не устанавливается вовсе, а лишь определяется уровень предыдущего годового заработка, который составляет 4 тыс. долларов в год - для получения полного пособия и 2 тыс. долларов в год - для сокращенного. Таким образом, охваченных пособиями оказывается от 32% всей численности безработных в Британии до 80% - в Канаде.
Определенные отличия можно наблюдать и в средних размерах получаемых пособий по безработице. Так, например, в Германии он составляет 63% от размера последнего заработка, что в Японии и некоторых штатах США размер пособий может быть обратно пропорциональным уровню предыдущей заработной платы, то есть пособие тем больше, чем меньше был предыдущий заработок.
В США, Канаде и Японии устанавливается верхний предел пособия по безработице, размер которого не должен превышать 80% заработной платы за вычетом всех премий, причем следует учитывать, что в Японии премии, как правило, составляют около трети доходов трудящихся.
Кроме Японии и Германии сами пособия облагаются налогом.
Устанавливается и максимальная продолжительность для получения пособий по безработице: в США и Канаде она зависит преимущественно от общего уровня безработицы в стране или штате, в Германии, Японии, Франции она исчисляется из характеристик безработного, как то его возраст и трудовой стаж. В США, как правило, максимальный срок получения пособий по безработице равен 26 неделям, в Канаде - 35 неделям, но при высоком уровне безработицы в этих странах срок может продлеваться.
По истечении срока выплат пособий по безработице человек остается вправе получать специальное "социальное пособие" из государственных средств, которое очень невелико и в принципе чуть выше официально принятой черты бедности. Но продолжительность получения социального пособия бывает, как правило, неограниченной.
Теперь о странах Северной Европы, где вопросами социального страхования ведают профсоюзы. Система социального страхования по безработице там строится следующим образом: трудящиеся взносы на страхование платят сами в свою профсоюзную организацию и последняя занимается выплатой пособий по безработице из накапливаемых таким образом средств. За исключением выплат профсоюзами небольшого государственного налога все средства таким образом сосредотачиваются на местах, хотя при этом они и не могут направляться на другие, чем страхование от безработицы цели.
Но следует отметить, что "в последние годы правительства ряда северных стран делают попытки отобрать у профсоюзов кассы по безработице под предлогом недостаточной эффективности их работы"107, и кроме того используется практика обложения их дополнительными налогами, для поступления больших средств в государственную казну, которые якобы должны идти для увеличения занятости.
В практике социального страхования в ФРГ108 обязательная его форма предусмотрена как для государственного, так и индивидуального социального страхования, что обуславливается существованием определенных рисков в жизни человека, убытки от которого могут вызывать сложности их покрытия одним лицом. В противном случае, т.е. при отсутствии обязательного индивидуального страхования - это может привести к повисанию некоторых лиц на шее у государства.
- Глава 1. 6
- Глава 2. 31
- Глава 3. Проблемы социальной защиты населения 61
- Глава 4. 88
- Глава 5 103
- Глава 6 154
- Глава 7 186
- Глава 1. История развития социального страхования в России
- Социальное страхование в дореволюционной России (1912- октябрь 1917)
- Становление советской модели социального страхования (октябрь 1917-1933)
- Основные особенности советской модели социального страхования (1933-1990гг.)
- Глава 2.
- Проблемы гарантированности социальной защиты
- Многовариантность форм социальной защиты
- Рекомендации мот по социальной защите
- Два подхода к решению проблем социального страхования
- Новая аксиоматика социальных реформ
- Социальная поддержка материнства и детства, семьи
- Глава 3. Проблемы социальной защиты населения
- В переходный период
- Кризис в экономике –
- Кризис в социальной защите
- Роль государства в социальной защите
- Общие направления реформирование системы социальной защиты
- Социально-трудовые отношения и правовые документы
- Социальная защита независимо от форм собственности
- Не правильные социальные решения могут спровоцировать экономический кризис
- Глава 4. Трансформация системы страхования в странах Запада
- Формы регулирования отношений в области социального страхования
- Страхование как форма социальной защиты
- Организация системы социальной защиты и страхования
- Виды страхования
- Глава 5
- Общий концептуальный подход к
- Построению системы социального страхования
- Социальная политика государства
- Проблемы социального страхования в рыночной экономике
- Недостатки существующей системы социального страхования
- Механизмы реализации модели социального страхования
- Профсоюзы и социальное страхование
- Социальные риски - особый вид страхования
- Глава 6 Организация социального страхования Демократические принципы организации страхования
- Система взаимодействия субъектов
- Правовое положение субъектов системы социального страхования
- Фонды страхования
- Модели финансирования социального страхования
- Тарифы и нормы отчисления
- Глава 7
- Настоящее положение и развитие системы
- Государственного социального страхования в России
- Общее вопросы финансового обеспечения
- Финансовый механизм социального страхования и его действие в 1992-1996годах
- Начисленные страховые взносы
- Остаток средств на конец
- Объективные предпосылки в определении тарифа взносов на социальное страхование
- 116 Прогнозное социальное проектирование. /Под ред. Т.М. Дридзе. М.1989.С.31