Модели финансирования социального страхования
Опыт построения финансовых моделей социальной помощи и страхования, как отечественных, так и зарубежных, представляется не лишним.
Как свидетельствует мировая практика наиболее надежно эта проблема решается трех канальным финансированием, в том числе:
40-60% средств от компенсационных выплат при утрате дохода наемным работником уплачивается работодателем;
10-30% - самими работниками, подлежащими страхованию;
20-40% - размер государственного участия.
Средства госбюджета могут направляться на выплаты всеобщего характера и на обеспечение минимального уровня страховых пособий при условии, если средств первых двух участников не хватает. Так устанавливается совместная ответственность трех субъектов страхования за социальный риск.
В наиболее общем виде можно выделить четыре модели, которые различаются по трем принципиальным положениям:
- распределением финансового бремени между основными субъектами страхования и финансовым обеспечением по социальному страхованию;
- степенью полноты использования "инструментария социальных рисков";
- организационными формами построения системы социального страхования.
На ряду с этим остается принципиальным вопрос, который сегодня вызывает широкие дебаты: "насколько оправдано" "освобождение самих страхуемых от уплаты страховых взносов?"144. Ответ на него дает анализ предложенных моделей социальной защиты и страхования.
Первая модель - не столь давно существовала в СССР, но используется и в ряде других стран. По этой модели финансовое бремя никоим образом не затрагивает самих страхуемых. Значительная часть взносов перекладывается на предприятия, которые при этом не приобретают никаких прав. Страховые взносы выполняют роль некоторой "государственной повинности", превращаются в "обязательный налог", который предприятия, "проводя соответствующую ценовую политику, стремятся переложить ... на потребителей их продукции"145.
Устранение страхуемых от уплаты страховых взносов ведет к тому, что никакой ответственности и обязательств у них нет. Есть некоторые права, к примеру, право на пенсию, на обеспечение по инвалидности, в случае потери кормильца и некоторые др.
Такова модель монопольной государственной системы социального страхования, по которой утрачивается страховой характер системы, нечеткой становится и ответственность за риск. Ее бюджет сливается с государственным, и в итоге система страхования превращается в систему социального обеспечения.
Следует отметить, что при проведении реформ "сверху" угроза возвращения этой модели продолжает сохраняться. Такую тенденцию могут поддержать и некоторые слои населения, что обусловлено действием модели в течение длительного периода отечественной истории.
Организационные формы построения такой модели, видимо, ясны и наиболее емко могут быть обозначены как система попечительства. Возврат к ней может не только резко ухудшить положение с обеспечением социальной защищенности населения, но и будет способствовать деформации мотивации людей к труду, а также служить серьезным тормозом к развитию рыночных отношений.
По второй модели страховые взносы платят и страхователи, и страхуемые, но инструментарий социального риска не используется в полной мере, не осуществляется строгий расчет вероятности наступления страхового случая, накопление страховых средств не увязывается с ростом обязательств. В сущности так сегодня организовано в нашей стране пенсионное страхование. Взимаемые по нему взносы к тому же направляются только на погашение текущих расходов, а будущие затраты по пенсионному обеспечению в расчет не берутся. Таким образом, организационное построение и финансирование выплат также мало отличается от принятых в системе социального обеспечения.
По третьей модели полностью используется система социальных рисков и на ее основе устанавливаются размеры взносов по социальному страхованию и выплат при наступлении страховых случаев. Объемы взносов и выплат между собой строго согласуются. Согласно теории страхования социальных рисков существующие "правила страховой техники дают возможность с достаточной точностью определять, какие единовременные пособия или выплаты могут быть произведены"146. Организационная форма такой модели чрезвычайно гибкая. Для покрытия возможного дефицита финансовых средств предусматривается создание специальных резервных фондов. Единство организационных принципов построения позволяет также разделять и объединять различные виды страхования безболезненно и без серьезных технических трудностей.
Устойчивость такой модели определяется органичным учетом интересов как застрахованных, так и страхователей. Модель содержит, таким образом, внутренние резервы своего совершенствования, ибо предусматривает представительство всех субъектов системы страхования в системе управления. Кроме того использование личных счетов страхуемых повышает как их заинтересованность в страховании, так и ответственность за собственное здоровье и условия труда. Возможность накопления страховых средств на личных счетах увеличивает реальную защищенность трудящихся.
Страховой принцип избавляет работающих граждан от иждивенческих настроений, помогает им осознать, что бесплатных социальных услуг и социальной помощи в природе не бывает, что их необходимо заработать. Накопительный принцип, позволяя инвестировать средства в развитие производства оказывается выгодным и для экономики, и для страхуемых.
Бюджет социального страхования зависит от необходимого объема обеспечения социальной защиты трудового населения, который в свою очередь определяется численностью наемных работников и состоянием их здоровья, природно-климатическими и экологическими условиями работы и проживания, национально-культурными особенностями и др. Часть ответственности за перечисленные факторы ложится и на государство, что влечет за собой финансовые обязательства. Поэтому в некоторых случаях возможно частичное государственное финансирование по отдельным видам социального страхования или по реализации соответствующих социальных программ в рамках страхования.
В основе такой модели лежит принцип, согласно которому размеры страховых взносов зависят от доли ответственности за страховые риски. В организационном построении модели учтены интересы всех участников системы социально-трудовых отношений, соответственно представленных в системе социального страхования. При принятии решений предусмотрены демократические формы согласования интересов.
И наконец, четвертая модель предусматривает необходимость создания организационно-финансовых условий для того, чтобы система социального страхования могла обеспечить действенную социальную защиту.
Три основные источника финансирования
Функционирование системы социального страхования, не зависимо от того какая модель принимается к реализации, основано на финансовом обеспечении оказываемых по нему услуг. Не могут менять и источниками финансирования:
страховые взносы страхователей - работодателей и лиц, занятых
индивидуальной трудовой деятельностью;
- страховые взносы страхуемых - трудозанятых граждан;
- средства, возмещаемые страхователями (штрафы, пени и т.д.);
- коммерческое управление средствами социального страхования;
- средства госбюджета;
- инвестиции в страховую деятельность;
- различного рода пожертвования от юридических и физических лиц;
- другие источники, не запрещенные действующим законодательством.
Но формы, виды и размеры финансирования неодинаковы. В целом предполагаются три основных источника финансирования системы социального страхования: бюджет, предприятие и каждый работник в отдельности,. Различие обусловлено следующими принципами:
1. Система финансирования предполагает участие всех основных субъектов социального страхования и социальной защиты.
2. Каждый субъект несет определенную долю ответственности за систему социальной помощи, ее функционирование и совершенствование.
3. Каждый субъект имеет свою область деятельности. Для сравнения и в прошлом, и сегодня имелся только один субъект финансирования - государство. Фактически основным источником выступало предприятие и все работающие, средства которых отчуждались и передавались в распределительную систему. Одним из недостатков такой системы было неучастие предприятий и работников в деятельности системы социальной защиты и социального страхования.
Каждый субъект имеет свою область финансирования. Первый источник - бюджет, он предполагает финансирование всей системы социального обеспечения (в большей доли) и часть системы социального страхования ( в меньшей доли). Этими средствами распоряжается специально созданный (и не один) фонд, в частности, пенсионный, занятости, страхования в экстремальных условиях, социального страхования по временной нетрудоспособности. Понятно, что средства бюджета также есть деньги работающих - налогоплательщиков, но отчуждаются они в бесспорном порядке согласно закона о социальной защите и т.д., т.е. с разрешения работающих и всех граждан, которые делегировали эту функцию законодательному органу. Второй и основной источник финансирования, безусловно, остаются средства страхователей, на них падает основная доля поступлений в систему социального страхования.
Принципиальная схема финансирования системы социального страхования не предполагает отчуждение средств от предприятия, а наоборот по схеме основная доля средств остается на предприятиях, в страховых кассах. Страховые кассы являются частью системы социального страхования, ее независимыми субъектами и выплачивают страховые суммы и пособия застрахованным работникам данного предприятия при наступлении страхового случая.
В фонды социального страхования перечисляется определенный процент страховых взносов, устанавливаемый субъектами по согласованию. Для обеспечения координации деятельности всей системы социального страхования, а также для проведения различных мероприятий республиканского уровня, выполнения программ социального страхования фонды перечисляют в Федеральный фонд определенный процент от получаемых ими средств также по согласованию между всеми фондами социального страхования.
Средства социального страхования, отчуждаемые на законном основании, становятся собственностью застрахованных и не подлежат изъятию. Они не могут быть использованы вне системы социального страхования, не облагаются налогами и с них не производится никаких отчислений.
Средствами социального страхования управляют субъекты: фонды и страховые кассы. Для устойчивости функционирования системы соцстраха в них образуются резервные средства. Субъекты осуществляют финансирование всего комплекса мероприятий: начиная от выплаты страховых сумм и пособий и заканчивая обеспечением мероприятий по оздоровлению и реабилитации трудящихся, членов их семьи. Из средств социального страхования производится покрытие расходов на текущую деятельность субъектов по обеспечению социального страхования и социальной помощи.
Для большей устойчивости в условиях рыночных отношений фондам и страховым кассам дано право коммерческого управления средствами социального страхования, но при условии возвращения большей части получаемой прибыли в систему социального страхования. Под коммерческим управлением понимается и участие фондов в коммерческих видах страхования, и вложение средств в коммерческие банки, и различные виды деятельности, приносящие прибыль, кроме запрещенных законодательством. Страховые кассы вправе на этих же условиях вкладывать средства в развитие своего предприятия.
Вопрос об участии средств госбюджета в системе социального страхования - один из важных вопросов. С одной стороны, отказ от бюджетного финансирования части расходов по социальному обеспечению в системе социального страхования будет означать либо увеличение доли взносов страхователей-работодателей (с чем они могут не согласиться), либо невозможность возмещения застрахованным 100% утраченного заработка. Но отказ от средств госбюджета создает прецедент вмешательства государства в финансовую деятельность системы социального страхования.
С другой стороны, государство в виде различных налогов так или иначе производит отчисление в госбюджет в том числе и на нужды социального страхования. Другое дело, что финансирование этой статьи расходов государство осуществляет по остаточному принципу. Кроме того, бюджетный дефицит сегодня не позволяет удовлетворять в должной мере многие социальные потребности нашего общества. Поэтому перед создателями моделей финансирования социального страхования встала дилемма. Предлагаются два альтернативных варианта возмещения ущерба при наступлении страховых случаев и временной утрате трудоспособности.
Вариант 1. Утраченный заработок возмещается минимально в размере 80% от среднего заработка или совокупного дохода застрахованного, в том числе 73% - из дохода предприятия и 7% - из накопленных средств застрахованного. Оставшаяся часть (20%) может возмещаться из средств либо госбюджета, либо социального страхования, накопленных за счет коммерческого управления (или же из средств фондов).
Отказ от средств госбюджета, а также отсутствие достаточных средств на первых порах, пока не произойдет становление системы социального страхования, позволит возмещать лишь установленный минимум.
Вариант 2. Страховые возмещения составляют 75% - минимальное страховое возмещение, в том числе из средств предприятия выплачивается 75% от означенной суммы и 25% - из средств госбюджета, оставшаяся до 100% часть распределяется между предприятием (75%) и застрахованным (25%).
Размер минимального возмещения утраченного заработка взят как некая средневзвешенная величина от выплачиваемого ранее возмещения, когда ее размер зависел от стажа работающего.
Возмещение ущерба производится страховыми кассами предприятия. Средства предприятия и застрахованных от предприятия не изымаются, а переходят в статью расхода по социальному обеспечению в системе социального страхования. Предприятие при этом не вправе использовать эти средства на собственные нужды, лишь страховые кассы могут использовать эти средства в коммерческих целях.
Страховые кассы для получения дополнительной прибыли вправе направлять средства социального страхования как на развитие собственного предприятия, так и в другие предприятия. Решение о направлении этих средств принадлежит исключительно собранию участников системы социального страхования - членов страховой кассы. Страховые кассы ведут учет дохода и поступлений средств по их источникам, а также расходования средств социального страхования.
Средства застрахованного, выделенные в отдельную статью доходов, накапливаются и впоследствии могут использоваться им в системе социального страхования даже на самые экзотические потребности, как, например, на пластические операции, на исключительно дорогостоящие медицинские процедуры, лечение и отдых в санаториях и на курортах с семьей в любых точках земного шара и др.
Включение в статью источников средств застрахованного кажется, на первый взгляд, спорным. Некоторые расценивают это как ущемление прав работника. При более внимательном рассмотрении выявляются существенные преимущества данного предложения.
Во-первых, работник включается в систему социального страхования не только как субъект защиты, но и как полноценный ее участник. Отчисление доли своего заработка заставит работника экономить средства и осуществлять контроль за их расходованием. Средства работника остаются для него персонифицированными, на них не производится никаких начислений и впоследствии он сможет использовать их по своему усмотрению, но в рамках системы социального страхования.
Во-вторых, если работник не участвует финансово в системе социального страхования, то ее деятельность становится для него отвлеченной. В этом случае система социального страхования действует по образу и подобию "старой", когда работники даже не знали, что они являются застрахованными, а выплаты и пособия получали как благодеяние, часто не задумываясь об их источниках.
При перечислении определенного процента средств социального страхования в фонды эти средства остаются на счетах фондов, персонифицированных по каждому страхователю. Неизрасходованные в текущем бюджетном году средства поступают в распоряжение страхователей, которые, не изымая их из фондов, направляют на обеспечение потребностей застрахованных. Этим обеспечивается принцип возвратности неизрасходованных средств. Фонды социального страхования могут получать доходы за счет не только коммерческого управления средствами, но и контрольно-ревизионной деятельности и производимых с ее помощью взысканий в виде штрафов, пени и других регрессивных мер.
Размер отчислений строго определен законом о социальном страховании и не может быть изменен. Исходя из принципа социального страхования, т.е. возмещения средств при наступлении страхового события, предприятия или работодатели платят не всю сумму возможного страхового возмещения, а только страховые взносы, которые и формируют страховой фонд. При нехватке средств у предприятия, разницу выплачивает (в долг) страховой фонд.
В целом предлагаемая схема финансового управления средствами системы обязательного социального страхования имеет большие преимущества перед ранее существовавшей. В новую систему включены элементы добровольного коммерческого страхования. Построение системы соцстраха на независимой от государства и иных структур основе, выстраивание взаимоотношений субъектов с учетом заинтересованности, взаимоуважения интересов делает ее эффективной, а ее функционирование и развитие - согласованным с общественными условиями.
Построение "снизу-вверх", включение системы социального страхования в общественную жизнь, контроль за ее деятельностью и самоконтроль сделают систему выживаемой и действенной.
Но предприятие и работник формируют еще один фонд - фонд обязательного дополнительного страхования. Размер взноса точно фиксируется верхним пределом, но может снижаться в зависимости от условий труда. Эти средства также не облагаются налогом, формируют фонд работодатели и работники. Введение данного фонда позволяет определять размер пособий или страховых выплат, немного меньше или равным среднему заработку работника, например в случае потери трудоспособности. Кроме того, варьирование размерами взносов и превращение их в персонифицированные для предприятия и каждого работника позволяет заинтересовать каждого субъекта в снижении заболеваемости, улучшении условий труда и т.д. Сэкономленные средства, находящиеся в распоряжении предприятия и каждого работника, по закону могут быть направлены только на социальные нужды, например на компенсацию стоимости путевок, социальную и трудовую реабилитацию, вспомоществование и пр. В момент заболевания работнику выплачивается вся сумма среднего заработка, но после выхода на работу, у него удерживается из зарплаты. У каждого работника ежемесячно вычитается сумма для образования страхового фонда по дополнительному обязательному страхованию, которая является персонифицированной и из которой выплачивается определенный процент, причитающийся по данному фонду.
- Глава 1. 6
- Глава 2. 31
- Глава 3. Проблемы социальной защиты населения 61
- Глава 4. 88
- Глава 5 103
- Глава 6 154
- Глава 7 186
- Глава 1. История развития социального страхования в России
- Социальное страхование в дореволюционной России (1912- октябрь 1917)
- Становление советской модели социального страхования (октябрь 1917-1933)
- Основные особенности советской модели социального страхования (1933-1990гг.)
- Глава 2.
- Проблемы гарантированности социальной защиты
- Многовариантность форм социальной защиты
- Рекомендации мот по социальной защите
- Два подхода к решению проблем социального страхования
- Новая аксиоматика социальных реформ
- Социальная поддержка материнства и детства, семьи
- Глава 3. Проблемы социальной защиты населения
- В переходный период
- Кризис в экономике –
- Кризис в социальной защите
- Роль государства в социальной защите
- Общие направления реформирование системы социальной защиты
- Социально-трудовые отношения и правовые документы
- Социальная защита независимо от форм собственности
- Не правильные социальные решения могут спровоцировать экономический кризис
- Глава 4. Трансформация системы страхования в странах Запада
- Формы регулирования отношений в области социального страхования
- Страхование как форма социальной защиты
- Организация системы социальной защиты и страхования
- Виды страхования
- Глава 5
- Общий концептуальный подход к
- Построению системы социального страхования
- Социальная политика государства
- Проблемы социального страхования в рыночной экономике
- Недостатки существующей системы социального страхования
- Механизмы реализации модели социального страхования
- Профсоюзы и социальное страхование
- Социальные риски - особый вид страхования
- Глава 6 Организация социального страхования Демократические принципы организации страхования
- Система взаимодействия субъектов
- Правовое положение субъектов системы социального страхования
- Фонды страхования
- Модели финансирования социального страхования
- Тарифы и нормы отчисления
- Глава 7
- Настоящее положение и развитие системы
- Государственного социального страхования в России
- Общее вопросы финансового обеспечения
- Финансовый механизм социального страхования и его действие в 1992-1996годах
- Начисленные страховые взносы
- Остаток средств на конец
- Объективные предпосылки в определении тарифа взносов на социальное страхование
- 116 Прогнозное социальное проектирование. /Под ред. Т.М. Дридзе. М.1989.С.31