logo
Социальное страхование в России (Косарев)

Финансовый механизм социального страхования и его действие в 1992-1996годах

Изменение размеров тарифов взносов на социальное страхование было осуществлено в 1991г. одновременно с принятием нового Закона о пенсионном обеспечении. Средства Пенсионного фонда были выделе­ны из бюджета государственного социального страхования, тем самым были созданы предпосылки и для автономии системы социального страхования. Для этой системы был установлен единый тариф в раз­мере 5,4%. Однако этот уровень тарифа определен не на основе исследования производственных рисков в отраслях производства, а был сориентирован на сложившееся отношение объемов расходов на социальное страхование в целом по стране к фонду оплаты труда.

Статус Фонда социального страхования был уточнен Постановле­нием Совета Министров Правительства РФ от 26 октября 1993г. "Об управлении государственным социальным страхованием в Российской Федерации". Функции управления бюджетом фонда соцстраха были пе­реданы государству. Изменена система управления социальным стра­хованием: от территориального принципа управления с отраслевой разбивкой перешли к смешанному территориально-отраслевому принци­пу. Наряду с 89 региональными отделениями, создано 14 центральных отраслевых отделений фонда (ЦО угольной промышленности, металлур­гической, химических отраслей промышленности, ЦО железнодорожно­го, водного и воздушного транспорта и др.). В 1997г. около 82% бюджета формируется и используется на территориальном уровне и около 18% - по отраслевому принципу. Был уточнен порядок платежей всеми хозяйствующими субъектами независимо от форм собственности. На единый текущий счет Фонда социального страхования зачисляется разница между начисленными страховыми взносами и расходами, произведенными страхователями на социальное страхование в соот­ветствии с законодательством. Ставка взносов на социальное стра­хование принята единая в размере 5,4% к фонду оплаты труда (в 80-е годы действовали страховые тарифы, дифференцированные от 4,4% до 14,0%). Финансовый механизм Фонда социального страхования отличается от механизма других внебюджетных фондов.

За прошедшие годы не потеряла своей актуальности задача пе­ресмотра и дифференциации тарифа взносов на социальное страхова­ние. Это необходимо для усиления страхового метода мобилизации финансовых ресурсов Фонда с учетом страховых рисков, отражающих условия производства, тяжесть и интенсивность труда в отдельных отраслях хозяйства, для определения размеров их взносов в Фонд в соответствии с уровнем выплат из этого Фонда.

Вместе с тем надо отметить, что в сегодняшних условиях хо­зяйствования может быть проведена лишь подготовительная работа по созданию Классификации труда по степени опасности и вредности для занятых в отдельных видах производства. Такая классификация поз­волила бы с высокой степенью объективности отразить в издержках производства истинный уровень страховых производственных рисков и обеспечить работающим нормальный уровень страховых выплат, кото­рые были бы увязаны с конкретными условиями труда, с фактическим состоянием условий производства и их неблагоприятными последстви­ями для работающих.

Единый уровень тарифов взносов на социальное страхование пре­пятствует усилению материальной ответственности конкретных от­раслей производства и предпринимателей за ущерб, наносимый здо­ровью работающих из-за неблагоприятных условий труда, ведущих к травматизму и профессиональным заболеваниям. Тем самым снижается роль социального страхования как фактора социальной защиты от влияния неблагоприятных условий труда, а также негативных явлений рыночной экономики на уровень жизни и здоровья трудящихся. Немаловажным является и возрастание в социальном страховании числа дотационных предприятий и целых регионов, что вызвано не только трудностями, возникшими в рыночных условиях, но и отсутствием воздействия государства на уровень доходной базы со­циального страхования отдельных регионов и отраслей.

Например, регионам северного Кавказа, где уровень рождаемости выше среднего по России, направляется около 30% всей суммы дота­ции, в связи с более высоким уровнем расходов на пособия, связан­ные с материнством и детством. Предприятия угольной промышлен­ности, регионы Кузбасса и Коми за счет дотации осуществляют треть расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности, т. к. единый тариф в 5,4% для них крайне мал. Значительную дотацию по­лучают отделения Брянской, Тульской, Курской, Орловской и Воро­нежской областей, подвергшиеся воздействию аварии на Черно­быльской АЭС. Фондом социального страхования России в эти регионы и отрасли направляется около 70% всей дотации.

Анализ статистических показателей исполнения бюджета Фонда социального страхования РФ за период с 1992г. показал несколько особенностей в его формировании и использовании за рассматривае­мые годы.

Во-первых, при едином и не изменяющемся страховом тарифе ди­намика суммы начисленных взносов на социальное страхование следу­ет за динамикой фонда оплаты труда и других видов вознаграждений, на которые начисляются страховые взносы. В целом с 1992г. по 1996г. сумма начисленных взносов возросла также как и величина фонда оплаты труда - увеличилась в 115 раз.

(в разах)

1993 1994 1995 1996 1996 к

1993

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4