Объективные предпосылки в определении тарифа взносов на социальное страхование
Из нынешней формулировки положений проекта налогового кодекса о социальном налоге вытекает совершенно неприемлемая регрессивная система ставок налога, зачисляемого в Фонд социального страхования: 3,5 процента при налоговой базе до 60 млн. руб. и 1,5 процента при налоговой базе свыше 60 млн. руб. Несомненно, что такой подход отражает волевое решение проблемы и продиктован исключительно конъюнктурными обстоятельствами. Он недостаточно учитывает объективные требования в определении размера ставки обязательных взносов и суммы платежей в Фонд социального страхования.
Как уже было отмечено выше, снижение ставки обосновывается возможностью и целесообразностью выведения за рамки расходов Фонда социального страхования так называемых не страховых расходов, включая расходы на приобретение путевок в санатории и дома отдыха, диетическое питание, содержание профилакториев, внешкольных детских учреждений и т. п., то есть всю гамму расходов на социально-культурное обслуживание трудящихся и их семей. Однако, следует подчеркнуть, что вывести эти расходы за рамки социального страхования можно, но избавиться от них государству нельзя.
В новых условиях, то есть после принятия предлагаемых предложений появится острая необходимость изыскать новый финансовый источник, а возможностей здесь немного. Вероятнее всего таковыми могут стать либо бюджеты различных уровней бюджетной системы Российской Федерации от Федерального бюджета до местного, либо средства предприятий, выделенные из прибыли, либо, наконец, доходы населения. Трудно с определенностью утверждать, какой из них наиболее предпочтительней в нынешних условиях. В первом случае при выборе в качестве источника финансирования отмеченных социально-культурных расходов бюджетной системы обострится и без того тяжелое положение бюджетов. Во втором усилится налоговое давление, включая наряду с собственно налогами обязательные платежи во внебюджетные социальные фонды.
Во всяком случае прибыли у предприятий останется меньше, а это крайне неблагоприятно скажется на их инвестиционной активности. В третьем варианте экономически пострадает население, значительная его часть, главным образом малообеспеченные группы практически лишатся всякой возможности удовлетворять свои социально-культурные насущно необходимые потребности.
Все приведенные доводы еще раз убеждают в необходимости сохранения в современной ситуации действующей системы социального страхования с выполнением ею сложившихся функций. В дальнейшем по мере укрепления экономики следовало бы модернизировать существующую модель с помощью создания скользящей шкалы ставок социального налога. В настоящем следует сохранить ставку платежа в Фонд социального страхования в неизменном виде - в размере 5,4%, как в части не превышающей 60 млн. руб. налоговой базы, так и превосходящей этот уровень.
При разработке этой шкалы необходимо исходить из реального объема расходов на социально-культурное обслуживание, опираясь на современные нормы обслуживания, демографическую ситуацию, уровень цен и социальную и физиологическую потребность населения в такого рода услугах.
* * *
На основании вышесказанного можно сделать некоторые выводы.
1. В целом баланс бюджета Фонда социального страхования за 1992-1996гг. положительный. При этом размер превышения доходов над расходами ежегодно неуклонно снижался. Остатки средств по Фонду социального страхования имели временный характер и были порождены всплеском инфляции. Защитные меры государства, направленные на индексацию заработной платы, обгоняли уровень выплат пособий из Фонда социального страхования, что приводило к их недоплате, а резкое подорожание путевок и стоимости проезда приводило к недоиспользованию средств на санаторно-курортное лечение и отдых работников и их детей.
2. Актуален вопрос о резервах Фонда социального страхования, поскольку в условиях единого тарифа даже при сегодняшнем его уровне (5,4%) отдельные регионы и отрасли попадают в разряд дотационных. Из 89 регионов Российской Федерации менее десяти могут выступать в качестве потенциальных доноров в сфере социального страхования и др.
Сложились существенные различия в соотношении израсходованных средств и фондов оплаты труда по отраслям народного хозяйства. В перспективе целесообразна разработка и введение дифференцированного по отраслям страхового тарифа. Однако в условиях нынешнего спада производства и длительных задержек выплат заработной платы введение дифференцированных тарифов осложнено.
3. Неправомерно снижение отчислений в Фонд социального страхования, предусмотренное проектом Налогового Кодекса РФ.
Следует установить для всех плательщиков социального налога независимо от размера налоговой базы пропорциональную ставку платежа в Фонд социального страхования в размере 5,4%. Для плательщиков с высокой налоговой базой возможно применение пониженной ставки налога при условии соответствующего ограничения предельного размера выплачиваемых пособий.
4. Переход к уплате единого социального налога вызовет появление еще одной промежуточной инстанции по сбору и перераспределению средств на социальные нужды. Налоговое ведомство будет как бы передаточным механизмом средств от страхователей к соответствующим социальным фондам (социального страхования, занятости населения и обязательного медицинского страхования). Налоговой службе придется брать на себя функцию проверки правильности начисления и уплаты сумм социального налога по отдельным социальным фондам в отраслях и регионах. Это может ослабить контроль за движением ресурсов социального страхования. В процессе подготовки к переходу на уплату социального налога необходима отработка четкого взаимодействия и ответственности Госналогслужбы и Фонда социального страхования.
5. Исходя из исключительно сложной и громоздкой модели сбора социального налога и его распределения по социальным фондам было бы целесообразно проработать возможность консолидированного взноса на транзитные счета, открытые отделениям Фонда социального страхования, с последующим регулярным их перечислением на расчетные счета каждого из отделений Фонда. Такая практика была бы, при надлежащем контроле со стороны каждого из социальных фондов, более простой, рациональной и экономичной.
6. Для работников предприятий, организаций и учреждений новый порядок страховых отчислений усложнит получение некоторых выплат и услуг из Фонда социального страхования. Надо иметь в виду, что перевод санаторно-курортного лечения, отдыха работников и их детей на самоокупаемость в настоящее время нереально при нерегулярных выплатах заработной платы и при том, что четверть населения страны имеет доходы ниже прожиточного минимума.
7. Для федерального бюджета изъятие из Фонда социального страхования ряда направлений социальных расходов (выплат пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет, пособий неработающим женщинам, пособия пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС, расходов на внешкольное обслуживание детей и др. ) будет сопряжено с необходимостью поисков новых источников финансирования этих и подобных им расходов. В условиях дефицита федерального бюджета нахождение таких источников нереально.
8. Появившееся в последнее время предложение об объединении расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности из Фонда социального страхования с расходами на лечение из Фондов обязательного медицинского страхования вряд ли приемлемо. Эти расходы имеют различную экономическую и социальную природу: с одной стороны, возмещение утраченного заработка и, с другой стороны, осуществление лечения. В условиях различного опыта в наработке четкости и порядка расходования средств в этих двух социальных фондах их объединение, по крайней мере, преждевременно.
9. В деятельности Фонда социального страхования необходимо учитывать предстоящее введение обязательного социального страхования от несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваний, проект закона о котором принят Государственной Думой в первом чтении 4 июня 1997 г. В рамках нынешних функций Фонда должен быть создан определенный резерв средств для полномасштабного введения названного страхования.
Тарифы страхования от производственного травматизма и профзаболеваний предстоит дифференцировать по отраслям (подотраслям) экономики в зависимости от класса профессионального риска. На базе этих тарифов могут быть дифференцированы и нынешние отношения с предприятиями-страховщиками. А в дальнейшем следует установить единые страховые тарифы, обеспечивающие предоставление из Фонда социального страхования всех видов необходимых услуг.
Заключение
Анализ истории и основных закономерностей развития социального страхования в России, показал не только необходимость, но и возможность реформирования социального страхования. История развития социального страхования в России, показала, что формы и задачи социального страхования меняются в соответствии с социально-политической и социальной ситуацией в обществе. Поэтому вряд ли правы те авторы, которые стремятся разработать некую универсальную модель социального страхования на все случаи жизни. Это относится в равной степени и к нынешнему переходному этапу развития страны. Вряд ли возможно в настоящее время разработать такую модель социального страхования, которая могла бы быть применима в новом российском обществе.
По всей видимости сегодня можно говорить только о модели социального страхования переходного периода, четко указывая границы использования и ее возможности. Это не временная модель, а модель, которая должна соответствовать именно данному специфическому отрезку времени и складывающейся ситуации, решать свои специфические задачи. И в самом деле, в стране сегодня складывается ситуация, которая не похожа ни на одну страну в мире, в период реформирования системы социального страхования. И как бы ученые не пытались приспособить похожие ситуации в разных странах и прежде всего в европейских, к России, применить аналогичные модели социального страхования не удаться. Ни зарубежный опыт, ни свой отечественный ни в коей мере не может быть использован, по крайней мере в полной степени, поскольку каждая страна всегда находится в уникальной ситуации и поэтому всегда строит свою собственную в большей или меньшей степени отличную от других странах систему социального страхования.
Переходный период требует безусловно большего участия государства в социальном страховании. Сегодня это уже понятно. Но сосем не давно многие ученые утверждали, что именно разгосударствление системы социального страхования и отдача ее на откуп рыночной стихии сделает ее более современным. Но именно в переходный период государство выступает самым главным страхователем системы социального страхования. И только потому, что государство сегодня сохранило больше влияние в том числе и финансовое на систему социального страхования в стране, помогло ей в целом более или менее успешно решать свои задачи. Конечно, при этом нельзя закрывать глаза и на те большие издержки, которые допускаются при государственном регулировании системы государственного страхования. на которое вполне справедливо указывают многие ученые и публицисты.
На наш взгляд сегодня необходимо прорабатывать и именно на практике многие модели построения системы социального страхования. Это означает, что в стране нельзя допускать монопольного управления системой социального страхования и строить какую-то единую модель. История и практика социальных преобразований, в том числе и в социально-политической и экономической сферах, показала, что такой подход не является плодотворным. Никто не знает как сложиться экономическая и социальная структура общества, а тем более политическая, в ближайшем будущем. Можно только с большой уверенностью утверждать, что не будет полностью повторен свой собственный опыт, так же как и опыт зарубежных стран и что мы должны быть готовы к новым ситуациям. А это в свою очередь означает, что апробировав различные модели социального страхования в стране, можно быть с большой долей уверенности, что некоторые из них, которые сегодня только зарождаются, в будущем могут быть доминирующими.
В данной работе мы не претендуем на то, что бы предложить читателям и специалистам некую новую оригинальную модель построения системы социального страхования. Наша задача была намного скромнее проанализировать имеющиеся взгляды и концепции на данную проблему. Именно поэтому мы и назвали нашу работу: на пути к реформам, в данном случае реформам в социальной защите и социальном страховании. Насколько удалась наша задумка решать читателям.
1Н. Вигдорчик Социальное страхование. Систематическое изложение истории, организации и практики всех форм социального страхования. Практическая медицина, Спб, 1912г. С.212
2Струмилин С.Г. Проблемы трудового учета. –М., ВЦСПС, 1921г. с. 16.
3См.: Барит А.В., Милютин Б.Т. Основы социального страхования. - М., 1934. - С. 30-34, 100.
4Там же. - С. 23-26.
5См.: Страхование рабочих. 1914. № 10.
6Страхование рабочих. Издание Общества заводчиков и фабрикантов. - СПб., 1907. - С. 1.
7Страхование рабочих в России и на Западе. Т. 1. Вып. 2. - СПб., 1913. - С. 130.
8Сольская О. Постатейный обзор положений и закона 23 июня 1912 г. об обеспечении рабочих на случай болезни //Страхование рабочих в России и на Западе. Т. 1. Вып. 2. - С. 131.
9Д.С.Р. Устав больничной кассы //Страхование рабочих в России и на Западе. Т. 1. Вып. 3. - СПБ. - С. 27.
10Там же.
11Сухоруков М. Социальная работа в России //Социальная защита. - М., 1996. № 1. - С. 123.
12Сухоруков М. Социальная работа в России //Социальная защита. - М., 1996. № 1. - С. 124.
13Шкира А. Социальные риски и социальная защита. (К истории вопроса в России) //Вопросы экономики. 1993. № 12. - С. 15.
14См.: Барит А.В., Милютин Б.Т. Основы социального страхования. - М., 1934. - С. 103.
15См.: Эльцин Б. Октябрьская революция и перспективы социального обеспечения. - М., 1921.
16Любимов Б.А. Социальное страхование в прошлом и настоящем. - Харьков, 1923. - С. 39.
17Цит. по: Барит А.В., Милютин Б.Т. Указ.. соч. - С. 153.
18Цит. по: Любимов Б.А. Против извращения основ советского соцстраха. - М., 1934.
19См.: Ударник. 1932. № 5.
20Сухоруков М. Указ. соч. - С. 127.
21Там же.
22Постановление СНК СССР и ВЦСПС от 23 марта 1937 г.
23Барит А.В., Милютин Б. Т. Указ. соч. - С. 194.
24Бурджалов Ф.Э., Гришин И.В. и др. Типы социальной политики: концепции, практика //Общество и экономика. 1997. № 1/2. - С. 43.
25Якушев Ю.В. Долгий путь по восходящей. К 60-летию управления профсоюзами соцстрахом //Охрана труда и социальное страхование. 1994. № 2. - С. 31.
26Вигдорчик Н.А. Указ. соч. - С. 48.
27Шкира А. Указ. соч. - С. 13.
28Там же.
29Лебедев В.М. Формирование гражданского общества и изменение правового положения работника в Российской Федерации //Актуальные вопросы государства и права в современный период. - Томск, 1994. - С. 135.
30Там же. - С. 137.
31Ракитский Б. Социальная защищенность и ее типы. //Вопросы экономики. 1992. № 7.
32Ракитский Б. Социальная защищенность и ее типы //Вопросы экономики. 1992. № 7. - С. 10.
33Там же
34Микульский К. Экономическая реформа и социальная политика. //Вопросы экономики. 1993. № 12.
35Пешехонов Ю.В. Социальная защита населения в условиях рыночной экономики //Проблемы теории и практики управления. 1992. № 2.- С. 55
36Пешехонов Ю.В. Социальная защита населения в условиях рыночной экономики. //Проблемы теории и практики управления. 1992. № 2. - Сю 56.
37Расулова М.И. Источники и направления социальной защиты населения в условиях перехода к рыночным отношениям //Социальная защита населения в условиях рынка. - Махачкала, 1991. - С. 161.
38См.: Человек: социальная политика в период осуществления реформ (материалы конгресса) //Социальное обеспечение. 1994. № 7.
39См.: Сонина В. Развитие социально-культурной сферы как фактор социальной защищенности населения //Вопросы экономики. 1992. № 7. - С. 18-28.
40Ракитский Б. Указ. соч. - С. 4.
41Лебедев В.М. Указ. соч. - С. 135.
42Ракитский Б. Указ. соч. - С. 9.
43Колесов В.П. Социальное измерение экономики //Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 1994. № 1. - С. 3-13.
44По экспертным оценкам Ю.А. Васильчука //Международная экономика и международные отношения. 1991. № 11. -С. 14-15.
45Доклад МОТ "Занятость, рост и базовые нужды" (1976 г.).
46Дагвадорж Ч. Социально-экономическая защищенность населения в условиях становления рыночных отношений //Эффективность рыночных форм хозяйствования. - М., 1993. - С. 104.
47Гриценко Н.Н. Социальное государство (социально-экономический аспект) //Общество и экономика. 1996. № 8. - С. 4-13.
48Там же.
49Березин И.С. Социальная дифференциация и социальная защита в переходный период //Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 1994. № 3. - С. 63-71.
50Линдхаген Я. Общественный сектор и право выбора //Известия АН СССР. Серия Экономическая. 1990 № 4. - С. 85-87.
51Дрегало А.А. Социальная защита: общественные потребности и принципы перестройки //Экология человека. 1994. № 1. - С. 26-32.
52Социальное страхование и социальная защита //Доклад генерального директора МОТ Мишеля Хансенна МОТ. - М., 1993.
53Социальное страхование и социальная защита //Доклад генерального директора МОТ Мишеля хансенна. МОТ. - М.. 1993.
54Там же.
55Сейтов А.А. Формирование в стране хозяйственной ситуации и смена управленческой парадигмы //Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 1995. № 4. - С. 54-60.
56См.: Указ. соч.
57Сейтов А.А. Указ. соч. - С. 57.
58Клементьев Д.С. К теории социального конфликта и управления дезинтеграционными системами //Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 1995. № 4. - С. 50.
59Клементьев Д.С. К теории социального конфликта и управления дезинтеграционными системами //Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 1995. № 4. - С. 50.
60Львов Д. Теоретическое ядро социально-экономического развития страны //Экономист. 1997. № 1. - С. 7-16.
61Там же
62См.: Гринберг В., Рубинштейн А. Социальная экономика: введение в новую аксиоматику //Российский экономический журнал. 1997. № 1.
63Гринберг В., Рубинштейн А. Социальная экономика: введение в новую аксиоматику. //Российский экономический журнал. 1997. № 1. - С. 83.
64Гринберг В., Рубинштейн А. Социальная экономика: введение в новую аксиоматику //Российский экономический журнал. 1997. № 1. - С. 85.
65Турбина К.Е. Социальное и коммерческое страхование: общее и особенное в содержании и особенностях поведения.//Финансы. 1998. № 1. - С. 40-41.
66Бочкарева В. Макроэкономический фон активной социальной политики //Человек и труд. 1995. № 9. - С. 48.
67Это не единственный случай смешения финансовых понятий с целью усиления фискальной политики. Исследователи отмечают, например, такой факт: Постановлением Верховного Совета РФ от 9 июля 1993 г. отчисления в Фонд социального страхования были распространены на суммы вознаграждения по договорам подряда и поручения. "Был нарушен главный принцип социального обеспечения: страховые взносы начисляются только на те виды выплат, которые учитываются при определении среднего заработка для оказания того или иного вида помощи (пенсии, пособия)". (Федоров М.Ю. Правовое положение внебюджетных социальных фондов //Актуальные вопросы правоведения в современный период. -Томск, 1995. - С. 192.)
68Ржаницына Л., Сергеева Г. Кто и как может помочь семье и детям //Человек и труд. 1993. № 8. - С. 45-52.
69Там же. - С. 3.
70Социальная политика: реформа социального страхования. /Центр компл. соц. исследований и маркетинга. - М., 1995. - С. 8.
71Там же. - С. 10.
72Там же. - С. 10.
73Там же. - С. 6.
74Там же. - С. 51.
75Социальная политика в России: Сб. документов. -М.: Республика, 1992. - 287 с.
76Новое в социальном обеспечении. - М.: Изд-во ТКО "АСТ", 1992. - 176 с.
77Васильева Л. Лучше сказать правду. //Социальная защита. - М., 1997. № 1. - С. 3-6.
78Волкова Л. Сказание о привилегиях. //Социальная защита. - М., 1997. № 1. - С. 7.
79Ludwig Erhard. Wohlstand fur Alle. Bearbeitet fon Wolfram Zanger Econ-Verlag 9MB.H-Dusseldorf. - Uxi-pei, Ihe Republic of China on Ueitwan. Free Press. 1992. Well-being for all.
80Волкова Л. Сказание о привилегиях. //Социальная защита. - М., 1997. № 1. - С. 10.
81Там же. - С. 11.
82Волкова Л. Сказание о привилегиях. //Социальная защита. - М., 1997. № 1. - С. 12.
83Там же. - С. 3.
84Там же.
85Дмитриев М. Политика социальных расходов в современной России. //Вопросы экономики. - М., 1996. № 10. - С. 54.
86Архангельский М. Нам готовят антисоциальную эпоху. //Социальная защита. - М., 1997. № 2. - С. 4.
87Там же. - С. 4.
88Архангельский М. Нам готовят антисоциальную эпоху. //Социальная защита. - М., 1997. № 2. - С. 5.
89Там же, С. 5.
90Там же, С. 6.
91Архангельский М. Нам готовят антисоциальную эпоху. //Социальная защита. - М., 1997. № 2. - С. 8.
92Там же.
93Архангельский М. Нам готовят антисоциальную эпоху. //Социальная защита. - М., 1997. № 2. - С. 8-9.
94Там же. - С. 9.
95Роик В. Деградация труда и капитала. //Социальная защита. - М., 1997. № 2. - С. 10-13.
96Там же. - С. 11.
97Роик В. Деградация труда и капитала. //Социальная защита. - М., 1997. № 2. - С. 12.
98Роик В. Деградация труда и капитала. //Социальная защита. - М., 1997. № 2. - С. 12.
99Там же.
100Там же С. 13.
101Роик В. Деградация труда и капитала. //Социальная защита. - М., 1997. № 2. - С. 13.
102Там же..
103Мартыненко А.В., Поздняков С.В., Стародубов В.И. Основы социального страхования. Учебное пособие. /Московский государственный социальный университет. - М.: "Союз", 1996. - С. 7.
104Можаев В. Человек на Западе: кто поддерживает. //Социальная защита. -М., 1996. № 1. - С. 19.
105Можаев В. Человек на Западе: пособие по безработице. //Социальная защита. - М., 1996. № 2. - С. 44-45.
106Можаев В. Человек на Западе: пособие по безработице. //Социальная защита. - М., 1996. № 2. - С. 44.
107Можаев В. Человек на Западе: пособие по безработице. //Социальная защита. - М., 1996. № 2. - С. 45.
108Социальное и личное страхование (опыт страхового рынка ФРГ). - М.: Изд. центр "АНКИЛ", 1996. - 124 с.
109Социальное и личное страхование (опыт страхового рынка ФРГ). - М.: Изд. центр "АНКИЛ", 1996. - С. 20.
110Социальное и личное страхование (опыт страхового рынка ФРГ). - М.: Изд. центр "АНКИЛ", 1996. - С. 22.
111Роик В. Главный критерий - уровень опасности. Экономический механизм системы социального страхования от несчастных случаев на производстве //Охрана труда и социальное страхование. 1995. № 2. - С. 13.
112Роик В. Главный критерий - уровень опасности. Экономический механизм системы социального страхования от несчастных случаев на производстве //Охрана труда и социальное страхование. № 2. - С. 13.
113Там же.
114Там же. - С. 23.
115Иванов О. Принципы социальной политики в условиях рыночной экономики//Школа гуманитарных наук.СПб,1997.,№2, С.59-60.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Глава 1. 6
- Глава 2. 31
- Глава 3. Проблемы социальной защиты населения 61
- Глава 4. 88
- Глава 5 103
- Глава 6 154
- Глава 7 186
- Глава 1. История развития социального страхования в России
- Социальное страхование в дореволюционной России (1912- октябрь 1917)
- Становление советской модели социального страхования (октябрь 1917-1933)
- Основные особенности советской модели социального страхования (1933-1990гг.)
- Глава 2.
- Проблемы гарантированности социальной защиты
- Многовариантность форм социальной защиты
- Рекомендации мот по социальной защите
- Два подхода к решению проблем социального страхования
- Новая аксиоматика социальных реформ
- Социальная поддержка материнства и детства, семьи
- Глава 3. Проблемы социальной защиты населения
- В переходный период
- Кризис в экономике –
- Кризис в социальной защите
- Роль государства в социальной защите
- Общие направления реформирование системы социальной защиты
- Социально-трудовые отношения и правовые документы
- Социальная защита независимо от форм собственности
- Не правильные социальные решения могут спровоцировать экономический кризис
- Глава 4. Трансформация системы страхования в странах Запада
- Формы регулирования отношений в области социального страхования
- Страхование как форма социальной защиты
- Организация системы социальной защиты и страхования
- Виды страхования
- Глава 5
- Общий концептуальный подход к
- Построению системы социального страхования
- Социальная политика государства
- Проблемы социального страхования в рыночной экономике
- Недостатки существующей системы социального страхования
- Механизмы реализации модели социального страхования
- Профсоюзы и социальное страхование
- Социальные риски - особый вид страхования
- Глава 6 Организация социального страхования Демократические принципы организации страхования
- Система взаимодействия субъектов
- Правовое положение субъектов системы социального страхования
- Фонды страхования
- Модели финансирования социального страхования
- Тарифы и нормы отчисления
- Глава 7
- Настоящее положение и развитие системы
- Государственного социального страхования в России
- Общее вопросы финансового обеспечения
- Финансовый механизм социального страхования и его действие в 1992-1996годах
- Начисленные страховые взносы
- Остаток средств на конец
- Объективные предпосылки в определении тарифа взносов на социальное страхование
- 116 Прогнозное социальное проектирование. /Под ред. Т.М. Дридзе. М.1989.С.31