logo
Социальное страхование в России (Косарев)

Страхование как форма социальной защиты

И система социального обеспечения, и система социального страхования все более активно используются как высокоэффективные механизмы социальной защиты всех граждан, независимо от взносов или продолжительности их трудового стажа, хотя эти факторы про­должают играть заметную роль при определении размеров отдельных пособий, превышающих этот основной минимум. Формирование идей, доктрин, а впоследствии и механизмов социальной защиты, основан­ных на принципах социальной справедливости, позволило странам За­пада распространить материальную поддержку на более широкий круг лиц, исходя скорее из их потребностей, нужд, чем из приобретенных ими прав на пособие.

Нужда при этом интерпретируется достаточно широко и связыва­ется с уровнем доходов нуждающегося лица в прошлом (при установ­лении уровня пособий по старости, инвалидности и безработице), или с точки зрения некоторых общепринятых прав на социальную по­мощь, как-то медицинское обслуживание или образование.

Участие в системах социального страхования и обеспечения пе­рестало ограничиваться лишь лицами, имеющими полную занятость в государственном или частном секторе, и постепенно стало охваты­вать другие социальные группы (практически все группы трудящихся и граждан) - трудящихся, работающих неполное рабочее время, тру­дящихся с непостоянной занятостью, работающих самостоятельно кро­ме того, женщины стали чаще прибегать к своему индивидуальному праву на получение пособий по социальному обеспечению, независимо от того, что их супруги имеют такие же права. Помимо этого, важ­нейшими отраслями (сферами) социальной защиты, получившими зна­чительное развитие в последние десятилетия, становятся: различные общедоступные формы медицинского обслуживания населения; реабилитационные программы, направленные на обслуживание лиц, утративших трудоспособность из-за бытового, дорожно-транспортного и произ­водственного травматизма; системы медицинского мониторинга за состоянием здоровья, и механизмы предотвращения профессиональных заболеваний для групп трудящихся, занятых в отраслях и производ­ствах с высоким уровнем профессионального риска.

Такой подход позволил развитым странам принять во внимание нужды и других категорий населения, например, безработной молодежи, не имеющей дохода, предоставить материальную помощь родителям - одиночкам, включить в сферу охвата медицинским обслуживанием лиц, не входящих в системы медицинского страхования, ввести системы досрочного выхода на пенсию для безработных трудящихся пожилого возраста и продлить срок предоставления медицинского обслуживания на более продолжительное время по сравнению с тем, в течение ко­торого оно предоставляется в рамках системы, имеющей в основе взносы.

Такое расширение сферы применения систем социального страхо­вания и обеспечения выходит за рамки прямой зависимости между взносами и пособиями и подводит общество к пониманию того, что оно должно нести общую ответственность за своих неимущих членов, независимо от причин этой нужды, и эта ответственность измеряется скорее реальными нуждами, чем приобретенными правами.

При всех недостатках, присущих системам социального страхо­вания в западных странах, необходимо отметить, что их принципы, концепция в большей мере соответствуют целям и задачам, постав­ленным в декларациях о правах человека. Развитые страны, в кото­рых внедрены такие системны, сегодня приближаются к критериям, сформулированным в конвенциях и рекомендациях международной орга­низации труда, Всемирной организации здравоохранения и МАСО.

Рост расходов на социальные нужды - как в форме непосредст­венных денежных выплат, так и социального обслуживания, - стал возможным в результате бурного и устойчивого экономического рос­та и высокого уровня занятости, которые были характерны для раз­витых стран до середины 70-х годов. После этого рост расходов на социальные нужды замедлился, - программы социальной защиты дос­тигли высокого уровня зрелости. Возникли и новые проблемы, и прежде всего поиск новых эффективных регуляторов взаимодействия между социальными программами, экономикой и рынком труда, а так­же новых форм и способов функционирования социальных служб. В США, например, планы широкого распространения частных индивиду­альных пенсий некоторыми кругами открыто рассматриваются в ка­честве альтернативы государственной пенсионной системе, которую предлагается постепенно демонтировать, передав практически все социальное страхование в руки частного страхового бизнеса.

Как показывает опыт развитых стран, наличие сбалансированных систем социального страхования и социального обеспечения, являющихся базовыми элементами социальной защиты трудящихся и всего насе­ления, расширяет и укрепляет трудовые ресурсы страны, усиливает национальный потенциал экономического роста, является необходимым условием проведения реформ, а также содействует политической и экономической стабилизации в обществе.

В различных странах по разному трактуется само понятие социальной защиты: оно может пониматься узко и сводиться лишь к проблемам пенсионного обеспечения, и довольно широко - то есть включать в себя все вопросы обеспечения социальной жизни человека, начиная с жилищных и семейных проблем и заканчивая вопросами экологии. В связи с этим следует отметить, что в практику в свое время вошло такое понятие, как "качество жизни", хотя и не получившее общемирового признания.

Определение социальной защиты, ее составляющих было осуществлено еще в 1952 году принятием Международной Организаций Труда (МОТ) Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения. Именно там было установлено 9 видов социальной защиты, к которым отнесены: медицинское обслуживание, пособия по безработице, по производственному травматизму, по инвалидности, в связи с потерей кормильца, по беременности и родам, по болезни, семейные пособия и пенсия по старости. При этом забота о беднейших слоях населения и о бездомных, пользующиеся во многих странах особым вниманием, не были отнесены в перечень видов МОТ к категории социальной защиты.

Но тем не менее именно на базе принятой Конвенции фактически формировались национальные законодательства во многих странах. Наибольшей развитостью законодательства в социальной сфере могут характеризоваться страны северо-западной Европы, а наименее развитым оно оказывается в США - там "центр тяжести решения социальных вопросов переносится на коллективные соглашения, систему арбитража и т.п."104

Разница в подходах к построению системы социальной защиты несомненно обуславливается национальными особенностями общества, сложившимся в нем менталитетом. Так, напри-

мер, для США наиболее характерным может считаться стремление к личной инициативе и самореализации, к ответственности каждого человека за свои успехи, за свою жизнь, свое будущее, поэтому заботой государства становится оказание помощи тем, кто не смог в силу объективных причин позаботиться о себе сам.

И принципиально иной подход характерен для такой страны, как Швеция - так называемый "солидарный подход", базирующийся на том, что в интересах общества должно быть предупреждение самой возможности впадения в нищету, так как это будет вызывать рост социальной напряженности, а также потребует больших экономических вложений. И построение налоговой системы в этой стране таково, чтобы свести к минимуму социальное расслоение общества по их доходам.

Мы в данном случае привели две крайние позиции, в большинстве же стран социальная защита имеет некоторое промежуточное положение.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4