logo search
Kurs_ugolovnogo_protsessa__pod_red_L_V_Golovko__Statut

§ 2. Порядок производства о применении

принудительных мер медицинского характера

1. Основания для производства о применении принудительных мер медицинского характера. В основе применения принудительных мер медицинского характера (далее в настоящем параграфе - также принудительные меры) лежит идея об обязанности государства принудительно изолировать и лечить тех психически больных лиц, которые а) совершили общественно опасные деяния, попадающие под признаки преступления, и б) представляют дальнейшую опасность для себя или других членов общества. Являясь мерами уголовно-правового характера, они имеют правоограничительный характер и назначаются только по решению суда.

Принудительные меры имеют собственное назначение, отличное от целей предусмотренного уголовным законом наказания за совершение преступления (восстановление справедливости, исправление лица), и не влекут неблагоприятные последствия в виде судимости. По своему содержанию они представляют собой систему психотерапевтических и иных медицинских мер по лечению, уходу, содержанию и наблюдению больных с психическими расстройствами. Целями их применения являются: 1) излечение лиц или улучшение их психического состояния, в котором больные лица перестают представлять общественную опасность, что несет в себе ярко выраженную гуманистическую идею, и 2) предупреждение совершения новых общественно опасных деяний, т.е. ограждение неперсонифицированного количества членов общества от возможного посягательства на их права и законные интересы.

Принудительные меры осуществляются не в системе учреждений, исполняющих наказание (ФСИН), а в медицинских организациях государственной системы здравоохранения, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях <1>.

--------------------------------

<1> Понятие и виды таких учреждений предусмотрены ч. 1 ст. 99 УК РФ, согласно которой принудительное лечение может осуществляться в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарах трех типов: общего, специализированного или специализированного типа с интенсивным наблюдением.

Применение принудительных мер медицинского характера не зависит от желания самого лица, его законных представителей, близких родственников (т.е. основным для характеристики таких мер наряду с понятием "медицинских" также является понятие "принудительных"). Отсутствие у лиц, страдающих психическими заболеваниями, возможности в полной мере реализовать процессуальные права, должно накладывать на правоприменителя некоторые ограничения, т.е. предполагает определенную дифференциацию как досудебного, так и судебного производства. Однако до принятия в 1960 г. УК РСФСР (гл. 6) и УПК РСФСР (гл. 33), в советском законодательстве не выделялись особенности производства в отношении лиц, страдающих психическими заболеваниями. Так, в ст. 203 УПК РСФСР 1923 г. только указывалось, что в случае признания подследственного психически больным или неизлечимым дело направляется в суд для применения меры социальной защиты медицинского характера или прекращается. Какие-либо исключения из общего порядка предварительного расследования и рассмотрения уголовного дела судом уголовно-процессуальным законом не устанавливались. Отметим, что на необходимые особенности судопроизводства в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами, а также правовые принципы их принудительного лечения, начали обращать внимание на уровне международно-правовых актов тоже только с середины 1950-х годов <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (приняты на I Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30 августа 1955 г.); Рекомендации Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 8 октября 1977 г. N 818(1977) "О положении психически больных". В настоящее время на уровне ООН приняты Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи (утверждены Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1991 г. 46/119). Большое внимание данному вопросу уделяется Комитетом министров Совета Европы (см. Рекомендации от 22 февраля 1983 г. N R(83)2 "Относительно правовой защиты лиц, страдающих психическим расстройством, которые были госпитализированы в принудительном порядке"; от 23 февраля 1999 г. N R(99)4 "О принципах, касающихся правовой защиты недееспособных взрослых"; от 22 сентября 2004 г. N Rec(2004)10 "Относительно защиты прав человека и достоинства лиц с психическим расстройством" и др.).

В действующем российском законодательстве вопрос о круге лиц, в отношении которых осуществляется производство по уголовному делу с изъятиями из общего порядка в связи с состоянием их психического здоровья, детально определяется как в уголовном, так и в уголовно-процессуальном законодательстве. В уголовном законе указывается собственно круг таких лиц и перечень принудительных мер медицинского характера, основания их применения (гл. 15 УК РФ), в уголовно-процессуальном - особенности производства по таким уголовным делам с изъятиями из общего правила досудебного и судебного производства, процедура назначения принудительных мер, их изменения, продления применения и прекращения (гл. 51) УПК РФ.

В большинстве зарубежных государств столь подробно процедура производства по уголовным делам в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами, не регулируется. Например, гл. 2 разд. 5 УПК Швейцарии 2007 г. "Производство в отношении невменяемого" состоит всего из двух статей и определяет только некоторые особенности производства в суде первой инстанции. Так, суд первой инстанции, принимая во внимание состояние здоровья или в целях защиты личности обвиняемого, вправе произвести слушание в его отсутствие или исключить слушание в открытом режиме. В остальном судебное производство осуществляется в соответствии с общим порядком (ч. ч. 2 и 4 ст. 374 УПК Швейцарии). Обращает на себя внимание не только краткость швейцарской уголовно-процессуальной кодификации, считающейся самой современной в Западной Европе, по данному вопросу, но и то, что лицо, подвергаемое принудительным мерам медицинского характера ("мерам безопасности" по западной терминологии), в процессуальном смысле именуется в Швейцарии "обвиняемым".

Согласно российским уголовному и уголовно-процессуальному законам производство по уголовному делу о применении принудительных мер медицинского характера, предусматривающее изъятия и дополнительные процессуальные гарантии относительно общего порядка, осуществляется в отношении следующих двух категорий лиц (ч. ч. 1 и 3 ст. 433 УПК РФ и п. п. "а" и "б" ч. 1 ст. 97 УК РФ):

- совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные уголовным законом, в состоянии невменяемости. Такие лица не подлежат уголовной ответственности (ч. 1 ст. 21 УК РФ) <1>;

--------------------------------

<1> Понятие невменяемости, как материально-правовое, раскрывается в уголовном законе. Так, согласно ч. 1 ст. 21 УК РФ не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики.

- совершивших преступления в состоянии вменяемости, но у которых в последующем наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение. Они освобождаются судом от наказания, но в случае выздоровления могут подлежать уголовной ответственности и наказанию (ч. ч. 1 и 4 ст. 81 УК РФ).

Законодатель предусмотрел возможность назначения принудительных мер только в случаях, когда психическое расстройство связано с возможностью причинения этим лицом иного существенного вреда, помимо уже причиненного общественно опасным деянием или преступлением, либо психическое состояние здоровья лица делает его опасным для себя или других лиц (ч. 2 ст. 433 УПК РФ, ч. 2 ст. 97 УК РФ). Иными словами, применение судом одной из предусмотренных законом принудительных мер медицинского характера не производится "автоматически". Для этого необходима оценка не только тяжести содеянного, но и психического состояния лица на момент производства с учетом возможности причинения им физического или имущественного вреда как себе самому, так и другим лицам.

С другой стороны, если страдающее даже тяжелым психическим расстройством лицо не совершило деяние, попадающее под признаки преступления, то производство в его отношении в соответствии с нормами УПК РФ недопустимо. Психиатрическая помощь таким лицам (в том числе принудительное освидетельствование, госпитализация в психиатрический стационар в недобровольном порядке и т.п.) должна оказываться в соответствии с нормами законодательства о здравоохранении <1>. В необходимых случаях ее принудительного, недобровольного оказания (без обращения лица либо его законного представителя) такая помощь также осуществляется под контролем суда, но в установленном гражданским процессуальным законом порядке (гл. 35 ГПК РФ). Иначе говоря, уголовно-процессуальное производство по применению принудительных мер медицинского характера возникает только в тех случаях, когда речь идет о совершении деяния, запрещенного уголовным законом, которое требует реакции государства, но либо не может быть поставлено в вину совершившему его лицу (он невменяем), либо не может повлечь наказание (он стал невменяем).

--------------------------------

<1> Закон РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (ред. от 14 октября 2014 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 33. Ст. 1913; Приказ Минздрава России от 8 апреля 1998 г. N 108 "О скорой психиатрической помощи" (вместе с Положением о врачебных и фельдшерских бригадах скорой психиатрической помощи, Методическими рекомендациями по организации работы бригад скорой психиатрической помощи) // Медицинская газета. 1998. 27 мая; Приказ Минздрава России N 133, МВД России N 269 от 30 апреля 1997 г. "О мерах по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами" (вместе с Инструкцией об организации взаимодействия органов здравоохранения и органов внутренних дел Российской Федерации по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами) // Медицинская газета. 1997. 19 сентября, и др.).

Следует добавить, что принудительные меры медицинского характера могут быть назначены и лицам, относящимся к еще одной (третьей) категории - совершившим преступления в состоянии вменяемости, но нуждающимся в лечении психических расстройств, не исключающих вменяемости, либо совершившим в возрасте старше 18 лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего 14-летнего возраста, и страдающих расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости. Решение о назначении единственно возможной в таком случае принудительной меры медицинского характера - принудительного наблюдения и лечения у врача-психиатра в амбулаторных условиях - принимается судом наряду с назначением наказания при постановлении приговора (ч. 2 ст. 99 УК РФ). Однако в силу ч. 4 ст. 433 УПК РФ производство по уголовному делу в отношении таких лиц осуществляется в общем порядке и предусмотренных гл. 51 УПК РФ особенностей не имеет.

2. Особенности производства предварительного следствия. Возбуждение уголовного дела в связи с поступлением информации о любом деянии, в котором содержатся признаки преступления, всегда осуществляется в общем порядке <1>. Однако расследование уголовного дела при выявлении оснований для производства о применении принудительных мер медицинского характера возможно только в форме предварительного следствия (ч. 1 ст. 434 УПК РФ). При этом в законе нет указания на точный момент, с которого начинается производство о применении принудительных мер медицинского характера, об этом не требуется вынесения отдельного постановления.

--------------------------------

<1> О возбуждении уголовного дела см. подробнее § 2 - 4 гл. 13 настоящего курса.

Для определения психического заболевания у лица, в отношении которого ведется производство по уголовному делу (подозреваемого, обвиняемого), согласно п. 3 ст. 196 УПК РФ необходимо назначение и производство судебно-психиатрической экспертизы <1>. Можно считать, что именно с этого момента и начинается производство по уголовному делу о применении принудительных мер медицинского характера, так как после вынесения постановления о назначении следователем экспертизы законодатель впервые упоминает о наличии дополнительной процессуальной гарантии - обязательного участия защитника, если он ранее не участвовал в уголовном деле (ст. 433, п. 4 ч. 3 ст. 49 УПК РФ).

--------------------------------

<1> О правилах производства такой экспертизы см.: Приказ Минздравсоцразвития России от 30 мая 2005 г. N 370 "Об утверждении Инструкции об организации производства судебно-психиатрических экспертиз в отделениях судебно-психиатрической экспертизы государственных психиатрических учреждений" (зарегистрировано в Минюсте России 12 июля 2005 г. N 6783) // Российская газета. 2005. 19 июля.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 6 Постановления от 7 апреля 2011 г. N 6 "О практике применения судами принудительных мер медицинского характера", при назначении судебно-психиатрической экспертизы на разрешение экспертов следует ставить вопросы, позволяющие выяснить характер и степень психического расстройства во время совершения предусмотренного уголовным законом общественно опасного деяния и установить в ходе предварительного расследования или рассмотрения дела судом, могло ли лицо в указанные периоды осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Перед экспертами следует ставить также вопросы и о том, связано ли психическое расстройство лица с опасностью для него и других лиц либо с возможностью причинения им иного существенного вреда, нуждается ли такое лицо в применении принудительной меры медицинского характера и какой именно, а также может ли это лицо с учетом характера и степени психического расстройства лично осуществлять свои процессуальные права.

Иначе говоря, в заключении эксперта должны содержаться ответы на вопросы, которые необходимы следователю и суду для правильного определения как наличия оснований дальнейшего производства по делу или возможности его прекращения, так и назначения конкретного вида предусмотренной законом принудительной меры медицинского характера с учетом психического состояния лица в настоящее время и вероятности совершения общественно опасных деяний в будущем.

Если следовать букве УПК РФ (ст. ст. 203 и 435), то проведение такой экспертизы возможно как в амбулаторных условиях, так и в условиях стационарного обследования (кроме случаев, когда лицо находится под стражей). В то же время согласно ч. 3 ст. 9, ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", в отличие от всех других видов экспертиз, судебно-психиатрическая экспертиза может производиться только в государственной судебно-психиатрической экспертной медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях и специально предназначенной для производства судебно-психиатрической экспертизы, что исключает возможность проведения судебно-психиатрической экспертизы в амбулаторных условиях. Помещение подозреваемого, обвиняемого для производства судебно-психиатрической экспертизы в стационар, а также продление срока проведения экспертизы ограничивают права такого лица, в том числе гарантированные Конституцией РФ на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), на свободу передвижения (ст. 27). По указанной причине названные меры могут осуществляться только на основании судебного решения. При этом постановление суда о помещении лица в стационар для производства судебно-психиатрической экспертизы может быть обжаловано как самим лицом, так и его защитником, законным представителем или иными заинтересованными лицами (например, близкими родственниками).

Существует два порядка помещения подозреваемого, обвиняемого в стационар для производства судебно-психиатрической экспертизы, которые зависят от наличия и вида избранной ранее меры пресечения. Когда в отношении подозреваемого (обвиняемого) ранее была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу (т.е. судом уже принято решение об ограничении конституционных прав лица), вынесение дополнительного судебного решения о помещении лица в судебно-психиатрический стационар не требуется. Если же обвиняемый или подозреваемый не содержится под стражей, то при наличии необходимости стационарного обследования его помещение в соответствующую медицинскую организацию осуществляется на основании специального судебного решения (ч. 2 ст. 203 УПК РФ). Очевидно, что процедура принудительного помещения в судебно-психиатрический стационар лица, не содержащегося под стражей, a priori должна быть аналогичной процедуре избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. Но есть один нюанс: поскольку речь идет о лице, гипотетически (на данный момент) страдающем психическим заболеванием, то такое лицо может вести себя неадекватно. Поэтому данное решение принимается в порядке ст. 165 УПК РФ, т.е. в порядке, установленном для получения разрешения на производство следственного действия, что изначально не предполагало обязательного участия лица, в отношении которого действие производится. Такой подход в целом соответствует типичной практике, когда невменяемый рассматривается не столько как субъект осуществления процессуальных прав (он не способен самостоятельно их осуществлять), сколько как объект исследования. Вспомним уже цитировавшуюся выше ст. 374 УПК Швейцарии, допускающую проведение судебного разбирательства в отношении невменяемого в отсутствие его самого. Однако в России сегодня с учетом высказанных Конституционным Судом РФ правовых позиций возобладал иной подход в отношении невменяемого, в силу чего соответствующее ходатайство подлежит рассмотрению судьей районного суда с участием не только прокурора и следователя, но и самого лица, в отношении которого рассматривается этот вопрос, и его защитника <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2007 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 402, 433, 437, 438, 439, 441, 444 и 445 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан С.Г. Абламского, О.Б. Лобашовой и В.К. Матвеева" // Российская газета. 2007. 28 ноября.

Срок, на который лицо может быть помещено в медицинский стационар для производства судебно-психиатрической экспертизы, составляет 30 дней. В случае необходимости по мотивированному ходатайству эксперта или комиссии экспертов этот срок может быть продлен постановлением судьи районного суда по месту нахождения стационара еще на 30 дней. При этом общий срок пребывания лица в стационаре при производстве одной судебной экспертизы не может превышать 90 дней. Данные сроки, как и порядок их продления, обжалования нарушения, регламентируются не УПК РФ, а Федеральным законом "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (ст. 30), что вряд ли можно признать обоснованным в условиях кодифицированного уголовно-процессуального законодательства.

Как правило, в случае возникновения сомнений во вменяемости лица вопрос о проведении судебно-психиатрической экспертизы решается до вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого. Однако если такое постановление вынесено, но предъявление обвинения затруднено в связи с вызывающим сомнения во вменяемости поведением обвиняемого, его помещение в психиатрический стационар для производства судебно-психиатрической экспертизы может произойти и после вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого. В этом случае срок, в течение которого ему должно быть предъявлено обвинение в соответствии со ст. 172 УПК РФ (не позднее трех суток со дня вынесения постановления), прерывается до получения заключения эксперта (ч. 3 ст. 203 УПК РФ). Если обвиняемый будет признан вменяемым, время пребывания лица в психиатрическом стационаре при производстве судебно-психиатрической экспертизы засчитывается в срок содержания под стражей, а также в срок назначенного судом наказания в виде лишения свободы (п. 3 ч. 10 ст. 109, п. 9 ч. 1 ст. 308 УПК РФ).

Мера пресечения в отношении лица, признанного невменяемым, в ходе производства по делу о применении принудительных мер медицинского характера не избирается, а ранее избранная подлежит отмене. Нахождение такого лица в СИЗО на общих условиях недопустимо. После получения заключения эксперта об установлении факта психического заболевания лица, в отношении которого осуществляется такое производство, необходимо его помещение в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях (ч. ч. 1 и 2 ст. 435 УПК РФ,). Решение об этом принимается судом в порядке, установленном ст. 108 УПК РФ (для лиц содержащихся под стражей) или ч. 2 ст. 203, ст. 165 УПК РФ.

Как уже отмечалось ранее применительно к порядку рассмотрения вопроса о помещении в судебно-психиатрический стационар, до недавнего времени лицо, в отношении которого осуществлялось производство о применении принудительных мер, было лишено каких-либо процессуальных прав с момента получения следователем заключения судебно-психиатрической экспертизы о его невменяемости. Бытовало мнение, что тяжелое психическое расстройство полностью лишает больного возможности самостоятельно реализовать свои права в уголовном процессе. Такое лицо не знакомилось с материалами уголовного дела, не имело права на заявление отводов, ходатайств, дачу показаний и даже на участие в судебном заседании. Ситуация изменилась после того, как Конституционный Суд РФ высказал в упоминавшемся уже Постановлении от 20 ноября 2007 г. N 13-П правовую позицию, согласно которой отсутствие в нормах гл. 51 УПК РФ прямых предписаний относительно прав, предоставленных лицам, страдающим психическими расстройствами, в уголовном судопроизводстве, неправильно истолковывается в правоприменительной практике как позволяющее не учитывать фактическую способность лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера, лично участвовать в производстве по делу и самостоятельно осуществлять процессуальные действия, направленные на защиту своих интересов. В настоящее время (с декабря 2010 г.) положениями ч. 1 ст. 437 УПК РФ прямо предусмотрено право лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера, лично участвовать в производстве по его делу, самостоятельно осуществлять предусмотренные ст. ст. 46, 47 УПК РФ процессуальные права. Ограничения этого права допустимы только в исключительных случаях, связанных с психическим состоянием лица.

Другой особенностью производства по уголовным делам указанной категории является императивное указание закона о привлечении к участию в уголовном деле законного представителя. Статусом законного представителя может быть наделен один из близких родственников, а при их отсутствии или отказе от участия в деле - орган опеки и попечительства. Законному представителю предоставляется комплекс прав, необходимых для полноценного участия в уголовном процессе и представления интересов лица, в отношении которого осуществляется производство (в том числе заявлять ходатайства и отводы; представлять доказательства; по окончании предварительного расследования знакомиться со всеми материалами уголовного дела; участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела; обжаловать действия (бездействие) и решения следователя, прокурора и суда; инициировать ходатайства об изменении или о прекращении применения принудительных мер и др.).

Как следует из ст. 436 УПК РФ, если преступление совершено в соучастии, то в отношении лиц, совершивших противоправное деяние в состоянии невменяемости или заболевших психическим расстройством после совершения преступления, уголовное дело может быть выделено в отдельное производство. Согласно общей норме ч. 2 ст. 154 УПК РФ такое решение может быть принято, если оно не отразится на всесторонности и объективности предварительного расследования и разрешения дела. На практике в подавляющем большинстве случаев соответствующие решения принимаются, в силу чего вопрос о применении принудительных мер медицинского характера рассматривается в рамках отдельного производства. Совместное рассмотрение в одном уголовном деле вопросов обвинения в совершении преступления одного лица и применении принудительных мер медицинского характера в отношении другого нецелесообразно как с процессуальной (производство во втором случае только предварительного следствия, необходимость назначения судебно-психиатрической экспертизы и неминуемое увеличение сроков расследования, не совпадающие предметы доказывания), так и этической точки зрения.

Установленный ч. 2 ст. 434 УПК РФ предмет доказывания по уголовным делам в отношении лиц о применении принудительных мер медицинского характера является специальным и отличается от общих обстоятельств, подлежащих доказыванию согласно ст. 73 УПК РФ. Помимо необходимых для доказывания при производстве по уголовному делу любой категории обстоятельств <1>, по таким делам необходимо доказать обстоятельства, которые согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 433 УПК РФ, ст. ст. 21 и 97 УК РФ являются основанием для применения принудительных мер медицинского характера (наличие психического расстройства у субъекта деяния и возможность причинения этим субъектом вреда себе или другим лицам). Эти обстоятельства устанавливаются только путем проведения судебно-психиатрической экспертизы <2>.

--------------------------------

<1> См. § 4 гл. 10 настоящего курса.

<2> Иногда для решения вопроса о вменяемости лица необходимо провести несколько повторных или дополнительных экспертиз. Например, по уголовному делу по обвинению бывшего полковника ВС РФ Юрия Буданова в убийстве чеченской девушки в различных экспертных учреждениях было проведено девять судебно-психиатрических и судебных психолого-психиатрических экспертиз, выводы большинства из которых противоречили друг другу.

Предварительное следствие по делам в отношении рассматриваемой категории лиц может завершиться двумя видами процессуальных решений.

Первым видом итогового для данной стадии уголовного процесса решения является постановление о прекращении уголовного дела (п. 1 ч. 1 ст. 439 УПК РФ). Помимо общих оснований (ст. ст. 24 и 27 УПК РФ), законом предусмотрено и специальное основание для прекращения уголовного дела, когда характер совершенного деяния и психическое расстройство лица не связаны с опасностью для него или других лиц либо возможностью причинения им иного существенного вреда.

Вторым видом итогового решения является постановление о направлении уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера (п. 1 ч. 1 ст. 439 УПК РФ). При таком варианте окончания предварительного следствия ознакомление с материалами уголовного дела по окончании производства следственных действий потерпевшего, а также лица, в отношении которого осуществляется производство, его защитника и законного представителя, осуществляется в общем порядке (ст. ст. 216 - 219 УПК РФ).

Обвинение лицу, в отношении которого осуществляется рассматриваемый вид производства, не предъявляется. Установленные при производстве по уголовному делу обстоятельства указываются в постановлении о направлении уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера и, по аналогии процессуального закона, определяют в соответствии со ст. 252 УПК РФ предмет и пределы судебного разбирательства. В постановлении также указываются основания для применения принудительной меры медицинского характера, а также доводы защитника и других лиц, оспаривающих наличие таких оснований, если они были высказаны.

Уголовное дело с постановлением о направлении его в суд следователь передает прокурору, который вправе принять одно из трех возможных решений: 1) утвердить постановление и направить уголовное дело в суд; 2) возвратить уголовное дело следователю для производства дополнительного расследования; 3) прекратить уголовное дело по основаниям, предусмотренным ст. ст. 24 и 27 УПК РФ <1>.

--------------------------------

<1> Обратим внимание, что после принятия Федерального закона от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ, сократившего полномочия прокурора, это единственный случай, когда прокурор вправе самостоятельно прекратить уголовное дело по окончании предварительного следствия.

Копия постановления о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера подлежит вручению лицу, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, его защитнику и законному представителю. Данное постановление, как итоговый документ, завершающий досудебное производство, аналогичен по значению обвинительному заключению, обвинительному акту или обвинительному постановлению. Если копия этого постановления не была вручена лицу, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, его защитнику и законному представителю, то тогда возникает предусмотренное п. 2 ч. 1 ст. 237 УПК РФ основание для возвращения уголовного дела прокурору.

3. Рассмотрение уголовного дела судом. Виды решений суда. Подсудность дел о применении принудительных мер медицинского характера определяется по общим правилам подсудности уголовных дел, установленным в ст. ст. 31 - 36 УПК РФ <1>. Судебное разбирательство по таким делам производится в общем порядке с учетом принципов состязательности и равенства прав сторон. В строгом смысле здесь нет ни обвинения в совершении преступления, ни, соответственно, защиты от него, т.е. сторон в классическом уголовно-процессуальном понимании. Однако новейшее развитие отечественного законодательства, опирающееся на Постановление Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2007 г., привело к окончательному формированию в рамках данного производства сторон sui generis: представителя государства, настаивающего на необходимости применения принудительной меры медицинского характера (прокурора), и лица, к которому данная мера может быть применена, а также тех, кто оказывает ему юридическую помощь (защитник и др.).

--------------------------------

<1> О правилах определения подсудности см. § 1 гл. 21 настоящего курса.

С учетом специфики субъектов, в отношении которых рассматривается вопрос о применении принудительных мер медицинского характера, не допускается ни рассмотрение уголовного дела судом с участием присяжных (ст. 352 УПК РФ), ни его рассмотрение в особом порядке принятия судебного решения (отсутствует обвинение и, соответственно, невозможно согласие с ним лица, которое к тому же не отдает отчет своим действиям).

В постановлении о назначении судебного заседания судья может принять решение о рассмотрении уголовного дела в закрытом судебном заседании, в том числе если разбирательство уголовного дела в суде может привести к разглашению охраняемой федеральным законом врачебной тайны. Если психическое состояние лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, позволяет принять личное участие в судебном заседании, ему должна быть обеспечена такая возможность. Как следует из п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 7 апреля 2011 г. N 6, показания такого лица могут учитываться судом при оценке его психического состояния, а также опасности лица для самого себя или других лиц либо возможности причинения им иного существенного вреда при определении вида принудительной меры медицинского характера. Необеспечение судом лицу возможности реализации права на личное участие в судебном заседании является нарушением требований ч. 1 ст. 437 и ч. 1 ст. 441 УПК РФ, влекущим отмену состоявшегося судебного решения.

Свои особенности имеет и судебное следствие. Оно начинается с изложения прокурором (а не государственным обвинителем) доводов о необходимости применения к лицу, которое признано невменяемым или у которого наступило психическое расстройство, принудительной меры медицинского характера. В последующем исследование доказательств и прения сторон производятся в общем порядке.

В ходе судебного разбирательства по уголовному делу должны быть исследованы и разрешены следующие вопросы: 1) имело ли место деяние, запрещенное уголовным законом; 2) совершило ли деяние лицо, в отношении которого рассматривается данное уголовное дело; 3) совершено ли деяние лицом в состоянии невменяемости; 4) наступило ли у данного лица после совершения преступления психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение; 5) представляет ли психическое расстройство лица опасность для него или других лиц либо возможно ли причинение данным лицом иного существенного вреда; 6) подлежит ли применению принудительная мера медицинского характера и какая именно <1>.

--------------------------------

<1> В зависимости от характера и тяжести психического расстройства, а также с учетом опасности, которую лицо представляет как для себя самого, так и для других лиц, к нему может быть применена одна из следующих предусмотренных ч. 1 ст. 99 УК РФ принудительных мер: 1) амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра; 2) принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа; 3) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа; 4) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением. Назначение принудительного лечения в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях соответствующего типа, зависит от психического состояния лица, особенности которого раскрываются в ч. ч. 2 - 4 ст. 101 УК РФ.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 7 апреля 2011 г. N 6 (п. 22) рекомендовал судам оставлять без рассмотрения заявленный по делу гражданский иск, что не препятствует его предъявлению в порядке гражданского судопроизводства. Тем самым лицам, которым вред причинен общественно опасным деянием невменяемого, в отличие от лиц, понесших вред от преступления, статус гражданского истца не предоставляется. Де-факто они вынуждены отстаивать свои интересы дважды - в уголовном (как потерпевшие), а затем гражданском (как истцы) процессах. Вряд ли такое "неравенство" соответствует подходам Конституционного Суда РФ, согласно которым при равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Постановления Конституционного Суда РФ от 15 июня 2006 г. N 6-П; от 3 июня 2004 г. N 11-П; и др.

Производство в суде первой инстанции завершается вынесением не приговора, а постановления. В зависимости от результатов рассмотрения дела речь может идти об одном из трех видов этого итогового процессуального решения, к которым относятся:

1) постановление об освобождении лица от наказания и назначении одной из предусмотренных законом принудительных мер медицинского характера (ч. 1 ст. 443 УПК РФ). Такое постановление выносится при наличии оснований для применения принудительных мер, которые подробно рассмотрены в п. 1 настоящего параграфа;

2) постановление о прекращении уголовного дела и об отказе в применении принудительных мер медицинского характера (ч. 2 ст. 443 УПК РФ). Принятие такого решения возможно в случае, когда лицо не представляет опасности по своему психическому состоянию для себя и других лиц <1>;

--------------------------------

<1> Обратим внимание, что ранее уголовно-процессуальным законом предусматривалось еще одно основание для решения об отказе в применении принудительных мер медицинского характера. Такое решение суд императивно должен был принять также и в случае совершения лицом в состоянии невменяемости запрещенного уголовным законом деяния, отнесенного к преступлениям небольшой тяжести (ч. 2 ст. 443 УПК РФ в ред. от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ). Конституционный Суд РФ в Постановлении от 21 мая 2013 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности частей второй и четвертой статьи 443 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.А. Первова и запросом мирового судьи судебного участка N 43 города Кургана" высказал правовую позицию, согласно которой положения ч. 2 ст. 443 УПК РФ, обязывая суд отказывать в применении принудительных мер медицинского характера к лицу, совершившему в состоянии невменяемости запрещенное уголовным законом деяние небольшой тяжести, но по своему психическому состоянию представляющему опасность для себя или других лиц, не только заведомо предопределяют решение суда, но и, по существу, делают бесполезным (бессмысленным) судебное разбирательство с точки зрения защиты как прав и законных интересов потерпевших в связи с угрожающей им опасностью повторных посягательств со стороны лица, уже совершившего в состоянии невменяемости деяние, запрещенное уголовным законом, так и прав и законных интересов лиц, по своему психическому состоянию представляющих опасность для себя или окружающих, а потому нуждающихся в лечении, хотя и принудительном. В указанной части норма ч. 2 ст. 443 УПК РФ была признана неконституционной, и в последующем приведена законодателем в соответствие с правовой позиции Конституционного Суда РФ Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 4-ФЗ.

3) постановление о прекращении уголовного дела. Выносится при наличии общих оснований для прекращения уголовного дела (ст. ст. 24 и 27 УПК РФ) вне зависимости от наличия и характера заболевания лица (ч. 3 ст. 443 УПК РФ) <1>.

--------------------------------

<1> Указание в законе на возможность прекращения в данном случае уголовного дела на основании ст. ст. 25 и 28 УПК РФ совершенно необъяснимо. Как невменяемый, нуждающийся в лечении и представляющий опасность для окружающих, в состоянии "деятельно раскаяться" или "примириться" с потерпевшим? Можно было бы предположить, что речь идет о ситуации, когда суд не нашел оснований для применения принудительной меры медицинского характера в силу вменяемости лица, который к тому же раскаялся или примирился. Однако такое предположение невозможно по причине содержащихся в законе слов "независимо от наличия и характера заболевания лица". Видимо, речь скорее идет о технической ошибке, тем более что применительно к предварительному следствию законодатель упоминает только о возможности прекращения уголовного дела на основании ст. ст. 24 и 27 УПК РФ (п. 1 ч. 1 ст. 439 УПК РФ).

При вынесении постановления о прекращении уголовного дела суд в течение пяти суток направляет копию постановления в уполномоченный орган исполнительной власти в сфере охраны здоровья для решения вопроса о лечении или направлении лица, нуждающегося в психиатрической помощи, в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях. В дальнейшем решение этого вопроса осуществляется в порядке, установленном ст. ст. 23 - 35 Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".

При рассмотрении уголовного дела суд может прийти к выводу, что психическое расстройство лица, в отношении которого рассматривается уголовное дело, не установлено или что заболевание лица, совершившего преступление, не является препятствием для применения к нему уголовного наказания. В этом случае суд, руководствуясь ч. 5 ст. 443 УПК РФ, обязан принять промежуточное решение - вынести постановление о возвращении уголовного дела прокурору в соответствии со ст. 237 УПК РФ.

Принятые судом постановления могут быть обжалованы в общем (апелляционном) порядке потерпевшим, его представителем, а также лицом, в отношении которого велось или ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, его защитником, законным представителем или близким родственником и прокурором (ст. 444 УПК РФ). Обратим внимание, что близкий родственник в качестве надлежащего и ординарного субъекта апелляционного обжалования определен законодателем только при производстве по делам рассматриваемой категории. Указание в ч. 6 ст. 443 УПК РФ о разъяснении права на обжалование постановления суда о применении или об отказе в применении принудительных мер медицинского характера в кассационном порядке (по второй инстанции) является недостаткам законодательной техники, вероятно связанной с регулярными и несистемными изменениями законодательства. Участники производства по применению мер медицинского характера, разумеется, вправе обращаться не только в кассационные, но и в надзорную инстанции, но лишь впоследствии - после вступления соответствующего постановления в законную силу.

4. Рассмотрение судом вопросов, связанных с применением принудительной меры медицинского характера. При назначении и применении принудительной меры медицинского характера необходимо учитывать три базовых положения, которые следуют из норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства, а также уже неоднократно упоминавшегося законодательства о здравоохранении и об оказании психиатрической помощи:

1) решение о прекращении, изменении, или продлении применения принудительных мер медицинского характера принимается только судом. То есть судебный контроль осуществляется на протяжении всего периода применения принудительных мер;

2) судебное решение должно быть основано на медицинском заключении;

3) пребывание в медицинском учреждении государственной системы здравоохранения, оказывающем медицинскую помощь в стационаре, максимальным сроком не ограничено и может продлеваться до достижения установленных ст. 98 УК РФ целей применения принудительных мер.

Согласно ч. 1 ст. 445 УПК РФ ходатайство о прекращении, изменении или продлении срока применения принудительной меры медицинского характера может быть подано в суд администрацией медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, а также лицом, к которому применена принудительная мера медицинского характера, его защитником или законным представителем. Данное ходатайство рассматривается судом, вынесшим постановление о применении принудительной меры, или судом по месту применения этой меры.

Периодичность медицинского освидетельствования устанавливается уголовным законом. Так, в силу ч. 2 ст. 102 УК РФ лицо, в отношении которого применяется принудительная мера, подлежит освидетельствованию комиссией врачей-психиатров не реже одного раза в шесть месяцев для решения вопроса о наличии оснований для внесения представления в суд о прекращении применения или об изменении такой меры. При отсутствии оснований для прекращения применения или изменения принудительной меры медицинского характера администрация медицинской организации, осуществляющей принудительное лечение, или уголовно-исполнительная инспекция, осуществляющая контроль за применением принудительных мер медицинского характера, представляет в суд заключение для продления принудительного лечения. Первое продление принудительного лечения может быть произведено по истечении шести месяцев с момента начала лечения, в последующем продление принудительного лечения производится ежегодно.

В судебном заседании обязательно участие прокурора и защитника. Участие лица, в отношении которого решается вопрос о продлении, изменении или прекращении применения к нему принудительной меры медицинского характера, должно быть обеспечено только в случае, когда в соответствии с медицинским заключением психическое состояние позволяет ему участвовать в судебном заседании. Вопрос о форме участия такого лица в судебном заседании (непосредственно или с использованием видеоконференц-связи) решается судом. Интересно отметить, что, когда психическое состояние лица не позволяет ему лично участвовать в проводимом в помещении суда судебном заседании, Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 7 апреля 2011 г. N 6 рекомендовал судам рассматривать соответствующие материалы в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях (п. 27).

В ходе судебного заседания исследуются ходатайство, медицинское заключение, выслушиваются мнения участвующих в деле лиц. Если медицинское заключение вызывает сомнение, суд как по ходатайству лиц, участвующих в судебном заседании, так и по собственной инициативе может назначить судебную экспертизу, истребовать дополнительные документы, а также допросить лицо, в отношении которого решается вопрос о прекращении, изменении или продлении применения принудительной меры медицинского характера, если это возможно по его психическому состоянию (ч. 5 ст. 445 УПК РФ).

Постановление по существу ходатайства выносится судом в совещательной комнате и оглашается в судебном заседании. Согласно ч. 3 ст. 102 УК РФ, ч. 6 ст. 445 УПК РФ основанием для прекращения или изменения принудительной меры медицинского характера является установление факта такого психического состояния лица, при котором отпадает необходимость в применении ранее назначенной меры либо возникает необходимость в назначении иной принудительной меры медицинского характера (как более, так и менее строгой).

Данное постановление может быть обжаловано прокурором и заинтересованными лицами в общем порядке (апелляционном, кассационном, надзорном).

Существенными особенностями обладает прекращение применения принудительной меры медицинского характера в случаях, когда такая мера была назначена лицу, у которого психическое расстройство наступило после совершения преступления. Такое лицо не освобождается от наказания, так как совершило преступление во вменяемом состоянии. Поэтому если оно признано выздоровевшим, то суд по месту применения принудительных мер медицинского характера на основании медицинского заключения выносит постановление о прекращении применения принудительной меры медицинского характера и решает вопрос о направлении уголовного дела руководителю следственного органа или начальнику органа дознания для производства предварительного расследования в общем порядке (ч. 1 ст. 446 УПК РФ). Время, проведенное в психиатрическом стационаре, засчитывается в срок отбывания наказания в соответствии со ст. 103 УК РФ из расчета один день пребывания в психиатрическом стационаре за один день лишения свободы.