Цели и объекты оценки воздействия на окружающую среду
Цели оценки воздействия на окружающую среду определены Положением об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным приказом Минприроды России от 18 июля 1994 г. В соответствии с п. 1.2 Положения оценка организуется и проводится с целью выявления и принятия необходимых мер по предупреждению возможных неприемлемых для общества экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий реализации хозяйственной или иной деятельности.
Выявление, а точнее выработка, и принятие необходимых мер по предотвращению неприемлемых для окружающей среды и общества последствий реализации планируемой экологически вредной деятельности – одно из наиболее важных положений в механизме ОВОС. Но необходимо обратить внимание и на то, что сформулированная таким образом цель выглядит неконкретно, так как не несет определенной юридической нагрузки – Положение не предусматривает юридического критерия или критериев для оценки и определения адекватности предусматриваемых мер.
С правовой точки зрения, наиболее приемлемым и определенным критерием обоснованности, допустимости и адекватности этих мер может быть соответствие требованиям российского экологического законодательства, а в общем – их выполнение. Конкретно – в зависимости от сути того или иного проекта – это означает возможность соблюдения на основе предусмотренных мер прежде всего нормативов качества окружающей среды, требований, касающиxcя правового режима особо охраняемых природных территорий (что весьма актуально, к примеру в отношении проекта строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Санкт-Петербург – Москва) и др.
Исходя из целей проведения ОВОС, важно определить объекты, в отношении которых она должна проводиться. Очевидно, что общество заинтересовано в предупреждении любого экологического вреда и можно говорить о необходимости ОВОС любой планируемой экологически вредной деятельности. Но как показывает практика, такая оценка – трудоемкая и дорогостоящая процедура, требующая обширного комплекса исследований и расчетов. В отношении некоторых объектов, незначительно опасных для окружающей среды, проводить полномасштабную ОВОС и экологически, и экономически нецелесообразно. Выполнения учета экологических требований в таких случаях можно добиться в рамках более простой процедуры.
Имеется обширный перечень видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, экологически весьма опасных для окружающей среды. В отношении таких объектов должна в обязательном порядке проводиться полная оценка воздействия на окружающую среду.
В соответствии с Положением ОВОС организуется и проводится при подготовке следующих видов документации:
а) концепций, программ (в том числе инвестиционных) и планов отраслевого и территориального социально-экономического развития;
б) схем комплексного использования и охраны природных ресурсов;
в) градостроительной документации (генеральных планов городов, проектов и схем детальной планировки);
г) документации по созданию новой техники, технологии, материалов и веществ;
д) предпроектных обоснований инвестиций в строительство, технико-экономических обоснований и/или проектов строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих хозяйственных и/или иных объектов и комплексов.
Одновременно в Приложении к Положению об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации дан «Перечень видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, при подготовке обосновывающей документации на строительство которых оценка воздействия на окружающую среду проводится в обязательном порядке». Перечень включает 33 вида или объекта хозяйственной и иной деятельности. Сюда, в частности, входят предприятия по добыче нефти, природного газа, тепловые электростанции и установки, предприятия химической промышленности, крупные производства строительных материалов, космодромы, аэропорты, аэродромы, метрополитены и др. Достоинством Перечня является то, что некоторые включенные в него виды объектов подлежат обязательной ОВОС в зависимости от их проектной мощности и иных характеристик (например, установки для производства чугуна и стали мощностью 1 млн. тонн в год, крупные склады для хранения 50 тыс. куб. метров и более нефтяных, нефтехимических и химических продуктов, нефте- и газопроводы с трубами диаметром 600 мм и более, крупные плотины высотой более 15 м). Во многих случаях оценке воздействия на окружающую среду подлежат объекты независимо от их мощности. Это – предприятия химической промышленности всех видов, звероводческие комплексы и др.
Представляется, что данный перечень будет корректироваться по ходу развития практики ОВОС. Во всяком случае необходимость в его доработке видится уже сейчас. Так, потребуют уточнения характеристики отдельных объектов, для которых обязательна ОВОС. Например, Положение содержит формулировки «крупные производства строительных материалов (цемент, стекло, известь, керамика)», «крупные установки для доменного и мартеновского производства» и др. Какие производства или установки считать крупными? Едва ли можно считать удовлетворительным решение о проведении ОВОС лишь в отношении крупных складов для хранения нефтяных, нефтехимических и химических продуктов. В соответствии с Перечнем крупными считаются склады для хранения 50 тыс. куб. метров и более химических и других продуктов. Такого подхода для идентификации «крупного» склада, думается, будет недостаточно, так как практически он не обеспечит достижения целей ОВОС как средства предупреждения экологического вреда. Склад может быть рассчитан на хранение 10 тыс. куб. метров химического вещества и менее, но чрезвычайно опасного для окружающей среды.
В самом Положении об оценке воздействия на окружающую среду говорится, что целесообразность проведения (или продолжения начатых работ) ОВОС для объектов и видов деятельности, не вошедших в Перечень обязательных, определяется органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Минприроды России. Данное уточнение весьма оправданно. Действительно, органы Минприроды вынуждены будут дифференцированно подходить к необходимости ОВОС объектов, не вошедших в Перечень, с учетом их характеристик и потенциальной опасности для окружающей среды. Но все-таки важно обратить внимание на изначальные дефекты Перечня.
Положение об оценке воздействия на окружающую среду не оговаривает, в рамках какой процедуры территориальные органы Минприроды будут принимать решение о целесообразности проведения ОВОС объекта, не включенного в Перечень. Вопрос в том, из каких источников они получат исходную информацию о планировании соответствующей деятельности, и о том, что она будет оказывать значительное воздействие на окружающую среду? Ответа на этот принципиальный процедурный правовой вопрос Положение не дает.
В качестве одного из возможных вариантов может быть предложен следующий. Если в процессе разработки проектов хозяйственной и иной деятельности, не предусмотренной в Перечне, будет выявлено значительное воздействие данной деятельности на окружающую среду, на заказчика данной деятельности должна быть возложена обязанность сообщить об этом в соответствующий территориальный орган Госкомэкологии России. Однако возникает сомнение в том, нужно ли этому органу обращаться в органы исполнительной власти, как это предусмотрено Положением об ОВОС, для определения целесообразности проведения оценки? Зачем органу Госкомэкологии, специально уполномоченному проводить, к примеру, государственную экологическую экспертизу, обременять орган исполнительной власти не специфической для него деятельностью? Представляется, что Госкомэкология или его территориальные органы вполне могли бы сами в соответствии со своей компетенцией принимать решение о необходимости проведения оценки воздействия такой деятельности на окружающую среду. Совершенно очевидно, что Госкомэкология и его органы должны обладать достаточными полномочиями (и не только в рассматриваемой сфере), чтобы нести ответственность за оздоровление и улучшение качества окружающей среды.
- Посвящаю маме –
- Введение
- Общая часть
- I. Проблемы взаимодействия природы и общества
- 1. Природа – источник жизни, материального и духовного благополучия
- 2. Общая характеристика экологических проблем в мире и в России
- 3. Концепции отношения общества к природе
- 4. Причины кризисного состояния окружающей среды
- 5. Пути решения экологических проблем
- 6. Законы развития природы
- * Коммонер б. Замыкающийся круг. Природа. Человек. Технология: Пер с англ. М., 1974. С. 32.
- 7. Декларация Рио по окружающей среде и развитию
- 8. Понятийный аппарат права окружающей среды
- II. Право окружающей среды как комплексная отрасль российского права
- 1. Экологическая функция российского государства
- 2. Предмет права окружающей среды
- 3. Методы правового регулирования в праве окружающей среды
- 4. Понятие права окружающей среды как комплексной отрасли российского права
- 5. История развития российского права окружающей среды
- 6. Проблемы интеграции и дифференциации в развитии права окружающей среды
- 7. Система права окружающей среды
- 8. Принципы права окружающей среды
- 9. Проблемы названия отрасли права
- 10. Право окружающей среды как отрасль правовой науки и учебная дисциплина
- 11. Проблемы развития права окружающей среды в условиях рынка
- III. Источники права окружающей среды
- 1. Понятие, особенности, классификация и система источников права окружающей среды
- 2. Конституционные основы регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Федеративные договоры
- 3. Международные договоры рф в области природопользования и охраны окружающей среды
- 4. Закон как источник права окружающей среды
- 5. Закон рсфср «Об охране окружающей природной среды»: общая характеристика и место в системе источников права окружающей среды
- 6. Законодательство об окружающей среде
- 7. Гражданское, конституционное, административное, предпринимательское, уголовное и иное законодательство как источник права окружающей среды
- 8. Нормативные правовые акты Президента рф, Правительства рф, министерств и ведомств в системе источников права окружающей среды
- 9. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
- 10. Акты органов местного самоуправления и локальные акты в области природопользования и охраны окружающей среды
- 11. Роль судебной практики в регулировании экологических отношений
- IV. Эколого-правовой статус человека
- 1. Понятие и виды экологических прав человека
- 2. Состояние правового регулирования экологических прав человека
- 3. Политическое и юридическое значение признания экологических прав
- 4. Право на благоприятную окружающую среду
- 5. Права общественных экологических формирований
- 6. Гарантии и защита экологических прав граждан
- 6.1. Способы защиты экологических прав в сфере деятельности органов исполнительной власти
- 6.2. Защита экологических прав граждан в общих судах
- 6.3. Защита экологических прав граждан в Конституционном Суде рф
- 6.4. Защита экологических прав Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации
- 6.5. Защита экологических прав и Европейский суд по правам человека
- 7. Обязанности каждого по охране природы и бережному отношению к природным богатствам
- V. Право собственности на природные ресурсы
- Природные ресурсы – общественное достояние
- 2. Понятие, содержание и формы права собственности на природные ресурсы
- 3. Объекты права собственности на природные ресурсы
- 4. Субъекты права собственности на природные ресурсы
- 5. Право частной собственности на природные ресурсы
- 6. Право государственной собственности на природные ресурсы
- 7. Право муниципальной собственности на природные ресурсы
- 8. Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы
- 9. Защита права собственности на природные ресурсы
- VI. Право природопользования
- 1. Понятие права природопользования, его виды
- Право общего природопользования
- 3. Право специального природопользования
- 4. Принципы права природопользования
- 5. Субъекты права природопользования, их правовой статус
- 6. Объекты права природопользования
- 7. Содержание права природопользования
- Принципы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды
- 3. Виды органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Органы общей компетенции
- 4. Специальные органы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды
- 5. Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды функциональными и иными органами
- VIII. Правовые основы информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды
- 1. Понятие и роль экологически значимой информации
- 2. Право граждан на экологически значимую информацию
- 2.1. Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды
- 2.2. Право на информацию об экологически значимых факторах, влияющих на здоровье
- 3. Правовое регулирование сбора, накопления, распространения и доступа к экологически значимой информации
- 4. Правовые ограничения свободного доступа к экологически значимой информации
- 5. Источники экологически значимой информации
- 5.1. Источники нормативной экологически значимой информации
- 5.2. Российское экологическое федеральное
- 5.3. Государственный статистический учет и отчетность
- 5.4. Государственные кадастры природных ресурсов и объектов
- 5.5. Мониторинг окружающей среды
- 5.6. Федеральный регистр потенциально опасных
- 5.7. Экологический паспорт предприятия.
- 5.8. Государственный доклад о состоянии окружающей
- Система экологических нормативов и стандартов
- Нормативы качества окружающей среды
- Нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды
- 5. Нормативы использования природных ресурсов
- 6. Экологические стандарты
- 7. Нормирование санитарных и защитных зон
- Цели и объекты оценки воздействия на окружающую среду
- Содержание оценки воздействия на окружающую среду
- Декларация об экологических последствиях воздействия на окружающую среду
- Участие общественности в оценке воздействия на окружающую среду
- Понятие экологической экспертизы. Ее значение в правовом механизме охраны окружающей среды. Соотношение экологической экспертизы и овос
- 7. Виды и принципы экологической экспертизы
- 8. Развитие законодательства в области экологической экспертизы
- 9. Объекты государственной экологической экспертизы
- 10. Порядок проведения государственной экологической экспертизы
- 11. Заключение государственной экологической экспертизы
- 12. Общественная экологическая экспертиза
- 2. Нормативные правовые акты в области экологического лицензирования
- Лицензируемые виды экологически значимой деятельности
- Процесс экологического лицензирования
- 5. Особенности лицензионно-договорного регулирования пользования отдельными природными ресурсами и их охраны
- 5.1. Лицензионно-договорные основы комплексного природопользования
- 5.2. Акты на право пользования землей
- 5.3. Лицензионно-договорные основы права пользования недрами
- 5.4. Лицензионно-договорные основы права пользования водами
- 5.5. Лицензионно-договорные основы права пользования лесами
- 5.6. Лицензионно-договорные основы права пользования
- 5.7. Особенности лицензирования деятельности
- XII. Правовые основы экологической сертификации
- 1. Понятие и функции экологической сертификации
- 2. Нормативные акты в области экологической сертификации
- 3. Направления и объекты экологической сертификации
- 4. Органы экологической сертификации
- Порядок проведения экологической сертификации
- XIII. Правовые основы экологического аудита
- Понятие и цели экологического аудита
- Виды экологического аудита и порядок его проведения
- Нормативно-правовые основы регулирования экономических мер
- 3. Планирование природопользования и охраны окружающей среды
- 4. Финансирование охраны окружающей среды
- 5. Плата за природопользование
- Плата за пользование природными ресурсами
- 5.2. Плата за загрязнение окружающей среды
- Экологическое страхование
- Меры экономического стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды
- XV. Правовые основы экологического контроля
- Понятие, виды и задачи экологического контроля
- Государственный экологический контроль
- Государственный общий экологический контроль
- Государственный специальный экологический контроль
- 2.3. Государственный экологический контроль и надзор,
- Ведомственный и производственный экологический контроль
- Общественный экологический контроль
- XVI. Юридическая ответственность за экологические правонарушения
- Понятие и функции юридической ответственности за экологические правонарушения
- Понятие, виды и структура экологических правонарушений
- 3. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения
- 4. Материальная ответственность за экологические правонарушения
- 5. Административная ответственность за экологические правонарушения
- 6. Уголовная ответственность за экологические преступления
- 7. Гражданско-правовая ответственность за экологический вред
- 7.1. Понятие и виды экологического вреда. Способы и принципы его возмещения
- 7.2. Возмещение вреда природной среде
- 7.3. Возмещение вреда здоровью и имуществу человека, причиненного неблагоприятным воздействием окружающей среды
- 7.4. Ответственность за экологический вред, причиненный источником повышенной опасности
- Особенная часть
- XVII. Особенности правового режима природных ресурсов
- 1. Общие черты правового режима природных ресурсов
- 2. Особенности правового режима земель
- 3. Особенности правового режима недр
- 4. Особенности правового режима вод
- 5. Особенности правового режима атмосферного воздуха
- 6. Особенности правового режима лесов и растительного мира вне лесов
- 6.1. Особенности правового режима лесов
- 6.2. Особенности правового режима растительного мира вне лесов
- 7. Особенности правового режима животного мира
- XVIII. Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов
- 1. Особо охраняемые природные территории: история, цели образования, виды
- 2. Законодательство об особо охраняемых природных территориях и объектах
- 3. Правовой режим государственных природных заповедников
- 4. Правовой режим национальных и природных парков
- Правовой режим государственных природных заказников
- 6. Правовой режим памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов
- 7. Правовой режим лечебно-оздоровительных местностей, курортов и рекреационных зон
- 8. Правовой режим особо охраняемых природных объектов
- XIX. Правовой режим экологически неблагополучных территорий
- 1. Понятие и факторы создания экологически опасных ситуаций
- 2. Состояние законодательства о предупреждении и действиях в экологически опасных ситуациях
- Правовые меры предупреждения экологически неблагоприятных ситуаций
- 3.1. Правовое регулирование предупреждения аварий
- 3.2. Правовое регулирование прогнозирования стихийных бедствий и подготовленности к ним
- 4. Понятие и виды экологически неблагополучных территорий
- 5. Правовой режим экологически неблагополучной территории
- XX. Право окружающей среды в зарубежных государствах
- 1. Право окружающей среды стран – членов снг и других государств Центральной и Восточной Европы
- 2. Право окружающей среды в экономически развитых государствах*
- 2.1. Общие закономерности развития права окружающей среды
- 2.2. Основные источники права окружающей среды
- 2.3. Организация государственного управления охраной окружающей среды
- 2.4. Организационно-правовые меры охраны окружающей среды
- 2.5. Правовой режим особо охраняемых природных территорий
- 2.6. Иски граждан о нарушении законодательства об окружающей среде
- 2.7. Юридическая ответственность за нарушение законодательства об окружающей среде
- XXI. Международное право окружающей среды
- 1. Факторы развития международного права окружающей среды
- 2. Понятие и источники международного права окружающей среды
- 3. Принципы международного права окружающей среды
- 4. Международные экологические организации
- 5. Международные конференции по окружающей среде
- 6. Природоохранительное сотрудничество стран – членов снг
- 7. Международная ответственность за экологические правонарушения
- 8. Международный экологический суд
- Приложение 1 законы и иные нормативные правовые акты российской федерации в области природопользования и охраны окружающей среды Об окружающей среде*
- О природных ресурсах
- В области экологических прав человека
- В области собственности на природные объекты и ресурсы
- В области управления природопользованием и охраной окружающей среды
- В области информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды
- В области экологического нормирования и стандартизации
- Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза
- В области экологического лицензирования
- В области экологической сертификации
- Об экономическом механизме природопользования и охраны окружающей среды
- Об особо охраняемых природных территориях
- О режиме экологически неблагополучных территорий
- Приложение 2 рекомендуемая литература Общая
- Специальная
- Приложение 3 программа курса «экологическое право» общая часть
- Источники экологического права
- Право природопользования
- Особенная часть
- Содержание
- Об авторе