2. Предмет права окружающей среды
В теории права предмет правового регулирования считается основой выделения правовых норм в определенную отрасль права*. Предмет играет роль системообразующего фактора отрасли права. Под предметом правового регулирования понимается строго определенная область общественных отношений, качественно отличающихся от иных общественных отношений, образующих предмет другой отрасли права. Так как в качестве объекта правового регулирования в рассматриваемой нами сфере выступает природа (окружающая среда) и ее отдельные элементы – земля, недра, воды и др. и связанные с ними интересы человека, можно сказать, что предметом являются общественные отношения по поводу природы или окружающей среды.
__________________________
* Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1994. С. 136.
Обычная ошибка при ответе на вопрос о предмете экологического права – утверждение о том, что оно регулирует отношения людей, общества к природе. Однако право регулирует общественные отношения, т.е. отношения между людьми по поводу определенного объекта. В нашей ситуации – это воды, атмосферный воздух, богатства недр и т.д., или природа.
За категорией «общественное отношение по поводу природы» стоят разнообразные экологические интересы человека, его потребности, удовлетворяемые за счет ресурсов природы. Ранее мы определили основные из них – экологические, экономические, эстетические, рекреационные, научные, культурные. Реализуются эти потребности в постоянном и активном взаимодействии человека с внешним миром – природой и обществом.
Какие же более конкретные общественные отношения регулируются правом окружающей среды? В научной и учебной литературе по экологическому праву в качестве его предмета традиционно выделяются две группы общественных отношений – по рациональному использованию природных ресурсов и по охране окружающей среды (охране природных ресурсов)*. Причем эти две группы отношений образуют, по оценкам юристов-экологов, исключительный предмет отрасли. Эта позиция отражена также в природ оресурсном законодательстве. Так, в соответствии со ст. 5 Водного кодекса РФ водное законодательство регулирует отношения в области использования и охраны водных объектов (водные отношения).
_____________________________
*Колбасов О.С. Экология: политика-право; Правовая охрана природы в СССР. Учебное пособие / Под ред. В.В. Петрова. М., 1976. С. 55–58; Природно-ресурсовое право и правовая охрана окружающей среды: Учебник / Под ред. В.В. Петрова. М., 1988. С. 24; Шемшученко Ю.С. Правовые проблемы экологии. Киев, 1989. С. 70; Правовая охрана окружающей природной среды в странах Восточной Европы. М., 1990. С. 5.
Действительно, названные две группы отношений общепризнанны, и, прежде всего, они образуют предмет права окружающей среды. Но как реакция на общественную потребность формируемое право окружающей среды России регулирует некоторые иные отношения, выходящие за рамки традиционных. Это – отношения собственности на природные объекты и ресурсы и отношения по защите экологических прав и законных интересов человека и гражданина.
Таким образом, учитывая интересы и потребности человека и гражданина в сфере взаимодействия общества и природы, опосредованные в праве, предмет современного российского права окружающей среды образуют отношения:
• собственности на природные объекты и ресурсы;
• по природопользованию;
• по охране окружающей среды от разных форм деградации и
• по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. В доктрине права окружающей среды отношения, регулируемые им, называются экологическими.
Приведенная классификация видов экологических отношений – принципиальная, наиболее важная, целесообразная и научно обоснованная. Ее целесообразность заключается во взаимосвязанном, одновременном решении в праве комплекса проблем, касающихся принадлежности природных ресурсов, распоряжения ими, обеспечения рационального использования природных ресурсов, охраны природы от разных форм деградации, защиты экологических прав и законных интересов человека. Научная обоснованность такой классификации подтверждается природоресурсным законодательством (земельным, водным, горным и др.), в котором регулируются отношения собственности на соответствующий природный ресурс, по его использованию и охране, а также доктриной земельного, водного, горного и иного природоресурсного права.
При таком подходе к правовому регулированию общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы обеспечивается учет интересов как природы, так и человека, в чем проявляется биосоциальная сущность человека.
В контексте отношений собственности на природные ресурсы в праве окружающей среды решаются общественно значимые проблемы владения природными богатствами и распоряжения ими. При регулировании прав собственности учитывается особенный, общественный характер объекта собственности, и потому в праве окружающей среды доминирует государственная, а не частная собственность на природные ресурсы. Владея ими, государство распоряжается природными ресурсами в общественных интересах путем предоставления их в пользование юридическим и физическим лицам.
Применительно к отношениям по природопользованию и охране окружающей среды в литературе высказываются разные суждения. «Природопользование и охрана природы – это не две самостоятельные формы взаимодействия общества и природы и даже, как принято говорить, не две стороны одной медали, а единая сложноподчиненная, взаимообусловленная задача управления природопользованием в процессе производственной деятельности»*. С таким категоричным и абсолютным суждением едва ли можно согласиться. Между тем оно в известной степени дало основание Н.И.Краснову высказать сомнение в обоснованности выделения охраны природы в качестве самостоятельного направления деятельности общества и государства**.
___________________________
* Шемшученко Ю.С., Мунтян В.Л., Розовский В.Г. Юридическая ответственность в области охраны окружающей среды. Киев, 1978. С. 10.
** Право природопользования в СССР. М., 1990. С. 14.
Действительно, в определенной, но небольшой мере отношения по природопользованию и охране окружающей среды совпадают. Так, правовое регулирование сброса сточных вод в водоем есть регулирование водопользования. В то же время правовое регулирование сброса сточных вод есть не что иное, как охрана водного объекта от загрязнения.
Однако право окружающей среды регулирует множество отношений по охране окружающей среды вне отношений по природопользованию. Это – отношения по экологической экспертизе, по экотоксикологическому испытанию агрохимических и иных экологически опасных химических веществ, по их регистрации, транспортированию, по экологической сертификации, экологическому контролю, экологическому образованию и т.п.
Конечной целью и одновременно задачей регулирования всех этих видов общественных отношений является сохранение благоприятного состояния окружающей среды или его восстановление.
Отношения по природопользованию регулируются главным образом применительно к отдельным природным ресурсам – земле, водам, атмосферному воздуху, недрам, лесам, растительному миру вне лесов, объектам животного мира. Соответственно речь идет о регулировании землепользования, водопользования, пользования недрами и т.д. Посредством регулирования таких отношений обеспечивается решение ряда общественно значимых задач. Главная из них – двуединая задача: по удовлетворению материальных, а также в известной мере эстетических и других потребностей человека, и по предупреждению разных форм деградации природы, включая истощение природных ресурсов, ее загрязнение; иначе говоря – это важнейшая задача по обеспечению сохранения экологического равновесия. Основной принцип осуществления природопользования – принцип рационального, т.е. экологически обоснованного использования природных ресурсов.
Правовое регулирование общественных отношений по охране окружающей среды касается трех видов вредных воздействий на нее: химических, физических и биологических. Примером правовой охраны окружающей среды от химических воздействий служит регулирование сброса предприятиями в водоемы сточных вод, выбросов загрязняющих веществ, содержащихся в выхлопных газах автомобилей, применения агрохимических средств, использования хладагентов и иных химических веществ, влияющих на состояние озонового слоя Земли.
Многообразны регулируемые экологическим правом отношения по охране окружающей среды от физических воздействий на нее. Это – охрана окружающей среды от:
• шума, создаваемого самолетами, производственными объектами;
• вибрации, создаваемой в процессе строительства или эксплуатации транспортных средств, к примеру метро;
• электромагнитных полей, создаваемых при использовании электротехники;
• радиоактивных воздействий. Хотя радиоактивные вещества являются химическими, они оказывают физическое воздействие в форме облучения;
• чрезмерного давления на землю в процессе использования тяжелой сельскохозяйственной техники, что приводит к разрушению структуры почвы;
• сброса теплых сточных вод в водоемы.
Охрана окружающей среды от биологических воздействий включает правовое регулирование:
• переселения и гибридизации объектов животного и растительного мира;
• биотехнологий;
• поступления в окружающую среду микроорганизмов (вирусов, грибков, бактерий, в том числе возбудителей инфекционных заболеваний человека);
• предупреждения эпизоотии и борьбы с ними.
При характеристике отношений по охране окружающей среды важно обратиться к вопросу об объектах охраны. Они определены в ст. 4 Закона «Об охране окружающей природной среды», согласно которой охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения на территории Российской Федерации и республик в ее составе подлежат:
• естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы;
• земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты.
Представляется, что в системе объектов охраны в рамках права окружающей среды следует выделить два вида объектов: непосредственные и опосредованные. К непосредственным объектам, несомненно, относятся природные объекты и природные ресурсы, включая погоду и климат.
Является ли объектом охраны окружающей среды человек? Основываясь на анализе действующего российского законодательства об окружающей среде, можно утверждать, что он также может быть отнесен к непосредственным объектам охраны. Человек – органический элемент природы. С учетом специфики его организма он так же экологически зависим от состояния воды, атмосферного воздуха, как зависимы от них олень или полевой цветок. Без воды погибает и человек, и животное, и цветок. В загрязненной среде деградирует и человек, и олень, и растение. В той степени, в какой человек своим здоровьем и жизнью связан экологически с природной средой, он – часть природы и соответственно – один из объектов ее охраны. Подтверждением тому являются положения законодательства о нормировании предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в воде, атмосферном воздухе и почве и нормировании предельно допустимых уровней (ПДУ) вредных воздействий на окружающую среду. Нормативы ПДК и ПДУ устанавливаются на уровне, отвечающем интересам охраны здоровья человека и растительного и животного мира.
Будучи существом биосоциальным, человек и его интересы выступают одновременно в праве окружающей среды как объекты опосредованной охраны. Речь идет об имуществе человека, которое может пострадать от вредного воздействия загрязненного воздуха, воды или почвы. Так, могут пострадать сельскохозяйственные посевы, домашние животные, здания, сооружения. Соответственно каждый человек имеет право на возмещение ущерба, причиненного его имуществу экологическим правонарушением.
Правовое регулирование охраны окружающей среды от химических, физических и биологических воздействий осуществляется с целью сохранения или восстановления благоприятного состояния окружающей среды в смысле ее чистоты, незагрязненности.
Правовое регулирование отношений собственности на природные богатства, природопользования, а также отношений по охране окружающей среды от вредных воздействий служит одновременно средством, обеспечивающим поддержание экологического равновесия в природе и соблюдение экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Что касается оснований для выделения отношений по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц в качестве самостоятельной группы общественных отношений в составе предмета права окружающей среды, то они связаны, с одной стороны, с невозможностью регулирования таких специфических отношений в рамках иных отношений, а с другой – с тем, что человек, его здоровье и имущественные интересы являются самостоятельным объектом права окружающей среды, наряду с объектами и ресурсами природы. Урегулированные правовыми нормами, такие отношения формируются и реализуются в сфере деятельности правоохранительных органов – прокуратуры, судов и некоторых других государственных органов.
В отдельных научных работах последних лет в предмет экологического права наряду с отношениями по природопользованию и охране окружающей среды включаются отношения по обеспечению экологической безопасности. Здесь важно и уместно отметить также, что в соответствии со ст. 72 Конституции РФ природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности отнесены к совместному ведению федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации. Ранее эти направления деятельности, образующие предмет совместного ведения, были закреплены в таком виде федеративными договорами, подписанными 31 марта 1992 г.
Обратим внимание, что в России понятия «экологическая безопасность» и «обеспечение экологической безопасности», введенные в понятийный аппарат природоохранительной практики, законодательства и права окружающей среды без какого-либо научного обоснования, стали достаточно обиходными, широко употребляемыми. Неоднократно понятие «экологическая безопасность» употребляется в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды». Например, ст. 11 предусматривает, что право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды обеспечивается привлечением к ответственности лиц, виновных в нарушении требований обеспечения экологической безопасности населения. При этом в Законе отсутствует пояснение, что понимать «под требованиями обеспечения экологической безопасности». В стране создаются подразделения по экологической безопасности (в составе Совета Безопасности при Президенте РФ, Государственного комитета РФ по охране окружающей среды). Полномасштабная государственная научно-техническая программа «Экология России», начатая в 1991 г., была свернута, и с 1992 г. началась реализация Федеральной программы «Экологическая безопасность России». Наконец, Государственной Думой 17 ноября 1995 г. принят Федеральный закон «Об экологической безопасности», не подписанный Президентом РФ.
В какой степени обосновано выделение обеспечения экологической безопасности в качестве самостоятельного направления деятельности общества и государства? Каково содержание понятия «обеспечение экологической безопасности»? В каком соотношении это понятие находится с понятием «охрана окружающей среды»? Каков практический смысл введения нового понятия и нового направления практической деятельности? Нельзя ли обеспечить так называемую экологическую безопасность в рамках природопользования и охраны окружающей природной среды? Если нет, то почему? И наконец, что произошло в России в 90-е гг., в связи с чем появилось основание для выделения общественных отношений по обеспечению экологической безопасности наряду с отношениями по охране окружающей среды? Для ответа на эти вопросы обратимся к упомянутому Федеральному закону «Об экологической безопасности».
Под экологической безопасностью в нем понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, окружающей природной среды от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду. Обеспечение экологической безопасности – система действий по предотвращению возникновения, развития экологически опасных ситуаций и ликвидации их последствий, включая отдаленные (ст. 3). К сожалению, определения центральных понятий, данных в этом Законе, ситуацию не проясняют. Из приведенного определения экологической безопасности можно выделить три ее объекта – интересы личности, общества, окружающей природной среды. Какими же правовыми средствами обеспечивается экологическая безопасность названных объектов?
Правовыми средствами обеспечения безопасности окружающей среды как системы действий по предотвращению возникновения, развития экологически опасных ситуаций и ликвидации их последствий, включая отдаленные, очевидно, являются нормирование качества окружающей среды, вредных воздействий на природу отдельными источниками, использования природных ресурсов, оценка воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, экологическая экспертиза, экологическое лицензирование, сертификация, регулирование режима экологически неблагополучных территорий, контроль, юридическая ответственность за экологические правонарушения и некоторые другие. Но все перечисленные средства суть именно правового механизма обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Вопрос экологической безопасности личности и общества наиболее целесообразно рассматривать в контексте экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц, так как, во-первых, экологическая безопасность личности и общества может обеспечиваться лишь в рамках их экологических прав и интересов и, во-вторых, в законодательстве должны быть предусмотрены механизмы обеспечения соблюдения и защиты этих прав и интересов.
Правовыми средствами обеспечения соблюдения экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц как деятельности по обеспечению их экологической безопасности являются экологическое нормирование, оценка воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, экологическая экспертиза, экологическое лицензирование, сертификация, регулирование режима экологически неблагополучных территорий, контроль, юридическая ответственность за экологические правонарушения и некоторые другие средства обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды. Другими словами, отношения по обеспечению соблюдения экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц регулируются в рамках отношений по природопользованию и охране окружающей среды.
Вне отношений по природопользованию и охране окружающей среды остаются лишь отношения по защите нарушенных экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. Регулирование этих отношений выделяется нами в отдельную группу общественных отношений, образующих предмет права окружающей среды.
Таким образом, отсутствуют основания для выделения отношений по обеспечению экологической безопасности как отдельной группы общественных отношений, регулируемых правом окружающей среды, наряду с отношениями по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.
Анализ принятого Государственной Думой Федерального закона «Об экологической безопасности» убеждает, во-первых, в том, что он не определяет и не регулирует собственные четкие, конкретно выраженные отношения вне отношений по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, которые не охватывались бы Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды», природоресурсным законодательством. Во-вторых, он не предлагает какие-либо особые средства обеспечения экологической безопасности, отличные от правовых средств регулирования природопользования и охраны окружающей среды в целом. В основном он воспроизводит применяемые правовые природоохранительные меры. Представляется, что ни особых общественных отношений, ни особых мер обеспечения экологической безопасности просто не существует. Соответственно отсутствуют основания для выделения обеспечения экологической безопасности в самостоятельное направление деятельности в сфере взаимодействия общества и природы. Отсутствует и потребность в самостоятельном Законе об экологической безопасности. По изложенным причинам представляется некорректным выделение обеспечения экологической безопасности как предмета совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Федерации наряду с природопользованием и охраной окружающей среды в ст. 72 Конституции РФ.
В праве окружающей среды обеспечение экологической безопасности видится в ряде аспектов. Оно может рассматриваться как один из основных принципов природопользования и охраны окружающей среды, в соответствии с которым любая экологически значимая деятельность, а также предусматриваемые в законодательстве и осуществляемые на практике природоохранительные меры должны оцениваться с позиций экологической безопасности.
В известной мере в научном и практическом плане понятие «обеспечение экологической безопасности» может употребляться как синоним охраны окружающей среды, имея в виду, что соответствующая деятельность направлена на сохранение или восстановление ее благоприятного состояния.
Обеспечение экологической безопасности может рассматриваться также как важнейшая перспективная цель и задача деятельности по восстановлению и сохранению благоприятного состояния окружающей среды, прежде всего с точки зрения ее чистоты (незагрязненности) и ресурсоемкости.
Насколько известно, ни в национальном природоохранительном законодательстве зарубежных государств, ни в международных соглашениях в области охраны окружающей среды понятие «экологическая безопасность» не употребляется. Нет его и в таких новейших международных документах, как Декларация Рио и Повестка дня на XXI в., принятых Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, проходившей в июне 1992 г. в Бразилии. Предметом законодательства и практической деятельности является охрана окружающей среды и регулирование использования природных ресурсов.
Полагаем, что экологическая безопасность в России может быть обеспечена путем последовательного осуществления системы научно обоснованных правовых, организационных, экономических, технических, воспитательных и иных мер по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. Для того чтобы научно обосновать выделение обеспечения экологической безопасности в качестве самостоятельного направления деятельности по охране окружающей среды и, соответственно, отношений по обеспечению экологической безопасности, необходимо, очевидно, пересмотреть концепцию охраны окружающей среды и выделить из группы отношений по охране окружающей среды специфические отношения по обеспечению экологической безопасности.
С учетом того, что в сфере взаимодействия общества и природы складывается множество различных экологических отношений, их можно классифицировать по разным основаниям. Так, если в основу классификации видов общественных отношений, регулируемых правом окружающей среды, положить природный ресурс, можно выделить такие их виды, как отношения собственности на землю, воды, леса и т.д., отношения по использованию этих природных ресурсов и их охране.
Практически важной представляется классификация видов общественных отношений применительно к институтам права окружающей среды, являющимся важнейшими структурными элементами данной отрасли. Исходя из этого можно выделить общественные отношения по обеспечению соблюдения и защиты экологических прав граждан, собственности на природные ресурсы, организации управления природопользованием и охраной окружающей среды, по экологическому нормированию и стандартизации, экологической экспертизе, экологической сертификации, экологическому аудиту, регулированию экономического механизма обеспечения природопользования и охраны окружающей среды, ведению кадастров природных ресурсов, экологическому мониторингу, экологическому контролю, регулированию юридической ответственности за экологические правонарушения и др.
В целом общественные экологические отношения это – однородная совокупность отношений, обладающих органическим и устойчивым единством. Критерий единства – сфера взаимодействия природы и общества, в которой возникают такие отношения.
Предмет права окружающей среды складывается объективно, помимо воли и сознания человека. Объективность обусловлена тем, что природа удовлетворяет разнообразные интересы и потребности человека и общества. Последнее заинтересовано в адекватном регулировании своего взаимодействия с природой, как минимум, по двум соображениям. Первое касается собственного интереса, связанного с удовлетворением своих потребностей. Второе обусловлено знанием законов развития природы. В силу их действия человек должен охранять не только собственные интересы, но и интересы иных существующих в природе живых видов. В качестве одного из принципов проекта Международного устава по окружающей среде и развитию сформулирован принцип уважения всех форм жизни. В российском праве этот принцип реализуется посредством регулирования охраны объектов растительного и животного мира в специальном законодательстве.
- Посвящаю маме –
- Введение
- Общая часть
- I. Проблемы взаимодействия природы и общества
- 1. Природа – источник жизни, материального и духовного благополучия
- 2. Общая характеристика экологических проблем в мире и в России
- 3. Концепции отношения общества к природе
- 4. Причины кризисного состояния окружающей среды
- 5. Пути решения экологических проблем
- 6. Законы развития природы
- * Коммонер б. Замыкающийся круг. Природа. Человек. Технология: Пер с англ. М., 1974. С. 32.
- 7. Декларация Рио по окружающей среде и развитию
- 8. Понятийный аппарат права окружающей среды
- II. Право окружающей среды как комплексная отрасль российского права
- 1. Экологическая функция российского государства
- 2. Предмет права окружающей среды
- 3. Методы правового регулирования в праве окружающей среды
- 4. Понятие права окружающей среды как комплексной отрасли российского права
- 5. История развития российского права окружающей среды
- 6. Проблемы интеграции и дифференциации в развитии права окружающей среды
- 7. Система права окружающей среды
- 8. Принципы права окружающей среды
- 9. Проблемы названия отрасли права
- 10. Право окружающей среды как отрасль правовой науки и учебная дисциплина
- 11. Проблемы развития права окружающей среды в условиях рынка
- III. Источники права окружающей среды
- 1. Понятие, особенности, классификация и система источников права окружающей среды
- 2. Конституционные основы регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Федеративные договоры
- 3. Международные договоры рф в области природопользования и охраны окружающей среды
- 4. Закон как источник права окружающей среды
- 5. Закон рсфср «Об охране окружающей природной среды»: общая характеристика и место в системе источников права окружающей среды
- 6. Законодательство об окружающей среде
- 7. Гражданское, конституционное, административное, предпринимательское, уголовное и иное законодательство как источник права окружающей среды
- 8. Нормативные правовые акты Президента рф, Правительства рф, министерств и ведомств в системе источников права окружающей среды
- 9. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
- 10. Акты органов местного самоуправления и локальные акты в области природопользования и охраны окружающей среды
- 11. Роль судебной практики в регулировании экологических отношений
- IV. Эколого-правовой статус человека
- 1. Понятие и виды экологических прав человека
- 2. Состояние правового регулирования экологических прав человека
- 3. Политическое и юридическое значение признания экологических прав
- 4. Право на благоприятную окружающую среду
- 5. Права общественных экологических формирований
- 6. Гарантии и защита экологических прав граждан
- 6.1. Способы защиты экологических прав в сфере деятельности органов исполнительной власти
- 6.2. Защита экологических прав граждан в общих судах
- 6.3. Защита экологических прав граждан в Конституционном Суде рф
- 6.4. Защита экологических прав Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации
- 6.5. Защита экологических прав и Европейский суд по правам человека
- 7. Обязанности каждого по охране природы и бережному отношению к природным богатствам
- V. Право собственности на природные ресурсы
- Природные ресурсы – общественное достояние
- 2. Понятие, содержание и формы права собственности на природные ресурсы
- 3. Объекты права собственности на природные ресурсы
- 4. Субъекты права собственности на природные ресурсы
- 5. Право частной собственности на природные ресурсы
- 6. Право государственной собственности на природные ресурсы
- 7. Право муниципальной собственности на природные ресурсы
- 8. Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы
- 9. Защита права собственности на природные ресурсы
- VI. Право природопользования
- 1. Понятие права природопользования, его виды
- Право общего природопользования
- 3. Право специального природопользования
- 4. Принципы права природопользования
- 5. Субъекты права природопользования, их правовой статус
- 6. Объекты права природопользования
- 7. Содержание права природопользования
- Принципы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды
- 3. Виды органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Органы общей компетенции
- 4. Специальные органы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды
- 5. Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды функциональными и иными органами
- VIII. Правовые основы информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды
- 1. Понятие и роль экологически значимой информации
- 2. Право граждан на экологически значимую информацию
- 2.1. Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды
- 2.2. Право на информацию об экологически значимых факторах, влияющих на здоровье
- 3. Правовое регулирование сбора, накопления, распространения и доступа к экологически значимой информации
- 4. Правовые ограничения свободного доступа к экологически значимой информации
- 5. Источники экологически значимой информации
- 5.1. Источники нормативной экологически значимой информации
- 5.2. Российское экологическое федеральное
- 5.3. Государственный статистический учет и отчетность
- 5.4. Государственные кадастры природных ресурсов и объектов
- 5.5. Мониторинг окружающей среды
- 5.6. Федеральный регистр потенциально опасных
- 5.7. Экологический паспорт предприятия.
- 5.8. Государственный доклад о состоянии окружающей
- Система экологических нормативов и стандартов
- Нормативы качества окружающей среды
- Нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды
- 5. Нормативы использования природных ресурсов
- 6. Экологические стандарты
- 7. Нормирование санитарных и защитных зон
- Цели и объекты оценки воздействия на окружающую среду
- Содержание оценки воздействия на окружающую среду
- Декларация об экологических последствиях воздействия на окружающую среду
- Участие общественности в оценке воздействия на окружающую среду
- Понятие экологической экспертизы. Ее значение в правовом механизме охраны окружающей среды. Соотношение экологической экспертизы и овос
- 7. Виды и принципы экологической экспертизы
- 8. Развитие законодательства в области экологической экспертизы
- 9. Объекты государственной экологической экспертизы
- 10. Порядок проведения государственной экологической экспертизы
- 11. Заключение государственной экологической экспертизы
- 12. Общественная экологическая экспертиза
- 2. Нормативные правовые акты в области экологического лицензирования
- Лицензируемые виды экологически значимой деятельности
- Процесс экологического лицензирования
- 5. Особенности лицензионно-договорного регулирования пользования отдельными природными ресурсами и их охраны
- 5.1. Лицензионно-договорные основы комплексного природопользования
- 5.2. Акты на право пользования землей
- 5.3. Лицензионно-договорные основы права пользования недрами
- 5.4. Лицензионно-договорные основы права пользования водами
- 5.5. Лицензионно-договорные основы права пользования лесами
- 5.6. Лицензионно-договорные основы права пользования
- 5.7. Особенности лицензирования деятельности
- XII. Правовые основы экологической сертификации
- 1. Понятие и функции экологической сертификации
- 2. Нормативные акты в области экологической сертификации
- 3. Направления и объекты экологической сертификации
- 4. Органы экологической сертификации
- Порядок проведения экологической сертификации
- XIII. Правовые основы экологического аудита
- Понятие и цели экологического аудита
- Виды экологического аудита и порядок его проведения
- Нормативно-правовые основы регулирования экономических мер
- 3. Планирование природопользования и охраны окружающей среды
- 4. Финансирование охраны окружающей среды
- 5. Плата за природопользование
- Плата за пользование природными ресурсами
- 5.2. Плата за загрязнение окружающей среды
- Экологическое страхование
- Меры экономического стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды
- XV. Правовые основы экологического контроля
- Понятие, виды и задачи экологического контроля
- Государственный экологический контроль
- Государственный общий экологический контроль
- Государственный специальный экологический контроль
- 2.3. Государственный экологический контроль и надзор,
- Ведомственный и производственный экологический контроль
- Общественный экологический контроль
- XVI. Юридическая ответственность за экологические правонарушения
- Понятие и функции юридической ответственности за экологические правонарушения
- Понятие, виды и структура экологических правонарушений
- 3. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения
- 4. Материальная ответственность за экологические правонарушения
- 5. Административная ответственность за экологические правонарушения
- 6. Уголовная ответственность за экологические преступления
- 7. Гражданско-правовая ответственность за экологический вред
- 7.1. Понятие и виды экологического вреда. Способы и принципы его возмещения
- 7.2. Возмещение вреда природной среде
- 7.3. Возмещение вреда здоровью и имуществу человека, причиненного неблагоприятным воздействием окружающей среды
- 7.4. Ответственность за экологический вред, причиненный источником повышенной опасности
- Особенная часть
- XVII. Особенности правового режима природных ресурсов
- 1. Общие черты правового режима природных ресурсов
- 2. Особенности правового режима земель
- 3. Особенности правового режима недр
- 4. Особенности правового режима вод
- 5. Особенности правового режима атмосферного воздуха
- 6. Особенности правового режима лесов и растительного мира вне лесов
- 6.1. Особенности правового режима лесов
- 6.2. Особенности правового режима растительного мира вне лесов
- 7. Особенности правового режима животного мира
- XVIII. Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов
- 1. Особо охраняемые природные территории: история, цели образования, виды
- 2. Законодательство об особо охраняемых природных территориях и объектах
- 3. Правовой режим государственных природных заповедников
- 4. Правовой режим национальных и природных парков
- Правовой режим государственных природных заказников
- 6. Правовой режим памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов
- 7. Правовой режим лечебно-оздоровительных местностей, курортов и рекреационных зон
- 8. Правовой режим особо охраняемых природных объектов
- XIX. Правовой режим экологически неблагополучных территорий
- 1. Понятие и факторы создания экологически опасных ситуаций
- 2. Состояние законодательства о предупреждении и действиях в экологически опасных ситуациях
- Правовые меры предупреждения экологически неблагоприятных ситуаций
- 3.1. Правовое регулирование предупреждения аварий
- 3.2. Правовое регулирование прогнозирования стихийных бедствий и подготовленности к ним
- 4. Понятие и виды экологически неблагополучных территорий
- 5. Правовой режим экологически неблагополучной территории
- XX. Право окружающей среды в зарубежных государствах
- 1. Право окружающей среды стран – членов снг и других государств Центральной и Восточной Европы
- 2. Право окружающей среды в экономически развитых государствах*
- 2.1. Общие закономерности развития права окружающей среды
- 2.2. Основные источники права окружающей среды
- 2.3. Организация государственного управления охраной окружающей среды
- 2.4. Организационно-правовые меры охраны окружающей среды
- 2.5. Правовой режим особо охраняемых природных территорий
- 2.6. Иски граждан о нарушении законодательства об окружающей среде
- 2.7. Юридическая ответственность за нарушение законодательства об окружающей среде
- XXI. Международное право окружающей среды
- 1. Факторы развития международного права окружающей среды
- 2. Понятие и источники международного права окружающей среды
- 3. Принципы международного права окружающей среды
- 4. Международные экологические организации
- 5. Международные конференции по окружающей среде
- 6. Природоохранительное сотрудничество стран – членов снг
- 7. Международная ответственность за экологические правонарушения
- 8. Международный экологический суд
- Приложение 1 законы и иные нормативные правовые акты российской федерации в области природопользования и охраны окружающей среды Об окружающей среде*
- О природных ресурсах
- В области экологических прав человека
- В области собственности на природные объекты и ресурсы
- В области управления природопользованием и охраной окружающей среды
- В области информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды
- В области экологического нормирования и стандартизации
- Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза
- В области экологического лицензирования
- В области экологической сертификации
- Об экономическом механизме природопользования и охраны окружающей среды
- Об особо охраняемых природных территориях
- О режиме экологически неблагополучных территорий
- Приложение 2 рекомендуемая литература Общая
- Специальная
- Приложение 3 программа курса «экологическое право» общая часть
- Источники экологического права
- Право природопользования
- Особенная часть
- Содержание
- Об авторе