logo
Бринчук М

2. Понятие и источники международного права окружающей среды

Международное право окружающей среды представляет собой совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения между его субъектами по обеспечению рационального использования природных ресурсов Земли и охране глобальной окружающей среды от вредных воздействий в интересах настоящего и будущих поколений людей. Предметом международного права окружающей среды являются международные экологические отношения, т.е. отношения в сфере взаимодействия человечества с природой.

В контексте развития и реализации международного права окружающей среды деятельность мирового сообщества в области регулирования природопользования, воспроизводства природных ресурсов, охраны природной среды от вредных химических, физических и биологических воздействий осуществляется посредством:

• нормотворчества;

• взаимных консультаций;

• мониторинга природной среды и обмена экологически значимой информацией;

• контроля за состоянием природы;

• применения мер международной ответственности за нарушение норм и принципов международного права.

Если природоохранительная деятельность на национальном уровне осуществлялась и регулировалась в определенной степени уже в древности, то международное сотрудничество в области охра­ны окружающей среды зародилось лишь в начале прошлого века. Сначала оно носило эпизодический характер, основывалось на дву­сторонних мерах, касалось охраны отдельных природных объек­тов. Одним из первых было Соглашение об охране морских котиков 1897 г. Первым крупным многосторонним природоохранительным мероприятием считается конференция по международной охране природы, которая состоялась в ноябре 1913 г. в Берне (Швей­цария).

Под воздействием ряда факторов активное многостороннее и двустороннее природоохранительное сотрудничество началось во второй половине текущего века. Основные из этих факторов – ис­пользование достижений научно-технического прогресса в целях интенсификации развития экономики, связанное с этим использо­вание во все возрастающих масштабах природных богатств и за­грязнение окружающей среды планеты, развитие программ ис­пользования космоса и др.

Субъектами международных экологических правоотношений являются государства, международные правительственные и не­правительственные организации, а также в предусмотренных международными правовыми нормами случаях юридические и фи­зические лица, оказывающие воздействие на состояние окружаю­щей среды в международных пространствах.

Объект международно-правового регулирования охраны окру­жающей среды и природопользования – вся природа планеты Земля и околоземное космическое пространство. Одновременно такой охране подлежат отдельные объекты природной среды, включая Мировой океан и его ресурсы, атмосферный воздух, жи­вотный и растительный мир, недра, уникальные природные ком­плексы. В системе объектов регулирования охраны и использова­ния таких объектов можно выделить несколько категорий:

а) международные природные объекты и ресурсы, находящиеся за пределами национальной юрисдикции (открытое море, Антарк­тика, морское дно за пределами континентального шельфа, косми­ческое пространство);

б) природные объекты и ресурсы, разделяемые двумя или более государствами. К таким объектам относятся пограничные реки (Дунай, Селенга, Рейн) и озера (в том числе Каспийское море), пограничные природные комплексы или месторождения полезных ископаемых, популяции мигрирующих видов животных;

в) национальные природные объекты и ресурсы. Например, массив первичных лесов в Республике Коми на территории Печоро-Ильчинского государственного заповедника под названием «Девственные леса Коми», озеро Байкал, признанные в соответст­вии с Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.) участками всемирного природного наследия. Сюда же относятся иные природные ресурсы, полностью находя­щиеся под национальной юрисдикцией, но отношения по поводу которых также регулируются международными правовыми нор­мами.

Международное право окружающей среды на современном этапе – динамично развивающаяся отрасль современного между­народного права и его науки*. Вопрос о его источниках важно рас­смотреть в историческом аспекте. При отсутствии международных договоров в данной сфере межгосударственные отношения регули­ровались на основе международных обычаев. Один из признанных обычаев был основан на принципе непричинения ущерба окружаю­щей среде соседнего государства. С учетом этого принципа прини­мались решения международных судов.

___________________________

* Чичварин В.А. Охрана природы и международные отношения. М., 1970; Колбасов О.С. Международно-правовая охрана окружающей среды. М., 1982; Тимошен­ко А.С. Формирование и развитие международного права окружающей среды. М., 1986; Виноградов С. В. Международное право окружающей среды // Международ­ное право. Учебник. М., 1994.

На современном этапе источники международного права окру­жающей среды подразделяются на два вида:

• закрепляющие действующие правовые принципы и нормы и образующие право в подлинном смысле этого слова («твер­дое», т.е. обязательное, право);

• содержащие необязательные правила, но оказывающие тем не менее влияние на международные отношения своим авто­ритетом («мягкое», т.е. рекомендательное, право).

В соответствии с приведенной классификацией к категории ис­точников обязательного международного права окружающей среды должны быть отнесены такие акты, как Конвенция о между­народной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися по угрозой исчезновения (1973г.), Соглашение об охране полярных (белых) медведей (1973 г.), Конвенция об охране Средиземного моря от загрязнения (1976 г.), Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.), Конвенция о транс­граничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г.), Венская конвенция по охране озонового слоя (1985 г.) и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (1987 г.); ряд новейших конвенций – Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992 г.), Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (1992 г.), Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (1992 г.), Конвенция по защите Черного моря от загрязнения (Бухарестская конвенция, 1992 г.), Конвенция по защите морской среды Балтийского моря (1992 г.) и др.

Действует более тысячи договоров, конвенций, соглашений, непосредственно регулирующих отношения по природопользованию и охране окружающей среды. Наряду с ними подписано свыше 3000 двусторонних международных документов в данной сфере. При этом Россия участвует в 78 многосторонних соглашениях. Двусторонние договорные отношения Россия имеет со всеми соседними государствами, а также многими другими государствами Европы, Америки и Азии. О роли и месте международных договоров и принципов в системе российского права свидетельствует то обстоятельство, что в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Особым источником международного права окружающей среды являются носящие обязательный характер решения некоторых международных организаций – Генеральной Ассамблеи ООН, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Европейского экономического сообщества и др.

Примерами другого вида источников международного экологического права, т.е. создающими «мягкое» право, могут служить Стокгольмская декларация Конференции ООН по окружающей человека среде (1972 г.), Всемирная стратегия охраны природы (1980 г.). Декларация принципов Рио по окружающей среде и развитию (1992 г.) и др. Названные и другие аналогичные документы не регулируют непосредственно поведение членов международного сообщества, но они обладают огромным авторитетом и этим побуждают государства и международные организации к активной деятельности и сотрудничеству в области охраны природы.