5. Административная ответственность за экологические правонарушения
Это вид юридической ответственности, наиболее часто имеющий место в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение экологического правонарушения. Регулируется КоАП РСФСР и экологическим законодательством. Так, в ст. 84 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» не только формулируются составы административных правонарушений, но и определяются субъекты административной ответственности, а также размеры административных штрафов, которые могут быть наложены на правонарушителей.
Обсуждается вопрос о концентрации правового регулирования административной ответственности в КоАП РСФСР, как это сделано в отношении уголовной ответственности в Уголовном кодексе. Однако применительно к административной ответственности существующая практика представляется предпочтительной по ряду причин. Первая связана с наличием существенных пробелов в экологическом законодательстве. Пока не оформлены в виде правовых многие экологические требования – как материальные, так и процессуальные. Их нормативное закрепление в активно развиваемом законодательстве будет требовать постоянного внесения изменений и дополнений в КоАП РСФСР. Пользование таким кодексом будет затруднено. Вторая причина касается удобства для субъектов экологического права, которым адресованы законы в области природопользования и охраны окружающей среды. Из текста одного акта они могут узнать об экологических требованиях, которые должны соблюдать, и об административной ответственности, которую будут нести в случае их нарушения. Если будет принято решение о регулировании административной ответственности исключительно Кодексом об административных правонарушениях, то с учетом пробелов в экологическом законодательстве и перспектив его развития составы административных правонарушений должны, очевидно, быть сформулированы в более общем виде – например, нарушение требований экологической экспертизы, нарушение требований экологической сертификации, нарушение правил обращения с отходами производства и потребления и т.п.
В соответствии с Законом «Об охране окружающей природной среды» субъектами административной ответственности являются не только должностные лица и граждане, но и юридические лица, что является новацией данного Закона. Применяется административная ответственность только при наличии вины правонарушителя.
В ст. 24 КоАП РСФСР установлены следующие административные взыскания: предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного данному гражданину, например права охоты; исправительные работы, административный арест.
По своим объективным признакам административное правонарушение внешне схоже с преступлением. Поэтому Кодекс об административных правонарушениях в качестве одного из предварительных условий возложения административной ответственности предусматривает отсутствие в совершенном нарушении признаков состава преступления. Основные признаки, которые дают возможность разграничить экологическое преступление и административный проступок, приводятся, как правило, в УК РФ. Это – повторность совершения экологического правонарушения, наличие умысла и др.
Составы экологических правонарушений, за которые может наступить административная ответственность, определены в ст. 84 Закона «Об охране окружающей природной среды», в ст. 125 ЗК РСФСР, некоторых иных актах законодательства об окружающей среде. В КоАП РСФСР эти виды правонарушений содержатся в двух главах: административные правонарушения, посягающие на социалистическую собственность (гл. 6) и административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды, памятников истории и культуры (гл. 7). В соответствии с Кодексом административная ответственность применяется за:
-
нарушение права государственной собственности на недра (ст. 46); на воды (ст. 47); на леса (ст. 48); на животный мир (ст. 481);
-
самовольную добычу янтаря (ст. 461);
-
бесхозяйственное использование земель (ст. 50);
-
порчу сельскохозяйственных и других земель (ст. 51);
-
несвоевременный возврат временно занимаемых земель или неприведение их в состояние, пригодное для использования по назначению (ст. 52);
-
самовольное отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства (ст. 53);
-
уничтожение межевых знаков (ст. 54);
-
нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов(ст.55);
-
нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр (ст. 56);
-
незаконную выдачу лицензии (разрешения), а равно произвольное изменение условий выданной лицензии (разрешения) на осуществление деятельности на континентальном шельфе Российской Федерации (ст. 561);
-
нарушение действующих стандартов (норм, правил) или условий лицензии, регламентирующих разрешенную деятельность на континентальном шельфе Российской Федерации (ст. 562);
-
нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований на континентальном шельфе Российской Федерации (ст. 563);
-
нарушение правил охраны водных ресурсов (ст. 57);
-
нарушение правил захоронения отходов и других материалов на континентальном шельфе Российской Федерации (ст. 571);
-
невыполнение обязанностей по регистрации в судовых документах операций с вредными веществами и смесями (ст. 58);
-
нарушение правил водопользования (ст. 59);
-
повреждение водохозяйственных сооружений и устройств, нарушение правил их эксплуатации (ст. 60);
-
незаконное использование земель государственного лесного фонда (ст. 61);
-
нарушение установленного порядка использования лесосечного фонда, заготовки и вывозки древесины, заготовки живицы (ст.62);
-
незаконную порубку и повреждение деревьев и кустарников, уничтожение и повреждение лесных культур и молодняка (ст.63);
-
уничтожение или повреждение подроста в лесах (ст. 64);
-
осуществление лесных пользований не в соответствии с целями или требованиями, предусмотренными в лесорубочном билете (ордере) или лесном билете (ст. 65);
-
нарушение правил восстановления и улучшения лесов, использования ресурсов спелой древесины (ст. 66);
-
повреждение сенокосов и пастбищных угодий на землях государственного лесного фонда (ст. 67);
-
самовольное сенокошение и пастьба скота, самовольный сбор дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод (ст. 68);
-
сбор дикорастущих плодов, орехов и ягод с нарушением установленных сроков (ст. 69);
-
ввод в эксплуатацию производственных объектов без устройств, предотвращающих вредное воздействие на леса (ст.70);
-
повреждение леса сточными водами, химическими веществами, вредными выбросами, отходами и отбросами (ст. 71);
-
засорение лесов бытовыми отходами и отбросами (ст. 72);
-
уничтожение или повреждение лесоосушительных канав, дренажных систем и дорог на землях государственного лесного фонда (ст. 73);
-
уничтожение полезной для леса фауны (ст. 75);
-
нарушение требований пожарной безопасности в лесах (ст. 76);
-
выброс загрязняющих веществ в атмосферу с превышением нормативов или без разрешения и вредное физическое воздействие на атмосферный воздух (ст. 77);
-
ввод в эксплуатацию предприятий без соблюдения требований по охране атмосферного воздуха (ст. 78);
-
нарушение правил эксплуатации, а также неиспользование оборудования для очистки выбросов в атмосферу (ст. 79);
-
выпуск в эксплуатацию транспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах (ст. 80);
-
эксплуатацию автомототранспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах (ст. 81);
-
несоблюдение требований по охране атмосферного воздуха при складировании и сжигании промышленных и бытовых отходов (ст. 82);
-
нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений и других препаратов, повлекшее или могущее повлечь загрязнение атмосферного воздуха (ст. 83);
-
невыполнение предписаний органов, осуществляющих контроль за охраной атмосферного воздуха (ст. 84);
-
нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений и других препаратов, причинившее ущерб животному миру (ст. 841);
-
нарушение правил охраны среды обитания животных, правил создания зоологических коллекций и торговли ими, а равно самовольное переселение, акклиматизация и скрещивание животных (ст. 842);
-
нарушение порядка осуществления пользования животным миром, а также незаконный ввоз животных или растений, признанных наносящими ущерб сохранению видов животных, занесенных в Красную книгу (ст. 843);
-
уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения животных или совершение иных действий, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания таких животных (ст. 844);
-
невыполнение законных требований должностных лиц органов охраны континентального шельфа Российской Федерации (ст. 845);
-
незаконную передачу минеральных и живых ресурсов континентального шельфа Российской Федерации (ст. 846);
-
нарушение правил охоты и рыболовства, а также правил осуществления других видов пользования животным миром (ст. 85);
-
нарушение правил китобойного промысла (ст. 86).
В КоАП РСФСР определяются также органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать соответствующие дела (гл.15), и подведомственность таких дел (гл.16). Дела об экологических правонарушениях рассматриваются преимущественно судами (судьями), органами внутренних дел, органами государственных инспекций и другими органами (должностными лицами), уполномоченными на то законодательными актами РФ.
Так, согласно ст. 202 КоАП РСФСР судьи рассматривают дела об экологических правонарушениях, предусмотренных ст. 461, 49, 491, 561–563, 571, 845, 846 Кодекса.
Органы государственного горного надзора в соответствии со ст. 211 КоАП РСФСР рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 46, 55, 56 (за нарушения, совершенные в процессе разработки полезных ископаемых), ст. 562.
Органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 77-83 (нарушения санитарно-гигиенических правил и норм по охране атмосферного воздуха) и ст. 84 (невыполнение предписаний органов, осуществляющих государственный санитарный надзор).
Вопросы подведомственности дел об экологических правонарушениях решен в КоАП недостаточно последовательно, без полного учета места специально уполномоченных органов в государственном управлении природопользованием и охраной окружающей среды. Так, Госкомэкология РФ, на которую возложено осуществление государственного экологического контроля, в соответствии со ст. 2192 Кодекса вправе рассматривать лишь дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 561, 562, 571 и 845, т.е. связанные с охраной минеральных и живых ресурсов континентального шельфа Российской Федерации.
Одной из наиболее распространенных мер административной ответственности за экологические правонарушения является штраф. Конкретный размер налагаемого штрафа зависит не только от характера и вида совершенного правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда, но определяется также полномочиями, предоставленными соответствующему органу, налагающему штраф.
Решение о наложении штрафа (как и любое другое решение об административном взыскании) может быть обжаловано в суд или арбитражный суд.
Закон «Об охране окружающей природной среды» подчеркивает: привлечение к ответственности в виде штрафа, независимо от его суммы, не освобождает виновное лицо от обязанности возмещения причиненного вреда. Это объясняется тем, что штраф хотя и носит материальный характер, является мерой наказания, а не возмещением вреда; суммы штрафа идут не потерпевшему на возмещение вреда, а направляются в соответствии с Законом на специальные счета внебюджетных экологических фондов.
- Посвящаю маме –
- Введение
- Общая часть
- I. Проблемы взаимодействия природы и общества
- 1. Природа – источник жизни, материального и духовного благополучия
- 2. Общая характеристика экологических проблем в мире и в России
- 3. Концепции отношения общества к природе
- 4. Причины кризисного состояния окружающей среды
- 5. Пути решения экологических проблем
- 6. Законы развития природы
- * Коммонер б. Замыкающийся круг. Природа. Человек. Технология: Пер с англ. М., 1974. С. 32.
- 7. Декларация Рио по окружающей среде и развитию
- 8. Понятийный аппарат права окружающей среды
- II. Право окружающей среды как комплексная отрасль российского права
- 1. Экологическая функция российского государства
- 2. Предмет права окружающей среды
- 3. Методы правового регулирования в праве окружающей среды
- 4. Понятие права окружающей среды как комплексной отрасли российского права
- 5. История развития российского права окружающей среды
- 6. Проблемы интеграции и дифференциации в развитии права окружающей среды
- 7. Система права окружающей среды
- 8. Принципы права окружающей среды
- 9. Проблемы названия отрасли права
- 10. Право окружающей среды как отрасль правовой науки и учебная дисциплина
- 11. Проблемы развития права окружающей среды в условиях рынка
- III. Источники права окружающей среды
- 1. Понятие, особенности, классификация и система источников права окружающей среды
- 2. Конституционные основы регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Федеративные договоры
- 3. Международные договоры рф в области природопользования и охраны окружающей среды
- 4. Закон как источник права окружающей среды
- 5. Закон рсфср «Об охране окружающей природной среды»: общая характеристика и место в системе источников права окружающей среды
- 6. Законодательство об окружающей среде
- 7. Гражданское, конституционное, административное, предпринимательское, уголовное и иное законодательство как источник права окружающей среды
- 8. Нормативные правовые акты Президента рф, Правительства рф, министерств и ведомств в системе источников права окружающей среды
- 9. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
- 10. Акты органов местного самоуправления и локальные акты в области природопользования и охраны окружающей среды
- 11. Роль судебной практики в регулировании экологических отношений
- IV. Эколого-правовой статус человека
- 1. Понятие и виды экологических прав человека
- 2. Состояние правового регулирования экологических прав человека
- 3. Политическое и юридическое значение признания экологических прав
- 4. Право на благоприятную окружающую среду
- 5. Права общественных экологических формирований
- 6. Гарантии и защита экологических прав граждан
- 6.1. Способы защиты экологических прав в сфере деятельности органов исполнительной власти
- 6.2. Защита экологических прав граждан в общих судах
- 6.3. Защита экологических прав граждан в Конституционном Суде рф
- 6.4. Защита экологических прав Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации
- 6.5. Защита экологических прав и Европейский суд по правам человека
- 7. Обязанности каждого по охране природы и бережному отношению к природным богатствам
- V. Право собственности на природные ресурсы
- Природные ресурсы – общественное достояние
- 2. Понятие, содержание и формы права собственности на природные ресурсы
- 3. Объекты права собственности на природные ресурсы
- 4. Субъекты права собственности на природные ресурсы
- 5. Право частной собственности на природные ресурсы
- 6. Право государственной собственности на природные ресурсы
- 7. Право муниципальной собственности на природные ресурсы
- 8. Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы
- 9. Защита права собственности на природные ресурсы
- VI. Право природопользования
- 1. Понятие права природопользования, его виды
- Право общего природопользования
- 3. Право специального природопользования
- 4. Принципы права природопользования
- 5. Субъекты права природопользования, их правовой статус
- 6. Объекты права природопользования
- 7. Содержание права природопользования
- Принципы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды
- 3. Виды органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Органы общей компетенции
- 4. Специальные органы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды
- 5. Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды функциональными и иными органами
- VIII. Правовые основы информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды
- 1. Понятие и роль экологически значимой информации
- 2. Право граждан на экологически значимую информацию
- 2.1. Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды
- 2.2. Право на информацию об экологически значимых факторах, влияющих на здоровье
- 3. Правовое регулирование сбора, накопления, распространения и доступа к экологически значимой информации
- 4. Правовые ограничения свободного доступа к экологически значимой информации
- 5. Источники экологически значимой информации
- 5.1. Источники нормативной экологически значимой информации
- 5.2. Российское экологическое федеральное
- 5.3. Государственный статистический учет и отчетность
- 5.4. Государственные кадастры природных ресурсов и объектов
- 5.5. Мониторинг окружающей среды
- 5.6. Федеральный регистр потенциально опасных
- 5.7. Экологический паспорт предприятия.
- 5.8. Государственный доклад о состоянии окружающей
- Система экологических нормативов и стандартов
- Нормативы качества окружающей среды
- Нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды
- 5. Нормативы использования природных ресурсов
- 6. Экологические стандарты
- 7. Нормирование санитарных и защитных зон
- Цели и объекты оценки воздействия на окружающую среду
- Содержание оценки воздействия на окружающую среду
- Декларация об экологических последствиях воздействия на окружающую среду
- Участие общественности в оценке воздействия на окружающую среду
- Понятие экологической экспертизы. Ее значение в правовом механизме охраны окружающей среды. Соотношение экологической экспертизы и овос
- 7. Виды и принципы экологической экспертизы
- 8. Развитие законодательства в области экологической экспертизы
- 9. Объекты государственной экологической экспертизы
- 10. Порядок проведения государственной экологической экспертизы
- 11. Заключение государственной экологической экспертизы
- 12. Общественная экологическая экспертиза
- 2. Нормативные правовые акты в области экологического лицензирования
- Лицензируемые виды экологически значимой деятельности
- Процесс экологического лицензирования
- 5. Особенности лицензионно-договорного регулирования пользования отдельными природными ресурсами и их охраны
- 5.1. Лицензионно-договорные основы комплексного природопользования
- 5.2. Акты на право пользования землей
- 5.3. Лицензионно-договорные основы права пользования недрами
- 5.4. Лицензионно-договорные основы права пользования водами
- 5.5. Лицензионно-договорные основы права пользования лесами
- 5.6. Лицензионно-договорные основы права пользования
- 5.7. Особенности лицензирования деятельности
- XII. Правовые основы экологической сертификации
- 1. Понятие и функции экологической сертификации
- 2. Нормативные акты в области экологической сертификации
- 3. Направления и объекты экологической сертификации
- 4. Органы экологической сертификации
- Порядок проведения экологической сертификации
- XIII. Правовые основы экологического аудита
- Понятие и цели экологического аудита
- Виды экологического аудита и порядок его проведения
- Нормативно-правовые основы регулирования экономических мер
- 3. Планирование природопользования и охраны окружающей среды
- 4. Финансирование охраны окружающей среды
- 5. Плата за природопользование
- Плата за пользование природными ресурсами
- 5.2. Плата за загрязнение окружающей среды
- Экологическое страхование
- Меры экономического стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды
- XV. Правовые основы экологического контроля
- Понятие, виды и задачи экологического контроля
- Государственный экологический контроль
- Государственный общий экологический контроль
- Государственный специальный экологический контроль
- 2.3. Государственный экологический контроль и надзор,
- Ведомственный и производственный экологический контроль
- Общественный экологический контроль
- XVI. Юридическая ответственность за экологические правонарушения
- Понятие и функции юридической ответственности за экологические правонарушения
- Понятие, виды и структура экологических правонарушений
- 3. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения
- 4. Материальная ответственность за экологические правонарушения
- 5. Административная ответственность за экологические правонарушения
- 6. Уголовная ответственность за экологические преступления
- 7. Гражданско-правовая ответственность за экологический вред
- 7.1. Понятие и виды экологического вреда. Способы и принципы его возмещения
- 7.2. Возмещение вреда природной среде
- 7.3. Возмещение вреда здоровью и имуществу человека, причиненного неблагоприятным воздействием окружающей среды
- 7.4. Ответственность за экологический вред, причиненный источником повышенной опасности
- Особенная часть
- XVII. Особенности правового режима природных ресурсов
- 1. Общие черты правового режима природных ресурсов
- 2. Особенности правового режима земель
- 3. Особенности правового режима недр
- 4. Особенности правового режима вод
- 5. Особенности правового режима атмосферного воздуха
- 6. Особенности правового режима лесов и растительного мира вне лесов
- 6.1. Особенности правового режима лесов
- 6.2. Особенности правового режима растительного мира вне лесов
- 7. Особенности правового режима животного мира
- XVIII. Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов
- 1. Особо охраняемые природные территории: история, цели образования, виды
- 2. Законодательство об особо охраняемых природных территориях и объектах
- 3. Правовой режим государственных природных заповедников
- 4. Правовой режим национальных и природных парков
- Правовой режим государственных природных заказников
- 6. Правовой режим памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов
- 7. Правовой режим лечебно-оздоровительных местностей, курортов и рекреационных зон
- 8. Правовой режим особо охраняемых природных объектов
- XIX. Правовой режим экологически неблагополучных территорий
- 1. Понятие и факторы создания экологически опасных ситуаций
- 2. Состояние законодательства о предупреждении и действиях в экологически опасных ситуациях
- Правовые меры предупреждения экологически неблагоприятных ситуаций
- 3.1. Правовое регулирование предупреждения аварий
- 3.2. Правовое регулирование прогнозирования стихийных бедствий и подготовленности к ним
- 4. Понятие и виды экологически неблагополучных территорий
- 5. Правовой режим экологически неблагополучной территории
- XX. Право окружающей среды в зарубежных государствах
- 1. Право окружающей среды стран – членов снг и других государств Центральной и Восточной Европы
- 2. Право окружающей среды в экономически развитых государствах*
- 2.1. Общие закономерности развития права окружающей среды
- 2.2. Основные источники права окружающей среды
- 2.3. Организация государственного управления охраной окружающей среды
- 2.4. Организационно-правовые меры охраны окружающей среды
- 2.5. Правовой режим особо охраняемых природных территорий
- 2.6. Иски граждан о нарушении законодательства об окружающей среде
- 2.7. Юридическая ответственность за нарушение законодательства об окружающей среде
- XXI. Международное право окружающей среды
- 1. Факторы развития международного права окружающей среды
- 2. Понятие и источники международного права окружающей среды
- 3. Принципы международного права окружающей среды
- 4. Международные экологические организации
- 5. Международные конференции по окружающей среде
- 6. Природоохранительное сотрудничество стран – членов снг
- 7. Международная ответственность за экологические правонарушения
- 8. Международный экологический суд
- Приложение 1 законы и иные нормативные правовые акты российской федерации в области природопользования и охраны окружающей среды Об окружающей среде*
- О природных ресурсах
- В области экологических прав человека
- В области собственности на природные объекты и ресурсы
- В области управления природопользованием и охраной окружающей среды
- В области информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды
- В области экологического нормирования и стандартизации
- Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза
- В области экологического лицензирования
- В области экологической сертификации
- Об экономическом механизме природопользования и охраны окружающей среды
- Об особо охраняемых природных территориях
- О режиме экологически неблагополучных территорий
- Приложение 2 рекомендуемая литература Общая
- Специальная
- Приложение 3 программа курса «экологическое право» общая часть
- Источники экологического права
- Право природопользования
- Особенная часть
- Содержание
- Об авторе