logo
Бринчук М

2. Состояние законодательства о предупреждении и действиях в экологически опасных ситуациях

Несмотря на то, что состояние окружающей среды характеризуется как кризисное, катастрофическое, как среда вымирания, законодательство о предупреждении экологически опасных ситуаций и действиях в этих условиях до последнего времени оставалось мало развитым и не отвечало общественным потребностям. Только сейчас, имея налицо экологические бедствия, столкнувшись с нарастающим валом аварий в промышленности и на транспорте с серьезными экологическими последствиями, в российском государстве осознана необходимость создания законодательства в области чрезвычайной экологической ситуации и технической безопасности.

Какие же нормативные акты регулируют отношения по предупреждению экологически опасных ситуаций и действия в таких условиях? Рамочный характер носит Закон РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности». Но, по оценкам специалистов, этот Закон носит декларативный характер*. В нем сделана попытка урегулировать все, относящееся в той или иной степени к вопросам безопасности. Это и безопасность границ территории, и готовность отразить вооруженное нападение извне, и безопасность общества и граждан от преступности, и госбезопасность в привычном смысле слова, и охрана окружающей среды, и предупреждение экономических бедствий, и др.

__________________________

* Поленина С.В. Качество закона и эффективность законодательства. М., 1993. С. 48-56.

Главу о чрезвычайных экологических ситуациях содержит Закон «Об охране окружающей природной среды». Подробно она будет рассмотрена позже в данной главе.

Имеется несколько законов и ряд подзаконных актов, имеющих целью регулирование отношений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе связанных с окружающей средой, по обеспечению безопасности в отдельных сферах или отдельных видов безопасности:

• Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

• Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности»;

• Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения»;

• Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О промышленной безопасности опасных промышленных объектов»;

• Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О безопасности гидротехнических сооружений»;

• Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденное постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996 г.;

• постановление Правительства РФ 3 августа 1996 г. «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

• Положение о Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ее состав, утвержденное постановлением Правительства РФ от 20 февраля 1995 г.;

• Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995 г.;

• постановление Правительства РФ от 16 января 1995 г. «О федеральной целевой программе «Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях»;

• постановление Правительства РФ от 26 августа 1994 г. «О порядке финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на промышленных предприятиях, в строительстве и на транспорте»;

• постановление Правительств-а РФ от 17 ноября 1994 г. «Об утверждении Положения о Межведомственной комиссии по пожарной безопасности в Российской Федерации и Перечня руководящих работников федеральных органов исполнительной власти – членов этой комиссии по должности»;

• постановление Правительства РФ от 29 апреля 1995 г. «О подготовке ежегодного государственного доклада о состоянии защиты населения и территорий РФ от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

• Положение о порядке проверки знаний правил, норм и инструкций по безопасности у руководящих работников и специалистов предприятий, организаций и объектов, подконтрольных Госгортехнадзору России, утвержденное постановлением Госгортехнадзора России от 19 мая 1993 г.;

• Положение о порядке выдачи специальных разрешений (лицензий) на виды деятельности, связанные с повышенной опасностью производств (объектов) и работ, а также с обеспечением безопасности при пользовании недрами, утвержденное постановлением Госгортехнадзора России от 3 июля 1993г.

Особая экологическая беда в России – зоны радиоактивного заражения на Урале, образованные вследствие аварий на производственных объектах еще в 50-е гг., на Алтае – вследствие испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне, и на Новой Земле, многие области, пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС. Обратим внимание на то, что несмотря на давность этих острейших проблем, о которых стало широко известно лишь в последнее десятилетие, лишь после того, главным образом под воздействием Чернобыльской катастрофы, принят ряд законов, регулирующих как режим территорий с высокими уровнями радиационного заражения, так и в какой-то мере направленных на предупреждение аварий на объектах, производящих атомную энергию. К ним относятся:

• Закон РФ от 18 июня 1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

• Федеральный закон от 19 августа 1995 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

• Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. «Об использовании атомной энергии»;

• Федеральный закон от 9 января 1996 г. «О радиационной безопасности населения»;

• Федеральный закон от 3 апреля 1996 г. «О финансировании особо радиационно-опасных и ядерно-опасных производств и объектов»;

К этой группе относится ряд подзаконных актов, включая:

• Указ Президента РФ от 23 декабря 1994 г. «О финансировании особо радиационно- и ядерно-опасных производств и объектов»;

• постановление Правительства РФ от 22 июля 1992 г. «Об утверждении Порядка инвентаризации мест и объектов добычи, транспортировки, переработки, использования, сбора, хранения и захоронения радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения на территории Российской Федерации»;

• постановление Правительства РФ от 20 августа 1992 г. «О единой государственной автоматизированной системе контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации»;

• постановление Правительства РФ от 20 сентября 1994 г. «О подписании Конвенции о ядерной безопасности»;

• постановление Правительства РФ от 6 июля 1994 г. «О федеральной целевой программе снижения уровня облучения населения России и производственного персонала от природных радиоактивных источников на 1994-1996 годы».

Принят ряд подзаконных актов, регулирующих отношения по борьбе с последствиями стихийных бедствий, включая:

• Положение о федеральной системе сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений, утвержденное постановлением Совета Министров РФ от 25 декабря 1993 г.;

• постановление Правительства РФ от 5 января 1995 г. «О дополнительных мерах по защите населения и других проблем, связанных с подъемом уровня Каспийского моря»;

• постановление Правительства РФ от 23 марта 1996 г. «О первоочередных мероприятиях на 1996–1997 годы по защите населения и предотвращению затопления хозяйственных и других объектов, расположенных на побережье Каспийского моря»;

• распоряжение Правительства РФ от 25 февраля 1993 г. «О Межведомственной противопаводковой комиссии».

Отмечая прогресс в развитии правового регулирования предупреждения экологически опасных ситуаций и действиях в этих ситуациях в отдельных сферах – в промышленности, при строительстве и эксплуатации гидротехнических сооружений, – обращаем внимание на то, что пока не создан правовой механизм обеспечения безопасности энергетических систем; коммунальных систем жизнеобеспечения (канализационных систем, системы снабжения населения питьевой водой, тепловых источников и сетей, коммунальных газопроводов); подземных объектов; транспортной системы.