1. Понятие, особенности, классификация и система источников права окружающей среды
Как отмечалось, наличие развитой системы источников права окружающей среды – существенное условие для выделения совокупности эколого-правовых норм в отдельную отрасль в системе российского права.
Под источниками экологического права понимаются нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы.
Не может считаться источником права, в том числе экологического, решение компетентного органа, если оно принято по конкретному делу и в отношении конкретных лиц, является индивидуально-конкретным властным предписанием. Так, решением Конституционного Суда РФ ненормативным правовым актом был признан Указ Президента РФ от 25 января 1995 г. «О государственной поддержке структурной перестройки и конверсии атомной промышленности в г. Железногорске Красноярского края». Он оспаривался в Конституционном Суде РФ в связи с тем, что предусматривал проведение мероприятий, противоречащих требованиям экологического законодательства*. В правовом государстве не может рассматриваться в качестве источника права, в частности экологического, ненормативный акт. Кроме того, поскольку он содержит эколого-правовые предписания, противоречащие закону, он является по своей сути неправовым. По решению суда такой акт не может применяться.
___________________________
* СЗ РФ. 1995. №5. Ст. 399.
Источники права окружающей среды имеют ряд особенностей. Так, с учетом того, что земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах и об охране окружающей среды отнесено Конституцией РФ к предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, эколого-правовые нормы устанавливаются на обоих уровнях. Еще одна наиболее существенная особенность предопределена характером самой отрасли как комплексной в системе российского права. Правовые нормы данной отрасли имеют «прописку» в разных отраслях права. Наряду со специальным законодательством об окружающей среде, природоресурсным законодательством, они содержатся в актах гражданского, конституционного, предпринимательского, уголовного и иного законодательства.
Определение источников права окружающей среды представляет значительную трудность, так как издается огромное количество нормативных правовых актов на различных уровнях. Преодолению этих трудностей призвана служить их классификация. Она может быть проведена по ряду оснований.
По юридической силе – на законы и подзаконные акты.
а) Законы – нормативные правовые акты, принимаемые представительными органами государственной власти.
б) Все иные нормативные правовые акты являются подзаконными. Это– акты, принимаемые Президентом РФ, Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации, министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления.
По предмету регулирования – на общие и специальные.
Общие характеризуются тем, что предмет их регулирования широк и охватывает как экологические, так и иные общественные отношения. К таким актам относится, в частности, Конституция РФ.
Специальные – акты, целиком посвященные вопросам окружающей среды или ее элементам (Закон «Об охране окружающей природной среды», Водный кодекс РФ, Федеральный закон «О животном мире» и др.).
По характеру правового регулирования – на материальные и процессуальные.
Нормативные правовые акты материального характера – акты, содержащие материальные нормы права. Материальные эколого-правовые нормы устанавливают права и обязанности, а также ответственность участников соответствующих отношений (федеральные законы «Об экологической экспертизе», «Об особо охраняемых природных территориях» и др.).
Источники экологического права процессуального характера регулируют процессуальные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Значительная часть материальных норм экологического права может быть реализована лишь посредством осуществления и соответственно регулирования последовательного ряда процессуальных действий. Они касаются, к примеру, предоставления земель в пользование, процедуру разработки нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую среду, проведения государственной экологической экспертизы, экологического лицензирования, защиты экологических прав и интересов и т.д. Акты процессуального характера – Гражданский процессуальный кодекс РСФСР; Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР; Положение о порядке предоставления и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков, утвержденное постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г.; Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. и др. Материальные и процессуальные нормы в сфере природопользования и охраны окружающей среды часто предусматриваются в одних и тех же актах.
По своему характеру нормативные правовые акты как источники права можно условно подразделить на кодифицированные и не являющиеся таковыми. Кодифицированными являются систематизированные нормативные правовые акты. Систематизация нормативного материала проводится в процессе нормотворческой деятельности с целью приведения его в соответствие с системой регулирования общественных отношений. Эти акты отличаются более высоким качеством и являются головными в той или иной отрасли права. В праве окружающей среды кодифицированные акты – Закон «Об охране окружающей природной среды», Лесной кодекс РФ, Федеральный закон «О недрах» и др.
Систему источников экологического права образуют:
• Конституция РФ,
• федеративные договоры,
• международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права,
• законы (конституционные и федеральные),
• нормативные указы и распоряжения Президента РФ,
• нормативные постановления и распоряжения Правительства РФ,
• конституции, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ,
• нормативные правовые акты министерств и ведомств,
• нормативные правовые акты органов местного самоуправления,
• локальные нормативные правовые акты,
• судебные решения.
В приведенный перечень источников современного права окружающей среды России не включен обычай. В историческом плане во взаимодействии общества и природы обычай как неписаное правило поведения играл важную роль в регулировании и обеспечении рационального природопользования. Имеет ли он правовое значение на современном этапе? Ответ, на наш взгляд, может быть только положительным. В регулировании использования природных ресурсов обычай имеет большое практическое значение в контексте традиционного природопользования, регулируемого множеством законов. Так, Конституция РФ (ст. 72) выделяет защиту исконной среды обитания малочисленных этнических общностей как самостоятельный предмет ведения. Регулирование отношений по использованию природных ресурсов с учетом традиционного природопользования предусматривается Земельным кодексом РСФСР (ст. 28), Водным кодексом РФ (ст. 66), Лесным кодексом РФ (ст. 124), Федеральным законом «О животном мире» (ст. 9, 48, 49).
Таким образом, обычай как источник права применяется в практике, но он опосредован в установленных нормах права.
- Посвящаю маме –
- Введение
- Общая часть
- I. Проблемы взаимодействия природы и общества
- 1. Природа – источник жизни, материального и духовного благополучия
- 2. Общая характеристика экологических проблем в мире и в России
- 3. Концепции отношения общества к природе
- 4. Причины кризисного состояния окружающей среды
- 5. Пути решения экологических проблем
- 6. Законы развития природы
- * Коммонер б. Замыкающийся круг. Природа. Человек. Технология: Пер с англ. М., 1974. С. 32.
- 7. Декларация Рио по окружающей среде и развитию
- 8. Понятийный аппарат права окружающей среды
- II. Право окружающей среды как комплексная отрасль российского права
- 1. Экологическая функция российского государства
- 2. Предмет права окружающей среды
- 3. Методы правового регулирования в праве окружающей среды
- 4. Понятие права окружающей среды как комплексной отрасли российского права
- 5. История развития российского права окружающей среды
- 6. Проблемы интеграции и дифференциации в развитии права окружающей среды
- 7. Система права окружающей среды
- 8. Принципы права окружающей среды
- 9. Проблемы названия отрасли права
- 10. Право окружающей среды как отрасль правовой науки и учебная дисциплина
- 11. Проблемы развития права окружающей среды в условиях рынка
- III. Источники права окружающей среды
- 1. Понятие, особенности, классификация и система источников права окружающей среды
- 2. Конституционные основы регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Федеративные договоры
- 3. Международные договоры рф в области природопользования и охраны окружающей среды
- 4. Закон как источник права окружающей среды
- 5. Закон рсфср «Об охране окружающей природной среды»: общая характеристика и место в системе источников права окружающей среды
- 6. Законодательство об окружающей среде
- 7. Гражданское, конституционное, административное, предпринимательское, уголовное и иное законодательство как источник права окружающей среды
- 8. Нормативные правовые акты Президента рф, Правительства рф, министерств и ведомств в системе источников права окружающей среды
- 9. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
- 10. Акты органов местного самоуправления и локальные акты в области природопользования и охраны окружающей среды
- 11. Роль судебной практики в регулировании экологических отношений
- IV. Эколого-правовой статус человека
- 1. Понятие и виды экологических прав человека
- 2. Состояние правового регулирования экологических прав человека
- 3. Политическое и юридическое значение признания экологических прав
- 4. Право на благоприятную окружающую среду
- 5. Права общественных экологических формирований
- 6. Гарантии и защита экологических прав граждан
- 6.1. Способы защиты экологических прав в сфере деятельности органов исполнительной власти
- 6.2. Защита экологических прав граждан в общих судах
- 6.3. Защита экологических прав граждан в Конституционном Суде рф
- 6.4. Защита экологических прав Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации
- 6.5. Защита экологических прав и Европейский суд по правам человека
- 7. Обязанности каждого по охране природы и бережному отношению к природным богатствам
- V. Право собственности на природные ресурсы
- Природные ресурсы – общественное достояние
- 2. Понятие, содержание и формы права собственности на природные ресурсы
- 3. Объекты права собственности на природные ресурсы
- 4. Субъекты права собственности на природные ресурсы
- 5. Право частной собственности на природные ресурсы
- 6. Право государственной собственности на природные ресурсы
- 7. Право муниципальной собственности на природные ресурсы
- 8. Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы
- 9. Защита права собственности на природные ресурсы
- VI. Право природопользования
- 1. Понятие права природопользования, его виды
- Право общего природопользования
- 3. Право специального природопользования
- 4. Принципы права природопользования
- 5. Субъекты права природопользования, их правовой статус
- 6. Объекты права природопользования
- 7. Содержание права природопользования
- Принципы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды
- 3. Виды органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Органы общей компетенции
- 4. Специальные органы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды
- 5. Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды функциональными и иными органами
- VIII. Правовые основы информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды
- 1. Понятие и роль экологически значимой информации
- 2. Право граждан на экологически значимую информацию
- 2.1. Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды
- 2.2. Право на информацию об экологически значимых факторах, влияющих на здоровье
- 3. Правовое регулирование сбора, накопления, распространения и доступа к экологически значимой информации
- 4. Правовые ограничения свободного доступа к экологически значимой информации
- 5. Источники экологически значимой информации
- 5.1. Источники нормативной экологически значимой информации
- 5.2. Российское экологическое федеральное
- 5.3. Государственный статистический учет и отчетность
- 5.4. Государственные кадастры природных ресурсов и объектов
- 5.5. Мониторинг окружающей среды
- 5.6. Федеральный регистр потенциально опасных
- 5.7. Экологический паспорт предприятия.
- 5.8. Государственный доклад о состоянии окружающей
- Система экологических нормативов и стандартов
- Нормативы качества окружающей среды
- Нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды
- 5. Нормативы использования природных ресурсов
- 6. Экологические стандарты
- 7. Нормирование санитарных и защитных зон
- Цели и объекты оценки воздействия на окружающую среду
- Содержание оценки воздействия на окружающую среду
- Декларация об экологических последствиях воздействия на окружающую среду
- Участие общественности в оценке воздействия на окружающую среду
- Понятие экологической экспертизы. Ее значение в правовом механизме охраны окружающей среды. Соотношение экологической экспертизы и овос
- 7. Виды и принципы экологической экспертизы
- 8. Развитие законодательства в области экологической экспертизы
- 9. Объекты государственной экологической экспертизы
- 10. Порядок проведения государственной экологической экспертизы
- 11. Заключение государственной экологической экспертизы
- 12. Общественная экологическая экспертиза
- 2. Нормативные правовые акты в области экологического лицензирования
- Лицензируемые виды экологически значимой деятельности
- Процесс экологического лицензирования
- 5. Особенности лицензионно-договорного регулирования пользования отдельными природными ресурсами и их охраны
- 5.1. Лицензионно-договорные основы комплексного природопользования
- 5.2. Акты на право пользования землей
- 5.3. Лицензионно-договорные основы права пользования недрами
- 5.4. Лицензионно-договорные основы права пользования водами
- 5.5. Лицензионно-договорные основы права пользования лесами
- 5.6. Лицензионно-договорные основы права пользования
- 5.7. Особенности лицензирования деятельности
- XII. Правовые основы экологической сертификации
- 1. Понятие и функции экологической сертификации
- 2. Нормативные акты в области экологической сертификации
- 3. Направления и объекты экологической сертификации
- 4. Органы экологической сертификации
- Порядок проведения экологической сертификации
- XIII. Правовые основы экологического аудита
- Понятие и цели экологического аудита
- Виды экологического аудита и порядок его проведения
- Нормативно-правовые основы регулирования экономических мер
- 3. Планирование природопользования и охраны окружающей среды
- 4. Финансирование охраны окружающей среды
- 5. Плата за природопользование
- Плата за пользование природными ресурсами
- 5.2. Плата за загрязнение окружающей среды
- Экологическое страхование
- Меры экономического стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды
- XV. Правовые основы экологического контроля
- Понятие, виды и задачи экологического контроля
- Государственный экологический контроль
- Государственный общий экологический контроль
- Государственный специальный экологический контроль
- 2.3. Государственный экологический контроль и надзор,
- Ведомственный и производственный экологический контроль
- Общественный экологический контроль
- XVI. Юридическая ответственность за экологические правонарушения
- Понятие и функции юридической ответственности за экологические правонарушения
- Понятие, виды и структура экологических правонарушений
- 3. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения
- 4. Материальная ответственность за экологические правонарушения
- 5. Административная ответственность за экологические правонарушения
- 6. Уголовная ответственность за экологические преступления
- 7. Гражданско-правовая ответственность за экологический вред
- 7.1. Понятие и виды экологического вреда. Способы и принципы его возмещения
- 7.2. Возмещение вреда природной среде
- 7.3. Возмещение вреда здоровью и имуществу человека, причиненного неблагоприятным воздействием окружающей среды
- 7.4. Ответственность за экологический вред, причиненный источником повышенной опасности
- Особенная часть
- XVII. Особенности правового режима природных ресурсов
- 1. Общие черты правового режима природных ресурсов
- 2. Особенности правового режима земель
- 3. Особенности правового режима недр
- 4. Особенности правового режима вод
- 5. Особенности правового режима атмосферного воздуха
- 6. Особенности правового режима лесов и растительного мира вне лесов
- 6.1. Особенности правового режима лесов
- 6.2. Особенности правового режима растительного мира вне лесов
- 7. Особенности правового режима животного мира
- XVIII. Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов
- 1. Особо охраняемые природные территории: история, цели образования, виды
- 2. Законодательство об особо охраняемых природных территориях и объектах
- 3. Правовой режим государственных природных заповедников
- 4. Правовой режим национальных и природных парков
- Правовой режим государственных природных заказников
- 6. Правовой режим памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов
- 7. Правовой режим лечебно-оздоровительных местностей, курортов и рекреационных зон
- 8. Правовой режим особо охраняемых природных объектов
- XIX. Правовой режим экологически неблагополучных территорий
- 1. Понятие и факторы создания экологически опасных ситуаций
- 2. Состояние законодательства о предупреждении и действиях в экологически опасных ситуациях
- Правовые меры предупреждения экологически неблагоприятных ситуаций
- 3.1. Правовое регулирование предупреждения аварий
- 3.2. Правовое регулирование прогнозирования стихийных бедствий и подготовленности к ним
- 4. Понятие и виды экологически неблагополучных территорий
- 5. Правовой режим экологически неблагополучной территории
- XX. Право окружающей среды в зарубежных государствах
- 1. Право окружающей среды стран – членов снг и других государств Центральной и Восточной Европы
- 2. Право окружающей среды в экономически развитых государствах*
- 2.1. Общие закономерности развития права окружающей среды
- 2.2. Основные источники права окружающей среды
- 2.3. Организация государственного управления охраной окружающей среды
- 2.4. Организационно-правовые меры охраны окружающей среды
- 2.5. Правовой режим особо охраняемых природных территорий
- 2.6. Иски граждан о нарушении законодательства об окружающей среде
- 2.7. Юридическая ответственность за нарушение законодательства об окружающей среде
- XXI. Международное право окружающей среды
- 1. Факторы развития международного права окружающей среды
- 2. Понятие и источники международного права окружающей среды
- 3. Принципы международного права окружающей среды
- 4. Международные экологические организации
- 5. Международные конференции по окружающей среде
- 6. Природоохранительное сотрудничество стран – членов снг
- 7. Международная ответственность за экологические правонарушения
- 8. Международный экологический суд
- Приложение 1 законы и иные нормативные правовые акты российской федерации в области природопользования и охраны окружающей среды Об окружающей среде*
- О природных ресурсах
- В области экологических прав человека
- В области собственности на природные объекты и ресурсы
- В области управления природопользованием и охраной окружающей среды
- В области информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды
- В области экологического нормирования и стандартизации
- Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза
- В области экологического лицензирования
- В области экологической сертификации
- Об экономическом механизме природопользования и охраны окружающей среды
- Об особо охраняемых природных территориях
- О режиме экологически неблагополучных территорий
- Приложение 2 рекомендуемая литература Общая
- Специальная
- Приложение 3 программа курса «экологическое право» общая часть
- Источники экологического права
- Право природопользования
- Особенная часть
- Содержание
- Об авторе