11. Проблемы развития права окружающей среды в условиях рынка
В соревновании двух экономических систем современности централизованно управляемая система СССР потерпела поражение. Она оказалась более ресурсоистощающей, чем рыночная. Пренебрежение со стороны советского государства экологическими интересами общества привело к тому, что окружающая среда оказалась крайне деградированной и в качественном отношении. Однако практика убеждает, что и рыночная экономика не в состоянии кардинально решать экологические проблемы, особенно глобальные. В экономически богатых государствах существуют модели потребления, приводящие к истощению мировых ресурсов. Для обеих систем характерно стремление к широкомасштабному и интенсивному развитию производства, что, как известно, является мощнейшим фактором отрицательного воздействия на качественное состояние окружающей среды и ведет к истощению природных богатств.
Развитие рыночных отношений в России на современном этапе оказывает существенное влияние на развитие современного экологического права. В условиях рынка появляются некоторые новые явления, которые нельзя не учитывать применительно к регулированию природопользования и охраны окружающей среды, защиты экологических прав и законных интересов граждан и предпринимателей. Они касаются, в частности, введения многообразия форм собственности на природные ресурсы, приватизации государственного имущества, банкротства и ликвидации предприятий и иных объектов. Соответственно в законодательстве должны быть предусмотрены нормы, обеспечивающие учет экологических требований и обязательств при приватизации, банкротстве и ликвидации предприятий и других объектов.
Исключительная собственность государства на природные ресурсы и государственная собственность на предприятия, средства транспорта и другие объекты рассматривалась при социализме как фактор, обеспечивающий достижение изобилия материальных и духовных богатств общества при одновременном решении проблем сохранения благоприятного состояния окружающей среды. Практика политического и социально-экономического развития в России дала свои оценки роли государственной собственности: ни экономического, ни экологического благополучия российский народ не получил. Сейчас, возвращаясь на общемировые пути экономического и социального развития человечества, выход из экономического кризиса предполагается найти, наряду с использованием других средств, на базе внедрения многообразия форм собственности на природные богатства, предприятия и иные объекты. Преобразование отношений собственности путем разгосударствления и приватизации рассматривается как важнейшее средство преодоления углубляющегося социально-экономического кризиса в России. Приватизация, в ходе которой нынешняя государственная собственность, прежде всего на предприятия, дробится между множеством частных владельцев, является необходимым и первостепенным этапом перехода к рыночной экономике. Только на этой базе возможно вхождение в рынок. Рыночная экономика – это экономика, основанная на частной собственности.
Вопросы собственности на природные ресурсы рассматриваются в качестве отдельной темы в разд. V. Здесь же обратим внимание на то, что введение многообразия форм собственности на природные ресурсы и соответственно их разгосударствление оказывает влияние на развитие права окружающей среды. Наряду с административным способом регулирования, характерным для института государственной собственности, применительно к праву частной собственности на природные ресурсы будет применяться гражданско-правовой способ, основанный на равенстве сторон.
Что касается учета экологических требований при приватизации государственных и муниципальных предприятий, то это регулируется рядом нормативных правовых актов. Очевидно, механизм обеспечения учета экологических требований при приватизации должен был содержаться в Законе РСФСР от 3 июля 1991 г. «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР»*. Однако такой механизм в нем отсутствует. Его основы были предусмотрены в п. 6.33 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г.** В соответствии с Государственной программой порядок учета экологического фактора, условий безопасного ведения работ на химически опасных, взрыво-, пожаро- и токсикоопасных объектах при приватизации государственных и муниципальных предприятий, включая вопросы экологического аудирования, отражения в условиях конкурса и планах приватизации, предъявления требований по экологической санации предприятий, установления льготной стоимости природоохранного имущества, создания на предприятиях фондов экологической санации, должны устанавливаться Госкомимуществом и Минприроды России с учетом предложений соответствующих отраслевых министерств и ведомств.
_________________________
* ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 27. Ст. 927.
** САПП РФ. 1994. № 1. Ст. 2.
Распоряжением Госкомимущества России и Минприроды России от 8 июня 1995 г. «Об учете экологического фактора при приватизации государственных и муниципальных предприятий, организаций» устанавливается, что при продаже акций акционерных обществ открытого типа, созданных в порядке преобразования государственных (муниципальных) предприятий, организаций, признанных экологически опасными, по инвестиционному конкурсу, по коммерческому конкурсу с инвестиционными условиями, соответствующим комитетам по управлению имуществом по согласованию с Минприроды России или его территориальными органами следует предусматривать в содержании инвестиционных программ мероприятия по экологической санации предприятий, организаций. При этом размер доли инвестиционных средств, направляемых на реализацию природоохранных мероприятий, может составлять 5–20% общего объема инвестиций*.
__________________________
* Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации. 1995. № 9.
Реализация мероприятий по охране окружающей среды и здоровья граждан в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» является одним из обязательных социальных условий, которые могут предусматриваться в отношении объекта приватизации (ст. 21). Государственное или муниципальное имущество, приватизируемое с социальными условиями, продается на коммерческом конкурсе. Право приобретения объекта приватизации принадлежит тому покупателю, который предложил в ходе коммерческого конкурса наиболее высокую цену за указанный объект, при условии выполнения таким покупателем социальных условий. Мероприятия по охране окружающей среды и здоровья граждан, как и другие социальные условия коммерческого конкурса, которые должны быть реализованы на покупаемом государственном или муниципальном предприятии, должны иметь экономическое обоснование, стоимостное выражение, сроки их выполнения и порядок подтверждения победителем коммерческого конкурса их выполнения. Социальные условия коммерческого конкурса подлежат согласованию с соответствующими федеральными органами, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Учет экологических требований и обязательств при банкротстве предприятия (юридического лица-природопользователя) также предполагает проверку экологического состояния объекта на стадии возбуждения дела о банкротстве. Обязанность проведения проверки должна быть возложена на орган, осуществляющий санацию, либо на внешнего управляющего. Объектом проверки являются результаты хозяйственной деятельности, приведшей в банкротству, соблюдение предприятием экологических требований. В зависимости от результатов этой проверки организуется экологическая санация предприятия по правилам, аналогичным тем, которые применяются к приватизации. При производстве дела о банкротстве юридического лица-природопользователя обеспечивается учет интересов кредиторов по экологическим обязательствам.
Ликвидации и реорганизации юридического лица-природопользователя должна также предшествовать проверка экологического состояния предприятия и (или) экологическая экспертиза, с обязательным отражением их результатов в ликвидационном балансе или балансе, составляемом при соответствующей форме реорганизации юридического лица. Если проводится проверка экологического состояния ликвидируемого или реорганизуемого юридического лица, то при этом должен участвовать представитель органа государственной экологической экспертизы. При реорганизации юридического лица обеспечивается правопреемство нового собственника по экологическим обязательствам. При ликвидации юридического лица должны учитываться также интересы кредиторов по экологическим обязательствам.
Для экономического обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды используются, помимо перечисленных, и другие инструменты, имеющие специфику с учетом рыночной экономики. Они касаются планирования, стимулирования природоохранной деятельности, экологического страхования, применения налоговых и кредитных стимулов и др. Такие инструменты и соответственно развитие экологического права в части их использования рассматриваются в разд. XIV настоящего учебника.
- Посвящаю маме –
- Введение
- Общая часть
- I. Проблемы взаимодействия природы и общества
- 1. Природа – источник жизни, материального и духовного благополучия
- 2. Общая характеристика экологических проблем в мире и в России
- 3. Концепции отношения общества к природе
- 4. Причины кризисного состояния окружающей среды
- 5. Пути решения экологических проблем
- 6. Законы развития природы
- * Коммонер б. Замыкающийся круг. Природа. Человек. Технология: Пер с англ. М., 1974. С. 32.
- 7. Декларация Рио по окружающей среде и развитию
- 8. Понятийный аппарат права окружающей среды
- II. Право окружающей среды как комплексная отрасль российского права
- 1. Экологическая функция российского государства
- 2. Предмет права окружающей среды
- 3. Методы правового регулирования в праве окружающей среды
- 4. Понятие права окружающей среды как комплексной отрасли российского права
- 5. История развития российского права окружающей среды
- 6. Проблемы интеграции и дифференциации в развитии права окружающей среды
- 7. Система права окружающей среды
- 8. Принципы права окружающей среды
- 9. Проблемы названия отрасли права
- 10. Право окружающей среды как отрасль правовой науки и учебная дисциплина
- 11. Проблемы развития права окружающей среды в условиях рынка
- III. Источники права окружающей среды
- 1. Понятие, особенности, классификация и система источников права окружающей среды
- 2. Конституционные основы регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Федеративные договоры
- 3. Международные договоры рф в области природопользования и охраны окружающей среды
- 4. Закон как источник права окружающей среды
- 5. Закон рсфср «Об охране окружающей природной среды»: общая характеристика и место в системе источников права окружающей среды
- 6. Законодательство об окружающей среде
- 7. Гражданское, конституционное, административное, предпринимательское, уголовное и иное законодательство как источник права окружающей среды
- 8. Нормативные правовые акты Президента рф, Правительства рф, министерств и ведомств в системе источников права окружающей среды
- 9. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
- 10. Акты органов местного самоуправления и локальные акты в области природопользования и охраны окружающей среды
- 11. Роль судебной практики в регулировании экологических отношений
- IV. Эколого-правовой статус человека
- 1. Понятие и виды экологических прав человека
- 2. Состояние правового регулирования экологических прав человека
- 3. Политическое и юридическое значение признания экологических прав
- 4. Право на благоприятную окружающую среду
- 5. Права общественных экологических формирований
- 6. Гарантии и защита экологических прав граждан
- 6.1. Способы защиты экологических прав в сфере деятельности органов исполнительной власти
- 6.2. Защита экологических прав граждан в общих судах
- 6.3. Защита экологических прав граждан в Конституционном Суде рф
- 6.4. Защита экологических прав Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации
- 6.5. Защита экологических прав и Европейский суд по правам человека
- 7. Обязанности каждого по охране природы и бережному отношению к природным богатствам
- V. Право собственности на природные ресурсы
- Природные ресурсы – общественное достояние
- 2. Понятие, содержание и формы права собственности на природные ресурсы
- 3. Объекты права собственности на природные ресурсы
- 4. Субъекты права собственности на природные ресурсы
- 5. Право частной собственности на природные ресурсы
- 6. Право государственной собственности на природные ресурсы
- 7. Право муниципальной собственности на природные ресурсы
- 8. Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы
- 9. Защита права собственности на природные ресурсы
- VI. Право природопользования
- 1. Понятие права природопользования, его виды
- Право общего природопользования
- 3. Право специального природопользования
- 4. Принципы права природопользования
- 5. Субъекты права природопользования, их правовой статус
- 6. Объекты права природопользования
- 7. Содержание права природопользования
- Принципы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды
- 3. Виды органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Органы общей компетенции
- 4. Специальные органы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды
- 5. Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды функциональными и иными органами
- VIII. Правовые основы информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды
- 1. Понятие и роль экологически значимой информации
- 2. Право граждан на экологически значимую информацию
- 2.1. Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды
- 2.2. Право на информацию об экологически значимых факторах, влияющих на здоровье
- 3. Правовое регулирование сбора, накопления, распространения и доступа к экологически значимой информации
- 4. Правовые ограничения свободного доступа к экологически значимой информации
- 5. Источники экологически значимой информации
- 5.1. Источники нормативной экологически значимой информации
- 5.2. Российское экологическое федеральное
- 5.3. Государственный статистический учет и отчетность
- 5.4. Государственные кадастры природных ресурсов и объектов
- 5.5. Мониторинг окружающей среды
- 5.6. Федеральный регистр потенциально опасных
- 5.7. Экологический паспорт предприятия.
- 5.8. Государственный доклад о состоянии окружающей
- Система экологических нормативов и стандартов
- Нормативы качества окружающей среды
- Нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды
- 5. Нормативы использования природных ресурсов
- 6. Экологические стандарты
- 7. Нормирование санитарных и защитных зон
- Цели и объекты оценки воздействия на окружающую среду
- Содержание оценки воздействия на окружающую среду
- Декларация об экологических последствиях воздействия на окружающую среду
- Участие общественности в оценке воздействия на окружающую среду
- Понятие экологической экспертизы. Ее значение в правовом механизме охраны окружающей среды. Соотношение экологической экспертизы и овос
- 7. Виды и принципы экологической экспертизы
- 8. Развитие законодательства в области экологической экспертизы
- 9. Объекты государственной экологической экспертизы
- 10. Порядок проведения государственной экологической экспертизы
- 11. Заключение государственной экологической экспертизы
- 12. Общественная экологическая экспертиза
- 2. Нормативные правовые акты в области экологического лицензирования
- Лицензируемые виды экологически значимой деятельности
- Процесс экологического лицензирования
- 5. Особенности лицензионно-договорного регулирования пользования отдельными природными ресурсами и их охраны
- 5.1. Лицензионно-договорные основы комплексного природопользования
- 5.2. Акты на право пользования землей
- 5.3. Лицензионно-договорные основы права пользования недрами
- 5.4. Лицензионно-договорные основы права пользования водами
- 5.5. Лицензионно-договорные основы права пользования лесами
- 5.6. Лицензионно-договорные основы права пользования
- 5.7. Особенности лицензирования деятельности
- XII. Правовые основы экологической сертификации
- 1. Понятие и функции экологической сертификации
- 2. Нормативные акты в области экологической сертификации
- 3. Направления и объекты экологической сертификации
- 4. Органы экологической сертификации
- Порядок проведения экологической сертификации
- XIII. Правовые основы экологического аудита
- Понятие и цели экологического аудита
- Виды экологического аудита и порядок его проведения
- Нормативно-правовые основы регулирования экономических мер
- 3. Планирование природопользования и охраны окружающей среды
- 4. Финансирование охраны окружающей среды
- 5. Плата за природопользование
- Плата за пользование природными ресурсами
- 5.2. Плата за загрязнение окружающей среды
- Экологическое страхование
- Меры экономического стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды
- XV. Правовые основы экологического контроля
- Понятие, виды и задачи экологического контроля
- Государственный экологический контроль
- Государственный общий экологический контроль
- Государственный специальный экологический контроль
- 2.3. Государственный экологический контроль и надзор,
- Ведомственный и производственный экологический контроль
- Общественный экологический контроль
- XVI. Юридическая ответственность за экологические правонарушения
- Понятие и функции юридической ответственности за экологические правонарушения
- Понятие, виды и структура экологических правонарушений
- 3. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения
- 4. Материальная ответственность за экологические правонарушения
- 5. Административная ответственность за экологические правонарушения
- 6. Уголовная ответственность за экологические преступления
- 7. Гражданско-правовая ответственность за экологический вред
- 7.1. Понятие и виды экологического вреда. Способы и принципы его возмещения
- 7.2. Возмещение вреда природной среде
- 7.3. Возмещение вреда здоровью и имуществу человека, причиненного неблагоприятным воздействием окружающей среды
- 7.4. Ответственность за экологический вред, причиненный источником повышенной опасности
- Особенная часть
- XVII. Особенности правового режима природных ресурсов
- 1. Общие черты правового режима природных ресурсов
- 2. Особенности правового режима земель
- 3. Особенности правового режима недр
- 4. Особенности правового режима вод
- 5. Особенности правового режима атмосферного воздуха
- 6. Особенности правового режима лесов и растительного мира вне лесов
- 6.1. Особенности правового режима лесов
- 6.2. Особенности правового режима растительного мира вне лесов
- 7. Особенности правового режима животного мира
- XVIII. Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов
- 1. Особо охраняемые природные территории: история, цели образования, виды
- 2. Законодательство об особо охраняемых природных территориях и объектах
- 3. Правовой режим государственных природных заповедников
- 4. Правовой режим национальных и природных парков
- Правовой режим государственных природных заказников
- 6. Правовой режим памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов
- 7. Правовой режим лечебно-оздоровительных местностей, курортов и рекреационных зон
- 8. Правовой режим особо охраняемых природных объектов
- XIX. Правовой режим экологически неблагополучных территорий
- 1. Понятие и факторы создания экологически опасных ситуаций
- 2. Состояние законодательства о предупреждении и действиях в экологически опасных ситуациях
- Правовые меры предупреждения экологически неблагоприятных ситуаций
- 3.1. Правовое регулирование предупреждения аварий
- 3.2. Правовое регулирование прогнозирования стихийных бедствий и подготовленности к ним
- 4. Понятие и виды экологически неблагополучных территорий
- 5. Правовой режим экологически неблагополучной территории
- XX. Право окружающей среды в зарубежных государствах
- 1. Право окружающей среды стран – членов снг и других государств Центральной и Восточной Европы
- 2. Право окружающей среды в экономически развитых государствах*
- 2.1. Общие закономерности развития права окружающей среды
- 2.2. Основные источники права окружающей среды
- 2.3. Организация государственного управления охраной окружающей среды
- 2.4. Организационно-правовые меры охраны окружающей среды
- 2.5. Правовой режим особо охраняемых природных территорий
- 2.6. Иски граждан о нарушении законодательства об окружающей среде
- 2.7. Юридическая ответственность за нарушение законодательства об окружающей среде
- XXI. Международное право окружающей среды
- 1. Факторы развития международного права окружающей среды
- 2. Понятие и источники международного права окружающей среды
- 3. Принципы международного права окружающей среды
- 4. Международные экологические организации
- 5. Международные конференции по окружающей среде
- 6. Природоохранительное сотрудничество стран – членов снг
- 7. Международная ответственность за экологические правонарушения
- 8. Международный экологический суд
- Приложение 1 законы и иные нормативные правовые акты российской федерации в области природопользования и охраны окружающей среды Об окружающей среде*
- О природных ресурсах
- В области экологических прав человека
- В области собственности на природные объекты и ресурсы
- В области управления природопользованием и охраной окружающей среды
- В области информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды
- В области экологического нормирования и стандартизации
- Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза
- В области экологического лицензирования
- В области экологической сертификации
- Об экономическом механизме природопользования и охраны окружающей среды
- Об особо охраняемых природных территориях
- О режиме экологически неблагополучных территорий
- Приложение 2 рекомендуемая литература Общая
- Специальная
- Приложение 3 программа курса «экологическое право» общая часть
- Источники экологического права
- Право природопользования
- Особенная часть
- Содержание
- Об авторе