logo search
PSO_-_Agashev_Arakcheev_Dvoretsky

9.1. Понятие и виды пособий в праве социального обеспечения. Институт пособий в системе права социального обеспечения

Пособия по своей значимости и распространению занимают второе место после пенсий. Этим обуславливается, во-первых, широкий круг получателей, во-вторых, в ряде случаев более высокий размер по сравнению с пенсией и иными видами социального обеспечения, в третьих, предусмотрен более широкий круг оснований для обеспечения пособиями, чем для пенсий.

Пособие – денежная выплата алиментарного характера, предоставляемая нуждающемуся по основаниям, на условиях, в порядке и в размерах, предусмотренных действующим законодательством, как правило, в целях временного замещения утраченного заработка либо возмещения (компенсации) дополнительно понесенных расходов, включая затраты на оздоровление.

В теории права социального обеспечения в течение многих лет предпринимались и предпринимаются попытки разграничить пособия и пенсии. Для этого используется несколько оснований:

1) по периодичности выплаты. Пенсии выплачиваются только ежемесячно, пособия могут быть ежемесячными, единовременными и эпизодическими;

2) по продолжительности. Пенсии в большинстве случаев устанавливаются пожизненно, а время выплаты пособий всегда четко ограничено во времени законодательством. Однако данный критерий срабатывает не всегда, например, в отношении пенсии по случаю потери кормильца, которая назначается на время, пока лицо считается нетрудоспособным, или пенсия по инвалидности, назначаемая на время, пока лицо считается инвалидом;

3) по основаниям предоставления. Для назначения пенсии в действующем законодательстве выделяется четыре основания: достижение возраста, инвалидность, потеря кормильца и выслуга лет (специальный стаж). Оснований же для назначения пособий столько, сколько возможно установить оснований нуждаемости. В этом плане пособия – более подвижный и приспособляемый к отдельным состояниям нуждаемости вид социального обеспечения;

4) наиболее важный критерий разграничения состоит в том, что пенсия представляет (или должна представлять) собой основной источник средств к существованию на относительно длительный период времени, в то время как пособие всегда носит вспомогательный, дополнительный характер (в случае компенсации потери здоровья), является временным средством компенсации утраченного заработка или помощи нуждающемуся.

В настоящее время число пособий настолько велико, что трудно поддается исчислению, что связано с подвижностью законодательства в этой сфере. Это делает необходимым с практической точки зрения осуществление классификации пособий:

1. В зависимости от периодичности выплаты:

 единовременные;

 ежемесячные;

 эпизодические (пособие по временной нетрудоспособности).

2. По числу субъектов-получателей:

 индивидуальные;

 групповые (малоимущим, многодетным семьям; семьям лиц, погибших при осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом и др.).

3. В зависимости от источника финансирования:

 за счет Фонда социального страхования РФ;

 за счет бюджетов всех уровней;

 за счет Пенсионного фонда (пособие на погребение пенсионеров, не работавших на день смерти);

 за счет работодателя (женщинам на селе; гражданам, работающим у работодателей – физических лиц и в организациях, применяющих специальные налоговые режимы и др.).

Генеральный институт – правовое образование, которое по структуре, предметно-функциональным характеристикам правовых норм и по уровню обобщения нормативного материала занимает промежуточное место между подотраслью и институтом.

4. По целевому назначению:

 пособия, временно компенсирующие полностью или в части заработок лица;

 пособия, предоставляемые в качестве помощи, дополнения к иным доходам;

 пособия, компенсирующие утраченное имущество (прежде всего, жилье).

5. В зависимости от характера общественно полезной деятельности гражданина:

 трудовые пособия;

 семейные пособия.

Нормы о пособиях объединяются в генеральный институт Особенной части права социального обеспечения, который, в свою очередь, сочетает в себе три относительно крупных правовых института.

Два из них – институты трудовых (страховых) и семейных пособий – представляют собой давно сформировавшиеся элементы системы права социального обеспечения, имеющие сложную, разветвленную структуру. Третий институт в рамках генерального института пособий пока не имеет четко выраженной структуры, поскольку обобщает в себе нормы специальных видов пособий, дифференцированных по целевому назначению или субъектному составу.