logo search
от Пановойomin3462_mail_ru_2013-12-13_14-08 / ГП часть 2

2. Особенности договора бытового подряда.

Заказчик имеет право отказаться от договора, причем условия договора, лишающие заказчика права отказаться от исполнения договора, признаются ничтожными (п. 2 ст. 731 ГК).

Подрядчик обязан предоставить согласно п.1 ст. 732 ГК РФ, необходимую и достоверную информацию о предлагаемой работе, ее видах и особенностях, о цене и форме оплаты. Пункт 3 Правил бытового обслуживания дополняет этот список необходимостью представления данных: обозначения стандартов, обязательных требованиям которых должны соответствовать услуги (работы); сроки оказания услуг (выполнения работ); гарантийные сроки; цены на оказываемые услуги (работы), а также на используемые при этом материалы, запасные части и фурнитуру исполнителя; сведения о подтверждении соответствия услуг (работ) установленным требованиям.

Если такого рода информация окажется неполной или недостоверной и по этой причине был заключен договор бытового подряда, заказчик вправе требовать его расторжения и возмещения убытков (ст. 732 ГК).

В практике нередки случаи, когда подрядчик навязывает дополнительные услуги. Например, при выполнении модельной стрижки мастер без согласования с клиенткой сделал и укладку. Для ограничения таких злоупотреблений п. 1 ст. 731 ГК РФ предусматривает недопустимость подобного навязывания и право заказчика отказаться от оплаты услуги, не предусмотренной договором.

Закон не содержит специальных правил о формедоговора бытового подряда, что предполагает возможность его заключения и в устной и в письменной форме в соответствии с общими нормами гражданского законодательства, однако, в Правилах бытового обслуживания населения говорится, что заказ гражданина должен быть оформлен договором, квитанцией или иным документом.

По общему правилу, работы выполняются из материала подрядчика и его средствами. Настаивать на передаче материала заказчиком подрядчик не вправе. Свой материал, необходимое оборудование, инструменты подрядчик должен сам доставить к месту выполнения работы. В случае использования материала подрядчика заказчик должен оплатить его уже при заключении договора полностью или частично, а также, по соглашению сторон, оплата может быть произведена в кредит или в рассрочку. В соответствии с п.12 Правил бытового обслуживания, если вдруг полностью или частично утрачен (поврежден) материал, переданный заказчиком, подрядчик обязан в трехдневный срок заменить его однородным материалом аналогичного качества и по желанию заказчика изготовить изделие из однородного материала, в разумный срок, а при отсутствии такого – возместить заказчику двукратную цену утраченного (поврежденного) материала, а также расходы, понесенные заказчиком.

Специальная гарантия предусмотрена Правилами на случай неявки заказчика за получением результата работы при бытовом подряде. В случае неявки потребителя за получением результата выполненной работы или иного уклонения потребителя от его приемки исполнитель вправе, письменно предупредив потребителя, по истечении двух месяцев со дня такого предупреждения продать результат работы за разумную цену, а вырученную сумму, за вычетом всех причитающихся исполнителю платежей, внести в депозит в порядке, предусмотренном ст. 327 ГК.

Раздело 5 Правил бытового обслуживания определяются особенности оказания отдельных видов услуг (выполнения работ). Например, ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий производятся по журналам мод или образцам, а также по эскизам потребителей. По желанию потребителя могут быть сделаны отступления от журналов мод, образцов и технологии изготовления, если они не связаны с причинением вреда жизни и здоровью потребителя. При оформлении договора о выполнении работ по ремонту и пошиву изделий из натурального меха из материала потребителя, а также из материала исполнителя меховые полуфабрикаты и шкурки должны быть помечены в присутствии обеих сторон.

При оказании услуг в парикмахерских перед работой с каждым новым потребителем лицо, оказывающее услугу, обязано вымыть руки с мылом. Обслуживание должно производиться продезинфицированным инструментом. Для обслуживания каждого потребителя должны использоваться чистые белье и салфетки. При химической завивке и окраске волос лицо, оказывающее услугу, обязано сделать потребителю биологическую пробу на чувствительность.

За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору об оказании услуг (выполнении работ) исполнитель несет ответственность, предусмотренную законодательством РФ и договором.

В случае обнаружения недостатков оказанной услуги (выполненной работы) потребитель вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги (выполненной работы); соответствующего уменьшения цены оказанной услуги (выполненной работы); безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь; возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги (выполненной работы) своими силами или третьим лицом.

Потребитель вправе расторгнуть договор об оказании услуги (выполнении работы) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги (выполненной работы) исполнителем не устранены, также если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги (выполненной работы) или иные существенные отступления от условий договора. Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги (выполненной работы).

Потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками оказанной услуги (выполненной работы), в течение гарантийного срока, а при его отсутствии - в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия оказанной услуги (выполненной работы) или пяти лет, если недостатки обнаружены в строении и ином недвижимом имуществе.

Если исполнитель нарушил сроки начала, окончания и промежуточные сроки оказания услуги (выполнения работы) или во время оказания услуги (выполнения работы) стало очевидным, что она не будет оказана (выполнена) в срок, потребитель по своему выбору вправе: назначить исполнителю новый срок; поручить оказание услуги (выполнение работы) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов; потребовать уменьшения цены за оказание услуги (выполнение работы); расторгнуть договор об оказании услуги (выполнении работы).

В случае нарушения установленных сроков оказания услуги (выполнения работы) или назначенных потребителем в этих случаях новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пени) в размере трех процентов цены оказания услуги (выполнения работы), а если цена оказания услуги (выполнения работы) договором об оказании услуг (выполнении работ) не определена - общей цены заказа. Договором об оказании услуг (выполнении работ) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пеней).

Размер взысканной потребителем неустойки (пеней) не может превышать цену отдельного вида услуги (работы) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида услуги (работы) не определена договором об оказании услуги (выполнении работы).