§ 7. Союзная Республика Югославия (срю)
Союзная Республика Югославия (СРЮ) была создана в апреле 1992 г. после распада Социалистической Федеративной Республики Югославия (СФРЮ) на несколько независимых государств. СРЮ объединила две республики - Сербию и Черногорию, занимающие 2/5 территории СФРЮ.
Социалистическая Югославия (СФРЮ) по земельному строю и всему экономическому укладу на селе всегда выделялась на фоне остальных стран содружества. Она характеризовалась многоукладностью: сочетанием и тесной связью крупных агропромышленных комбинатов с разнообразными кооперативными хозяйствами и многочисленными крестьянскими хозяйствами, принципами самоуправления в государственном секторе, наличием элементов рыночной экономики и др. Признавая важную роль АПК в развитии экономики страны, государство оказывало всемерную поддержку всем трем секторам на равных условиях.
Особую роль в развитии сельского хозяйства играли агропромышленные комбинаты - крупные и высокотоварные хозяйства, использовавшие современную технику и технологии и земледельческие кооперативы различных видов - от снабженческо-сбытовых до производственных (в 2000 г. их число составило 1200). Между ними существовали тесные производственно-экономические (кооперационные) связи. По мнению специалистов, страна была хорошо подготовлена к рыночным реформам и могла иметь лучшие результаты, если бы не случился распад Федерации в результате агрессии стран НАТО.
Специфика регулирования и реформирования земельных отношений в Югославии своими корнями уходит в 70-80-е годы прошлого века, когда в стране действовала система свободной купли-продажи земли в рамках максимума (10 га). Однако при этом осуществлялось преимущественное право государства на покупку земли. Лишь при отказе государственного предприятия, заранее оповещенного о продаже земли, от ее покупки крестьянин имел право продать землю другому крестьянину и даже иностранцу. По ряду объективных причин оборот земель не получил в те годы широкого размаха.
В 1990-1991 гг. согласно Законам "О реституции" и "Об отмене земельного максимума" прежним собственникам было возвращено 180 тыс. га земли. Немецким гражданам, проживавшим прежде в Воеводине, возвращены земли, изъятые у них в процессе первых послевоенных аграрных реформ (1945 и 1953 гг.). Все граждане СРЮ, не только занятые в сельском хозяйстве, получили право свободно и без всякого ограничения покупать землю. Государство провозгласило денационализацию той части национализированной земли, на которой были созданы первые государственные хозяйства в 50-е г. прошлого века. В результате оказалось, что многие новые собственники не имеют ни техники, ни денег, ни навыков работы в сельском хозяйстве. Многие стали возвращать землю обратно на возмездной основе. По оценкам ученых, последствиями реституции является разрушение крупных земельных площадей ряда рентабельных агропромышленных комбинатов, еще большая раздробленность наделов единоличных хозяйств, чересполосица. К тому же результату вела сохранившаяся почти феодальная система наследования земли, по которой земля делится между всеми наследниками, независимо от их связи с деятельностью в сельском хозяйстве. В 1990 г. в Сербии законодательно введен новый земельный максимум для несельскохозяйственного населения - 0,5 га вместо прежнего в 3 га, земли наследуются лишь работающими в сельском хозяйстве при условии компенсации в течение 5 лет другим наследникам.
Что касается преобразований организационно-правовых форм хозяйствования на селе, то по-прежнему главная ставка сделана на агропромышленные комбинаты, одним из путей трансформации которых стало создание на их основе холдинг-корпораций, где акционерами выступают как работники этих комбинатов, выкупившие акции "материнского общества", так и дочерние акционерные общества, имеющие с комбинатами кооперационно-технологические связи. Учитывая особую значимость агропромышленных комбинатов, правительство Республики Югославия утвердило Стратегию долгосрочного развития агропромышленных комбинатов до 2020 года.
Главным условием модернизации сельского хозяйства считается производственная кооперация агропромышленных комбинатов и кооперативов с индивидуальными хозяйствами: оказание крестьянам различных услуг; продажа промышленных товаров, покупка сельскохозяйственных продуктов, предоставление минеральных удобрений, высококачественных семян, консультации.
Относительно кооперативов политика государства неоднократно менялась. В 50-е годы прошлого века была осуществлена реорганизация кооперативов (задруг), которая привела практически к ликвидации кооперативного сектора (часть из них была реорганизована в государственные хозяйства, часть - ликвидирована).
В 1990 г. Законом "О кооперативах" собственность кооперативов, преобразованная в 1953 г. в собственность государства (госхозы), вновь возвращена кооперативам. Членство в кооперативе добровольное. Кооперативы сохраняют частную собственность на землю и другие средства производства. Доход распределяется в зависимости от личного труда члена кооператива и стоимости вложений в средства производства. Остальная часть поступает в фонды задруги и становится общественной собственностью. При этом если кооператив распускается, то кооперативная часть собственности подлежит разделу между членами, а общественные фонды передаются в управление общины, на территории которой находится задруга.
Сложности с реституцией земли крестьянам, затрагивающей интересы агропромышленных комплексов, сформировавших тесные кооперационные связи с задругами, вынудили государство принять в 1996 г. новый Закон "О кооперативах", согласно которому кооперативная собственность неделима, не подлежит трансформации и приватизации. Реализация этого Закона столкнулась с трудностями, связанными с многочисленными требованиями членов кооперативов о возврате их земельной собственности.
В результате реформ укрепился частный сектор и сократился общественный. При этом удельный вес индивидуальных хозяйств в валовой продукции возрос с 50% в 1995 г. до 70% в 2001 г.
- Аграрное право Предисловие
- Общая часть Глава I. Аграрное право как самостоятельная отрасльв системе права Российской Федерации § 1. Понятие аграрного права как отрасли права и ее местов системе права Российской Федерации
- § 2. Система аграрного права
- § 3. Понятие и предмет правового регулированиякак основной критерий аграрного права
- § 4. Методы аграрного права
- § 5. Иные критерии (системообразующие факторы)формирования аграрного права как отрасли права
- § 6. Принципы аграрного права
- § 7. Соотношение публичного и частного в аграрном праве
- Глава II. Источники аграрного права § 1. Понятия и виды источников аграрного права
- § 2. Общие особенности и классификация источников аграрного права
- § 3. Конституция рф - основной источник аграрного права
- § 4. Акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и их соотношение с федеральным законодательством
- § 5. Локальные акты в системе нормативныхправовых источников аграрного права
- § 6. Роль судебной и арбитражной практикив регулировании аграрных отношений
- Глава III. Аграрные правоотношения
- § 2. Земельная реформа в Российской Федерации
- § 3. Реформирование колхозов и совхозов.Продолжение аграрной реформы
- § 4. Особенности приватизации и реорганизации сельскохозяйственных государственных и муниципальных предприятий (прошлое и настоящее)
- Глава V. Государственное регулирование агропромышленного производства § 1. Понятия государственного регулирования рыночной экономики.Теоретические школы. Значение
- § 2. Основные направления и правовые средства государственной поддержки сельскохозяйственного производства
- § 3. Правовое регулирование управления агропромышленным комплексом Российской Федерации
- § 4. Лизинг в сельском хозяйстве
- § 5. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных организаций
- Глава VI. Государственное регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия § 1. Понятие "рынок"
- § 2. Формирование федерального и региональных фондов сельскохозяйственной продукции для государственных нужд
- § 3. Государственные закупочные и товарные интервенции,залоговые операции на рынке зерна
- § 4. Государственное регулирование оптовых продовольственных рынков
- § 5. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельностив сфере агропромышленного производства.Экспорт и импорт сельскохозяйственной продукции
- § 6. Государственное регулирование качества и безопасностипродовольственных товаров
- Глава VII. Правовое регулирование качества сельскохозяйственного производства и охраны окружающей среды в сельском хозяйстве § 1. Производство качественной сельскохозяйственной продукции
- § 2. Характеристика экологических проблем в аграрной сфере
- § 3. Законодательство об охране окружающей среды в сельском хозяйстве
- § 4. Правовые меры охраны окружающей среды в сельском хозяйстве
- § 2. Сельскохозяйственные товарищества
- Глава IX. Правовое положение сельскохозяйственных кооперативов § 1. Понятие, классификация, принципы создания и деятельности
- § 2. Правовое положение сельскохозяйственныхпроизводственных кооперативов
- § 3. Особенности правового положениясельскохозяйственных потребительских кооперативов
- Глава X. Правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств
- § 1. Понятие и основные признаки крестьянского (фермерского)хозяйства и его правосубъектность. Состав крестьянского хозяйства
- § 2. Порядок создания и регистрации крестьянского хозяйства
- § 4. Право частной собственности на землю граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство. Аренда земли. Право купли-продажи, залога, наследования земли в крестьянском (фермерском) хозяйстве
- § 5. Право частной собственности на имущество крестьянского (фермерского) хозяйства: субъекты и объекты права частной собственности
- § 6. Налоговые обязательства крестьянского (фермерского) хозяйства. Налоговые и иные льготы в связи с ведением крестьянского (фермерского) хозяйства
- § 7. Вопросы приема и выхода из состава крестьянского (фермерского) хозяйства. Правовое регулирование труда членов и лиц, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по трудовому договору
- § 8. Особенности банкротства крестьянских (фермерских) хозяйств
- Глава XI. Личное подсобное хозяйство как формасельскохозяйственной деятельности граждан § 1. Правовые основы ведения гражданами личного подсобного хозяйства
- § 2. Понятие и признаки личного подсобного хозяйства
- § 3. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства
- § 4. Имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства
- Глава XII. Правовое регулирование ведения гражданами коллективного садоводства, огородничества и дачного хозяйства
- Глава XIII. Правовое регулирование селекционной деятельности, племенного животноводства и элитного семеноводства § 1. Селекционная деятельность
- § 2. Правовое регулирование семеноводства
- § 3. Племенное животноводство
- Глава XIV. Правовое регулирование предотвращения распространения и ликвидации вредителей и болезней растений и животных § 1. Ветеринария
- § 2. О карантине растений
- Глава XV. Особенности правового регулирования трудовых отношений в сельскохозяйственных организациях § 1. Общие положения
- § 2. Нормирование труда в сельскохозяйственных организациях
- § 3. Формирование тарифной системы в сельскохозяйственных организациях
- § 4. Формы и системы оплаты труда в сельскохозяйственных организациях
- § 5. Режим труда, отдыха и охрана труда работниковсельскохозяйственных организаций
- Специальная часть Глава XVI. Особенности осуществления земельной и аграрной реформ в странах Центральной и Восточной Европы*(306) § 1. Общая характеристика
- § 2. Республика Болгария (Болгария)
- § 3. Венгерская Республика (Венгрия)
- § 4. Польша
- § 5. Румыния
- § 6. Чешская Республика (Чехия)
- § 7. Союзная Республика Югославия (срю)
- Глава XVII. Регулирование аграрных отношений в зарубежных странах § 1. Регулирование аграрных отношений на постсоветском пространстве
- § 2. Федеративная Республика Германия (фрг)
- § 3. Французская Республика (Франция)
- § 4. Регулирование аграрных отношений в Испании и Финляндии
- § 5. Аграрное право на американском континенте
- § 6. Сельское хозяйство в азиатских странах