logo search
Bogolyubov_S_A__Brinchuk_M_M__Vedysheva_N_O__i

§ 5. Румыния

В Румынии реформы 90-х годов прошлого века основывались на постулатах либерализма. В результате радикальные трансформации в экономике привели к фактической ликвидации сложившегося в деревне уклада, созданию новых типов землевладения и землепользования, что негативно отразилось на сельском хозяйстве и на экономике страны.

Идеология земельной реформы, основанная на рекомендациях международных финансовых организаций и западных экспертов, базировалась на концепции, что эффективными собственниками и землепользователями могут быть только крестьянские (фермерские) хозяйства; кооперативы и государственные предприятия объявлялись неэффективными формами землепользования и организации труда. Именно это было отражено в Законе о земельном фонде (1991 г.)*(309), положившем начало длительному и противоречивому процессу изменений земельного строя.

Закон закрепил право членов сельскохозяйственных кооперативов (СПК) на получение в частную собственность земельных наделов, внесенных ими в ходе кооперирования крестьян в 1949-1962 гг. Это означало фактическую ликвидацию более 4 тыс. сельскохозяйственных производственных кооперативов, на долю которых приходилось до 47% сельскохозяйственных угодий.

Право на реституцию земли получили члены сельскохозяйственных производственных кооперативов, специалисты, работающие в хозяйстве не менее пяти лет, а также наследники этих категорий граждан. Минимальный размер возвращаемого надела - 0,5 га на человека, максимальный на семью - 10 га (в пахотном эквиваленте). Закон позволял семьям, проживающим в регионах с ограниченным потенциалом пашни, получать наделы в других местах с условием их обязательной обработки. Особый режим был введен для приватизации многолетних насаждений, а также для предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, животноводческих комплексов, парников и теплиц. Намечалось создать на их основе производственно-коммерческие организации, а если члены кооперативов не согласны с этим, то часть имущества предлагалось раздавать им, а другую часть распродавать на торгах.

Следует заметить, что земельные наделы получили 6 млн. человек, тогда как в СПК до реформы работало около 12 млн. человек.

Юридическое оформление реституции затянулось на годы и сопровождалось многочисленными конфликтами и судебными процессами. Основная причина этого, как и в Болгарии, - требование закона о возвращении именно тех участков, которые владелец в свое время внес в кооператив.

С еще большими трудностями происходило реформирование государственного сектора, который охватывал 28% сельскохозяйственных угодий. В государственной собственности находились 411 государственных сельскохозяйственных предприятий, 573 станции по механизации, десятки научно-исследовательских институтов и опытных станций, снабженческо-заготовительных организаций. Закон "О земельном фонде" исключал перечисленные организации из сферы его действия, так как их коммерциализация была провозглашена еще в 1990 г. в Законах "О реорганизации госпредприятий в коммерческие общества" и "О коммерческих обществах в сельском хозяйстве и пищевой промышленности"*(310).

В соответствии с этими законами государственные сельскохозяйственные предприятия трансформировались в акционерные общества, 30% акций которых безвозмездно передавались персоналу предприятия, 70% - в фонд государственной собственности для последующей их продажи. Вначале (до 1997 г.) акционировались мелкие предприятия. Приватизация затруднялась сложностями с оценкой земли, имущественных прав ассоциируемых с государственными предприятиями хозяйств и необходимостью учета прав бывших владельцев земельных участков, перешедших в государственную собственность после 1945 г. (закон позволял таким лицам и их наследникам становиться акционерами, получать пакет акций согласно площади возвращаемого участка, но не более 10 га).

Активная приватизация государственных сельскохозяйственных предприятий началась с 1997 г. после подписания соглашения с Всемирным банком о финансировании программы ASAL (реструктуризации сельского хозяйства). Предусматривалась открытая подписка на акции тех предприятий, которые не имели бюджетной и банковской задолженности или если их долговые обязательства не превышали стоимость активов предприятий. Разрешалось банкротство убыточных и малопривлекательных для инвесторов государственных сельскохозяйственных предприятий, сдача их земель в концессию.

Не меньше трудностей возникло и с трансформацией сервисных предприятий. В 1995 г. после введения в действие Закона "Об ускорении приватизации"*(311) была проведена переоценка всех земель этих предприятий и осуществлена публичная продажа государственного пакета акций (несельскохозяйственные земли не входили в стоимость акций, так как разрешалось продавать их в собственность местной администрации, которая, в свою очередь, могла сдать их в концессию тем же предприятиям). В случае приобретения инвестором 40% и более акций, в контракт вносилось обязательство покупателя не менять в течение 10 лет вид деятельности предприятия. Были утверждены типовые модели разгосударствления предприятий.

К 2000 г. процесс разгосударствления собственности не был завершен в основном в связи с новой волной реституции 1997 г. и изменением земельного законодательства в 1997-2000 гг.

После прихода к власти правых партий были внесены существенные изменения в земельное законодательство, расширившие масштабы реституции за счет лесных угодий, увеличения максимального размера возвращаемых участков (с 10 до 50 га, в среднем до 50% внесенного в сельскохозяйственный кооператив надела), закрепления права на частичную реституцию земель и лесов церковных организаций (по требованию Cовета Европы). При отсутствии свободных земель в данном населенном пункте компенсация могла быть произведена в других районах. Впервые право на получение наделов (до 2 га на семью) получили специалисты, медицинские работники и другие категории, но только в районах с избытком сельскохозяйственных земель.

Реализация нового законодательства наткнулась на острую нехватку сельскохозяйственных и лесных угодий (заявки на реприватизацию дополнительно подали 1,2 млн. юридических и физических лиц, что потребовало бы изъятия 1,8 млн. га сельхозугодий и 2,9 млн. га лесов, т.е. почти 1/2 площади, имеющейся в стране). Кроме того, необходимо было изыскать еще почти 1 млн. га пашни для 500 тыс. семей, не являющихся работниками сельского хозяйства, но проживающих в сельской местности.

Реституция за счет приватизации публичной собственности (общинные пастбища, селькохозяйственные угодья, принадлежащие местным органам власти, министерствам), а также орошаемых земель в низовьях Дуная, наткнулась на конституционные барьеры.

Новое законодательство (1997-2000 гг.) внесло существенные элементы в продажу земли иностранным гражданам. Конституцией Румынии запрещено приобретение прав владения на землю иностранными гражданами и лицами без гражданства. В Законе "О земельном фонде" 1991 г. говорится о том, что "физические лица, не имеющие румынского гражданства и не проживающие в Румынии, а также юридические лица иностранных государств, действующие за пределами Румынии, не имеют право приобретать в собственность землю любого вида через юридические сделки с румынскими гражданами". В принятых одновременно законодательных актах о режиме иностранных инвестиций в Румынии разъясняется, что понятия "иностранный гражданин" и "иностранный инвестор" не являются синонимами. Следовательно, коммерческие компании с участием иностранных инвесторов с местонахождением в Румынии являются румынскими юридическими лицами, что позволяет им даже со стопроцентным иностранным капиталом приобретать землю и недвижимость на различных условиях, предусмотренных Гражданским кодексом страны.

В результате реформ землепользование в Румынии сложилось следующим образом: в частном секторе - 78,8%, в том числе индивидуальные хозяйства - 63,4% (средний размер одного хозяйства - 2,3 га), семейные ассоциации (без юридического лица) - 5,9% (размер - 139 га), сельскохозяйственные общества (с юридическим лицом) - 9,6% (размер - 396 га), государственный сектор - 6,7% (размер - 3600 га), публичный сектор - 14,5% (в среднем 475 га), в том числе общинные пастбища - 13,5% (760 га). Сложился тип мелкотоварной крестьянской страны с раздробленным мелкоземельем, не создающим условия для рационального и эффективного использования земли.

Структура численности субъектов права собственности по состоянию на 2000 г. такова: в частном секторе насчитывалось 4,120 млн. индивидуальных хозяйств, 6,3 тыс. семейных ассоциаций, 3,6 тыс. сельскохозяйственных обществ. Государственный сектор представлен 400 предприятиями.

Реструктуризация сельского хозяйства привела к значительному ухудшению всех (производственных, экономических, финансовых) показателей Румынии. Резко упали объемы производства, урожайность, численность поголовья животных, доходы крестьян. Возросла безработица. Разрушена социальная сфера села. Усилилась бедность значительных слоев населения. В стране признан факт падения качества жизни крестьян.