logo search
Bogolyubov_S_A__Brinchuk_M_M__Vedysheva_N_O__i

§ 3. Венгерская Республика (Венгрия)

Венгрия в 70-е годы прошлого века вышла на одно из первых мест в мире и первое среди стран СЭВ по производству продукции на душу населения (1300-1400 кг. зерна и 160-170 кг. мяса). Она отличалась наличием хорошо оснащенных крупных кооперативов и государственных хозяйств, деятельность которых была тесно связана экономическими узами с личным подсобным хозяйством крестьян. Умелое использование всех факторов производства обеспечили Венгрии положение стабильного нетто-экспортера.

В 1947 г. в ходе аграрной реформы большая часть помещичьих и церковных земель перешла в частную собственность крестьян и работавших в сельском хозяйстве батраков, лишь меньшая часть земель - в руки государства, образовавшего госхозы. Вступая в производственные кооперативы, крестьяне сохраняли право собственности на землю, реализовавшееся через получение определенного дохода в виде так называемой ренты за сданные в кооператив земельные наделы.

Земельная и аграрная реформы 90-х годов прошлого века проводились постепенно с учетом высоко достигнутого уровня аграрного производства. И, несмотря на усиленную борьбу определенных политических сил за кардинальную реформу, возврат частной собственности на землю по состоянию на 1947 г., правительство отказалось от возвращения коллективизированных при прежней системе земель и недвижимости прежним владельцам, подтвердив их право на компенсацию. Лица, незаконно утратившие право на землю, могли получить компенсационные боны, которые можно было использовать для получения определенного участка земли. Число таких лиц превысило 800 тыс. человек на общую площадь земельных наделов в 2,7 млн. га, или около 1/3 всех сельскохозяйственных угодий страны.

В осуществлении преобразований особую роль сыграла реализация принятого в феврале 1992 г. закона, согласно которому уже весной все кооперативы должны были провести общие собрания по номинированию и разделу имущества, т.е. определению конкретного размера пая каждого члена в его общей стоимости, а также земельного надела. При этом номинированное имущество (включая землю) должно было распределяться с учетом как числа проработанных в кооперативе лет, характера выполнявшейся деятельности, так и имущественного вклада в коллективную собственность кооператива. В результате персонализации кооперативной собственности более 1 млн. человек стали земельными собственниками. Иначе говоря, произошел новый радикальный раздел земли.

В итоге последних реформ изменились отношения собственности на селе. Если раньше 70% обрабатываемых земель находились в распоряжении сельскохозяйственных кооперативов, 15% - госхозов, 15% - в частной собственности, то к 1997-1998 гг., когда приватизация на селе завершилась, 80% сельхозугодий было передано в частную собственность. В отрасли до реформы доминировало крупное сельскохозяйственное производство, представленное 1252 кооперативами и 158 госхозами, средний размер землепользования которых достигал 4,5 тыс. га. Средний земельный надел 1,4 млн. приусадебных и подсобных хозяйств составлял 0,8 га. К весне 2000 г. число индивидуальных хозяйств сократилось до 0,9 млн., а хозяйственных обществ возросло до 8,5 тыс., в том числе 1,8 тыс. кооперативов нового типа (которые по правовому статусу ближе к хозяйственным обществам, нежели к кооперативам), 240 акционерных обществ и почти 6,5 тыс. различных (в основном мелких) хозяйственных обществ, специализирующихся на оказании услуг. При этом на индивидуальные аграрные хозяйства приходится 43% используемых земель, а на хозяйственные общества - 41%; средний размер последних сократился до 600 га, а индивидуальных хозяйств увеличился до 2,8 га. Из числа индивидуальных хозяйств 70% имеют наделы менее 1 га, а число хозяйств с наделами свыше 50 га не достигает и 1%. Государственный сектор представлен лишь 12 хозяйствами.

Следует отметить особенности правового регулирования земельных отношений. Базовым является Закон от 27 июня 1994 г. "О пахотной земле" (в Конституции Венгерской Республики земле не отведено места). Закон устанавливает правила приобретения земли по разным основаниям. Однако наследование по закону, право давности, застройки, отчуждения и в счет компенсации материального ущерба пострадавшим от национализации частной собственности регулируются Гражданским кодексом республики и другими законами.

Закон "О пахотной земле" ограничивает размер земельного участка в собственности физических лиц - не более 300 га или 6000 злотых крон (коэффициент земельного кадастра как показатель стоимости земли с учетом ее качества, применяемый в стране на протяжении более 100 лет). Кроме того, они могут иметь в собственности хутор размером не более 6000 м2 (земельный участок с жильем и хозяйственными постройками)*(308). Эти ограничения не распространяются на наделы, полученные при ликвидации кооператива. В Венгрии, как и в Болгарии, юридические лица и организации без статуса юридического лица (за исключением государства, местных органов самоуправления и некоммерческих организаций лесопользователей) не могут приобретать право собственности на землю. Даже госхозы арендуют всю используемую ими землю. Закон устанавливает жесткие правила аренды земли как в части ее использования (строго по назначению, по правилам защиты плодородия и пр.), так и в части размеров: для граждан и организаций без статуса юридического лица аренда ограничивается 300 га, или 6000 злотых крон по стоимости; для хозяйственных товариществ и кооперативов - 2500 га, или 50 тыс. злотых крон. В законе предусмотрена аттестация земельных участков в разрезе 8 классов качества. Предельный срок аренды - 10 лет.

Закон запрещает иностранным физическим и юридическим лицам приобретать землю на праве собственности, однако разрешает приобретать хутор в размере 0,06 га и признает за ними право на уже приобретенную ранее землю (в счет компенсации ущерба пострадавшим от национализации или при ликвидации кооператива). Он устанавливает очередность с преимущественным правом покупки и аренды семейными хозяйствами и сельским населением.

С января 2002 г. вступил в силу закон о создании национального земельного фонда, в состав которого должна перейти вся земля - около 1,4 млн. га, или 15% всей территории страны (за исключением лесов), находящаяся в собственности государства.

В целом социально-экономические итоги реформ по всем показателям отрицательные, хотя государство строго контролирует рынок продовольствия и осуществляет стимулирующие меры финансовой поддержки сельскохозяйственного товаропроизводителя. Ни по одному из них не был достигнут предреформенный уровень. Резко упала урожайность всех сельскохозяйственных культур на протяжении периода реформ.