logo search
от Пановойomin3462_mail_ru_2013-12-13_14-08 / ГП часть 2

Тема 3. Договор строительного подряда Литература.

  1. Антипова О. М. Правовое регулирование инвестиционной деятельности (анализ теоретических и практических проблем). – М.: Волтерс Клувер, 2007.

  2. Бербеков А. Х. Проблемы определения качества результата работ по договору строительного подряда//Нотариус. – 2007. - № 4.

  3. Ершов О. Г. История становления и развития договора строительного подряда в России//Правовые вопросы строительства. – 2008. - № 2.

  4. Зиганшин Р. Ф. Особенности правового регулирования договора строительного подряда на капитальный ремонт//Юрист.- 2007.- № 12.

  5. Каменков В. С. Значение, понятие и сфера применения договора строительного подряда//Бюллетень нотариальной практики. – 2007. - № 2.

1. Понятие и признаки договора строительного подряда. По договорустроительного подрядаподрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять результат и уплатить обусловленную цену.

Договор строительного подряда носит консенсуальный, возмездный и взаимный характер.

Существенными условиями договора являются предмет, цена и срок договора.

Заключение договора строительного подряда предполагает правильное определение сторонами условия о предмете, что позволяет сторонам сформировать другие существенные условия, например цену, отражающую необходимые денежные затраты на строительство, поскольку предмет здесь указывает на результат работ в виде индивидуально-определенной вещи, имеющей свою стоимость. Предмет договора строительного подряда также позволяет хозяйствующим субъектам правильно определить основные технические параметры объекта строительства, и это, в свою очередь, влияет на разработку и корректирование проектной технической документации.

Вместе с тем анализ судебных споров, связанных с договором строительного подряда, позволяет сделать вывод о том, что стороны испытывают определенные сложности в формировании условия о предмете.

Так, например, по одному делу предприниматель обратился в арбитражный суд с иском к акционерному обществу о взыскании задолженности за выполненные подготовительные работы к строительству скважин (подготовку площадки, строительства и содержания подъездных путей). Поскольку работы ответчиком были оплачены частично, то суд удовлетворил исковые требования стороны. Однако нарушение правил подсудности послужило поводом для отмены судебного решения, а после рассмотрения дела компетентным судом в иске было отказано, поскольку в условиях договора строительного подряда стороны не определили предмет. Основной аргумент, который был положен в основу решения суда, повторно рассматривающего дело, сводился к тому, что в момент заключения договора отсутствовало согласование необходимого объема работ, поэтому отсутствовал и предмет. Акты приемки выполненных работ подтверждают факт выполнения работ, а не их согласование. Суду кассационной инстанции подобный аргумент показался убедительным, и решение об отказе в удовлетворении иска вступило в законную силу.

Возникающие в судебной практике споры о предмете договора строительного подряда во многом обусловлены недостаточно разработанными положениями науки гражданского права. Анализ юридической литературы по проблемам исследования предмета договора строительного подряда позволяет выделить несколько подходов (концепций) относительно данного существенного условия.

Наиболее распространенной является концепция унитарного (единого) предмета договора строительного подряда, которая имеет два направления. В рамках первого направления предмет рассматриваемого договора представлен в качестве законченного и готового к сдаче объекта строительства. Так, например, С.И. Вильнянский, А.А. Каравайкин указывали, что предметом договора подряда на капитальное строительство является результат труда, производственной деятельности подрядчика в виде построенного здания или сооружения. В рамках второго направления предмет договора строительного подряда представлен в виде деятельности подрядчика по возведению объекта строительства. Фактически речь идет о выполнении подрядчиком строительно-монтажных и иных связанных со строительством работ. В связи с этим ранее В.Ф. Чигир указывал, что предметом договора подряда на капитальное строительство являются строительные и монтажные работы, т.е. само строительство. Интересно отметить, что подобное суждение встречается и сегодня в качестве рекомендации практикующим юристам по составлению договоров строительного подряда.

По мнению Б.А. Патушинского, предметом договора строительного подряда является все запланированное строительство, которое включает в себя достаточно широкий спектр действий сторон по организации строительства, выполнению строительных работ подрядными организациями, и сдача-приемка завершенного строительством объекта. Следует отметить, что такое представление о предмете договора строительного подряда распространено и в судебной практике. В частности, в одном из Постановлений Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ указал, что предметом договора строительного подряда выступает само строительство аграрной площади.

В юридической литературе также получила широкое распространение концепция двух предметов договора строительного подряда: материального, представляющего результат работ, и юридического - деятельности сторон при исполнении договора строительного подряда. Так, по мнению О.С. Иоффе, договор подряда на капитальное строительство имеет два предмета: материальный - сооружение, создание которого предусмотрено планом, и юридический - деятельность подрядчика, на которую вправе притязать заказчик. Такого же мнения придерживается М.И. Брагинский.

Концепция существования двух предметов договора строительного подряда в юридической литературе оценивалась весьма критично. В частности, В.П. Грибанов отмечал, что О.С. Иоффе искусственно отрывает волю от поведения участников правоотношения, так как их намерение связано с поведением, а поведение отрывается от материального объекта, который и представляет собой юридический объект. Очевидно, здесь следует прийти к выводу о том, что объект строительства создается в результате материальной деятельности подрядчика, а потому нельзя отрывать эту деятельность от самого объекта. Отсюда предметом договора строительного подряда должен признаваться требуемый заказчиком результат работы, выполняемой исполнителем по его заданию.

Предмет договора - это то, по поводу чего заключается договор. Предмет исполнения обязательства по договору строительного подряда образует, с одной стороны, деятельность сторон по возведению или реконструкции здания (сооружения), с другой - само здание (сооружение) как результат выполненной подрядчиком работы. В связи с этим наиболее предпочтительней выглядит концепция единого предмета договора строительного подряда, который имеет две составляющие - выполнение строительных работ и результат такого выполнения.

Ценав договоре определяется обычно путем сметы, представляющей собой постатейный перечень затрат на выполнение работа, приобретение оборудования закупку строительных материалов и т.п. вместе с технической документацией смета образует проектно-сметную документацию, являющуюся неотъемлемым элементов договора строительного подряда. Условие о цене будет считаться согласованным и в том случае, если договором установлен способ ее определения. При этом способ определения цены должен быть согласован сторонами в форме, позволяющей произвести ее расчет без дополнительных уточнений. К примеру, конкретный вид индексов может определяться в акте приемки работ, подписываемом заказчиком. Внесение изменений требуется, только если это прямо предусмотрено договором.

Поскольку отношения сторон носят длящийся характер, точное определение, как конечного срока выполнения работы, так и сроков завершения ее отдельных этапов, имеет для сторон первостепенное значение. Срочный характер имеют и многие обязанности, принимаемые на себя заказчиком. Сторонами обычно составляются и прилагаются к договору различные календарные планы и графики, которые являются составными частями договора

2. Источники правового регулирования. Основное ядро действующего законодательства о капитальном строительстве составляют правила гл. 37 ГК. Содержащиеся в ГК нормы о строительном подряде отражают лишь специфику разновидности договора подряда. Поэтому полное представление о правовом регулировании может сложиться только при одновременном учете как специальных правил о строительном подряде, так и общих положений о договорах подряда, которые закреплены в § 1 гл. 37 ГК.

Ранее частью строительного законодательства были строительные нормы и правила, государственные и отраслевые стандарты. В настоящее время строительные нормы и правила не применяются, что обусловлено существенным реформированием законодательства о строительстве. Между тем при осуществлении строительства соблюдение требований, содержащихся в актах технического нормирования, является обязательным, поскольку они определяют основные параметры безопасности и надежности возводимых зданий и сооружений. По содержанию эти документы наполнены техническими нормами, которые в ряде случаев указывают на основные права и обязанности участников строительства.

Относительно природы технических норм и их предназначения в юридической литературе высказывались различные мнения. Так, О.С. Иоффе и М.Д. Шаргородский отмечали: технические нормы не являются социальными и не имеют никакого юридического значения, так как определяют порядок обращения людей с орудиями и предметами труда, иными объектами материального мира и силами природы. П.Т. Полежай и В.С. Шелестов, напротив, полагают, что по своей природе технические нормы - социальные и представляют собой совокупность правил поведения, регулирующих как порядок обращения людей с техникой производства, предметами и силами природы, так и их поведение по отношению друг к другу.

Следовательно, предметом научного спора в данной ситуации выступает положение о том, считать ли техническую норму нормой социальной, т.е. правилом, с помощью которого можно воздействовать на поведение людей.

Техническая норма также является правилом поведения, но имеет сложную природу. С одной стороны, она устанавливает порядок обращения с техникой, для того чтобы достичь целей, ради которых эта техника используется; с другой - в процессе обращения с техникой обеспечивается воздействие на поведение человека. Например, строительные нормы и правила не только устанавливали порядок проведения работ по консервации строительства, но и закрепляли обязанность за отдельными субъектами строительного процесса. Эта обязанность фактически представляла собой меру должного поведения в складывающихся отношениях. В связи с этим технические нормы должны признаваться нормами социальными, поскольку обладают свойством влиять на поведение субъектов, и через обязательные предписания способны оказывать влияние на регулирование общественных отношений. Необходимо также обратить внимание и на то, что установленное технической нормой правило поведения распространяется на неограниченный круг участников строительства, что, несомненно, указывает на ее социальную природу.

Вместе с тем отличие технических норм от норм права усматривается в последствиях нарушения. Нарушение технических норм само по себе не приводит к наступлению юридической ответственности. Юридическая ответственность возникает только тогда, когда нарушены нормы права. Этот аргумент не позволяет выделить в технической норме свойство регулирования отношений, поскольку механизм регулирования всегда связан с возможностью государственного принуждения. Способность регулировать общественные отношения техническая норма приобретает только с приданием ей правовой формы.

Придание техническим нормам юридической силы возможно, когда техническая норма либо закрепляется в диспозиции нормы права, либо норма права отсылает к технической норме, как, например, в случае, когда подрядчик несет ответственность перед заказчиком за допущенные отступления от обязательных требований строительных норм и правил (п. 1 ст. 754 Гражданского кодекса РФ).

Таким образом, анализ природы технических норм, их соотношение с нормами права позволяет для дальнейшего исследования сформулировать следующие выводы. Строительные нормы и правила как акты технического нормирования содержат технические нормы, представляющие собой правила обращения людей с техникой, но через которые обеспечивается воздействие на поведение субъектов строительного процесса. Эти нормы, являясь нормами социальными, не способны регулировать отношения в строительстве до момента, пока им не будет придана правовая форма. Значит, строительные нормы и правила сами по себе не являются частью законодательства о строительстве, поскольку последнее представляет собой совокупность нормативных актов, содержание которых образуют нормы права. В связи с этим нельзя согласиться с мнением Н.И. Коваленко о том, что в составе законодательства о капитальном строительстве четко выделяются две его части: строительное законодательство как совокупность нормативно-правовых актов и система строительных норм, правил и стандартов.

Придание техническим нормам юридической формы связано с введением в действие Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». А.В. Калмыкова в связи с этим отмечает: систему нормативного обеспечения сферы технического регулирования должны составить принимаемые в форме федерального закона технические регламенты. Автор обоснованно затрагивает проблему юридической техники, поскольку необходимо перенести технические нормы в текст федерального закона так, чтобы, с одной стороны, были закреплены правила, регламентирующие процессы производства, принципы построения и действия различного рода механизмов, с другой - норма могла бы регулировать складывающиеся отношения.