§ 6. Чешская Республика (Чехия)
В течение многих лет социалистическая Чехословакия отличалась высоким уровнем развития АПК. Принятый еще в начале 70-х годов прошлого века курс на достижение максимальной продовольственной самообеспеченности (на уровне 100-105%), успешно реализовывался на практике. Роль АПК была велика не только в обеспечении продовольствием, но и в экономике страны в целом. Основными кормильцами являлись сельскохозяйственные кооперативы, которые, распоряжаясь 64% земельного фонда, производили 2/3 продовольствия страны; на государственные хозяйства приходилось около 1/3 земель и производства продовольствия; необобществленный сектор занимал всего лишь 4% сельскохозяйственных угодий, его роль была значительной лишь в производстве овощей и фруктов. Государственное регулирование АПК в дореформенный период отличалось всемерной поддержкой сельского хозяйства (бюджетное финансирование, субсидирование, дифференцированные налоги и пр.). Эквивалент государственной поддержки составлял 55% против 47% в Европейском союзе, и внутренние цены были на уровне, превышающем мировые. Более того, государство дотировало потребление продовольственных товаров, стимулируя спрос и соответственно расширение масштабов производства.
Реформа, начатая с 1 января 1991 г., коренным образом изменила цели, задачи, способы воздействия на сельскохозяйственное производство. Специальной концепции аграрно-рыночных преобразований не разрабатывалось. Однако прежний курс на самообеспечение сменился на снижение объемов производства продовольствия до 70-75% дореформенного периода (особенно мяса и молока). В рынок страна входила по варианту "шоковой терапии" в чистом виде без ограничений: либерализация ценообразования и внешней торговли, резкое снижение бюджетного финансирования и субсидирования, отстранение государства от регулирования производственно-экономической и социальной ситуации.
В последующие годы реформ (1992-1993 гг.) в стране возобновлялись разные меры государственного регулирования аграрного сектора, защиты внутреннего рынка, регулирования рыночных отношений в целом, государственной поддержки в сфере кредитования и др. С 1993 г. эти меры ослабевают, усиливается налогообложение, ликвидируется система государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей (особенно в связи с вступлением в ВТО в 1995 г.), в результате чего государственная поддержка к 1999 г. снизилась с 55% в 1989 г. до 25% при среднем по Европейскому союзу - 49%.
Реформенные преобразования, начавшиеся с мая 1991 г., т.е. с даты вступления в силу Закона "О земле", означали прежде всего отмену бессрочности и бесплатности кооперативного землепользования: все пользователи земли обрели статус арендатора, а собственники земли - статус арендодателя с правом пересмотра и расторжения договора. Основными составляющими реформы являлись: реституция, трансформация единых сельскохозяйственных кооперативов (ЕСХП) в новые предпринимательские формы и приватизация государственных хозяйств. Реституция обрела масштабный характер:
1. Она охватила не только земельную собственность, но и все конфискованное и обобществленное после января 1948 г. сельскохозяйственное имущество (в том числе жилые и хозяйственные постройки).
2. В состав участников реституции включены граждане - резиденты Чехословакии, иностранные подданные и некоторые категории юридических лиц.
3. Подверглись ревизии итоги заключительного этапа земельных реформ (1947-1948 гг.).
К началу 1998 г. в частные руки было передано 1,3 млн. га сельскохозяйственных и лесных угодий, более 80% сельскохозяйственных земель обрели своих хозяев, "невостребованные" 800 тыс. га остались в распоряжении государства.
Реорганизация единых сельскохозяйственных кооперативов проводилась в соответствии с Законом "О трансформации единых сельскохозяйственных кооперативов" в три этапа. Вначале пайщикам (как членам, так и не членам кооператива, внесшим свою землю и имущество в пользование кооператива) возвращались внесенные в кооператив земельные участки, имущественные паи и денежные взносы. Затем приватизировалась оставшаяся собственность сельскохозяйственного кооператива на основе единых для всех кооперативов критериев: 50% - в соответствии с величиной индивидуального земельного надела; 30% - со стоимостью остального имущества, внесенного в кооператив; 20% - с количеством отработанных в кооперативе лет. При этом с теми пайщиками, которые намеревались перейти к самостоятельному хозяйствованию, расчет должен был производиться безотлагательно, с остальными пайщиками - по истечении семи лет. На заключительном этапе единые сельскохозяйственные кооперативы преобразовывались в новые предпринимательские формы.
Реорганизация кооперативов началась в 1992 г. и закончилась к весне 1993 г. 95% единых сельскохозяйственных кооперативов были реорганизованы в кооперативы нового типа - добровольные объединения земельных собственников с правом свободного выхода из кооператива с земельным и имущественным паем. Общее количество кооперативов в результате разукрупнения увеличилось на 40%.
Реорганизация государственных хозяйств осуществлялась в соответствии с Законом "О "большой" приватизации". При этом их активы приватизировались без сельскохозяйственных земель, которые на период до полного завершения земельной реституции были переданы в распоряжение земельного фонда. До реформы в стране функционировали 175 государственных хозяйств со средней площадью в 6261 га (это очень крупные хозяйства). Из-за реституции (на имущество госхозов пришлась основная масса реституционных претензий) их реорганизация оказалась сложной и затяжной. Приватизация по существу началась с 1995 г. и лишь в 1998 г. вошла в завершающую фазу.
Основные методы приватизации таковы:
прямая продажа активов нынешним пользователям или заинтересованным лицам (с предоставлением 20-летнего беспроцентного кредита);
акционирование с продажей акций за наличные;
аукционы.
В результате реорганизации государственных хозяйств были созданы 2458 торговых обществ, в том числе 1767 ТОО и 631 АО.
В 1999 г. сложилась следующая предпринимательская структура на селе. Если в 1989 г. предприятий физических лиц насчитывалось 3205, то в 1999 г. их стало 32 968; их удельный вес в площади сельскохозяйственных угодий - 23,5%, а средняя площадь - 25 га. Иначе говоря, крестьянский сектор не занял ведущее место. Утратил свою роль и кооперативный сектор. Вместо 1024 ЕСХК создано 809 кооперативов со средней площадью 1394 га и удельным весом в землепользовании 32,2%. Доминирующими стали торговые общества со средним землепользованием в 618 га и удельным весом 43,3%.
Однако эти цифры не дают полную картину организационно-правовой структуры сельскохозяйственного производства. В последующие годы завершение приватизации государственных земель и выполнение трансформационных обязательств кооперативов должны были внести в нее определенные коррективы. Однако возникла проблема дальнейшего существования кооперативного сектора: 7-летняя отсрочка для выполнения трансформационных обязательств кооперативов закончилась в 1999-2000 гг., но большинство кооперативов не в состоянии выполнить свои обязательства из-за низких доходов и неликвидности активов. Трансформационная задолженность в кооперативном секторе составила 20% совокупной балансовой стоимости их активов. Возникла дилемма: сохранить кооперативный сектор путем перенесения долгов на государство или практически ликвидировать его путем банкротства. Итак, по оценкам ведущих политиков и специалистов, результаты реформ 90-х годов прошлого века по всем показателям крайне неудовлетворительны. Сельское хозяйство убыточно. Стратегия либеральных преобразований в стране оказалась провальной.
- Аграрное право Предисловие
- Общая часть Глава I. Аграрное право как самостоятельная отрасльв системе права Российской Федерации § 1. Понятие аграрного права как отрасли права и ее местов системе права Российской Федерации
- § 2. Система аграрного права
- § 3. Понятие и предмет правового регулированиякак основной критерий аграрного права
- § 4. Методы аграрного права
- § 5. Иные критерии (системообразующие факторы)формирования аграрного права как отрасли права
- § 6. Принципы аграрного права
- § 7. Соотношение публичного и частного в аграрном праве
- Глава II. Источники аграрного права § 1. Понятия и виды источников аграрного права
- § 2. Общие особенности и классификация источников аграрного права
- § 3. Конституция рф - основной источник аграрного права
- § 4. Акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и их соотношение с федеральным законодательством
- § 5. Локальные акты в системе нормативныхправовых источников аграрного права
- § 6. Роль судебной и арбитражной практикив регулировании аграрных отношений
- Глава III. Аграрные правоотношения
- § 2. Земельная реформа в Российской Федерации
- § 3. Реформирование колхозов и совхозов.Продолжение аграрной реформы
- § 4. Особенности приватизации и реорганизации сельскохозяйственных государственных и муниципальных предприятий (прошлое и настоящее)
- Глава V. Государственное регулирование агропромышленного производства § 1. Понятия государственного регулирования рыночной экономики.Теоретические школы. Значение
- § 2. Основные направления и правовые средства государственной поддержки сельскохозяйственного производства
- § 3. Правовое регулирование управления агропромышленным комплексом Российской Федерации
- § 4. Лизинг в сельском хозяйстве
- § 5. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных организаций
- Глава VI. Государственное регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия § 1. Понятие "рынок"
- § 2. Формирование федерального и региональных фондов сельскохозяйственной продукции для государственных нужд
- § 3. Государственные закупочные и товарные интервенции,залоговые операции на рынке зерна
- § 4. Государственное регулирование оптовых продовольственных рынков
- § 5. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельностив сфере агропромышленного производства.Экспорт и импорт сельскохозяйственной продукции
- § 6. Государственное регулирование качества и безопасностипродовольственных товаров
- Глава VII. Правовое регулирование качества сельскохозяйственного производства и охраны окружающей среды в сельском хозяйстве § 1. Производство качественной сельскохозяйственной продукции
- § 2. Характеристика экологических проблем в аграрной сфере
- § 3. Законодательство об охране окружающей среды в сельском хозяйстве
- § 4. Правовые меры охраны окружающей среды в сельском хозяйстве
- § 2. Сельскохозяйственные товарищества
- Глава IX. Правовое положение сельскохозяйственных кооперативов § 1. Понятие, классификация, принципы создания и деятельности
- § 2. Правовое положение сельскохозяйственныхпроизводственных кооперативов
- § 3. Особенности правового положениясельскохозяйственных потребительских кооперативов
- Глава X. Правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств
- § 1. Понятие и основные признаки крестьянского (фермерского)хозяйства и его правосубъектность. Состав крестьянского хозяйства
- § 2. Порядок создания и регистрации крестьянского хозяйства
- § 4. Право частной собственности на землю граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство. Аренда земли. Право купли-продажи, залога, наследования земли в крестьянском (фермерском) хозяйстве
- § 5. Право частной собственности на имущество крестьянского (фермерского) хозяйства: субъекты и объекты права частной собственности
- § 6. Налоговые обязательства крестьянского (фермерского) хозяйства. Налоговые и иные льготы в связи с ведением крестьянского (фермерского) хозяйства
- § 7. Вопросы приема и выхода из состава крестьянского (фермерского) хозяйства. Правовое регулирование труда членов и лиц, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по трудовому договору
- § 8. Особенности банкротства крестьянских (фермерских) хозяйств
- Глава XI. Личное подсобное хозяйство как формасельскохозяйственной деятельности граждан § 1. Правовые основы ведения гражданами личного подсобного хозяйства
- § 2. Понятие и признаки личного подсобного хозяйства
- § 3. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства
- § 4. Имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства
- Глава XII. Правовое регулирование ведения гражданами коллективного садоводства, огородничества и дачного хозяйства
- Глава XIII. Правовое регулирование селекционной деятельности, племенного животноводства и элитного семеноводства § 1. Селекционная деятельность
- § 2. Правовое регулирование семеноводства
- § 3. Племенное животноводство
- Глава XIV. Правовое регулирование предотвращения распространения и ликвидации вредителей и болезней растений и животных § 1. Ветеринария
- § 2. О карантине растений
- Глава XV. Особенности правового регулирования трудовых отношений в сельскохозяйственных организациях § 1. Общие положения
- § 2. Нормирование труда в сельскохозяйственных организациях
- § 3. Формирование тарифной системы в сельскохозяйственных организациях
- § 4. Формы и системы оплаты труда в сельскохозяйственных организациях
- § 5. Режим труда, отдыха и охрана труда работниковсельскохозяйственных организаций
- Специальная часть Глава XVI. Особенности осуществления земельной и аграрной реформ в странах Центральной и Восточной Европы*(306) § 1. Общая характеристика
- § 2. Республика Болгария (Болгария)
- § 3. Венгерская Республика (Венгрия)
- § 4. Польша
- § 5. Румыния
- § 6. Чешская Республика (Чехия)
- § 7. Союзная Республика Югославия (срю)
- Глава XVII. Регулирование аграрных отношений в зарубежных странах § 1. Регулирование аграрных отношений на постсоветском пространстве
- § 2. Федеративная Республика Германия (фрг)
- § 3. Французская Республика (Франция)
- § 4. Регулирование аграрных отношений в Испании и Финляндии
- § 5. Аграрное право на американском континенте
- § 6. Сельское хозяйство в азиатских странах