§ 2. Понятие и признаки личного подсобного хозяйства
Закон однозначно определяет личное подсобное хозяйство как форму непредпринимательской деятельности граждан по производству и переработке сельскохозяйственной продукции для удовлетворения личных потребностей отдельного гражданина или гражданина и членов его семьи на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения ЛПХ.
Конечно, продукция, произведенная в личном подсобном хозяйстве, в том числе переработанная, может быть продана гражданами на рынке. Однако Закон подчеркивает, что реализация продукции ЛПХ не является предпринимательской деятельностью (ст. 1). Граждане не должны регистрироваться в качестве субъектов предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 3), платить налоги с доходов от ведения своего хозяйства и т.п. Закон предусматривает лишь учет личных подсобных хозяйств в похозяйственных книгах (ст. 8).
Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 302-ФЗ в ст. 8 Закона "О личном подсобном хозяйстве"*(273) были внесены изменения, согласно которым похозяйственные книги ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.
В похозяйственной книге содержатся следующие основные сведения о личном подсобном хозяйстве:
фамилия, имя, отчество, дата рождения гражданина, которому предоставлен и (или) которым приобретен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, а также фамилии, имена, отчества, даты рождения совместно проживающих с ним и (или) совместно осуществляющих с ним ведение хозяйства членов его семьи;
площадь земельного участка, занятого посевами и посадками сельскохозяйственных культур, плодовыми, ягодными насаждениями;
количество сельскохозяйственных животных, птиц и пчел;
сельскохозяйственная техника, оборудование, транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином праве гражданину, ведущему личное подсобное хозяйство.
Форма и порядок ведения похозяйственных книг в целях учета личных подсобных хозяйств устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Ведение личного подсобного хозяйства осуществляется, как правило, в порядке "вторичной" занятости, т.е. в свободное от основной работы время. По этому признаку личные подсобные хозяйства сходны с ведением садоводства, огородничества, дачного хозяйства. Традиционно в личных подсобных хозяйствах использовался также труд тех, кто еще или уже не работает, - школьников, пенсионеров и инвалидов, а также некоторых других категорий граждан (многодетных матерей, безработных). В условиях, когда многие сельскохозяйственные организации на селе прекратили свое существование, для большого числа граждан труд в ЛПХ превратился в основную форму занятости. Однако это временная ситуация.
Подход к личному подсобному хозяйству как к форме вторичной занятости, как к подсобному хозяйству проявляется и в нормировании земельных участков для его ведения. Размеры (нормы предоставления) земельных участков для ЛПХ должны устанавливаться органами власти субъектов Федерации и муниципальными органами в расчете на семью исходя из возможностей использования участков личным трудом граждан в свободное от основной работы время.
Субъектами права на ведение ЛПХ, а значит, и субъектами аграрного права являются граждане, совместно ведущие хозяйство. Применительно к ЛПХ законодатель не употребляет терминов "объединение граждан", "члены хозяйства", "глава хозяйства", "имущество хозяйства". Для сравнения отметим, что, например, в Федеральном законе от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"*(274) эти формулировки используются. Следовательно, само личное подсобное хозяйство правосубъектным образованием не является, рассматривать его как "лицо" (физическое или юридическое), "личность" нельзя. В связи с этим представляется не основанным на законодательстве объявление личных подсобных хозяйств субъектами аграрного права*(275). Говорить о "правовом положении" или "правовом статусе" ЛПХ можно лишь с определенной долей условности.
В последнее время интерес к проблемам правового регулирования ЛПХ в юридической науке усилился. Некоторые авторы предлагают выделить наряду с личным подсобным хозяйством, крестьянским (фермерским) хозяйством, огородничеством и садоводством такую форму деятельности, как крестьянский двор, - особую форму непредпринимательской деятельности гражданина или гражданина и членов его семьи с частичным привлечением наемного труда по производству, переработке и реализации собственной сельскохозяйственной продукции, являющейся основной формой занятости и единственным источником дохода лиц, ведущих его на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения хозяйства. Такой крестьянский двор требует признания (законодательного) и поддержки со стороны государства*(276). Однако неясно, почему "крестьянский двор" надо выделять отдельно наряду с личным подсобным хозяйством. Ведь крестьянский двор вполне "вписывается" в рамки Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве", который не ограничивает граждан, ведущих ЛПХ, ни с точки зрения занятости, источников доходов, а также привлечения наемного труда.
Р.Т. Бакирова не дает ответов на вопросы о порядке регулирования имущественных отношений в "крестьянском дворе": должны ли доходы его членов облагаться налогами, будут ли отличия в нормировании земельных участков для "крестьянского двора" по сравнению с ЛПХ. По отдельным вопросам можно предположить, что таких отличий не будет. Зачем же тогда выделять "крестьянский двор" в отдельную категорию? Кроме того, не ясен субъектный состав двора, так как в него не смогут входить пенсионеры, женщины, получающие пособие на детей, иные лица, имеющие другие источники дохода, поскольку, по мнению автора, члены двора должны существовать исключительно на доходы от деятельности двора. И как быть, если другой источник дохода появится после создания двора или если из двора уволится последний наемный работник - переводить двор в категорию ЛПХ? С учетом сказанного представляется, что предложение о выделении в отдельную категорию крестьянского двора недостаточно обоснованно.
- Аграрное право Предисловие
- Общая часть Глава I. Аграрное право как самостоятельная отрасльв системе права Российской Федерации § 1. Понятие аграрного права как отрасли права и ее местов системе права Российской Федерации
- § 2. Система аграрного права
- § 3. Понятие и предмет правового регулированиякак основной критерий аграрного права
- § 4. Методы аграрного права
- § 5. Иные критерии (системообразующие факторы)формирования аграрного права как отрасли права
- § 6. Принципы аграрного права
- § 7. Соотношение публичного и частного в аграрном праве
- Глава II. Источники аграрного права § 1. Понятия и виды источников аграрного права
- § 2. Общие особенности и классификация источников аграрного права
- § 3. Конституция рф - основной источник аграрного права
- § 4. Акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и их соотношение с федеральным законодательством
- § 5. Локальные акты в системе нормативныхправовых источников аграрного права
- § 6. Роль судебной и арбитражной практикив регулировании аграрных отношений
- Глава III. Аграрные правоотношения
- § 2. Земельная реформа в Российской Федерации
- § 3. Реформирование колхозов и совхозов.Продолжение аграрной реформы
- § 4. Особенности приватизации и реорганизации сельскохозяйственных государственных и муниципальных предприятий (прошлое и настоящее)
- Глава V. Государственное регулирование агропромышленного производства § 1. Понятия государственного регулирования рыночной экономики.Теоретические школы. Значение
- § 2. Основные направления и правовые средства государственной поддержки сельскохозяйственного производства
- § 3. Правовое регулирование управления агропромышленным комплексом Российской Федерации
- § 4. Лизинг в сельском хозяйстве
- § 5. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных организаций
- Глава VI. Государственное регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия § 1. Понятие "рынок"
- § 2. Формирование федерального и региональных фондов сельскохозяйственной продукции для государственных нужд
- § 3. Государственные закупочные и товарные интервенции,залоговые операции на рынке зерна
- § 4. Государственное регулирование оптовых продовольственных рынков
- § 5. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельностив сфере агропромышленного производства.Экспорт и импорт сельскохозяйственной продукции
- § 6. Государственное регулирование качества и безопасностипродовольственных товаров
- Глава VII. Правовое регулирование качества сельскохозяйственного производства и охраны окружающей среды в сельском хозяйстве § 1. Производство качественной сельскохозяйственной продукции
- § 2. Характеристика экологических проблем в аграрной сфере
- § 3. Законодательство об охране окружающей среды в сельском хозяйстве
- § 4. Правовые меры охраны окружающей среды в сельском хозяйстве
- § 2. Сельскохозяйственные товарищества
- Глава IX. Правовое положение сельскохозяйственных кооперативов § 1. Понятие, классификация, принципы создания и деятельности
- § 2. Правовое положение сельскохозяйственныхпроизводственных кооперативов
- § 3. Особенности правового положениясельскохозяйственных потребительских кооперативов
- Глава X. Правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств
- § 1. Понятие и основные признаки крестьянского (фермерского)хозяйства и его правосубъектность. Состав крестьянского хозяйства
- § 2. Порядок создания и регистрации крестьянского хозяйства
- § 4. Право частной собственности на землю граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство. Аренда земли. Право купли-продажи, залога, наследования земли в крестьянском (фермерском) хозяйстве
- § 5. Право частной собственности на имущество крестьянского (фермерского) хозяйства: субъекты и объекты права частной собственности
- § 6. Налоговые обязательства крестьянского (фермерского) хозяйства. Налоговые и иные льготы в связи с ведением крестьянского (фермерского) хозяйства
- § 7. Вопросы приема и выхода из состава крестьянского (фермерского) хозяйства. Правовое регулирование труда членов и лиц, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по трудовому договору
- § 8. Особенности банкротства крестьянских (фермерских) хозяйств
- Глава XI. Личное подсобное хозяйство как формасельскохозяйственной деятельности граждан § 1. Правовые основы ведения гражданами личного подсобного хозяйства
- § 2. Понятие и признаки личного подсобного хозяйства
- § 3. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства
- § 4. Имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства
- Глава XII. Правовое регулирование ведения гражданами коллективного садоводства, огородничества и дачного хозяйства
- Глава XIII. Правовое регулирование селекционной деятельности, племенного животноводства и элитного семеноводства § 1. Селекционная деятельность
- § 2. Правовое регулирование семеноводства
- § 3. Племенное животноводство
- Глава XIV. Правовое регулирование предотвращения распространения и ликвидации вредителей и болезней растений и животных § 1. Ветеринария
- § 2. О карантине растений
- Глава XV. Особенности правового регулирования трудовых отношений в сельскохозяйственных организациях § 1. Общие положения
- § 2. Нормирование труда в сельскохозяйственных организациях
- § 3. Формирование тарифной системы в сельскохозяйственных организациях
- § 4. Формы и системы оплаты труда в сельскохозяйственных организациях
- § 5. Режим труда, отдыха и охрана труда работниковсельскохозяйственных организаций
- Специальная часть Глава XVI. Особенности осуществления земельной и аграрной реформ в странах Центральной и Восточной Европы*(306) § 1. Общая характеристика
- § 2. Республика Болгария (Болгария)
- § 3. Венгерская Республика (Венгрия)
- § 4. Польша
- § 5. Румыния
- § 6. Чешская Республика (Чехия)
- § 7. Союзная Республика Югославия (срю)
- Глава XVII. Регулирование аграрных отношений в зарубежных странах § 1. Регулирование аграрных отношений на постсоветском пространстве
- § 2. Федеративная Республика Германия (фрг)
- § 3. Французская Республика (Франция)
- § 4. Регулирование аграрных отношений в Испании и Финляндии
- § 5. Аграрное право на американском континенте
- § 6. Сельское хозяйство в азиатских странах