6.4. Защита экологических прав Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации
Нарушенные экологические права человека и гражданина могут быть защищены и Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. Эта должность учреждена в соответствии со ст. 103 Конституции РФ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмена), существующий в более чем 100 государствах, помогает, дополняет и расширяет традиционные контрольные функции парламента в отношении других государственных органов с позиций соблюдения и защиты прав граждан*. Он назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой в порядке, предусмотренном Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Учреждение должности Уполномоченного по правам человека способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства России о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
__________________________
* Хаманева Н.Ю. Контроль омбудсмена за соблюдением прав и свобод граждан // Конституция Российской Федерации и совершенствование механизмов защиты прав человека. С. 141.
К компетенции Уполномоченного отнесено рассмотрение жалоб на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. При этом Закон устанавливает, что Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания РФ и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ (ст. 16). Закон оговаривает условия подачи жалобы относительно сроков. Она должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.
Согласно ст. 20, Уполномоченный, получив жалобу, вправе:
• принять ее к рассмотрению;
• разъяснить заявителю средства, которые тот может использовать для защиты своих прав и свобод;
• передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится ее разрешение по существу;
• отказать в принятии жалобы к рассмотрению.
О принятом решении Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.
При определенных обстоятельствах Уполномоченный по собственной инициативе имеет право принять меры в пределах своей компетенции по защите интересов людей. К таким обстоятельствам относятся: наличие информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан, а также случаи, имеющие особое общественное значение или связанные с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты (ст. 21).
Для эффективного выполнения своих функций Уполномоченный наделен рядом существенных прав. При проведении проверки по жалобе он вправе:
• беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения;
• запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;
• получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
• проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;
• поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
• знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.
По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:
• обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;
• обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;
• обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;
• изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;
• обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
- Посвящаю маме –
- Введение
- Общая часть
- I. Проблемы взаимодействия природы и общества
- 1. Природа – источник жизни, материального и духовного благополучия
- 2. Общая характеристика экологических проблем в мире и в России
- 3. Концепции отношения общества к природе
- 4. Причины кризисного состояния окружающей среды
- 5. Пути решения экологических проблем
- 6. Законы развития природы
- * Коммонер б. Замыкающийся круг. Природа. Человек. Технология: Пер с англ. М., 1974. С. 32.
- 7. Декларация Рио по окружающей среде и развитию
- 8. Понятийный аппарат права окружающей среды
- II. Право окружающей среды как комплексная отрасль российского права
- 1. Экологическая функция российского государства
- 2. Предмет права окружающей среды
- 3. Методы правового регулирования в праве окружающей среды
- 4. Понятие права окружающей среды как комплексной отрасли российского права
- 5. История развития российского права окружающей среды
- 6. Проблемы интеграции и дифференциации в развитии права окружающей среды
- 7. Система права окружающей среды
- 8. Принципы права окружающей среды
- 9. Проблемы названия отрасли права
- 10. Право окружающей среды как отрасль правовой науки и учебная дисциплина
- 11. Проблемы развития права окружающей среды в условиях рынка
- III. Источники права окружающей среды
- 1. Понятие, особенности, классификация и система источников права окружающей среды
- 2. Конституционные основы регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Федеративные договоры
- 3. Международные договоры рф в области природопользования и охраны окружающей среды
- 4. Закон как источник права окружающей среды
- 5. Закон рсфср «Об охране окружающей природной среды»: общая характеристика и место в системе источников права окружающей среды
- 6. Законодательство об окружающей среде
- 7. Гражданское, конституционное, административное, предпринимательское, уголовное и иное законодательство как источник права окружающей среды
- 8. Нормативные правовые акты Президента рф, Правительства рф, министерств и ведомств в системе источников права окружающей среды
- 9. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
- 10. Акты органов местного самоуправления и локальные акты в области природопользования и охраны окружающей среды
- 11. Роль судебной практики в регулировании экологических отношений
- IV. Эколого-правовой статус человека
- 1. Понятие и виды экологических прав человека
- 2. Состояние правового регулирования экологических прав человека
- 3. Политическое и юридическое значение признания экологических прав
- 4. Право на благоприятную окружающую среду
- 5. Права общественных экологических формирований
- 6. Гарантии и защита экологических прав граждан
- 6.1. Способы защиты экологических прав в сфере деятельности органов исполнительной власти
- 6.2. Защита экологических прав граждан в общих судах
- 6.3. Защита экологических прав граждан в Конституционном Суде рф
- 6.4. Защита экологических прав Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации
- 6.5. Защита экологических прав и Европейский суд по правам человека
- 7. Обязанности каждого по охране природы и бережному отношению к природным богатствам
- V. Право собственности на природные ресурсы
- Природные ресурсы – общественное достояние
- 2. Понятие, содержание и формы права собственности на природные ресурсы
- 3. Объекты права собственности на природные ресурсы
- 4. Субъекты права собственности на природные ресурсы
- 5. Право частной собственности на природные ресурсы
- 6. Право государственной собственности на природные ресурсы
- 7. Право муниципальной собственности на природные ресурсы
- 8. Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы
- 9. Защита права собственности на природные ресурсы
- VI. Право природопользования
- 1. Понятие права природопользования, его виды
- Право общего природопользования
- 3. Право специального природопользования
- 4. Принципы права природопользования
- 5. Субъекты права природопользования, их правовой статус
- 6. Объекты права природопользования
- 7. Содержание права природопользования
- Принципы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды
- 3. Виды органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Органы общей компетенции
- 4. Специальные органы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды
- 5. Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды функциональными и иными органами
- VIII. Правовые основы информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды
- 1. Понятие и роль экологически значимой информации
- 2. Право граждан на экологически значимую информацию
- 2.1. Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды
- 2.2. Право на информацию об экологически значимых факторах, влияющих на здоровье
- 3. Правовое регулирование сбора, накопления, распространения и доступа к экологически значимой информации
- 4. Правовые ограничения свободного доступа к экологически значимой информации
- 5. Источники экологически значимой информации
- 5.1. Источники нормативной экологически значимой информации
- 5.2. Российское экологическое федеральное
- 5.3. Государственный статистический учет и отчетность
- 5.4. Государственные кадастры природных ресурсов и объектов
- 5.5. Мониторинг окружающей среды
- 5.6. Федеральный регистр потенциально опасных
- 5.7. Экологический паспорт предприятия.
- 5.8. Государственный доклад о состоянии окружающей
- Система экологических нормативов и стандартов
- Нормативы качества окружающей среды
- Нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды
- 5. Нормативы использования природных ресурсов
- 6. Экологические стандарты
- 7. Нормирование санитарных и защитных зон
- Цели и объекты оценки воздействия на окружающую среду
- Содержание оценки воздействия на окружающую среду
- Декларация об экологических последствиях воздействия на окружающую среду
- Участие общественности в оценке воздействия на окружающую среду
- Понятие экологической экспертизы. Ее значение в правовом механизме охраны окружающей среды. Соотношение экологической экспертизы и овос
- 7. Виды и принципы экологической экспертизы
- 8. Развитие законодательства в области экологической экспертизы
- 9. Объекты государственной экологической экспертизы
- 10. Порядок проведения государственной экологической экспертизы
- 11. Заключение государственной экологической экспертизы
- 12. Общественная экологическая экспертиза
- 2. Нормативные правовые акты в области экологического лицензирования
- Лицензируемые виды экологически значимой деятельности
- Процесс экологического лицензирования
- 5. Особенности лицензионно-договорного регулирования пользования отдельными природными ресурсами и их охраны
- 5.1. Лицензионно-договорные основы комплексного природопользования
- 5.2. Акты на право пользования землей
- 5.3. Лицензионно-договорные основы права пользования недрами
- 5.4. Лицензионно-договорные основы права пользования водами
- 5.5. Лицензионно-договорные основы права пользования лесами
- 5.6. Лицензионно-договорные основы права пользования
- 5.7. Особенности лицензирования деятельности
- XII. Правовые основы экологической сертификации
- 1. Понятие и функции экологической сертификации
- 2. Нормативные акты в области экологической сертификации
- 3. Направления и объекты экологической сертификации
- 4. Органы экологической сертификации
- Порядок проведения экологической сертификации
- XIII. Правовые основы экологического аудита
- Понятие и цели экологического аудита
- Виды экологического аудита и порядок его проведения
- Нормативно-правовые основы регулирования экономических мер
- 3. Планирование природопользования и охраны окружающей среды
- 4. Финансирование охраны окружающей среды
- 5. Плата за природопользование
- Плата за пользование природными ресурсами
- 5.2. Плата за загрязнение окружающей среды
- Экологическое страхование
- Меры экономического стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды
- XV. Правовые основы экологического контроля
- Понятие, виды и задачи экологического контроля
- Государственный экологический контроль
- Государственный общий экологический контроль
- Государственный специальный экологический контроль
- 2.3. Государственный экологический контроль и надзор,
- Ведомственный и производственный экологический контроль
- Общественный экологический контроль
- XVI. Юридическая ответственность за экологические правонарушения
- Понятие и функции юридической ответственности за экологические правонарушения
- Понятие, виды и структура экологических правонарушений
- 3. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения
- 4. Материальная ответственность за экологические правонарушения
- 5. Административная ответственность за экологические правонарушения
- 6. Уголовная ответственность за экологические преступления
- 7. Гражданско-правовая ответственность за экологический вред
- 7.1. Понятие и виды экологического вреда. Способы и принципы его возмещения
- 7.2. Возмещение вреда природной среде
- 7.3. Возмещение вреда здоровью и имуществу человека, причиненного неблагоприятным воздействием окружающей среды
- 7.4. Ответственность за экологический вред, причиненный источником повышенной опасности
- Особенная часть
- XVII. Особенности правового режима природных ресурсов
- 1. Общие черты правового режима природных ресурсов
- 2. Особенности правового режима земель
- 3. Особенности правового режима недр
- 4. Особенности правового режима вод
- 5. Особенности правового режима атмосферного воздуха
- 6. Особенности правового режима лесов и растительного мира вне лесов
- 6.1. Особенности правового режима лесов
- 6.2. Особенности правового режима растительного мира вне лесов
- 7. Особенности правового режима животного мира
- XVIII. Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов
- 1. Особо охраняемые природные территории: история, цели образования, виды
- 2. Законодательство об особо охраняемых природных территориях и объектах
- 3. Правовой режим государственных природных заповедников
- 4. Правовой режим национальных и природных парков
- Правовой режим государственных природных заказников
- 6. Правовой режим памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов
- 7. Правовой режим лечебно-оздоровительных местностей, курортов и рекреационных зон
- 8. Правовой режим особо охраняемых природных объектов
- XIX. Правовой режим экологически неблагополучных территорий
- 1. Понятие и факторы создания экологически опасных ситуаций
- 2. Состояние законодательства о предупреждении и действиях в экологически опасных ситуациях
- Правовые меры предупреждения экологически неблагоприятных ситуаций
- 3.1. Правовое регулирование предупреждения аварий
- 3.2. Правовое регулирование прогнозирования стихийных бедствий и подготовленности к ним
- 4. Понятие и виды экологически неблагополучных территорий
- 5. Правовой режим экологически неблагополучной территории
- XX. Право окружающей среды в зарубежных государствах
- 1. Право окружающей среды стран – членов снг и других государств Центральной и Восточной Европы
- 2. Право окружающей среды в экономически развитых государствах*
- 2.1. Общие закономерности развития права окружающей среды
- 2.2. Основные источники права окружающей среды
- 2.3. Организация государственного управления охраной окружающей среды
- 2.4. Организационно-правовые меры охраны окружающей среды
- 2.5. Правовой режим особо охраняемых природных территорий
- 2.6. Иски граждан о нарушении законодательства об окружающей среде
- 2.7. Юридическая ответственность за нарушение законодательства об окружающей среде
- XXI. Международное право окружающей среды
- 1. Факторы развития международного права окружающей среды
- 2. Понятие и источники международного права окружающей среды
- 3. Принципы международного права окружающей среды
- 4. Международные экологические организации
- 5. Международные конференции по окружающей среде
- 6. Природоохранительное сотрудничество стран – членов снг
- 7. Международная ответственность за экологические правонарушения
- 8. Международный экологический суд
- Приложение 1 законы и иные нормативные правовые акты российской федерации в области природопользования и охраны окружающей среды Об окружающей среде*
- О природных ресурсах
- В области экологических прав человека
- В области собственности на природные объекты и ресурсы
- В области управления природопользованием и охраной окружающей среды
- В области информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды
- В области экологического нормирования и стандартизации
- Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза
- В области экологического лицензирования
- В области экологической сертификации
- Об экономическом механизме природопользования и охраны окружающей среды
- Об особо охраняемых природных территориях
- О режиме экологически неблагополучных территорий
- Приложение 2 рекомендуемая литература Общая
- Специальная
- Приложение 3 программа курса «экологическое право» общая часть
- Источники экологического права
- Право природопользования
- Особенная часть
- Содержание
- Об авторе