5.6 Административно-правовое регулирование прохождения государственной службы
Прохождение государственной службы – это длящийся процесс, который для государственных служащих, замещающих должности, выражается в последовательной смене этих должностей начиная с момента поступления на службу и до увольнения с нее. В течение этого временную отрезка реализуется административно-правовой статус государственного служащего.
Согласно Федеральному закону право поступления на государственную службу имеют граждане России не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие другим установленным для них требованиям.
Общие положения о равенстве прав граждан на замещение государственной должности не исключают некоторых специальных ограничений.
Так, гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на ней в случаях: признания его решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным или ограниченно дееспособным; лишения его решением суда права занимать государственные должности в течение определенного срока; наличия подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению должностных обязанностей; отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений; близкого родства или свойства с государственным служащим, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; наличия гражданства иностранного государства; отказа от предоставления сведений о доходах и об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности.
После представления требуемых документов поступление гражданина на государственную службу оформляется приказом по государственному органу о назначении его на государственную должность государственной службы. Этот приказ – юридический акт, являющийся основанием для вступления гражданина в должность с предоставлением ему общих прав и возложением на него обязанностей государственного служащего согласно Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации», а также конкретных должностных прав и обязанностей, предусмотренных соответствующим положением о государственном органе или должностной инструкцией. Приказ оформляется по установленной форме.
Различаются три варианта назначения впервые или вновь поступающих на государственную службу в зависимости от характера замещаемых ими должностей.
1. На государственные должности государственной службы назначение производится по представлению лиц, замещающих должности, либо уполномоченных лиц или государственных органов. Порядок подбора кандидатур для назначения на должности категории определяется соответствующим государственным органом или липом, замещающим государственную должность, в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами субъектов Федерации.
2. На государственные должности государственной службы 1-й группы (младшие) впервые или вновь поступающие на государственную службу граждане назначаются соответствующим руководителем. Порядок подбора кандидатур определяется федеральными нормативными правовыми актами и актами субъектов Федерации.
3. На государственные должности государственной службы 2, 3, 4 и 5-й групп (старшие, ведущие, главные и высшие) лиц впервые или вновь поступающих на государственную службу, назначают по результатам конкурса на замещение вакантных должностей. Сущность и порядок назначения определены Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» и Положением о проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности федеральной государственной службы, утвержденным Указом Президента от 29 апреля 1996 г. Переход на конкурсную систему стал возможен в связи с повышением престижа государственной службы, когда желающих работать в государственном аппарате стало больше, чем это требуется. Введение конкурсного порядка замещения вакантных должностей явилось важным шагом на пути создания высокопрофессионального корпуса государственных служащих.
При замещении государственной должности государственной службы допускается испытание на срок от трех до шести месяцев для гражданина, впервые принятого на государственную должность, в том числе по итогам конкурса документов, или для государственного служащего при переводе на государственную должность государственной службы иной группы и специализации. Государственному служащему до окончания срока испытания квалификационный разряд не присваивается. При неудовлетворительном результате испытания государственный служащий может быть переведен с его согласия на прежнюю или другую государственную должность, а при отказе от перевода – уволен.
Аттестация призвана способствовать совершенствованию деятельности по подбору, повышению квалификации, расстановке федеральных государственных служащих, определению уровня их профессиональной подготовки и соответствия замещаемой должности, а также решению вопроса о присвоении конкретному лицу очередного квалификационного разряда. Она проводится не чаще одного раза и два года, но не реже одного раза в четыре года в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственном службы Российской Федерации» и Положением о проведении аттестации федерального государственного служащего, утвержденным Указом Президента от 9 марта 1996 г.
По результатам аттестации аттестационная комиссия вправе внести на рассмотрение руководителя государственного органа мотивированные рекомендации: о повышении федерального служащего в должности; присвоении очередного квалификационного разряда; об изменении надбавки за особые условия службы (сложность, напряженность, специальный режим работы); о включении в резерв на выдвижение на вышестоящую должность. В соответствии с этими рекомендациями руководитель государственного органа принимает решение, которое реализуется при наличии вакантной вышестоящей должности – своим приказом, в ином случае возбуждает ходатайство перед соответствующим органом (должностным лицом).
Федеральный государственный служащий в случае признания его не соответствующим замещаемой должности направляется на повышение квалификации или переподготовку либо, с его согласия, переводится на другую государственную должность. При его отказе от повышения квалификации, переподготовки или перевода на другую государственную должность руководитель органа вправе принять решение об увольнении служащего в соответствии с трудовым законодательством.
Порядок проведения квалификационных экзаменов, присвоения квалификационных разрядов и сохранения их при переводе на иные должности, аттестации государственных служащих устанавливается федеральным законом. До принятия такого закона действует Положение о порядке присвоения и сохранения квалификационных разрядов федеральным государственным служащим, утвержденное Указом Президента от 22 апреля 1996 г.
Согласно Указу, присвоение федеральному государственному служащему квалификационного разряда производится по замещаемой им государственной должности соответствующей группы на основе квалификационных требований. При этом полученный чин или дипломатический ранг сохраняется за работником и при переводе (переходе) его в другой государственный орган или на другую государственную должность. До присвоения классного чина по новому месту работы он получает и предусмотренные за это выплаты.
Положение определяет также порядок присвоения квалификационных разрядов. Классный чин действительного государственного советника и государственного советника РФ присваивается Президентом по представлению руководителя федерального органа или его аппарата, а остальные ранги – руководителем государственного органа.
Решение о присвоении федеральному государственному служащему квалификационного разряда оформляется актом Президента или приказом либо иным актом руководителя органа. Соответствующая запись вносится в трудовую книжку и личное дело служащего. Со дня присвоения федеральному государственному служащему квалификационного разряда ему устанавливается надбавка к должностному окладу в установленных размерах. При прекращении федеральной государственной службы квалификационный разряд сохраняется. Вопросы, связанные с порядком присвоения и сохранения квалификационных разрядов, рассматриваются соответствующим государственным органом в пределах его полномочий или в суде.
Государственная служба прекращается при увольнении государственного служащего, в том числе в связи с выходом на пенсию. Помимо оснований, указанных в Трудовом кодексе, увольнение государственного служащего может быть осуществлено по инициативе руководителя государственного органа в случаях: достижения государственным служащим предельного возраста, установленного для замещения государственной должности государственной службы; прекращения гражданства РФ; несоблюдения обязанностей и ограничений, установленных для государственного служащего; разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну; возникновения других обстоятельств, ограничивающих нахождение на государственной службе.
Особенности государственной службы в отдельных государственных органах определяются федеральными законами. Это касается военной службы, государственной службы в органах внутренних дел, таможенных органах, дипломатической службы, государственной и иной службы.
- Часть первая. Основные институты административного права Тема № 1. Понятие административного права
- 1.1 Предмет административного права и исполнительная власть
- 1.2 Нормы административного права
- 1.3 Административно-правовые отношения
- 1.4 Метод административного права
- 1.5 Предмет и метод науки административного права
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 2. Субъекты административного права
- 2.1 Административная правосубъектность индивидуальных субъектов
- 2.2 Административно-правовой статус гражданина
- 2.3 Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- 2.4 Специальные административно-правовые статусы индивидуальных субъектов
- 2.5 Способы защиты прав граждан
- 2.6 Право гражданина на судебную защиту (административная юстиция в рф)
- 2.7 Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями исполнительной власти и ее должностных лиц
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 3 административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций
- 3.1 Государственные и негосударственные предприятия и учреждения
- 3.2 Хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, фонды
- 3.3 Общественные объединения
- 3.4 Религиозные объединения
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 4 административно-правовой статус органов исполнительной власти
- 4.1 Понятие органов исполнительной власти и принципы их организации и деятельности
- 4.2 Система и классификация органов исполнительной власти
- 4.3 Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
- 4.4 Федеральные органы исполнительной власти
- 4.5 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 5 административно-правовой статус государственных служащих
- 5.1 Понятие, значение и принципы государственной службы
- 5.2 Законодательные основы государственной службы
- 5.3 Понятие и классификация государственных должностей
- 5.4 Понятие и классификация государственных служащих
- 5.5 Основы административно-правового статуса государственных служащих
- 5.6 Административно-правовое регулирование прохождения государственной службы
- 5.7 Поощрения и ответственность государственных служащих
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 6 правовые акты исполнительной власти (административные акты)
- 6.1 Основные признаки правового акта исполнительной власти (административного акта)
- 6.2 Виды административных актов
- 6.3 Условия эффективности административных актов
- 6.4 Процесс принятия административных актов
- 6.5 Изменение, приостановление, прекращение действия административных актов
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 7 административные договоры
- 7.1 Место административного договора в деятельности исполнительной власти
- 7.2 Структура и признаки административного договора
- 7.3 Функции административного договора
- 7.4 Административный договор и административный акт
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 8 методы деятельности исполнительной власти
- 8.1 Понятие и виды методов деятельности исполнительной власти
- 8.2 Убеждение в деятельности исполнительной власти
- 8.3 Поощрение в деятельности исполнительной власти
- 8.4 Правовое принуждение
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема №9 административно-правовое принуждение в системе государственного принуждения
- 9.1 Виды принуждения и ответственности по административному праву
- 9.2 Понятие и виды административно-правового принуждения
- 9.3 Административно-восстановительные меры
- 9.2 Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
- 9.3 Принудительное лечение
- 9.4 Применение огнестрельного оружия
- 9.5 Административное задержание гражданина
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 10 понятие и основания административной ответственности
- 10.1 Признаки административной ответственности
- 10.2 Нормативная основа административной ответственности
- 10.3 Административное нарушение (деликт) и административное правонарушение
- 10.4 Состав административного правонарушения
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 11 административные наказания
- 11.1 Система административных наказаний
- 11.2 Виды административных наказаний
- 11.3 Общие правила (принципы) наложения административных наказаний
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 12 общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях
- 12.1 Понятие и принципы производства по делам об административных правонарушениях
- 12.2 Доказательства в производстве по делам об административных нарушениях
- 12.3 Участники производства по делам об административных правонарушениях
- 12.4 Сроки в производстве по делам об административных нарушениях
- 12.5 Подведомственность дел об административных правонарушениях
- 12.6 Меры административно-процессуального принуждения
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 13 стадии производства по делам об административных правонарушениях
- 13.1 Система стадий и этапов производства по делам об административных правонарушениях
- 13.2 Возбуждение дела об административном правонарушении
- 13.3 Рассмотрение дел об административных правонарушениях
- 13.4 Пересмотр постановлений по делам об административных правонарушениях
- 13.5 Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 14 дисциплинарное принуждение по административному праву
- 14.1 Понятие и признаки дисциплинарного принуждения
- 14.2 Дисциплинарная ответственность по административному праву
- 14.3 Материальная ответственность по административному праву
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 15. Режим законности (правозаконности) в деятельности исполнительной власти
- 15.1 Содержание законности (правозаконности)
- 15.2 Система гарантий законности (правозаконности)
- 15.3 Президентский контроль за органами исполнительной власти
- 15.4 Контроль органов законодательной власти за органами исполнительной власти
- 15.5 Общий административный надзор
- 15.6 Судебный надзор за законностью осуществления административной власти
- 15.7 Прокурорский надзор
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 16 специальные административно-правовые режимы
- 16.1 Понятие и виды специальных административно-правовых режимов
- 16.2 Правовой режим чрезвычайного положения
- 16.3 Режимы особого и военного положения
- 16.4 Режим секретности
- 16.5 Общий и специальные таможенные режимы
- 16.6 Режим охраны Государственной границы Российской Федерации
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Часть вторая. Управление в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах Тема № 17 управление экономикой
- 17.1 Организационно-правовая система управления
- 17.2 Органы управления экономикой
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 18 управление в области бюджета, финансов, кредита и налогов
- 18.1 Организационно-правовая система управления
- 18.2 Органы управления в области бюджета, финансов, кредита и налогов
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 19 управление промышленностью и энергетикой
- 19.1 Организационно-правовая система управления
- 19.2 Органы управления промышленностью и энергетикой
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 20 управление транспортом
- 20.1 Организационно-правовая система управления
- 20.2 Органы управления транспортом
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 22 управление в сфере экологии и природопользования
- 22.1 Организационно-правовая система управления
- 22.2 Органы управления в сфере экологии и природопользования
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 23 управление агропромышленным комплексом
- 23.1 Организационно-правовая система управления
- 23.2 Органы управления агропромышленным комплексом
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 24 управление в области здравоохранения и социального развития
- 24.1 Организационно-правовая система управления
- 24.2 Органы управления в области здравоохранения и социального развития
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 25 управление образованием и наукой
- 25.1 Организационно-правовая система управления
- 25.2 Органы управления образованием и наукой
- 25.3 Образовательные учреждения
- 25.4 Правовой статус высшего учебного заведения
- 25.5 Научные учреждения и организации
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 26 управление в области культуры
- 26.1 Организационно-правовые основы управления
- 26.2 Органы управления культурой
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 27 управление в области обороны
- 27.1 Организационно-правовая система управления
- 27.2 Органы управления в области обороны
- 27.3 Комплектование Вооруженных Сил и вопросы прохождения военной службы
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 28 управление в области безопасности
- 28.1 Организационно-правовая система управления
- 28.2 Органы управления в области безопасности
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 29 управление внутренними делами
- 29.1 Организационно-правовая система управления
- 29.2 Органы управления внутренними делами
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 30 управление в области юстиции
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Тема № 31 управление иностранными делами
- 31.1 Организационно-правовая система управления
- 31.2 Органы управления иностранными делами
- 31.3 Представительства и консульства за рубежом
- Вопросы для самопроверки:
- Литература: