logo
УМК-Организация ВЭД

Планирование вэд предприятия

Необходимость стратегического планирования ВЭД определяется существенными переменами в структуре мирового рынка и попытками предприятий, осуществляющих международную деятельность методом проб и ошибок, выработать адекватные меры, гарантирующие их от чрезмерных потерь в результате неверных действий или ошибочных представлений о перспективах макроэкономических процессов.

Суть планирования ВЭД заключается в определении «дерева целей» ВЭД как составной части общей системы внутрифирменного планирования и выработки оптимальных вариантов их достижения. Основные цели ВЭД для производственного предприятия – максимизация прибыли, повышение рентабельности на основе широкого использования преимуществ международного разделения труда. При планировании ВЭД цели внешнеторговых операций предприятий детализируются в зависимости от общих целей деятельности предприятия.

Выработка эффективных целей ВЭД усиливает побудительные мотивы, устанавливает четкие стандарты и ориентиры работы.

Руководители высшего звена определяют стратегические цели, направленные на решение общих проблем и относящиеся к предприятию в целом.

Стратегические планы (4-7 лет) развития ВЭД должны быть органически интегрированы в общую стратегию развития предприятия. Отправными точками стратегического планирования служат: анализ внешней среды в целях выяснения возможностей реализации внешнеторгового потенциала предприятия, анализ сильных и слабых сторон предприятия с точки зрения ВЭД.

Управляющие среднего звена устанавливают тактические цели, направленные на решение проблем подразделений, и описывающие результаты, необходимые для достижения стратегических целей предприятия. Тактические (среднесрочные) планы (2-3 года) решают задачи, связанные с перестройкой существующих производственных процессов, обновлением ассортимента, расширением или свертыванием экспорта/импорта, сменой региональных акцентов во внешней торговле.

Менеджеры низшего уровня устанавливают оперативные цели, связанные с решением текущих задач, и характеризующие результаты, необходимые для достижения тактических и стратегических целей предприятия. Оперативные планы (до 1 года) определяют решение конкретных задач по осуществлению экспортных и импортных операций. Они содержат конкретную информацию о сроках, объемах, ассортименте, очередности поставок.

Весь процесс планирования ВЭД предприятия включает в себя семь основных блоков.

Этапы планирования внешнеэкономической деятельности предприятия

  1. Выбор долгосрочных целей развития предприятия и целей на международных рынках

    • Сбыт – поддержание и увеличение объема продаж, надбавки к ценам.

    • Издержки – снижение прямых издержек, снижение или отсрочка выплаты налогов.

    • Снижение риска – запас дефицитных ресурсов, диверсификация рынков, ограничение преимуществ конкурентов.