Выбор зарубежного партнера
Успех внешнеторговой деятельности предприятия во многом зависит от выбора контрагента, его надежности. В процессе подготовки и осуществления внешнеторговых операций с контрагентами внешнего рынка необходимо детально изучить потенциальный круг партнеров. Следует учитывать, что выбор контрагента является одним из элементов коммерческой операции и зависит от основных двух факторов:
• характер внешнеторговой сделки (экспортная или импортная);
•предмет сделки (товары народного потребления, машины, технологическое оборудование и т.д.).
В связи с этим коммерческую работу, обусловливающую организацию внешнеторговой деятельности на предприятиях, целесообразно осуществлять в зависимости от характера международной торговой сделки по двум направлениям:
• выбор контрагентов для осуществления импортных операций;
• выбор контрагентов для осуществления экспортных операций.
Выбор партнеров на внешнем рынке для реализации импортной сделки должен включать следующие элементы:
• анализ потребностей предприятия и составление спецификации на необходимые товары. Спецификация должна включать ассортимент товара, его количество, качество и цену;
• изучение внешнего товарного рынка и определение возможности удовлетворения на них выявленной потребности на конкретные виды продукции в материально-вещественной форме;
• составление списка возможных иностранных поставщиков по каждому виду товара;
• установление контактов с потенциальными поставщиками;
• оценка потенциальных поставщиков;
• определение числа контрагентов, которое должно участвовать в выполнении заказа по каждому виду товара. Как правило, оно должно зависеть от группы товара, ассортимента и конъюнктуры рынка.
Сбор информации по фирмам-партнерам должен вестись тщательно и постоянно, а собранные сведения систематизироваться в виде фирменного досье.
Выбор и анализ возможного контрагента осуществляются при помощи ряда абсолютных и относительных показателей деятельности потенциальной фирмы-партнера.
Абсолютные показатели дают представление о масштабе операций фирмы, ее производственной мощности, об итогах произведет венной и сбытовой деятельности и т. д. Эти сведения содержатся в оперативной и финансовой отчетности хозяйственной единицы, а также в фирменных справочниках; объемы продаж, итог баланса, прибыль и другие показатели.
Относительные данные - это коэффициенты, полученные расчетным путем или сопоставлением абсолютных показателей, исходные данные для их определения также содержатся в оперативной и финансовой отчетности фирмы.
Выбор иностранного партнера для импортной операции должен, осуществляться по двум вариантам.
Независимо от варианта и характера сделки, выбор должен осуществляться на основе анализа абсолютных и относительных показателей, а также основных коммерческих условий реализации внешнеторговой сделки.
Первый вариант выбора контрагентов для осуществления импортной операции – потенциальных контрагентов много, поэтому выбор целесообразно осуществлять в две стадии. На первой стадии производится предварительный отбор иностранных партнеров на основе анализа абсолютных и относительных показателей:
оценка экономического потенциала контрагента;
оценка эффективности деятельности контрагента;
оценка конкурентоспособности контрагента;
оценка финансового положение контрагента.
Анализ данных показателей позволяет изучить различные аспекты деятельности потенциальных партнеров, которые прямо или косвенно отражаются на эффективности импортной сделки.
Экономический потенциал контрагента определяется в количественном выражении посредством оценки в динамике масштабов операций производственного предприятия, которые характеризуются такими показателями, как объем продаж, активы, собственный капитал, число занятых, чистая и валовая прибыль, основной и оборотный капитал, производственные мощности, научно-исследовательская база и расходы на НИОКР, ресурсная база предприятия, сбытовая сеть, система техобслуживания. В мировой практике о масштабах операций фирмы и ее солидности принято судить в результате сравнения с аналогичными показателями других фирм данной отрасли.
Эффективность деятельности контрагента. К числу показателей эффективности деятельности фирмы относится целый ряд абсолютных и относительных показателей, важнейшим из которых считается прибыль.
Коэффициенты рентабельности – отражают насколько эффективно (прибыльно) использовались все средства, обеспечивающие получение конкретного дохода.
Рентабельность продаж – Vприбыли/Vпродаж.
Рентабельность активов – Vприбыли/активы на конец периода.
Рентабельность основного капитала – Vприбыли/основной капитал.
Рентабельность собственного капитала – Vприбыли/собственный капитал.
Объем продаж – свидетельствует не только о масштабах деятельности фирмы, но и о темпах ее роста.
Отношение объема продаж к активам – характеризует эффективность использования всех средств, находящихся у фирмы.
Отношение объема продаж к основному капиталу – характеризует эффективность использования средств, вложенных в основной капитал.
Коэффициенты деловой активности (показатели оборачиваемости), позволяющие проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства.
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (Vпродаж/оборотный капитал) – показывает число оборотов, совершенных оборотным капиталом в течение года.
Коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов (Vпродаж/матер.произв. запасы) – число оборотов запасов в течение года.
Производительность труда – выработка на одного занятого – определяет уровень организации производства и труда.
Доля издержек производства в стоимости реализованной продукции также занимает важное место в оценке эффективности деятельности фирмы.
Конкурентоспособность контрагента характеризуется двумя основополагающими показателями:
• конкурентоспособностью самого хозяйствующего субъекта: возможностью предложить товар, удовлетворяющий конкретным требованиям потребителя, в необходимом количестве, в определенные сроки и на наиболее выгодных условиях (цена, базисные условия поставки, предоставление коммерческого кредита, организация технического обслуживания и т.д.);
• конкурентоспособностью товара: его полезностью в качестве потребительской стоимости в конкретных условиях.
Конкурентоспособность фирмы и конкурентоспособность ее товара находятся в прямой зависимости. Чем выше конкурентоспособность товара, тем выше спрос на этот товар и тем больший экономический эффект (прибыль) получает фирма от его реализации. И наоборот, снижение спроса приводит к понижению нормы, а затем суммы прибыли.
О конкурентоспособности можно также судить по таким экономическим показателям, содержащимся в финансовой отчетности фирм, как:
динамика продаж в стоимостном и количественном выражении. Если стоимость реализованной продукции растет быстрее, чем ее физический объем, значит, спрос на нее растет. В противном случае продукция перестает пользоваться спросом, и фирма вынуждена снижать цены на нее;
отношение объема продаж к стоимости материально-производственных запасов. Этот показатель называется коэффициентом спроса, так как он характеризует спрос на изделия фирмы. Уменьшение этого показателя свидетельствует о замедлении оборачиваемости запасов;
отношение объема продаж к стоимости нереализованной продукции дополняет два предыдущих и в случае уменьшения означает снижение спроса или перепроизводство продукции;
отношение объема продаж к сумме дебиторской задолженности отражает объем коммерческого кредита, предоставляемого фирмой клиентам. Обычно, чем выше спрос, тем меньше объем кредита;
загрузка производственных мощностей. Как только фирма начинает испытывать трудности со сбытом готовой продукции, сразу же снижается загрузка производственных мощностей;
портфель заказов, если он значителен, характеризует высокий уровень спроса на продукцию фирмы;
объем и направление капиталовложений. Обычно фирмы вкладывает капиталы в производство наиболее перспективных с ее точки зрения товаров. Если она прекращает вложение капиталов в данное производство, значит, фирма не видит для себя перспектив получения в будущем достаточно высокой нормы прибыли, что может свидетельствовать о снижении конкурентоспособности данной продукции.
Оценить финансовое положение контрагента можно на основании таких показателей, как:
• платежеспособность - это степень финансовой независимости фирмы от внешних источников финансирования своей деятельности и способность в заранее оговоренные сроки погашать свои финансовые обязательства;
• кредитоспособность - возможность предоставления коммерческого кредита своим деловым партнерам.
Финансовую деятельность фирмы характеризуют следующие показатели: структура собственного капитала, коэффициент финансовой независимости фирмы, поступление собственных средств от операций в отчетном периоде, коэффициент самофинансирования текущих капиталовложений, коэффициент покрытия, коэффициент ликвидности оборотных активов, отношение оборотных активов ко всему заемному капиталу и другие показатели.
Изучение финансовой отчетности потенциальных партнеров позволяет выявить тенденции их развития, оценить экономические и финансовые возможности, а также научно-технический уровень выпускаемой продукции и её конкурентоспособность.
После анализа контрагентов на первой стадии часть из них как не соответствующая требованиям потребителя исключается.
На второй стадии первого варианта анализируется расширенный перечень критериев – коммерческие условия реализации контракта (договора) купли-продажи товара. (Ассортимент товара, количество товара, уровень способ фиксации цен, БУП, порядок установления качества товара, форма расчета, порядок сдачи-приемки, валюта цены и платежа, транспортные условия, вид упаковки и маркировки, форс-мажор, наличие страхования, виды штрафных санкций, арбитраж и др.)
Критерии выбора иностранных поставщиков могут быть дополнены и другими специфическими для конкретного потребителя критериями в зависимости от предмета сделки.
Второй вариант выбора контрагентов для осуществления импортной операции – реальных поставщиков немного (два-три); в этом случае можно ограничиться более кратким перечнем критериев выбора контрагента для осуществления импортной сделки, в частности абсолютных и относительных показателей (конкурентоспособность контрагента и его финансовое положение).
Более тщательный выбор иностранного поставщика товара, независимо от используемого варианта, может быть достигнут при его посещении. При этом необходимо выяснить и сделать выводы по таким вопросам, как:
•качество товара – соответствует ли качество поставляемого товара требованиям российского потребителя;
• осуществление поставщиком контроля качества товара – какие при этом применяются методы контроля качества;
• возможность изменения ассортимента товара;
• возможность получения финансовых льгот;
•хорошо ли упаковка предохраняет закупаемые товары, экологична ли она.
Выбор партнеров на внешнем рынке для реализации экспортной сделки должен включать следующие элементы:
• определение ассортимента и объема продукции для продажи;
• проведение маркетинговых исследований в полном объеме;
•установление соответствия качества и потребительских свойств продукции, которую предполагается поставлять на экспорт, требованиям внешнего рынка с учетом проведенных исследований;
• составление списка возможных иностранных партнеров по каждому виду товара;
• установление контактов с потенциальными контрагентами;
• оценка потенциальных покупателей;
•определение числа контрагентов, которое должно участвовать в выполнении заказа, запроса.
Выбирается контрагент после анализа абсолютных и относительных показателей, отражающих его финансовое положение, а также коммерческих условий реализации планируемой сделки.
- Учебно-методический комплекс
- Организация и управление вэд
- 1. Пояснительная записка
- 2. Цели и задачи изучения дисциплины
- 3. Требования к уровню освоения дисциплины
- 4. Содержание дисциплины
- 4.1. Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов в часах
- Распределение часов по темам и видам учебной работы Специальность: 080102 «Мировая экономика» Форма обучения: очная
- Специальность: 080102 «Мировая экономика»
- Специальность: 080102 «Мировая экономика» Форма обучения: сокращенная
- 4.2. Содержание разделов и тем
- Раздел 1. Организация управления вэд на уровне государства и субъекта рф
- Тема 1. Внешнеэкономическая стратегия и политика государства.
- Тема 2. Нормативно-правовая база организации государственного управления вэд в рф.
- Тема 3. Разделение полномочий в сфере вэд между уровнями власти в рф.
- Тема 4. Современная система органов государственной власти, осуществляющая управление вэд в России на федеральном уровне.
- Тема 5. Организация управления вэд на региональном уровне.
- Раздел 2. Организация управления вэд на уровне предприятия
- Тема 6. Основные задачи и принципы управления вэд предприятия. Планирование вэд предприятия.
- Тема 7. Формы организации управления внешнеэкономической деятельностью на уровне предприятия.
- Тема 8. Управление персоналом во внешнеэкономической деятельности.
- Раздел 3. Выход предприятия на внешний рынок
- Тема 9. Оценка внешнеторгового потенциала предприятия и конкурентоспособности продукции предприятия, планируемой к экспорту.
- Тема 10. Основные способы проникновения предприятия на внешний рынок.
- Тема 11. Риски во внешнеэкономической деятельности предприятия: виды, методы управления.
- Тема 12. Организационно-правовые и экономические условия выбора иностранного партнера.
- Тема 13. Внешнеторговая документация.
- Тема 14. Оценка целесообразности включения предприятия во внешнеэкономическую деятельность.
- 5. Организация промежуточного и итогового контроля знаний
- 5.1. Система формирования 100-балльной оценки
- 5.2. Образцы тестовых и контрольных заданий по дисциплине
- 5.2.1. Аудиторные контрольные работы
- 5.2.2. Деловая игра «международные переговоры»
- 5.3. Форма итогового, контроля Особенности сдачи экзамена по дисциплине
- 5.4.2 Вопросы для подготовки к экзамену для специальности «Мировая экономика» заочной и сокращенной формы обучения
- 5.5. Образцы экзаменационных тестов, заданий Образец экзаменационного билета по дисциплине
- 5 Курс, дневное отделение, гр. Мэ
- Экзаменационный билет № 8 Утверждаю Зав. Кафедрой_______________
- Образцы экзаменационных задач по дисциплине
- П. Методические указания по изучению дисциплины
- 1. Методические указания по выполнению отдельных видов учебной работы Тематика докладов и сообщений на семинарских занятиях
- Тематика докладов и сообщений для студентов заочной формы обучения
- Методические указания по организации самостоятельной работы
- 2.2. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения специальности «Мировая экономика»
- 5.1.2. Дополнительная литература
- 5.3. Периодическая литература
- 5.4. Интернет-ресурсы
- III. Учебные материалы лекции
- Тема 1. Внешнеэкономическая стратегия и политика государства
- 1.1. Стратегия государства
- 1.2. Внешнеэкономическая политика государства
- Основными задачами вэп рф в рамках поставленной цели являются:
- Основные элементы вэп
- 2.2. Нормативно-правовая база организации и управления вэд в рф
- Организация управления вэд на уровне государства Полномочия рф и субъектов рф в области вэд
- Система государственных органов управления вэс на уровне федерации
- Федеральные органы исполнительной власти, имеющие полномочия во внешнеэкономической сфере
- Минэкономразвития действует на основании постановления Правительства рф от 5 июня 2008 г. N 437 «о Министерстве экономического развития Российской Федерации»
- Министерство промышленности и торговли рф
- Министерство иностранных дел рф
- Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России)
- Министерство регионального развития рф
- Федеральная таможенная служба
- Федеральная миграционная служба
- Федеральная служба по техническому и экспортному контролю
- Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству
- Федеральное агентство по туризму
- Федеральная служба по финансовому мониторингу
- Организация управления вэд на уровне региона
- Тема 3. Организация и управление вэд на уровне предприятия
- Планирование вэд предприятия
- Оценка собственных (внутренних) возможностей
- Изучение рынка
- Риски в организации и управлении вэд
- Экономические риски.
- Организация управления вэд на предприятии Организационная структура управления вэд на предприятии
- Управление персоналом в международном бизнесе
- Способы проникновения (выхода) на внешние рынки
- Совместное предпринимательство
- Определение товара или услуг сп;
- Поиск и выбор иностранного партнера;
- Подготовка протокола о намерениях;
- Зарубежное инвестирование
- Оценка внешнеторгового потенциала предприятия
- Выбор зарубежного партнера
- Оценка целесообразности включения предприятия во внешнеэкономическую деятельность Экономическое обоснование принимаемых решений на уровне предприятия
- Экономическая эффективность экспорта
- Экономическая эффективность импорта
- Интегральный показатель эффективности вэд
- Учет кредитного влияния
- Эффективность и эффект товарообменных операций
- Эффективность и эффект международной специализации и кооперирования производства (мскп)
- Эффективность международного научно-технического сотрудничества (мнтс)
- Экономическая эффективность научно-технического импорта
- Экономическая эффективность научно-технического экспорта
- Эффективность инвестиционного сотрудничества с зарубежными фирмами
- Переговоры с зарубежными партнерами
- Телефонные переговоры в международном бизнесе
- Организационная подготовка коммерческих переговоров
- Особенности проведения коммерческих переговоров с зарубежными партнерами