2.2. Нормативно-правовая база организации и управления вэд в рф
Первой отличительной чертой правового регулирования внешнеэкономических сделок является тесное взаимодействие правовых норм различной системной принадлежности, то есть норм международного и национального права.
Второй отличительной особенностью правового регулирования внешнеэкономических сделок является взаимодействие норм различной отраслевой принадлежности национального права.
Итак, правовое регулирование внешнеэкономической деятельности — это совокупность нормативных актов, в рамках и на основе которых осуществляется деятельность ее участников. Эта совокупность представлена:
международными правилами и нормами, подписанными РФ;
международными договорами России с другими странами;
национальным законодательством по внешнеэкономической деятельности, а также общеэкономическими законами, кодексами, нормативными актами, касающиеся регулирования ВЭД.
Посредством всей совокупности правовых норм регулирования ВЭД осуществляется защита интересов участников ВЭД, регионов и общества в целом.
Роль международного права в регулировании внешнеэкономических сделок осуществляется в двух направлениях: во-первых, установление правовых основ осуществления международных экономических связей, их правового режима и, во-вторых, создание единообразного правового регулирования внешнеэкономических сделок на основе унификации материально-правовых и коллизионных норм.
Среди первого направления прежде всего отметим торговые договоры, заключаемые на двусторонней основе. Заключаемые бессрочно или на длительные сроки, они устанавливают общую правовую основу не только для торговых, но и любых иных экономических отношений между договаривающимися государствами.
Данные договоры решают большой круг вопросов, имеющих принципиальное значение для участников внешнеэкономических сделок: определяют субъекты, правомочные осуществлять торговые или экономические связи в целом со стороны каждого договаривающегося государства; предоставляют друг другу правовой режим (как правило, режим наибольшего благоприятствования) в отношении таможенного обложения, порядка ввоза и вывоза товаров, транспортировки товаров, транзита, торгового мореплавания; определяют правовой режим деятельности физических и юридических лиц одной стороны на территории другой; содержат общий порядок расчетов, вытекающих из торговых и иных экономических отношений (иногда государства заключают специальные двусторонние договоры о расчетно-денежных отношениях).
С рядом государств Россия заключает межправительственные соглашения о товарообороте или соглашения о товарообороте и платежах. В них устанавливаются контингенты товаров, составляющие товарооборот между договаривающимися государствами на двусторонней основе. В отличие от торговых договоров они заключаются на короткие сроки (6-12 месяцев), при большем сроке ежегодно подписываются дополнительные протоколы.
К соглашениям по товарообороту близко примыкают товарные соглашения, заключаемые на многосторонней основе. С помощью установления квот для каждого участвующего государства на куплю-продажу определенного товара на международном рынке государства стремятся предотвратить резкие колебания цен.
Второе направление роли международного права в регулировании внешнеэкономических сделок проявляется в создании режима их единообразного правового регулирования в разных государствах, что достигается посредством унификации соответствующих норм коллизионного права и норм материального гражданского права, то есть унификации права международной торговли.
Для российских лиц, участвующих во внешнеэкономической деятельности, принципиальное значение имеют лишь те международные договоры, которые обязательны для Российской Федерации. Прежде всего это – Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями соответствующих стран-участниц, Оттавская конвенция о международном финансовом лизинге 1988 г. и др.
Основой национальной системы правового регулирования ВЭД в РФ является Конституция РФ, затем уже следует закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 18 декабря 2003 г. №164-ФЗ (в ред. от 22.08.2004) определены основные принципы государственного регулирования ВЭД; четко разграничены сферы компетенции Федерации и ее субъектов в ВЭД; перечислены функции федеральных исполнительных органов, ответственных за регулирование ВЭД; дана краткая характеристика основных методов государственного регулирования ВТД.
К другим основным законам, регулирующим внешнеэкономическую деятельность, относятся следующие:
«О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ», от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ.
«О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ (в ред. от 29.06.2004);
«Об иностранных инвестициях в РФ» от 9.07.1999 г. № 160-ФЗ;
«О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» от 7 июля 1993 г. № 5340-1 (в ред. от 08.12.2002);
Федеральный закон от 08.12.2003 N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров"
«Об экспортном контроле» от 18.07.1999 г. № 183-ФЗ (в ред. от 29.06.2004);
«О ввозе и вывозе культурных ценностей» от 15.04.1993 г. № 4804-1
«О международном коммерческом арбитраже» от 07.07.1993 №5338-1;
«О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.1995 №225-фЗ (в ред. от 29.12.2003)
Кодекс торгового мореплавания РФ; от 30.04.1999 г. №81-ФЗ (в ред. от 02.11.2004)
«О военно-техническом сотрудничестве РФ с зарубежными государствами» от 19.07.1998 № 114-ФЗ;
«Об участии в международном информационном обмене» от 04.07.1996 №85-ФЗ (в ред. от 29.06.2004)
К основным общеэкономическим законам, входящим в систему правового регулирования ВЭД относятся федеральные законы:
Гражданский кодекс часть первая от 30.11.1994 №51-ФЗ (в ред. от 30.12.2004);
Гражданский кодекс часть вторая от 26.01.1996 №14-ФЗ (в ред. от 22.12.2004);
«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 №129-ФЗ;
«О третейских судах в РФ» от 24.07.2002 г. № 102-ФЗ;
«О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.1998 № 164-ФЗ (в ред. от 22.08.2004);
«О рекламе» от 18.07.1995 г. № 108-ФЗ (в ред. от 02.11.2004);
«О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ;
«Об акционерных обществах» от 26.12.1995 №208 (в ред. от 29.12.2004);
«Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 г. №39-ФЗ (в ред. от 22.08.2004)
«О финансово-промышленных группах» от 30.11.1995 №190-ФЗ;
«О защите прав потребителей» от 07.02.1992 №2300-1 (в ред. от 21.12.2004);
Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
«О товарных биржах и биржевой торговле» от 20.02.1992 №2383-1 (в ред. от 29.06.2004);
«О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14.06.1995 № 88-ФЗ (в ред. от 22.08.2004);
«О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 №126-ФЗ (в ред. от 02.11.2004);
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.2001 №134-ФЗ (в ред. от 22.08.2004);
Налоговое законодательство и т. д.
Кроме того, существует целый ряд Указов Президента, Постановлений и распоряжений Правительства, Инструкций министерств и ведомств, регулирующих отношения во внешнеэкономической сфере.
Третьей особенностью регулирования внешнеэкономических сделок является широкое распространение форм так называемого негосударственного регулирования.
Главной формой такого регулирования являются «контрактные условия»: заключая сделку, стороны свободны в установлении взаимных прав и обязанностей по сделке. Однако эта свобода не беспредельна. Она ограничивается, во-первых, нормами публичного права, во-вторых, общей диспозитивностью гражданского права (что не запрещено, то разрешено), в-третьих, императивными нормами гражданского права.
Существенная роль в системе негосударственного регулирования принадлежит обычаям международной торговли, под которыми понимаются единообразные устойчивые правила, сложившиеся в практике, но не имеющие обязательной юридической силы.
Термин «обычаи международной торговли» – обобщающий. Он охватывает все применяемые в международной торговле правила не юридического характера. В зависимости от их значимости, от уровня применяемости выделяют три группы подобных правил.
Первая группа включает: правила общего характера, наиболее значимые; правила, которые могут применяться к любым видам внешнеэкономических сделок. Их собственно и называют обычаем.
Вторая группа – правила, применяемые в отдельных областях международного делового сотрудничества, в торговом обмене определенными группами товаров. Их часто называют обыкновениями. Например, существуют комплексы обычных правил, применяемых в торговле зерном, кофе и пр., или в строительстве промышленных объектов. В свою очередь и обычаи, и обыкновения могут быть универсальными, то есть применяться в любой части света, региональными – применяться в конкретном регионе (например, в период существования СССР и других социалистических стран сложились комплексы обычных правил, применяемых в отношениях с партнерами из этих стран), или локальными (например, обычаи одного морского порта).
Третья группа – заведенный порядок. Это обычные правила, сложившиеся между конкретными партнерами в определенной сфере международного предпринимательства.
К формам негосударственного регулирования следует отнести также судебную и арбитражную практику. Ее роль заключается в следующем: в уяснении содержания и толкования норм применимого права (международного и национального) и обычаев международной торговли; в обеспечении единообразного применения унифицированных норм в области международной торговли; в обеспечении согласованного применения правовых норм различной системной и отраслевой принадлежности; в создании предпосылок для развития и совершенствования и международно-правовых, и национально-правовых норм, регулирующих внешнеэкономические сделки.
Таким образом, правовое регулирование внешнеэкономических сделок представляет собой достаточно сложную систему, состоящую из разных по своей природе, но тесно взаимосвязанных и взаимодействующих элементов: норм международного публичного права, норм национального, прежде всего международного частного права, и норм негосударственного регулирования.
- Учебно-методический комплекс
- Организация и управление вэд
- 1. Пояснительная записка
- 2. Цели и задачи изучения дисциплины
- 3. Требования к уровню освоения дисциплины
- 4. Содержание дисциплины
- 4.1. Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов в часах
- Распределение часов по темам и видам учебной работы Специальность: 080102 «Мировая экономика» Форма обучения: очная
- Специальность: 080102 «Мировая экономика»
- Специальность: 080102 «Мировая экономика» Форма обучения: сокращенная
- 4.2. Содержание разделов и тем
- Раздел 1. Организация управления вэд на уровне государства и субъекта рф
- Тема 1. Внешнеэкономическая стратегия и политика государства.
- Тема 2. Нормативно-правовая база организации государственного управления вэд в рф.
- Тема 3. Разделение полномочий в сфере вэд между уровнями власти в рф.
- Тема 4. Современная система органов государственной власти, осуществляющая управление вэд в России на федеральном уровне.
- Тема 5. Организация управления вэд на региональном уровне.
- Раздел 2. Организация управления вэд на уровне предприятия
- Тема 6. Основные задачи и принципы управления вэд предприятия. Планирование вэд предприятия.
- Тема 7. Формы организации управления внешнеэкономической деятельностью на уровне предприятия.
- Тема 8. Управление персоналом во внешнеэкономической деятельности.
- Раздел 3. Выход предприятия на внешний рынок
- Тема 9. Оценка внешнеторгового потенциала предприятия и конкурентоспособности продукции предприятия, планируемой к экспорту.
- Тема 10. Основные способы проникновения предприятия на внешний рынок.
- Тема 11. Риски во внешнеэкономической деятельности предприятия: виды, методы управления.
- Тема 12. Организационно-правовые и экономические условия выбора иностранного партнера.
- Тема 13. Внешнеторговая документация.
- Тема 14. Оценка целесообразности включения предприятия во внешнеэкономическую деятельность.
- 5. Организация промежуточного и итогового контроля знаний
- 5.1. Система формирования 100-балльной оценки
- 5.2. Образцы тестовых и контрольных заданий по дисциплине
- 5.2.1. Аудиторные контрольные работы
- 5.2.2. Деловая игра «международные переговоры»
- 5.3. Форма итогового, контроля Особенности сдачи экзамена по дисциплине
- 5.4.2 Вопросы для подготовки к экзамену для специальности «Мировая экономика» заочной и сокращенной формы обучения
- 5.5. Образцы экзаменационных тестов, заданий Образец экзаменационного билета по дисциплине
- 5 Курс, дневное отделение, гр. Мэ
- Экзаменационный билет № 8 Утверждаю Зав. Кафедрой_______________
- Образцы экзаменационных задач по дисциплине
- П. Методические указания по изучению дисциплины
- 1. Методические указания по выполнению отдельных видов учебной работы Тематика докладов и сообщений на семинарских занятиях
- Тематика докладов и сообщений для студентов заочной формы обучения
- Методические указания по организации самостоятельной работы
- 2.2. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения специальности «Мировая экономика»
- 5.1.2. Дополнительная литература
- 5.3. Периодическая литература
- 5.4. Интернет-ресурсы
- III. Учебные материалы лекции
- Тема 1. Внешнеэкономическая стратегия и политика государства
- 1.1. Стратегия государства
- 1.2. Внешнеэкономическая политика государства
- Основными задачами вэп рф в рамках поставленной цели являются:
- Основные элементы вэп
- 2.2. Нормативно-правовая база организации и управления вэд в рф
- Организация управления вэд на уровне государства Полномочия рф и субъектов рф в области вэд
- Система государственных органов управления вэс на уровне федерации
- Федеральные органы исполнительной власти, имеющие полномочия во внешнеэкономической сфере
- Минэкономразвития действует на основании постановления Правительства рф от 5 июня 2008 г. N 437 «о Министерстве экономического развития Российской Федерации»
- Министерство промышленности и торговли рф
- Министерство иностранных дел рф
- Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России)
- Министерство регионального развития рф
- Федеральная таможенная служба
- Федеральная миграционная служба
- Федеральная служба по техническому и экспортному контролю
- Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству
- Федеральное агентство по туризму
- Федеральная служба по финансовому мониторингу
- Организация управления вэд на уровне региона
- Тема 3. Организация и управление вэд на уровне предприятия
- Планирование вэд предприятия
- Оценка собственных (внутренних) возможностей
- Изучение рынка
- Риски в организации и управлении вэд
- Экономические риски.
- Организация управления вэд на предприятии Организационная структура управления вэд на предприятии
- Управление персоналом в международном бизнесе
- Способы проникновения (выхода) на внешние рынки
- Совместное предпринимательство
- Определение товара или услуг сп;
- Поиск и выбор иностранного партнера;
- Подготовка протокола о намерениях;
- Зарубежное инвестирование
- Оценка внешнеторгового потенциала предприятия
- Выбор зарубежного партнера
- Оценка целесообразности включения предприятия во внешнеэкономическую деятельность Экономическое обоснование принимаемых решений на уровне предприятия
- Экономическая эффективность экспорта
- Экономическая эффективность импорта
- Интегральный показатель эффективности вэд
- Учет кредитного влияния
- Эффективность и эффект товарообменных операций
- Эффективность и эффект международной специализации и кооперирования производства (мскп)
- Эффективность международного научно-технического сотрудничества (мнтс)
- Экономическая эффективность научно-технического импорта
- Экономическая эффективность научно-технического экспорта
- Эффективность инвестиционного сотрудничества с зарубежными фирмами
- Переговоры с зарубежными партнерами
- Телефонные переговоры в международном бизнесе
- Организационная подготовка коммерческих переговоров
- Особенности проведения коммерческих переговоров с зарубежными партнерами