Оценка внешнеторгового потенциала предприятия
Экспортный потенциал предприятия – это его совокупная способность создавать и производить конкурентоспособную продукцию на экспорт, «продвигать» её на внешние рынки, выгодно реализовывать там товары и обеспечивать требуемый уровень обслуживания.
Главная цель анализа и оценки внешнеторгового потенциала предприятия – не только получить всестороннее, убедительное доказательство того, что предприятие действительно располагает хорошими возможностями для экспорта своих товаров (услуг) или импорта иностранных товаров (услуг), но и выявить узкие места и проблемы, которые сдерживают, ограничивают эти возможности.
Только при комплексном подходе можно получить всестороннюю оценку внешнеторгового потенциала предприятия, выявить его сильные и слабые стороны, установить его резервные возможности, предвидеть вероятные угрозы во внутренней и во внешней среде, к преодолению которых надо готовиться заранее.
Оценка потенциальных возможностей предприятия для вступления в международный бизнес проводится по следующим направлениям:
Анализ текущих результатов хозяйственной деятельности предприятия и оценка ресурсов предприятия.
Оценка конкурентоспособности товара.
Анализ конкурентоспособности предприятия.
Анализ текущих результатов хозяйственной деятельности и ресурсов предприятия предполагает выяснение его экономического потенциала, общих результатов хозяйственной деятельности, финансового положения, эффективности производственно-хояйственной и внешнеэкономической деятельности за соответствующий период.
Анализируются такие показатели, как активы, основной капитал, качество и стоимость произведенной продукции, количество и размещение производственных и сбытовых подразделений предприятия, как в своей стране, так и за границей и другие показатели, характеризующие экономический потенциал предприятия. Важное значение имеет анализ показателей эффективности деятельности предприятия: прибыли, фондоотдачи, оборачиваемости оборотных средств, производительности труда и др.
Проводится анализ показателей финансового положения предприятия – наличие финансовых ресурсов; возможность привлечения внутренних и внешних инвестиций, получения кредитов; наличие собственных оборотных средств; возможность предоставления авансов своим поставщикам; возможность применения различных формах платежа и страхования внутри России и за рубежом.
Определяется наличие у предприятия информационной базы о развитии международного бизнеса; существующий опыт работы предприятия на внешних рынках; наличие службы для осуществления коммерческой работы, маркетинга и уровень её квалификации; наличие и степень подготовленности специалистов для осуществления экспортно-импортных операций; производится оценка упаковки и маркировки продукции; возможность разработки общего плана развития ВЭД предприятия.
Конкурентоспособность продукции предприятия имеет первостепенное значение для принятия решений о работе на определенном рынке. Конкурентоспособность – это комплекс характеристик товара, отличающих его от товаров-аналогов. Конкурентоспособным товаром считается тот товар, который на единицу своей цены удовлетворяет больше потребностей, на более высоком уровне, чем товары-аналоги.
При оценке конкурентоспособности экспортной продукции в первую очередь определяется ее соответствие требованиям внешнего рынка. При оценке конкурентоспособности импортной продукции – ее соответствие требованиям РФ.
Оценка конкурентоспособности товара включает следующие этапы:
• анализ рынка и выбор наиболее соответствующего образца товара в качестве базы для сравнения (эталона). В качестве эталона берется товар, имеющийся на рынке и пользующийся спросом у покупателя или идеальный товар, который не существует на рынке (выбираются максимальные критерии);
• определение набора сравниваемых параметров;
• расчет интегрального показателя конкурентоспособности товара.
Сравнительные параметры состоят из параметров характеризующих потребительские свойства товара (его потребительскую стоимость), а другая часть параметров — его экономические свойства (стоимость).
К потребительским свойствам относятся жесткие параметры, описывающие основные функции товара (мощность, производительность, скорость, размер, точность). Мягкие параметры характеризуют внешний вид товара (дизайн, цвет и др.), его упаковку, товарный знак и др.
Современный рынок в значительной степени заполнен разнообразными товарами, у которых "жесткие" параметры (описывающие основные функции) отличаются незначительно. В этих условиях возрастает значение "мягких" параметров.
Величина экономических параметров (стоимостных) товара определяется ценой изделия С1, расходами на его транспортировку С2, установку С3, обучение персонала С4, эксплутационными расходами С5, стоимостью ремонта С6, расходы на техническое обслуживание С7, налогами С8, страховыми взносами С9 и т.д. Сумма всех этих затрат будет определять цену потребления, т. е. все затраты потребителя в течение всего срока службы:
С = С1 + С2 + С3+ С4 + С5 + С6 + С-7 + С8+ С9 + ...
Цена потребления один из важнейших показателей конкурентоспособности особенно для машинно-технических изделий, так как эксплуатационные затраты за весь период эксплуатации значительно превосходят единовременные затраты, связанные с приобретением товара.
Для расчета интегрального показателя конкурентоспособности товара, его параметры сравниваются с параметрами существующего или идеального товара, наиболее полно отражающего потребности покупателей. Сравнение проводится на основе количественных оценок. Например, предлагаемая ЭВМ имеет производительность 1 млн. операций в секунду, а потребителю нужна производительность 2 млн. операций в секунду; потребность по этому параметру удовлетворена только на 50%, т. е. параметрический индекс по этому показателю 0,5. Аналогично производится расчет индексов по другим "жестким" параметрам, характеризующим основные функции товара.
Параметрические индексы можно рассчитывать и для "мягких" параметров товара. Производится балльная оценка образца товара и товара, предлагаемого для экспорта. Соотношение баллов, полученных экспортируемым товаром и товаром-образцом, дает количественные параметрические индексы "мягких" параметров товара.
Оценку степени удовлетворения предлагаемого товара потребности покупателей проводят с помощью сводного параметрического индекса Iп, который может быть рассчитан по формуле:
Iп = ai * Ii,
где ai , — удельный вес (i-го параметрического индекса, отражающего степень важности данного параметра для покупателя;
Ii — значение параметрического индекса i-го параметра;
n – количество сравниваемых параметров изделия.
Аналогично рассчитывается сводный индекс конкурентоспособности по экономическим параметрам Iэ:
Iэ = bj * Ij,
где bj, — удельный весу j-го экономического индекса, отражающего степень важности для покупателя данного параметра;
Ij — значение индекса j-го экономического параметра;
m — количество оцениваемых экономических параметров товара.
Расчет сводных индексов по потребительским и экономическим параметрам дает возможность вычислить интегральный показатель относительной конкурентоспособности К нашего товара по сравнению с товаром, выбранным в качестве образца:
K = Iп / Iэ
Если К > 1,0, анализируемое изделие (товар) превосходит по конкурентоспособности образец, если К = 1,0 — находится на одинаковом уровне, если К < 1,0 — уступает ему.
Таким образом, улучшить интегральный показатель конкурентоспособности можно, увеличивая Iп и/или уменьшая Iэ.
При разработке мероприятий по повышению конкурентоспособности товара важно оценивать затраты на улучшение параметров изделия в сравнении с возможной выручкой (прибылью), которая ожидается от реализации на внешнем рынке.
Конкурентоспособность продукции во многом определяется конкурентоспособностью фирмы.
На уровень конкурентоспособности фирмы оказывают влияние следующие основные факторы:
уровень технологии производства, использование новейших изобретений и открытий, внедрение современных средств механизации и автоматизации производства;
коммерческие условия продаж, применяемые фирмой: возможность различного рода скидок, коммерческого кредита, разнообразие форм расчетов и способов платежа, возможность применения товарообменных операций и др.;
легкодоступность и удобство приобретения товара покупателями, что достигается: созданием соответствующей требованиям рынка сбытовой сети, организацией доставки, технического обслуживания продукции, в том числе гарантийного и послегарантийного, объемом предоставляемых послепродажных услуг и т. д.;
эффективность проведения рекламных мероприятий: предоставление необходимых сведений о товаре и фирме, демонстрация изделий в действии на выставках, ярмарках, в демонстрационных залах фирмы или у ее торговых посредников, воздействие средствами "паблик рилейшнз" и другие мероприятия;
применяемые методы ценовой и неценовой конкуренции: улучшение потребительских свойств товара, упаковки, маркировки, стимулирование продаж и др.;
уровень поддержки и содействия, получаемых фирмой со стороны национальных государственных органов и общественных организаций: гарантии кредитов, страхование, освобождение от налогов, сборов, предоставление экспортных субсидий или льгот, обеспечение информацией о конъюнктуре рынков и т.д.
Комплексная оценка конкурентоспособности фирмы достигается сравнением показателей, характеризующих деятельность фирм-конкурентов.
Оценку внешнеторгового потенциала предприятия нельзя осуществлять ограничась только лишь оценкой своих возможностей. Необходимо также проанализировать следующие направления.
реальные возможности смежников, партнеров по научно-технической и производственной кооперации, поставщиков сырья и материалов;
возможности и слабые места организаций транспорта, связи и других отраслей инфраструктуры ВЭД;
потенциал внешнего (внутреннего) рынка «поглощать» предлагаемые экспортером (импортером) товары и услуги.
В целом анализ хозяйственной деятельности предприятия, ресурсов предприятия, конкурентоспособности выпускаемой продукции и самого предприятия необходим для того, чтобы оценить потенциальные возможности в конкурентной борьбе на том или ином рынке и разработать меры и средства, при помощи которых можно повысить конкурентоспособность и обеспечить собственный успех. Управление конкурентоспособностью — важнейшая задача управления внешнеэкономической деятельностью на уровне предприятия.
- Учебно-методический комплекс
- Организация и управление вэд
- 1. Пояснительная записка
- 2. Цели и задачи изучения дисциплины
- 3. Требования к уровню освоения дисциплины
- 4. Содержание дисциплины
- 4.1. Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов в часах
- Распределение часов по темам и видам учебной работы Специальность: 080102 «Мировая экономика» Форма обучения: очная
- Специальность: 080102 «Мировая экономика»
- Специальность: 080102 «Мировая экономика» Форма обучения: сокращенная
- 4.2. Содержание разделов и тем
- Раздел 1. Организация управления вэд на уровне государства и субъекта рф
- Тема 1. Внешнеэкономическая стратегия и политика государства.
- Тема 2. Нормативно-правовая база организации государственного управления вэд в рф.
- Тема 3. Разделение полномочий в сфере вэд между уровнями власти в рф.
- Тема 4. Современная система органов государственной власти, осуществляющая управление вэд в России на федеральном уровне.
- Тема 5. Организация управления вэд на региональном уровне.
- Раздел 2. Организация управления вэд на уровне предприятия
- Тема 6. Основные задачи и принципы управления вэд предприятия. Планирование вэд предприятия.
- Тема 7. Формы организации управления внешнеэкономической деятельностью на уровне предприятия.
- Тема 8. Управление персоналом во внешнеэкономической деятельности.
- Раздел 3. Выход предприятия на внешний рынок
- Тема 9. Оценка внешнеторгового потенциала предприятия и конкурентоспособности продукции предприятия, планируемой к экспорту.
- Тема 10. Основные способы проникновения предприятия на внешний рынок.
- Тема 11. Риски во внешнеэкономической деятельности предприятия: виды, методы управления.
- Тема 12. Организационно-правовые и экономические условия выбора иностранного партнера.
- Тема 13. Внешнеторговая документация.
- Тема 14. Оценка целесообразности включения предприятия во внешнеэкономическую деятельность.
- 5. Организация промежуточного и итогового контроля знаний
- 5.1. Система формирования 100-балльной оценки
- 5.2. Образцы тестовых и контрольных заданий по дисциплине
- 5.2.1. Аудиторные контрольные работы
- 5.2.2. Деловая игра «международные переговоры»
- 5.3. Форма итогового, контроля Особенности сдачи экзамена по дисциплине
- 5.4.2 Вопросы для подготовки к экзамену для специальности «Мировая экономика» заочной и сокращенной формы обучения
- 5.5. Образцы экзаменационных тестов, заданий Образец экзаменационного билета по дисциплине
- 5 Курс, дневное отделение, гр. Мэ
- Экзаменационный билет № 8 Утверждаю Зав. Кафедрой_______________
- Образцы экзаменационных задач по дисциплине
- П. Методические указания по изучению дисциплины
- 1. Методические указания по выполнению отдельных видов учебной работы Тематика докладов и сообщений на семинарских занятиях
- Тематика докладов и сообщений для студентов заочной формы обучения
- Методические указания по организации самостоятельной работы
- 2.2. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения специальности «Мировая экономика»
- 5.1.2. Дополнительная литература
- 5.3. Периодическая литература
- 5.4. Интернет-ресурсы
- III. Учебные материалы лекции
- Тема 1. Внешнеэкономическая стратегия и политика государства
- 1.1. Стратегия государства
- 1.2. Внешнеэкономическая политика государства
- Основными задачами вэп рф в рамках поставленной цели являются:
- Основные элементы вэп
- 2.2. Нормативно-правовая база организации и управления вэд в рф
- Организация управления вэд на уровне государства Полномочия рф и субъектов рф в области вэд
- Система государственных органов управления вэс на уровне федерации
- Федеральные органы исполнительной власти, имеющие полномочия во внешнеэкономической сфере
- Минэкономразвития действует на основании постановления Правительства рф от 5 июня 2008 г. N 437 «о Министерстве экономического развития Российской Федерации»
- Министерство промышленности и торговли рф
- Министерство иностранных дел рф
- Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России)
- Министерство регионального развития рф
- Федеральная таможенная служба
- Федеральная миграционная служба
- Федеральная служба по техническому и экспортному контролю
- Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству
- Федеральное агентство по туризму
- Федеральная служба по финансовому мониторингу
- Организация управления вэд на уровне региона
- Тема 3. Организация и управление вэд на уровне предприятия
- Планирование вэд предприятия
- Оценка собственных (внутренних) возможностей
- Изучение рынка
- Риски в организации и управлении вэд
- Экономические риски.
- Организация управления вэд на предприятии Организационная структура управления вэд на предприятии
- Управление персоналом в международном бизнесе
- Способы проникновения (выхода) на внешние рынки
- Совместное предпринимательство
- Определение товара или услуг сп;
- Поиск и выбор иностранного партнера;
- Подготовка протокола о намерениях;
- Зарубежное инвестирование
- Оценка внешнеторгового потенциала предприятия
- Выбор зарубежного партнера
- Оценка целесообразности включения предприятия во внешнеэкономическую деятельность Экономическое обоснование принимаемых решений на уровне предприятия
- Экономическая эффективность экспорта
- Экономическая эффективность импорта
- Интегральный показатель эффективности вэд
- Учет кредитного влияния
- Эффективность и эффект товарообменных операций
- Эффективность и эффект международной специализации и кооперирования производства (мскп)
- Эффективность международного научно-технического сотрудничества (мнтс)
- Экономическая эффективность научно-технического импорта
- Экономическая эффективность научно-технического экспорта
- Эффективность инвестиционного сотрудничества с зарубежными фирмами
- Переговоры с зарубежными партнерами
- Телефонные переговоры в международном бизнесе
- Организационная подготовка коммерческих переговоров
- Особенности проведения коммерческих переговоров с зарубежными партнерами