logo
УМК-Организация ВЭД

Оценка внешнеторгового потенциала предприятия

Экспортный потенциал предприятия – это его совокупная способность создавать и производить конкурентоспособную продукцию на экспорт, «продвигать» её на внешние рынки, выгодно реализовывать там товары и обеспечивать требуемый уровень обслуживания.

Главная цель анализа и оценки внешнеторгового потенциала предприятия – не только получить всестороннее, убедительное доказательство того, что предприятие действительно располагает хорошими возможностями для экспорта своих товаров (услуг) или импорта иностранных товаров (услуг), но и выявить узкие места и проблемы, которые сдерживают, ограничивают эти возможности.

Только при комплексном подходе можно получить всестороннюю оценку внешнеторгового потенциала предприятия, выявить его сильные и слабые стороны, установить его резервные возможности, предвидеть вероятные угрозы во внутренней и во внешней среде, к преодолению которых надо готовиться заранее.

Оценка потенциальных возможностей предприятия для вступления в международный бизнес проводится по следующим направлениям:

  1. Анализ текущих результатов хозяйственной деятельности предприятия и оценка ресурсов предприятия.

  2. Оценка конкурентоспособности товара.

  3. Анализ конкурентоспособности предприятия.

Анализ текущих результатов хозяйственной деятельности и ресурсов предприятия предполагает выяснение его экономического потенциала, общих результатов хозяйственной деятельности, финансового положения, эффективности производственно-хояйственной и внешнеэкономической деятельности за соответствующий период.

Анализируются такие показатели, как активы, основной капитал, качество и стоимость произведенной продукции, количество и размещение производственных и сбытовых подразделений предприятия, как в своей стране, так и за границей и другие показатели, характеризующие экономический потенциал предприятия. Важное значение имеет анализ показателей эффективности деятельности предприятия: прибыли, фондоотдачи, оборачиваемости оборотных средств, производительности труда и др.

Проводится анализ показателей финансового положения предприятия – наличие финансовых ресурсов; возможность привлечения внутренних и внешних инвестиций, получения кредитов; наличие собственных оборотных средств; возможность предоставления авансов своим поставщикам; возможность применения различных формах платежа и страхования внутри России и за рубежом.

Определяется наличие у предприятия информационной базы о развитии международного бизнеса; существующий опыт работы предприятия на внешних рынках; наличие службы для осуществления коммерческой работы, маркетинга и уровень её квалификации; наличие и степень подготовленности специалистов для осуществления экспортно-импортных операций; производится оценка упаковки и маркировки продукции; возможность разработки общего плана развития ВЭД предприятия.

Конкурентоспособность продукции предприятия имеет первостепенное значение для принятия решений о работе на определенном рынке. Конкурентоспособность – это комплекс характеристик товара, отличающих его от товаров-аналогов. Конкурентоспособным товаром считается тот товар, который на единицу своей цены удовлетворяет больше потребностей, на более высоком уровне, чем товары-аналоги.

При оценке конкурентоспособности экспортной продукции в первую очередь определяется ее соответствие требованиям внешнего рынка. При оценке конкурентоспособности импортной продукции – ее соответствие требованиям РФ.

Оценка конкурентоспособности товара включает следующие этапы:

• анализ рынка и выбор наиболее соответствующего образца товара в качестве базы для сравнения (эталона). В качестве эталона берется товар, имеющийся на рынке и пользующийся спросом у покупателя или идеальный товар, который не существует на рынке (выбираются максимальные критерии);

• определение набора сравниваемых параметров;

• расчет интегрального показателя конкурентоспособности товара.

Сравнительные параметры состоят из параметров характеризующих потребительские свойства товара (его потребительскую стоимость), а другая часть параметров — его экономические свойства (стоимость).

К потребительским свойствам относятся жесткие параметры, описывающие основные функции товара (мощность, производительность, скорость, размер, точность). Мягкие параметры характеризуют внешний вид товара (дизайн, цвет и др.), его упаковку, товарный знак и др.

Современный рынок в значительной степени заполнен разнообразными товарами, у которых "жесткие" параметры (описывающие основные функции) отличаются незначительно. В этих условиях возрастает значение "мягких" параметров.

Величина экономических параметров (стоимостных) товара определяется ценой изделия С1, расходами на его транспортировку С2, установку С3, обучение персонала С4, эксплутационными расходами С5, стоимостью ремонта С6, расходы на техническое обслуживание С7, налогами С8, страховыми взносами С9 и т.д. Сумма всех этих затрат будет определять цену потребления, т. е. все затраты потребителя в течение всего срока службы:

С = С1 + С2 + С3+ С4 + С5 + С6 + С-7 + С8+ С9 + ...

Цена потребления один из важнейших показателей конкурентоспособности особенно для машинно-технических изделий, так как эксплуатационные затраты за весь период эксплуатации значительно превосходят единовременные затраты, связанные с приобретением товара.

Для расчета интегрального показателя конкурентоспособности товара, его параметры сравниваются с параметрами существующего или идеального товара, наиболее полно отражающего потребности покупателей. Сравнение проводится на основе количественных оценок. Например, предлагаемая ЭВМ имеет производительность 1 млн. операций в секунду, а потребителю нужна производительность 2 млн. операций в секунду; потребность по этому параметру удовлетворена только на 50%, т. е. параметрический индекс по этому показателю 0,5. Аналогично производится расчет индексов по другим "жестким" параметрам, характеризующим основные функции товара.

Параметрические индексы можно рассчитывать и для "мягких" параметров товара. Производится балльная оценка образца товара и товара, предлагаемого для экспорта. Соотношение баллов, полученных экспортируемым товаром и товаром-образцом, дает количественные параметрические индексы "мягких" параметров товара.

Оценку степени удовлетворения предлагаемого товара потребности покупателей проводят с помощью сводного параметрического индекса Iп, который может быть рассчитан по формуле:

Iп = ai * Ii,

где ai , — удельный вес (i-го параметрического индекса, отражающего степень важности данного параметра для покупателя;

Ii — значение параметрического индекса i-го параметра;

n – количество сравниваемых параметров изделия.

Аналогично рассчитывается сводный индекс конкурентоспособности по экономическим параметрам Iэ:

Iэ = bj * Ij,

где bj, — удельный весу j-го экономического индекса, отражающего степень важности для покупателя данного параметра;

Ij — значение индекса j-го экономического параметра;

m — количество оцениваемых экономических параметров товара.

Расчет сводных индексов по потребительским и экономическим параметрам дает возможность вычислить интегральный показатель относительной конкурентоспособности К нашего товара по сравнению с товаром, выбранным в качестве образца:

K = Iп / Iэ

Если К > 1,0, анализируемое изделие (товар) превосходит по конкурентоспособности образец, если К = 1,0 — находится на одинаковом уровне, если К < 1,0 — уступает ему.

Таким образом, улучшить интегральный показатель конкурентоспособности можно, увеличивая Iп и/или уменьшая Iэ.

При разработке мероприятий по повышению конкурентоспособности товара важно оценивать затраты на улучшение параметров изделия в сравнении с возможной выручкой (прибылью), которая ожидается от реализации на внешнем рынке.

Конкурентоспособность продукции во многом определяется конкурентоспособностью фирмы.

На уровень конкурентоспособности фирмы оказывают влияние следующие основные факторы:

Комплексная оценка конкурентоспособности фирмы достигается сравнением показателей, характеризующих деятельность фирм-конкурентов.

Оценку внешнеторгового потенциала предприятия нельзя осуществлять ограничась только лишь оценкой своих возможностей. Необходимо также проанализировать следующие направления.

В целом анализ хозяйственной деятельности предприятия, ресурсов предприятия, конкурентоспособности выпускаемой продукции и самого предприятия необходим для того, чтобы оценить потенциальные возможности в конкурентной борьбе на том или ином рынке и разработать меры и средства, при помощи которых можно повысить конкурентоспособность и обеспечить собственный успех. Управление конкурентоспособностью — важнейшая задача управления внешнеэкономической деятельностью на уровне предприятия.