Система государственных органов управления вэс на уровне федерации
Законодательная власть в лице Федерального собрания занимается разработкой основных нормативно-правовых актов в сфере ВЭД. Федеральное собрание состоит из Совета Федерации и Государственно Думы.
Судебная власть занимается решением различных спорных вопросов, возникающих в процессе осуществления ВЭД, защитой прав и интересов отечественных и зарубежных предприятий и предпринимателей. Особую роль в этом играют арбитражные и третейские суды.
Основная роль в управлении ВЭД в РФ принадлежит исполнительной власти в лице Президента и Правительства РФ.
Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами обладает следующими полномочиями в области регулирования ВЭД:
осуществляет руководство государственной внешнеторговой политикой России;
регулирует военно-техническое сотрудничество РФ с иностранными государствами;
определяет порядок экспорта драгоценных металлов, драгоценных камней и расщепляющихся материалов;
в целях обеспечения национальной безопасности страны вправе вводить признанные международным правом экономические санкции;
в ежегодное послание федеральному собранию включает раздел о государственной внешнеторговой политике;
определяет основные направления государственной политики в области экспортного контроля, утверждает списки контролируемых товаров и технологий;
осуществляет иные полномочия, возложенные на него федеральными законами.
В области государственного регулирования ВЭД Правительство РФ:
обеспечение проведения единой государственной внешнеэкономической политики и обеспечивает соответствующие меры по её реализации и обеспечивает их выполнение;
разрабатывает и предлагает федеральную программу развития ВТД;
разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного инвестиционного сотрудничества;
определяет целесообразность введения запретов и ограничений осуществления иностранных инвестиций на территории РФ и разрабатывает законопроекты о перечнях указанных запретов и ограничений;
определяет меры по контролю за деятельностью иностранных инвесторов в Российской Федерации и осуществляет контроль за подготовкой и заключением инвестиционных соглашений с иностранными инвесторами о реализации ими крупномасштабных инвестиционных проектов;
привлекает инвестиционные кредиты международных финансовых организаций и иностранных государств на финансирование Бюджета развития Российской Федерации и инвестиционных проектов федерального значения;
осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;
применяет специальные защитные меры, антидемпинговые и компенсационные меры, а также иные меры по защите экономических интересов РФ;
устанавливает ставки таможенного тарифа в пределах, определяемы федеральным законом;
вводит количественные ограничения экспорта и импорта товаров и определяет порядок их недискриминационного применения;
устанавливает разрешительный порядок экспорта и импорта отдельных видов товаров, которые могут неблагоприятно воздействовать на здоровье и безопасность людей, состояние окружающей среды и безопасность государства, а также определяет перечень отдельных видов товаров, в отношении которых применяется такой порядок;
определяет порядок лицензирования в сфере международной торговли товарами, за исключением лицензирования ввоза и вывоз продукции военного назначения;
определяет перечень отдельных видов товаров, за экспортом и/или импортом которых устанавливается контроль;
определяет порядок контроля за экспортом и/или импортом отдельных видов товаров;
принимает в пределах своей компетенции решения о проведении переговоров и подписании международных договоров РФ;
обеспечивает реализацию государственной политики в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами;
организует реализацию государственной политики в области экспортного контроля;
принимает решения о введении в качестве ответных мер в отношении иностранных государств ограничений международной торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в случаях, предусмотренных законом;
устанавливает порядок вывоза из РФ товаров, составной частью которых является информация, составляющая государственную тайну;
осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.
- Учебно-методический комплекс
- Организация и управление вэд
- 1. Пояснительная записка
- 2. Цели и задачи изучения дисциплины
- 3. Требования к уровню освоения дисциплины
- 4. Содержание дисциплины
- 4.1. Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов в часах
- Распределение часов по темам и видам учебной работы Специальность: 080102 «Мировая экономика» Форма обучения: очная
- Специальность: 080102 «Мировая экономика»
- Специальность: 080102 «Мировая экономика» Форма обучения: сокращенная
- 4.2. Содержание разделов и тем
- Раздел 1. Организация управления вэд на уровне государства и субъекта рф
- Тема 1. Внешнеэкономическая стратегия и политика государства.
- Тема 2. Нормативно-правовая база организации государственного управления вэд в рф.
- Тема 3. Разделение полномочий в сфере вэд между уровнями власти в рф.
- Тема 4. Современная система органов государственной власти, осуществляющая управление вэд в России на федеральном уровне.
- Тема 5. Организация управления вэд на региональном уровне.
- Раздел 2. Организация управления вэд на уровне предприятия
- Тема 6. Основные задачи и принципы управления вэд предприятия. Планирование вэд предприятия.
- Тема 7. Формы организации управления внешнеэкономической деятельностью на уровне предприятия.
- Тема 8. Управление персоналом во внешнеэкономической деятельности.
- Раздел 3. Выход предприятия на внешний рынок
- Тема 9. Оценка внешнеторгового потенциала предприятия и конкурентоспособности продукции предприятия, планируемой к экспорту.
- Тема 10. Основные способы проникновения предприятия на внешний рынок.
- Тема 11. Риски во внешнеэкономической деятельности предприятия: виды, методы управления.
- Тема 12. Организационно-правовые и экономические условия выбора иностранного партнера.
- Тема 13. Внешнеторговая документация.
- Тема 14. Оценка целесообразности включения предприятия во внешнеэкономическую деятельность.
- 5. Организация промежуточного и итогового контроля знаний
- 5.1. Система формирования 100-балльной оценки
- 5.2. Образцы тестовых и контрольных заданий по дисциплине
- 5.2.1. Аудиторные контрольные работы
- 5.2.2. Деловая игра «международные переговоры»
- 5.3. Форма итогового, контроля Особенности сдачи экзамена по дисциплине
- 5.4.2 Вопросы для подготовки к экзамену для специальности «Мировая экономика» заочной и сокращенной формы обучения
- 5.5. Образцы экзаменационных тестов, заданий Образец экзаменационного билета по дисциплине
- 5 Курс, дневное отделение, гр. Мэ
- Экзаменационный билет № 8 Утверждаю Зав. Кафедрой_______________
- Образцы экзаменационных задач по дисциплине
- П. Методические указания по изучению дисциплины
- 1. Методические указания по выполнению отдельных видов учебной работы Тематика докладов и сообщений на семинарских занятиях
- Тематика докладов и сообщений для студентов заочной формы обучения
- Методические указания по организации самостоятельной работы
- 2.2. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения специальности «Мировая экономика»
- 5.1.2. Дополнительная литература
- 5.3. Периодическая литература
- 5.4. Интернет-ресурсы
- III. Учебные материалы лекции
- Тема 1. Внешнеэкономическая стратегия и политика государства
- 1.1. Стратегия государства
- 1.2. Внешнеэкономическая политика государства
- Основными задачами вэп рф в рамках поставленной цели являются:
- Основные элементы вэп
- 2.2. Нормативно-правовая база организации и управления вэд в рф
- Организация управления вэд на уровне государства Полномочия рф и субъектов рф в области вэд
- Система государственных органов управления вэс на уровне федерации
- Федеральные органы исполнительной власти, имеющие полномочия во внешнеэкономической сфере
- Минэкономразвития действует на основании постановления Правительства рф от 5 июня 2008 г. N 437 «о Министерстве экономического развития Российской Федерации»
- Министерство промышленности и торговли рф
- Министерство иностранных дел рф
- Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России)
- Министерство регионального развития рф
- Федеральная таможенная служба
- Федеральная миграционная служба
- Федеральная служба по техническому и экспортному контролю
- Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству
- Федеральное агентство по туризму
- Федеральная служба по финансовому мониторингу
- Организация управления вэд на уровне региона
- Тема 3. Организация и управление вэд на уровне предприятия
- Планирование вэд предприятия
- Оценка собственных (внутренних) возможностей
- Изучение рынка
- Риски в организации и управлении вэд
- Экономические риски.
- Организация управления вэд на предприятии Организационная структура управления вэд на предприятии
- Управление персоналом в международном бизнесе
- Способы проникновения (выхода) на внешние рынки
- Совместное предпринимательство
- Определение товара или услуг сп;
- Поиск и выбор иностранного партнера;
- Подготовка протокола о намерениях;
- Зарубежное инвестирование
- Оценка внешнеторгового потенциала предприятия
- Выбор зарубежного партнера
- Оценка целесообразности включения предприятия во внешнеэкономическую деятельность Экономическое обоснование принимаемых решений на уровне предприятия
- Экономическая эффективность экспорта
- Экономическая эффективность импорта
- Интегральный показатель эффективности вэд
- Учет кредитного влияния
- Эффективность и эффект товарообменных операций
- Эффективность и эффект международной специализации и кооперирования производства (мскп)
- Эффективность международного научно-технического сотрудничества (мнтс)
- Экономическая эффективность научно-технического импорта
- Экономическая эффективность научно-технического экспорта
- Эффективность инвестиционного сотрудничества с зарубежными фирмами
- Переговоры с зарубежными партнерами
- Телефонные переговоры в международном бизнесе
- Организационная подготовка коммерческих переговоров
- Особенности проведения коммерческих переговоров с зарубежными партнерами