logo
УМК-Организация ВЭД

1.1. Стратегия государства

Государственное управление ВЭД представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, призванных совершенствовать внешнеэкономическую деятельность в интересах национальной экономики. Эти меры осуществляются путем совместной деятельности государства и общественных организаций.

Одной из важнейших функций государственного управления ВЭД является разработка стратегии ВЭД. Стратегия (концепция) – это общий замысел развития внешнеэкономической сферы деятельности, включающий определение целей развития, задач, направлений достижения результатов и эффективности.

Стратегия внешнеэкономической деятельности государства должна быть ориентирована на решение главных проблем экономики страны, таких, как ускорение экономического роста, совершенствование структуры экономики, подъем уровня жизни народа. Стратегия ВЭД должна быть неотъемлемой частью общеэкономической стратегии РФ.

Конечная цель стратегии – вывод внешнеэкономической деятельности на уровень, при котором Россия сможет занять место в мировой экономике, соответствующее ее экономическому потенциалу и политическому весу в мире.

Формирование внешнеэкономической стратегии должно осуществляться на основе глубокого анализа и максимально полного учета целого ряда важных факторов: блока внутренних социальных, экономических и правовых факторов, а также блока внешних факторов.

Реализация стратегии ВЭД должна осуществляться в таких направлениях, как:

Первое - создание благоприятных условий для развития всех сфер экономики, в том числе внешнеэкономического комплекса.

Второе - определение и стимулирование экспортной специализации страны для:

Создавая необходимые условия для экспортной экспансии, государство должно определить специализированный экспортный потенциал страны. Специализация должна охватывать, прежде всего, те отрасли, которые добились существенных результатов на мировом рынке, и их целесообразнее ориентировать на увеличение экспортной продукции.

Третье использование импорта в качестве конкурента для национальных производителей с целями:

• модернизации и расширения производственного аппарата России;

• сбалансированного производства и потребления отдельных товаров в стране;

• исключения наиболее неэффективных сфер национального производства;

• обогащения ассортимента товаров народного потребления на российском потребительском рынке;

• рационального использования природных ресурсов страны.

Импортная политика должна быть ориентирована только на решение долгосрочных задач, способствовать ускоренному развитию отечественного машиностроения, агропромышленного комплекса, экспортного производства товаров.

Четвертое – определение общих подходов к формированию государственной стратегии привлечения инвестиций. В данном направлении подготовку и реализацию мер по улучшению инвестиционного климата и привлечению иностранных инвестиций следовало бы осуществлять в определенной последовательности, охватывающей следующие стадии:

Пятое - определение приоритета в географии ВЭС и разработка стратегии ВЭД регионального и странового уровней.