logo
УМК-Организация ВЭД

Тема 3. Организация и управление вэд на уровне предприятия

В современных условиях либерализации ВЭД предприятие является основным звеном внешнеэкономического комплекса страны. Согласно действующему законодательству предприятие имеет право самостоятельно определять формы, методы и объемы работы на внешнем рынке, а также распоряжаться полученной прибылью. Предоставление физическим и юридическим лицам права выхода на внешний рынок привело к появлению различных групп участников (субъектов) ВЭД, различающихся по способам участия во внешнеэкономической деятельности страны.

Субъекты ВЭД – предприятия и организации – принимают организационно-правовую форму в соответствии с ГК РФ. Организационно-правовая форма определяет статус предприятия, его правомочия, компетенцию, а также степень ответственности. Поэтому при установлении договорных отношений с зарубежным партнером необходимо точно знать его организационно-правовую форму.

Управление ВЭД на предприятии: понятие и функции.

При осуществлении ВЭД необходимо учитывать, что:

  1. ВЭД – это органическая часть производственно-коммерческой деятельности, и если на предприятии она осуществляется неэффективно, то никакая действительно результативная ВЭД просто невозможна;

  2. ВЭД – это специфическая деятельность, поскольку она ориентирована на внешний рынок, где более жесткая конкуренция, более высокие требования к качеству товара, требуются специальные знания и опыт;

  3. ВЭД – это комплексная деятельность, включающая как вопросы производства, так и его финансирование, техническое качество продукции, проблемы выхода на внешний рынок.

Управление ВЭД – часть общего управления многосторонней деятельностью предприятия.

Посредством управления реализуются цели ВЭД предприятия — получение прибыли, повышение рентабельности на основе международного разделения труда.

Задачи управления ВЭД на предприятии следующие:

* установление контактов с потенциальными партнерами по экспортно-импортным операциям (способы установления связей);

* организация работы по производству конкурентоспособной продукции (оценка конкурентоспособности продукции и предприятия);

* использование наиболее эффективных способов выхода на внешний рынок (пути выхода на внешний рынок);

* осуществление предконтрактной работы и подготовка контракта, максимально выгодного для предприятия (особенности делового общения).

В условиях рыночной экономики управление внешнеэкономической деятельностью предприятия опирается на следующие принципы:

  1. хозяйственная самостоятельность в принятии решений при одновременном контроле со стороны государства (принцип частной свободы);

  2. соблюдение экономических интересов России;

  3. сочетание прав, обязанностей и ответственности за свою ВЭД;

  4. рыночное мировоззрение — производить то, что имеет спрос;

  5. оптимальное сочетание централизации и децентрализации в управлении – умелое использование единоначалия и коллегиальности в управлении (демократизация управления коллективом);

  6. системный подход к управлению – решение всего комплекса возникающих задач с учетом их взаимосвязей и влияния факторов любой природы;

  7. принцип иерархичности и обратной связи – создание многоуровневой системы управления, в которой осуществляется контроль за деятельностью всех звеньев системы на основе обратной связи (возможность корректировать ход управляемого процесса);

  8. постоянное движение к росту эффективности, корректировка целей и средств в процессе мониторинга (контроля);

  9. использование последних достижений в организации производства, науки, техники - быстрое внедрение их в деятельность, компьютерную технику, возможность получения информации.

Исходя из целей, масштабов и форм управления ВЭД на предприятии включает управление:

Процесс управления представляет собой последовательность подготовки, принятия и реализации решений и мероприятий, необходимых и достаточных для эффективного достижения выбранной цели имеющимися средствами.

Функции управления могут быть объединены в три группы: предварительное управление (планирование и прогнозирование конкретных параметров системы), оперативное управление (организация, мотивация, координация) и заключительное управление – обратная связь (контроль, учет, анализ и регулирование).

I. Прогнозирование – это обработка данных с целью определения возможных линий поведения управляемого объекта (ВЭД) и внешней среды в будущем. Планирование как функция управления — это определение направлений развития производства для достижения поставленных целей.

II. Процесс управления является организованным процессом. Организация управления — это всестороннее упорядочение, определяющее четкость, последовательность и допустимые границы осуществления управления. Организация процесса управления предполагает создание организационных структур. Организационная структура управления — это состав органов управления, их соподчиненность, функции, права и обязанности.

Итак, управление ВЭД – часть общего управления многосторонней деятельностью предприятия, которое должно быть построено на принципах маркетинга.