logo search
DO_ak_mpravo

Принципы международного экономического права

К международному экономическому праву, как отрасли международного публичного права, применимы общепризнанные, основные принципы международного права (равноправия и самоопределения народов, сотрудничества между государствами, уважения государственного суверенитета, неприменения силы или угрозы силой, уважения прав и основных свобод человека и др.). Наряду с ними, действуют и специальные принципы и нормы, регулирующие международные экономические отношения на современном этапе развития мировой экономики.

Многие специальные принципы МЭП не являются императивом, носят конвенционный характер, т.е. становятся реально действующими и обязательными в случае включения их в соответствующие международные договоры. Вместе с тем некоторые из специальных принципов международного экономического права не нуждаются в конвенционном закреплении и выступают в качестве обычно-правовых норм, сложившихся в результате длительной и единообразной практики применения большинством государств.

Принцип экономической недискриминации означает право государства на предоставление ему (а также его гражданам и иным субъектам национального права) общих условий, которые не хуже предоставляемых государством-партнером всем другим государствам. Это право не затрагивает предоставление особых льготных, благоприятных условий, т.е. речь идет не более чем об обязательстве не ухудшать для другой страны общих условий, действующих для всех стран. Указанный принцип содержится во многих многосторонних международно-правовых актах и двусторонних договорах, в частности, в преамбуле и ст. XIII, XIV, XX Генерального соглашения о тарифах и торговле 1947 г., Принципах международных торговых отношений и торговой политики 1964 г., в Декларации об установлении нового международного экономического порядка и Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 г.

Принцип запрещения противоправного экономического принуждения. В современных международных отношениях далеко не редкость использование в качестве средства политического давления разного рода экономических санкций, что является грубым нарушением указанного принципа. В качестве одного из наиболее опасных видов применения силы в международных экономических отношениях является экономическая блокада, представляющая собой систему мер, направленных на экономическую изоляцию государства или группы государств. Такие меры могут быть приняты только в соответствии с Уставом ООН в целях поддержания международного мира и безопасности, только по решению Совета Безопасности и выступают в форме бойкота (запрета на импорт), либо эмбарго (запрета на экспорт).

Принцип (режим) наиболее благоприятствуемой нации (наибольшего благоприятствования). Принцип означает юридическое обязательство государства предоставлять государству-партнеру льготные (наиболее благоприятные) условия, которые действуют или могут быть введены для любой третьей страны. Область применения этого режима определяется обычно в клаузуле, содержащейся в международном договоре и распространяться на всю область торговли или на отдельные виды отношений: таможенные пошлины, транзит, разного рода ограничения и запрещения; транспортный режим и т.п. Из режима наибольшего благоприятствования по соглашению сторон могут допускаться отдельные улучшающие ситуацию для соответствующих государств исключения (применительно к развивающимся странам, таможенным и иным интеграционным объединениям или зонам свободной торговли, странам, не имеющим выхода к морю и т.п.). Могут быть и изъятия из льгот по соображениям «защиты общественного порядка» и некоторым другим основаниям.

Если охарактеризованный выше принцип недискриминации сводится к праву государства требовать общих, одинаковых для всех государств условий, то рассматриваемый принцип дает право государству требовать для себя наиболее благоприятных, привилегированных условий, предоставляемых какому-либо третьему государству. Принцип наибольшего благоприятствования действует в системе соглашений ГАТТ/ВТО и служит в современных условиях своего рода олицетворением стремления к сотрудничеству.

Принцип взаимной выгоды предполагает, что отношения между государствами, не являющиеся взаимно выгодными не должны иметь места. Должно быть справедливое распределение выгод и обязательств сравнимого объема. В сложных межгосударственных, в том числе экономических взаимоотношениях, справедливое распределение выгод и обязательств, разумеется, не может служить простым эталоном для каждой конкретной сделки, но должно рассматриваться именно как сбалансированный общий международно-правовой режим.

Принцип национального режима. Иностранные граждане, предприятия и товары уравниваются в правах с собственными гражданами, предприятиями и товарами этого государства. Как правило, национальный режим предоставляется в области личных прав и свобод физических лиц, гражданской и гражданско-процессуальной право- и дееспособности. Договорные и обычно-правовые основания применения этого принципа во многом совпадают со сферой применения принципа наибольшего благоприятствования, однако национальный режим в основном охватывает частноправовую сферу международных экономических отношений.

Преференциальный режим. Он означает предоставление особых преимуществ какому-либо государству или группе государств. Используется во взаимоотношениях соседних государств либо в рамках интеграционных систем. Предоставление преференций развивающимся странам является принципом международного экономического права.