logo
DO_ak_mpravo

Правопреемство государств

Правопреемство – это переход прав и обязанностей в результате смены одного государства другим в отношении ответственности за международные отношения какой-либо территории.

Для регулирования данной сферы отношений приняты: Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении международных договоров 1978 г.; Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г. (данная конвенция не вступила в силу).

В международной практике институт правопреемства регулируется в основном на уровне двусторонних соглашений и норм международных обычаев.

Объектами правопреемства государств являются государственные границы (территория), государственная собственность (в том числе и находящаяся за рубежом), государственные архивы, государственные долги, участие в международных договорах, членство в международных организациях. Основу правопреемства составляет юридический факт возникновения нового государства как субъекта международного права.

Вопрос о правопреемстве имеет место, когда: одно государство разделяется на два или более новых; два или более государства объединяются в одно новое; на определенном участке территории государства создается новое государство; одно государство входит в состав другого; часть территории одного государства переходит к другому.

Возможны два способа правопреемства. Правопреемство по принципу континуитета (непрерывности). Это безусловное правопреемство, т.е. восприятие всех прав и обязанностей государства-предшественника без всякого пересмотра. Правопреемство по принципу tabula rasa (чистой доски), т.е. полный пересмотр всех его прав и обязанностей.

На практике оба способа обычно применяются смешанно.

Относительно правопреемства двусторонних, многосторонних и территориальных договоров в Венской конвенции 1978 г. говорится, что правопреемство не затрагивает договоры, установившие границы и их режим. Это значит, что вновь образованное государство в момент правопреемства обязано признать границы и их режим такими, какими они были при государстве-предшественнике. В случае его несогласия с границами оно может настаивать на их пересмотре лишь в дальнейшем с соблюдением всех международно-правовых предписаний на этот счет. Так, при образовании новых государств на территории бывшего СССР границы между союзными республиками не подвергались пересмотру.

При объединении государств, все их договоры сохраняют силу, но применяются лишь в отношении той части территории объединенного государства, в отношении которой они находились в силе в момент правопреемства.

При разделении государств, договоры государства-предшественника, действовавшие на всей его территории, продолжают сохранять силу для государства-преемника.

Однако нормы Конвенции 1978 г. и Конвенции 1983 г. являются диспозитивными. Они не носят исчерпывающего характера и могут применяться при отсутствии иного соглашения между государствами.

Правопреемство государственной собственности, согласно нормам Венской конвенции 1983 г. не распространяется на имущество физических и юридических лиц. Под «государственной собственностью государства-предшественника» понимается имущество, права и интересы, которые на момент правопреемства государств принадлежали согласно внутреннему праву государства-предшественника этому государству. Конкретный состав объектов государственной собственности определяется внутренним правом.

При объединении государств, собственность объединяющихся государств переходит к объединенному государству.

При передаче части территории государства недвижимая собственность государства-предшественника, являющаяся объектом правопреемства, переходит к государству-преемнику. Такой же категории движимая собственность государства-предшественника переходит к государству-преемнику, если она была связана с деятельностью государства-предшественника в отношении передаваемой территории. К такой движимой собственности относится подвижной состав железных дорог, самолеты, автомобили и другие транспортные средства, связанные с передаваемой территорией. К этой же категории относится и соответствующее оружие.

Все эти положения применяются, если соответствующие государства-преемники не договорились об ином.

Предметом правопреемства являются государственные архивы государства-предшественника. Под этим понимается совокупность документов любой давности, произведенных или приобретенных предшественником, которые принадлежат ему согласно его внутреннему праву и хранятся им.

В качестве общего правила переход архивов не сопровождается компенсацией.

При объединении государств архивы переходят к объединенному государству. При разделении государства, когда на его месте возникает несколько государств-преемников, часть архивов государства-предшественника, которая должна находиться на территории государства-преемника в целях нормального управления этой территорией, переходит к этому государству. Другие архивы переходят к государствам-преемникам справедливым образом, с учетом всех обстоятельств.

Относительно правопреемства государственных долгов, Конвенцией 1983 г. установлено общее правило: долг государства-предшественника переходит к преемникам в справедливой доле, определяемой на основе учета имущества, прав и интересов, которые переходят к соответствующему преемнику в связи с данным государственным долгом.

Венская конвенция 1983 г. касается лишь государственных долгов, к которым отнесены любые финансовые обязательства государства-предшественника в отношении другого субъекта международного права, возникшие в соответствии с международным правом. Вне этого остаются значительные области финансовых обязательств государства, долги государства в отношении физических и юридических лиц за рубежом и на территории государства. Между тем и такие долги являются предметом правопреемства.