logo
DO_ak_mpravo

Коллизионные вопросы деликтных обязательств различных видов

Дорожно-транспортные происшествия. В последнее время значительно увеличилось число ДТП, в которых присутствует иностранный элемент.

Для ряда европейских государств (Бельгия, Франция, Австрия, Нидерланды, Испания, Швейцария, Чехия, Словакия и др.) действует Гаагская конвенция 1971 г. о праве, применимом к дорожно-транспортным происшествиям. Конвенция носит характер «единообразного закона», поскольку подлежит применению в каждой стране-участнице к ответственности в связи с дорожным происшествием, когда подлежит применению право государства, в конвенции не участвующего. Поэтому положения Конвенции могут быть применены в случаях ДТП в европейских странах и в отношении белорусских граждан.

Следует отметить, что Конвенция в определенной степени устарела, поскольку в ней допускается субсидиарное применение права страны места регистрации автомобиля, что в современных условиях широкого применения аренды машин носит случайный характер.

Республика Беларусь в Конвенции 1971 г. не участвует.

В случае причинения вреда иностранцам при ДТП применяются правила в этой области, предусмотренные белорусским законодательством.

Воздушные катастрофы. Основное значение в этих случаях имеют материально-правовые нормы, содержащиеся в международных соглашениях. В соответствии с Варшавской конвенцией 1929 г. для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, и Гаагским протоколом 1995 г. применяются нормы внутреннего законодательства.

С катастрофами в воздушном сообщении связаны три особенности.

Во-первых, в случае катастрофы в воздушном пространстве над открытым морем отпадает возможность применения права страны места причинения вреда. В этих случаях речь может идти о праве страны, на территории которой имело место действие, повлекшее причинение вреда, страны места постройки или места регистрации воздушного судна.

Во-вторых, при воздушных катастрофах обычно возникает необходимость в предъявлении коллективных исков (и часто к нескольким ответчикам), что объясняется тем, что жертвами воздушных катастроф обычно бывает много людей и членов их семей из различных государств. Иски могут предъявляться ими.

В-третьих, при коллективных исках возникают проблемы не только применения права нескольких государств, но и определения подсудности, поскольку ответчики могут находиться в разных государствах.

Согласно ст.111 ВК Республики Беларусь, ответственность перевозчика за вред, причиненный при выполнении воздушной перевозки пассажира жизни или здоровью пассажира воздушного судна, определяется в соответствии с положениями главы 58 ГК Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь, если договором воздушной перевозки пассажира не предусмотрен более высокий размер ответственности перевозчика.

Согласно ст.112 ВК Республики Беларусь перевозчик несет ответственность за несохранность багажа или груза, произошедшую после принятия их к воздушной перевозке и до выдачи пассажиру или уполномоченному им лицу, грузополучателю или лицу, уполномоченному на получение груза, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа или груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Перевозчик несет ответственность за несохранность вещей, находящихся при пассажире, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить, и устранение которых от него не зависело, либо из-за умысла пассажира.

Согласно Варшавской конвенции 1929 г. и Гаагскому протоколу 1955 г., ответственность перевозчика за вред пассажиру, багажу, ручной клади и грузу ограничена определенной суммой.

Морские катастрофы. При морских перевозках в случаях причинения вреда пассажирам и грузам применяются положения международных конвенций и внутреннего законодательства.