logo
DO_ak_mpravo

Безгражданство и двойное гражданство

Двойное гражданство (бипатризм) – это правовое положение лица, свидетельствующее о том, что оно является гражданином двух или более государств в соответствии с их законами. Иными словами, приобретение двойного гражданства осуществляется только в силу норм национального законодательства различных государств.

Двойное гражданство может возникнуть: а) при территориальных изменениях; б) при миграции населения; в) в случае коллизии при применении законов о приобретении гражданства; г) в результате смешанных браков и при усыновлении; д) при натурализации, если лицо, приобретающее гражданство другой страны, не теряет своего прежнего гражданства и т.д.

В силу определенных социально-экономических, политических, идеологических и других причин институт двугражданства признается в ряде государств мира, например в Англии, Армении, Бангладеш, Германии, Израиле, России, Франции, некоторых, странах Латинской Америки и др. Двугражданство, с одной стороны, создает для государства определенные социально-экономические и политические преимущества, а с другой  нарушает оптимальный режим регулирования правового статуса индивида и может негативно отражаться на отношениях других лиц в обществе с бипатридами. Бипатрид имеет возможность пользоваться правами по законам государств, гражданство которых он имеет. Одновременно он имеет и двойную обязанность. В рамках таких правоотношений могут возникать коллизии. Это приводит к межгосударственным проблемам правового, политического, социально-экономического характера. В частности, бипатрид не может обеспечить равное выполнение своих обязанностей по отношению к государствам, наделившим его своим гражданством (например, в несении воинской службы). Законодательство большинства государств о гражданстве, как и международно-правовые нормы, регулирующие эти отношения, направлено на ограничение и сокращение числа лиц с двойным гражданством. В то же время не исключается возможность иного решения вопроса в интересах личности при соблюдении соответствующих интересов того или иного государства.

В международной практике можно выделить, по крайней мере три различных подхода к двойному гражданству: признание двойного гражданства; запрещение двойного гражданства; дошущение двойного гражданства. В соответствии с этим в международной практике различают три вида договоров, посвященных вопросам двойного гражданства.

Первый – договоры, направленные на урегулирование вопросов двойного гражданства.

Второй – договоры, направленные на ликвидацию двойного гражданства как такового. Значительное число договоров о предотвращении возникновения случаев двойного гражданства в свое время заключил Советский Союз с социалистическими странами. В основу было положено правило, согласно которому лицо с двойным гражданством могло выбрать в течение определенного срока одно из гражданств.

Третий – договоры, направленные на устранение последствий двойного гражданства (в связи с оказанием дипломатической защиты или военной службы). Они включают ряд положений многосторонней Гаагской конвенции о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве 1930 года, Европейской конвенции о сокращении случаев множественности гражданства 1963 года. Основным международно-правовым средством устранения двугражданства является заключение международных договоров на двусторонней, региональной или многосторонней основе.

Если законодательство страны допускает возможность двойного гражданства, то для определения личного закона бипатрида применяется принцип эффективного гражданства (определяется государство постоянного проживания, с которым поддерживается тесная правовая связь). На практике применяется правило, основанное на признаке государственного суверенитета: государство, гражданин которого имеет также гражданство другого государства, рассматривает такое лицо как своего гражданина, игнорируя при этом статус лица как бипатрида.

Законодательство Республики Беларусь (также России, Украины) допускает двойное гражданство. При этом, «за лицом, являющимся гражданином Республики Беларусь, не признается принадлежность к гражданству иностранного государства, если иное не предусмотрено международными договорами.

Граждане Республики Беларусь, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Республики Беларусь» (ст.11 Закона «О гражданстве Республики Беларусь»).

Безгражданство (апатризм). Определение безгражданства содержится в ст.1 Конвенции о статусе апатридов, принятой в Нью-Йорке 28 сентября 1954 г., гласящей: «В настоящей Конвенции под термином «апатрид» подразумевается лицо, которое не рассматривается гражданином какого-либо государства в силу его закона».

В 1961 году в рамках ООН была принята Конвенция о сокращении случаев безгражданства (вступила в силу 31 декабря 1975 г.), нацеленная на установление благоприятных условий для приобретения апатридами гражданства государства постоянного проживания и исключения возможностей обретения лицом статуса апатрида при экспатриации. По смыслу Конвенции дети апатридов должны приобретать гражданство по месту рождения, то есть по «праву почвы». В случае территориальных изменений Конвенция предписывает государствам предусмотреть в договорах о передаче территории гарантии от возникновения безгражданства.

Республика Беларусь не участвует в указанных конвенциях. Вместе с тем, законодательство Беларуси соответствует положениям международных договоров в данной сфере отношений. Так ст.11 Конституции Республики Беларусь и ст.4 Закона Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» от 3 июня 1993 г. (в ред. Закона Республики Беларусь от 19.07.2005 г.) устанавливается, что «Иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами».