logo
DO_ak_mpravo

Обеспечение безопасности международной гражданской авиации

Первым универсальным международным соглашением, направленным на предупреждение и пресечение актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации стала Токийской конвенции о правонарушениях и некоторых других действиях на борту воздушного судна 1963 г.

Указанные в Токийской конвенции деяния не квалифицировались как преступления, и она в большей степени носила характер рекомендаций.

Основной недостаток Конвенции – отсутствие указания на обязательность государств принимать меры уголовного характера к виновным лицам. Угон воздушного судна не рассматривается как уголовное преступление, его квалификация зависит от законодательства того государства, на чьей территории оказался преступник.

Подготовленная в рамках ИКАО Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов была принята 16 декабря 1970 г. в Гааге.

Конвенция применяется только в том случае, если место взлета или место фактической посадки воздушного судна, на борту которого совершено преступление, находятся вне пределов территории государства регистрации такого судна.

Круг преступлений, охваченных этой Конвенций, сводится только к захвату и угону воздушного судна. Поэтому в рамках ИКАО была подготовлена и принята 23 сентября 1971 г. Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации. В ней перечень уголовно наказуемых деяний на борту воздушного судна был существенным образом расширен. К преступным действиям Конвенция (ст.1) относит совершение акта насилия по отношению к лицу, находящемуся на борту воздушного судна в полете; разрушение или повреждение воздушного судна, находящегося в эксплуатации; установку на судне или помещение вещества с целью разрушения судна; повреждение или разрушение аэронавигационного оборудования или вмешательство в его эксплуатацию; сообщение заведомо ложных сведений и создание тем самым угрозы безопасности полета. Преступлением считается, как попытка совершить какое-либо из перечисленных действий, так и любая форма соучастия.

24 февраля 1988 г. Монреальская конвенция была дополнена Протоколом о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию. В соответствии с Протоколом ст.1 Конвенции была дополнена п.1 bis следующего содержания: «Любое лицо совершает преступление, если оно незаконно и преднамеренно с использованием любого устройства, вещества или оружия: а) совершает акт насилия в отношении лица в аэропорту, обслуживающем международную гражданскую авиацию, который причиняет или может причинить серьезный вред здоровью или смерть; б) разрушает или серьезно повреждает оборудование и сооружения аэропорта, обслуживающего международную гражданскую авиацию, либо расположенные в аэропорту воздушные суда, не находящиеся в эксплуатации, или нарушает работу служб аэропорта, если такой акт угрожает или может угрожать безопасности в этом аэропорту»9.

Относительно периода нахождения судна в полете считается, что воздушное судно находится в эксплуатации с начала его предполагаемой подготовки наземным персоналом или экипажем для конкретного полета до истечения 24 часов после посадки.

Конвенции применяются только к гражданским воздушным судам. В случае совершения действий, перечисленных в конвенциях, по отношению к государственным (т.е. используемым на военной, таможенной, полицейской службах) воздушным судам применяется принцип юрисдикции государства флага.