logo
DO_ak_mpravo

Правовой режим воздушного пространства над территорией государства

Воздушное пространство  часть территории государства. В соответствии с Воздушным кодексом (ст.2), Республике Беларусь принадлежит полный и исключительный суверенитет в отношении воздушного пространства Республики Беларусь.

Пользование воздушным пространством государства допустимо только с его разрешения. Как правило, между государствами заключаются двусторонние соглашения о воздушном сообщении. В них обычно включается разрешение регулярных рейсов на длительный период.

В 1952 г. Совет ИКАО официально определил понятие «международные регулярные воздушные сообщения»  это серийные полеты через воздушное пространство более чем одного государства с целью выполнения за вознаграждение перевозок пассажиров, почты, грузов и багажа при условии, что все рейсы открыты для общего пользования с опубликованием расписания, с частотой и регулярностью, составляющими систематические серийные рейсы.

Нерегулярные рейсы  все полеты, которые не отвечают условиям, предъявляемым к регулярным полетам. Нерегулярные полеты осуществляются с различными целями: перевозка пассажиров, багажа, грузов, почты, проведение научно-исследовательских работ, поиск и спасание, разведка природных ресурсов, производство сельскохозяйственных работ. Основная цель нерегулярных полетов  осуществление перевозок. В современных условиях наиболее распространены нерегулярные авиаперевозки по чартеру (договору фрахта).

Чикагская конвенция 1944 г. устанавливает общие правовые нормы, распространяющиеся на международные воздушные полеты государственной над территорией: допуск иностранных воздушных судов в воздушное пространство других государств, порядок и условия навигации воздушных судов, вылеты воздушных судов за пределы территории иностранного государства.

Порядок влета на территорию иностранного государства регулируется национальным законодательством с учетом положений ст.11 Чикагской конвенции и Приложений к ней. На воздушные суда, находящиеся в воздушном пространстве иностранного государства, распространяется юрисдикция этого государства, его таможенный, валютный и карантинный контроль.

Согласие государства на осуществление международных воздушных полетов над его территорией не дает иностранным воздушным судам права на свободу передвижения в пределах этой территории. Иностранные летательные аппараты должны соблюдать внутригосударственные правила влета и вылета, проверки полетов. Государство имеет право произвести досмотр совершившего на его территории посадку иностранного воздушного судна. Влет на территорию иностранного государства без разрешения (за исключением обстоятельств, возникших в результате действия непреодолимой силы) является правонарушением (незаконным пересечением государственной границы), влекущим административную, уголовную, дисциплинарную ответственность экипажа (командира) воздушного судна и международно-правовую ответственность государства регистрации воздушного судна.

В рамках СБСЕ  ОБСЕ разработана концепция открытого неба. Государства на взаимной и равноправной основе осуществляют полеты невооруженных воздушных судов над территорией других государств для наблюдения за их военной деятельностью. Основной смысл концепции открытого неба  укрепление доверия между государствами, соблюдение обязательств по разоружению и ограничению вооружений. Концепция основана на строгом соблюдении принципа равного для всех государств режима инспекций. Беларусь участник Договора по открытому небу. Данные наблюдательных полетов передаются всем государствам-участникам Договора и в Консультативную комиссию по открытому небу, которая принимает рекомендации на основе консенсуса.