logo
DO_ak_mpravo

Правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве

Международное воздушное пространство расположено над открытым морем, исключительной экономической зоной, международными проливами, архипелажными водами и Антарктикой. Принцип свободы открытого моря предполагает существование принципа открытого воздушного пространства над ним.

В соответствии с принципом свободы полетов в международном воздушном пространстве воздушные суда подчинены здесь юрисдикции государства регистрации судна. Порядок регистрации определяется внутренним правом, а государственная принадлежность обозначается на корпусе судна. Воздушное судно имеет национальность того государства, в чей государственный реестр оно занесено.

От государственной принадлежности судна следует отличать гражданско-правовые вопросы собственности, владения и пользования судном, которое может находиться в собственности государства, общественных организаций и частных лиц. Для разрешения вопросов международно-правовой ответственности имеет значение деление воздушных судов на государственные и гражданские:

Власть другого государства на данное воздушное судно не распространяется, что означает недопустимость вмешательства в полеты воздушных судов.

Упорядочение режима полетов над открытом морем входит в компетенцию ИКАО. В рамках этой организации разрабатываются унифицированные летно-технические нормы. Единый режим международных полетов над открытым морем необходимо поддерживать в целях обеспечения безопасности воздухоплавания. Некоторые государства установили зоны безопасности или зоны опознания, при полете в которых воздушные суда других государств обязаны соблюдать особые требования. Такие зоны установлены США над прибрежными водами открытого моря Тихого и Атлантического океанов. Воздушные суда, направляющиеся в США со стороны моря, должны сообщать о своем месте нахождения, направлении и плане полета в зоне безопасности. Такие же зоны установлены Грецией, Канадой, Южной Кореей.