logo
DO_ak_mpravo

Международное валютно-финансовое право

Международное валютно-финансовое право  это совокупность норм, регулирующих межгосударственные валютно-финансовые отношения. Такие отношения в основном регулируются двусторонними соглашениями: торговыми, клиринговыми, расчетно-клиринговыми, платежными. В этой сфере действуют универсальные соглашения (Оттавские конвенции 1988 г. о международном факторинге и международном финансовом лизинге, Женевские конвенции по вексельному праву 1930 г., Женевские конвенции по чековому праву 1931 г., Конвенция ООН о международных переводных и международных простых векселях 1988 г., Конвенция ООН о дебиторской задолженности в международной торговле 2001 г.).

Международные денежные расчеты традиционно осуществляются в соответствии с правилами, сложившимися в банковской практике Международной торговой палатой произведена неофициальная кодификация таких правил и составлено несколько сводов международных банковских обычаев: Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов 1993 г., Унифицированные правила по инкассо 1996 г. и др.

Международные финансовые организации являются важным звеном механизма осуществления межгосударственного сотрудничества в валютно-финансовой сфере.

Международный валютный фонд (МВФ) занимает центральное положение в системе международных валютно-финансовых организаций. Он создан в 1945 г. на основе договоров, принятых Конференцией Объединенных Наций по валютно-финансовым вопросам (Бреттон-Вудские соглашения). Штаб-квартира находится в Вашингтоне. С 1947 г. имеет статус специализированного учреждения ООН. Членами Фонда являются почти все государства, включая Беларусь и другие страны СНГ.

Главная цель МВФ состоит в том, чтобы координировать валютно-финансовую политику государств и предоставлять займы для поддержания их платежных балансов и валютных курсов. Кроме того, МВФ содействует международному сотрудничеству в валютной области и росту мировой торговли; принимает меры для поддержания стабильности валют и упорядочения валютных отношений между государствами; участвует в создании многосторонней системы расчетов, свободных от валютных ограничений, в частности на трансферт валюты.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) предоставляет кредиты правительствам развивающихся государств или частным организациям под контролем правительств, содействует частным иностранным инвестициям путем предоставления гарантий или участия в займах. Предоставляет займы только для производственных целей (сельское хозяйство, энергетика, транспорт, здравоохранение, планирование семьи и питание, электросвязь). МБРР должен уделять надлежащее внимание погашению задолженности по этим займам; каждый заем должен гарантироваться правительством, предоставляться для реализации конкретных проектов и использоваться строго по назначению.

МВФ и МБРР выдают займы и кредиты; государства-должники должны выполнять их рекомендации финансово-экономического и социального характера, предоставлять отчеты об использовании займов. Принятие решений в МВФ и МБРР происходит на основе принципа взвешенного голосования. Право голоса каждой страны-члена МВФ в его высшем органе – Совете управляющих – зависит от ее доли в уставном капитале.

В 1956 г. была создана Международная финансовая корпорация (МФК). Это филиал МБРР (члены МФК – только государства-члены МБРР). МФК занимается финансированием многонациональных проектов с участием местного и иностранного капиталов. Предоставляет кредиты на льготных условиях без обеспечения правительственными гарантиями. Принятие решений основано на принципе взвешенного голосования.

В 1959 г. была создана Международная ассоциация развития (МАР). Это также филиал МБРР (члены МАР – только государства-члены МБРР). МАР предоставляет беспроцентные кредиты (в основном развивающимся государствам) на более льготных, чем МБРР, условиях. Долгосрочное кредитование составляет 35–40 лет.

В 1985 г. в соответствии с Сеульской конвенцией по гарантиям инвестиций было учреждено Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МИГА), страхующее частные иностранные инвестиции от некоммерческих рисков.

МВФ, МБРР, МАР, МФК и МИГА составляют Группу Всемирного банка, которая является самым крупным источником многосторонней финансовой помощи. Погашение кредитов Всемирного банка гарантируется государствами-членами.

Для обеспечения интересов кредиторов (в первую очередь, из развитых стран) при получении долгов от развивающихся и бывших социалистических государств созданы Парижский клуб кредиторов и Лондонский клуб коммерческих банков-кредиторов. Это неформальные объединения, сотрудничающие друг с другом и с МВФ и МБРР. Парижский и Лондонский клубы ведут переговоры с государством-должником, согласовывают принципиальную основу для частичного списания долга либо для его реструктуризации (полный пересмотр сроков, процентов, условий кредита).

Парижский клуб представляет собой межгосударственный механизм, не имеющий статуса международной организации.

Главная идея деятельности Парижского клуба – достижение соглашений с наиболее бедными странами, имеющими внешнюю задолженность. В 1994 г. Парижский клуб решил, что в отдельных случаях может быть списано до 67% долга. Сейчас максимальная скидка увеличена до 80%. Максимальная скидка предоставляется только при условии активного проведения рыночных реформ. Парижский клуб создан для выработки многосторонних договоренностей о пересмотре условий погашения задолженности между государствами-кредиторами по отношению к государствам-должникам, испытывающим трудности с погашением государственного долга.

Руководящие принципы Парижского клуба в отношении невыполнения долговых обязательств, условий кредитования и совместного участия в облегчении долгового бремени применяются и к Лондонскому клубу. Предметом переговоров с Лондонским клубом являются только не покрытые гарантиями государства долги частным банкам.