1.10. Законность и правопорядок и их значение для жизни современного общества
Законность — одна из базовых категорий всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан.
Законность связана с Действенностью закона, с его способностью эффективно влиять на регулируемые общественные отношения. Она выражает общий принцип отношения общества к праву в целом. Поэтому ее содержание рассматривают в трех аспектах: а) в плане «правового» характера общественной жизни; б) с позиций требования всеобщего уважения к закону и обязательного его исполнения всеми субъектами; в) под углом зрения требования безусловной защиты реального обеспечения прав, интересов граждан и охраны правопорядка в целом от любого произвола. Следовательно, содержание законности связано как с поведением субъектов, реализующих право, так и с деятельностью государственных органов, обеспечивающих его формирование, реализацию и защиту.
Законность есть комплексное политико-правовое явление, отражающее правовой характер организации общественно-политической жизни, органическую связь права и власти, права и государства.
Законность неотделима от общеобязательности права и выражается в требовании неукоснительного претворения в жизнь законов и базирующихся на них нормативных актов. Следовательно, законность требует соответствия поведения субъектов общественных отношений предписаниям правовых норм, т. е. обеспечения реального правомерного поведения всех их участников.
Законность трактуется и как принцип права, который концентрированно выражает основные особенности последнего, его свойства, рассматриваемые в действии, в процессе реализации.
Законность, понимаемая как метод государственного руководства обществом, предполагает, что свои функции государство осуществляет исключительно правовыми средствами. В таком государстве недопустим произвол в деятельности должностных лиц, исключаются принятие субъективных, волюнтаристских решений, решение политических вопросов силовыми методами. Особое место в деятельности государства отводится законодательным и судебным органам.
Благодаря законности в обществе внедряются идеи справедливости, гуманизма, личной и общественной свободы. Поэтому в широком социально-политическом смысле законность можно считать режимом общественно-политической жизни. Это режим, при котором деятельность всех субъектов основывается на законе, а идеи права, гуманизма, справедливости, свободы и ответственности господствуют над личными, групповыми, классовыми интересами. Режим законности — такая морально-политическая атмосфера, при которой в общественной жизни господствуют идеи права, гуманизма, справедливости, когда точное и неуклонное соблюдение законов, реальность и незыблемость прав граждан являются основой жизни общества, его граждан.
Следовательно, законность — это такой политико-правовой режим, такие условия жизни, такая правовая атмосфера, которые ограждают личность от произвола власти, людей — от анархии, общество в целом — от насилия, хаоса, беспорядка.
Законность предполагает в своей реализации ряд принципов. Прежде всего — верховенство закона по отношению ко всем другим правовым актам. Данный принцип получил конституционное закрепление (ч. 1 ст. 15). Всякое издание норм права, противоречащих Конституции и закону, есть нарушение законности. Верховенство закона проявляется в верховенстве не только законодательного содержания, но и формы. Это означает, что нормативные акты должны приниматься в строго установленных законом порядке и форме.
Равенство всех перед законом и судом является следующим принципом законности. Данный принцип также возведен на конституционный уровень (ч. 1 ст. 19). В этом принципе выражается требование претворять заключенную в праве идею справедливости, гарантии личности от злоупотреблений со стороны других субъектов, в том числе представителей власти.
Неукоснительное соблюдение (исполнение) правовых актов всеми субъектами права также является принципом законности. Данное требование диктует необходимость реализации государственно-властных предписаний (обязанностей и запретов), их безусловную обязательность для всех субъектов права.
Обеспечение неукоснительной реализации прав у свобод в качестве принципа законности обращено не к управомоченному субъекту (который может реализовать или не реализовать право по своему усмотрению), а к компетентным органам государства; Мало предоставить гражданам права. Важно создать условия, обеспечивающие их осуществление, систему организационных, юридических мер, гарантирующих их защиту. Конституция РФ предоставила гражданам весьма широкий круг прав и свобод. Однако многие из них до сих пор не обеспечены достаточно эффективным механизмом реализации, другие не подкреплены экономически. Результатом здесь может стать ущербность конституционной законности.
Надлежащее правильное и эффективное применение права как принцип адресовано государственным органам, в чью компетенцию входит обязанность обеспечить реализацию правовых норм. Законность нуждается в эффективной правоприменительной деятельности, что предполагает недопущение волокиты, бюрократизма, безразличия к интересам людей, своевременную реакцию на любые заявления граждан об ущемлении их прав и свобод, издание эффективных правоприменительных актов.
Законность требует, чтобы любые отступления от предписаний закона своевременно вскрывались, последствия правонарушений устранялись, а виновные в их совершении привлекались к ответственности. В этом выражается принцип последовательной борьбы с правонарушениями.
Недопустимость произвола в деятельности должностных лиц означает, что должностные лица, принимая властное решение, должны руководствоваться конкретными правовыми предписаниями, и учитывать при этом интересы общества, государства, правовые принципы и требования морали. Это правило обращено не только к правоприменительным, но и к правотворческим органам, которые должны исключить пробелы и коллизии в праве, создающие условия для произвола, субъективизма, волюнтаризма.
Нужно различать законность как систему формальных требований и реальную законность. На практике требования законности в той или иной степени нарушаются, часто наблюдаются отступления от правовых предписаний. Следовательно, реальная законность имеет количественные показатели, которые определяют ее уровень в конкретном обществе.
Несмотря на свою значимость, требования законности не претворяются в жизнь автоматически, стихийно. Чтобы правовые предписания не остались на бумаге (и тем более не нарушались), необходимы соответствующие условия и определенный комплекс организационных, идеологических, политических, юридических мер, обеспечивающих реализацию, т. е, гарантии законности.
Гарантии законности — это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности. Общие гарантии — это объективные (экономические, политические, социальные, правовые, идеологические) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. Эти условия создают среду реализации права, его функционирования, предопределяя в известной степени и специальные средства по укреплению законности.
Гарантиями законности являются также соответствующие субъективные факторы. Среди них можно отметить состояние правовой науки, полноту и развитие в ней прогрессивных гуманистических идей, положений, научно-теоретических конструкций.
Уровень законности определяется и эффективной деятельностью политического руководства, правильным избранием лидерами приоритетов при принятии политических решений, готовностью и умением соответствующих органов вести борьбу за укрепление законности.
Специальные средства обеспечения законности — это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности. Важнейшей гарантией законности является правосудие деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел с целью всемерного укрепления законности.
Только целенаправленная работа по совершенствованию объективных (общих) условий, эффективное применение специальных средств, постоянное развитие законодательства позволят обеспечить стабильную законность и устойчивый правопорядок — основу нормальной жизни общества.
С законностью тесно связано другое правовое явление — правопорядок (правовой порядок). Правопорядок часто определяют как реализованную законность. Правопорядок — это порядок в общественной жизни, которая создается в результате строгого и неуклонного соблюдения норм права всеми государственными и муниципальными органами, общественными и хозяйствующими субъектами, должностными лицами и гражданами.
В формировании правопорядка законность выступает как основополагающий принцип деятельности государственных органов, должностных лиц и граждан.
Правопорядок характеризует степень упорядоченности общественных отношений, выступает антиподом хаосу, анархии, неорганизованности. Далее, правопорядок — это правовой порядок, состояние общественных отношений, запрограммированное правом. Правовой порядок можно рассматривать как цель правового регулирования, каковой является создание с помощью права и правовых средств такого порядка и такой урегулированности общественных отношений, которые служат сохранению и упрочению существующего строя.
Исходя из сказанного правопорядок можно определить как основанную на праве и законности организацию общественной жизни, отражающую качественное состояние общественных отношений на определенном этапе развития общества.
Правопорядок не должное или возможное, а фактическое состояние урегулированных правом отношений, а потому с известной долей условности его можно охарактеризовать как систему правовых отношений.
К принципам правопорядка отнесены определенность, которая означает, что правопорядок базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общественных отношений.
Правопорядок не совокупность единичных, разрозненных актов поведения, различных правоотношений, а система отношений, которая основана на единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти.
Правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства, его органов, в чем проявляется принцип организованности. Поскольку одной из основных функций- государства является охрана существующего правопорядка, то можно говорить о принципе государственной гарантированности.
Возникающий на основе права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен, устойчив. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими правоохранительными органами. В этом проявляется принцип устойчивости.
В силу указанных особенностей правопорядок можно охарактеризовать как порядок, обеспечивающий стабильность общественной жизни и социальный прогресс. Поскольку он определяется правом и обеспечивается государством, то закрепляет наиболее важные черты и стороны социально-экономического строя, систему господствующих в стране политических отношений. Следовательно, правопорядок включает в себя не только отношения людей в сфере гражданского общества, но и базирующуюся на нормах права организацию самой политической власти, т> е. государство.
Укрепление правопорядка в обществе невозможно без обеспечения законности в деятельности самого государственного аппарата, без ликвидации таких негативных явлений, как коррупция. Важнейшим условием укрепления законности и правопорядка служит также всестороннее развертывание демократических начал во всех сферах общественной жизни, в том числе в деятельности государственного аппарата.
Литература
1. Алексеев С.С. Право: азбука — теория — философия: Опыт комплексного исследования. — М.: «Статут», 1999.
2. Давид Р., Жоффре-Спинозы К. Основные правовые системы современности: Пер. с фр. В.А. Туманова. — М.: МО, 1999.
3. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. — М.: ИНФРА-М - НОРМА, 1997.
4. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Мату-зова и А.В. Малько. - Саратов: СВШ МВД РФ, 1995.
5. Хропанюк В. Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. проф. В. Г. Стрекозова. — М.: ИПП «Отечество». 1993.
6. Чиркин В. Е. Основы сравнительного государствоведения. — М.: «Артикул», 1997.
.Глава 2
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО — ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
- Глава 1
- 1.1. Государство: понятие, признаки. Функции
- 1.2. Происхождение и сущность нрава
- 1.3. Норма права и нормативно-правовой акт
- 1.4. Основные правовые системы современности
- 1.5. Источники российского права
- 1.6. Законы и подзаконные акты
- 1.7. Система российского права и отрасли права
- 1.8. Правонарушение
- 1.9. Юридическая ответственность
- 1.10. Законность и правопорядок и их значение для жизни современного общества
- 2.1. Правовое государство — понятие и принципы
- 2.2. Понятие и сущность гражданского общества
- 2.3. Конституционные основы формирования гражданского общества в россии
- 3.1. Конституция российской федерации — базовый закон государства
- 3.2. Права и свободы человека и гражданина
- 3.3. Особенности федеративного устройства россии
- 3.4. Система органов государственной власти
- 3.5. Местное самоуправление в российской федерации
- 4.1. Экологическое право и его роль в жизни общества
- 4.2. Экологическая ответственность:
- 4.2.1. Уголовная ответственность за нарушения экологического законодательства
- 4.2.2. Административная ответственность за экологические правонарушения
- 4.2.3. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения
- 4.2.4. Имущественная ответственность за экологические правонарушения
- Глава 5
- 5.1. Понятие государственной тайны
- 5.2. Служебная и коммерческая тайна
- Глава 6
- 6.1. Понятие правового регулирования экономических отношений
- 6.2. Государственное регулирование и управление в сфере экономики
- 6.3. Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности
- 6.4. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
- 1. Сущность, предмет и метод административного права
- 7.1.1. Место административного права в правовой системе российской федерации
- 7.2. Административные правонарушения
- 7.2.1. Состав административного правонарушения
- 7.3. Административная ответственность
- Глава 8
- Организационно-правовые формы юридических лиц
- 8.4. Право собственности и его формы
- 8.5. Защита права собственности
- 1. Вещно-правовые способы защиты.
- 2. Обязательственно-правовые способы защиты.
- 3. Иски к публичной власти.
- 8.6. Общее учение об обязательствах и договорах
- Сущность и значение договора
- Форма договора
- 8.7. Сроки действия обязательств и исковая давность
- 8.8. Основные виды договоров в хозяйственной деятельности
- 8.9. Правовое регулирование расчетов
- 8.10. Судебная защита нарушенных прав и порядок разрешения споров
- Глава 9
- 9.1. Общее понятие наследования
- 9.2. Наследование по завещанию
- 9.3. Наследование по закону
- Глава 10
- 10.1. Понятие семейного права
- 10.2. Права и обязанности супругов
- 10.3. Права и обязанности родителей и детей
- Глава 11
- 11.1. Понятие, предмет. Метод. Источники трудового права
- 11.2 Трудовое правоотношение
- 11.3. Социальное партнерство в сфере труда. Коллективные договоры и соглашения
- 11.4. Трудовой договор (контракт]
- 11.5. Рабочее время и время отдыха
- 11.5.1. Рабочее время
- 11.8.2. Время отдыха
- 11.6. Трудовая дисциплина и материальная ответственность работника
- 11.7. Охрана тру да
- 11.8. Трудовые споры и порядок их рассмотрения
- Глава 12
- 12.1. Понятие и предмет финансового права. Основные институты отрасли финансового права
- 12.2. Финансовое правоотношение
- 12.3. Правовые основы финансового контроля
- Глава 13
- 13.1. Понятие налогового права
- 13.2. Налоговое регулирование предпринимательской деятельности
- 13.3. Нарушения законодательства о налогах и сборах
- Глава 14
- 14.1. Правовое регулирование отношений в области банковской деятельности
- 14.2. Банк россии. Правовой статус
- 14.3. Понятие кредитной организации
- 14.4. Ответственность за нарушение банковского законодательства
- 14.5. Правовое регулирование валютных взаимоотношений
- В соответствии с ст. 9 закона к основным текущим валютными
- 14.6. Виды ценных бумаг и их правовой режим
- 14.7. Правовое регулирование эмиссии и обращения ценных бумаг
- 14.8. Юридическая ответственность участников рынка ценных бумаг
- Глава 15
- 15.1. Общая характеристика законодательства в сфере страховой деятельности
- 15.2. Страховое правоотношение
- 15.3. Договор страхования и его условия
- 15.4. Страховые санкции
- Литература
- 16.1. Понятие уголовного права. Задачи и принципы
- 16.2. Понятие преступления и его состав
- 16.3. Наказание и уголовная ответственность
- 164. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
- 2. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступления.
- 4. Физическое и психическое принуждение может выступать обстоятельством, исключающим преступность деяния.
- Глава 17
- 17.1. Понятие. Предмет и метод таможенного права россии
- 17.2. Соотношение таможенного права с дРугИми отраслями российского права