logo
Pravovedenie

17.2. Соотношение таможенного права с дРугИми отраслями российского права

Определяя таможенное право как комплексную правовую отрасль, представляющую собой систему предназначенных для регулирования общественных отношений в сфере таможенного дела правовых норм различной принадлежности, необходимо рассмотреть вопрос о соотношении таможенного права с другими отраслями российского права. Прежде всего необходимо уяснить соотношение таможенного права с базовыми, профилирующими отраслями: конституционным, гражданским, уголовным и административным. Лишь только после этого можно четко определить место таможенного права как комплексной отрасли в российской правовой системе.

Нормы конституционного права, закрепляя основы экономической и политической организации российского общества, являются ' основополагающими для всех других отраслей права, в том числе и для таможенного. В Конституции РФ имеется пять статей, прямо относящихся к таможенному делу и определяющих некоторые основополагающие аспекты его осуществления в России. Это, прежде всего, статья 71 (п. ж, з, л), где четко обозначено, что в ведении Российской Федерации находятся таможенное регулирование, федеральные налоги и сборы (к которым относятся таможенные пошлины и иные таможенные платежи), а также внешнеэкономические отношения. Иными словами, невозможно установление субъектами федерации иного, чем это предусмотрено нормами федеральных законов, порядка таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности, исчисления таможенных пошлин и иных таможенных платежей, их последующие сборы и перечисление в местные бюджеты.

Далее, в ч. 1 ст. 78 Конституции РФ указывается, что федеральные органы исполнительной власти (к каковым относится и Государственный таможенный комитет РФ) могут для осуществления своих полномочий создавать территориальные органы (в частности, региональные таможенные управления таможни, либо таможенные посты) и назначать соответствующих должностных лиц. Это коррелирует с нормами п.т ст. 71 Конституции РФ о том, в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная служба, разновидностью которой является таможенная служба. В статьях 8 и 74 Конституции РФ говорится о таможенном пространстве, о недопустимости установления на территории Российской Федерации таможенных границ, таможенных пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Статья 106 Конституции РФ предписывает обязательное рассмотрение в Совете Федерации принятых Государственной Думой федеральных законов по вопросам, в частности, затрагивающим таможенное регулирование.

Таким образом, конституционные нормы закрепляют основные отраслевые принципы таможенного права, а в целом конституционное право основополагающее значение как для таможенного права, так и для других правовых отраслей, поскольку упомянутые выше принципы законности, уважения прав и основных свобод человека и ряд иных общеправовых принципов имеют под собой конституционную основу

Связь гражданского и таможенного права проявляется в случаях, когда действие норм гражданского права вступает в противоречие с нормами таможенного права. Например, закрепленное гражданско- правовыми нормами право свободного владения, пользования и распоряжения имуществом на территории России ограничивается в ряде случаев таможенно-правовыми нормами в случае условного выпуска товаров (имущества), в случае нахождения такого имущества под таможенным контролем и др. Кроме того, тесная связь гражданского и таможенного права проявляется и в том, что некоторые разделы особенной части гражданского права имеют свои прямые аналоги в таможенном праве. Например, гражданско-правовой договор перевозки — аналог «Таможенный перевозчик» (глава 25 ТК РФ), договор хранения — аналог «Временное хранение» (глава 3 ТК РФ) и др.

Соотношение таможенного и уголовного права проявляется при регулировании общественных отношений, возникающих в связи с совершением контрабанды и иных преступлений в сфере таможенного дела. С одной стороны, будучи комплексным по характеру и структуре, таможенное право как бы вбирает в себя нормы уголовного права, относящиеся к неправомерному перемещению через таможенную границу товаров и транспортных средств, влекущему за собой уголовную ответственность. С другой стороны, если исходить из характеристики уголовного права как одной из самостоятельных (базовых) отраслей права, то следует вывод, что уголовное право служит исходным началом для части таможенного права, касающейся вопросов неправомерного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России. В любом случае, тесная связь этих отраслей налицо. Наличие в действующем таможенном кодексе РФ главы 34 «Контрабанда и иные преступления в сфере таможенного дела» лишь подчеркивает эту связь.

Наиболее явно и многогранно проявляется соотношение таможенного и административного права. Рядом ученых таможенное право рассматривается как подотрасль права. Основной упор при этом делается на то, что нормами административного права регулируется большинство правоотношений в сфере таможенного дела. Однако поскольку административное право является базовой, профилирующей отраслью, в его нормах, как и в нормах других базовых отраслей, содержатся исходные начала финансового, трудового, природоохранного (экологического) и многих других. В то же время эти отрасли являются относительно самостоятельными (поскольку имеют свой предмет и метод правового регулирования), а не входят в административное право в качестве его подотраслей, хотя тесно с ним связаны. Таким образом, будучи в основном административно-правовыми по своему характеру, таможенные правоотношения в каждом отдельном случае в таможенной практике и в зависимости от конкретной обстановки тесно переплетаются в самых различных сочетаниях с уголовно-правовыми, гражданско-правовыми, финансовыми, международно-правовыми и иными отношениями, что еще раз подчеркивает комплексный характер таможенного права как отрасли права.

1Немецкая классическая философия. Т. 1. —С. 504. Изд-во «Экспо-пресс». Москва «Фолио». Харьков. 2000.

2Государство и право. 1995. № 3

3Рукавишников В. О.Социологические аспекты модернизации России и друг посткоммунистических обществ// Социс. 1995. № 1.

4Батурин Ю. М., Ливший, Р. 3.Социальное правовое государство: от идеи к осуществлению (политико-правовой взгляд). —М., 1989.

5' Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий. —М.: Юристъ,1997. С. 101.

6'Борисов Е. Ф.Экономическая теория. —М., 1997. С. 140—142.

7Алексеев С. С.Теория права. —М., 1998. С. 124-127.

8Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. —М., 1999.

9Масштабы роста регистрируемых в стране административных правонарушений таковы, что в 1996 г. только по инициативе милицейских служб привлечен к ответственности каждый третий гражданин России /Рохлин В., Стуканов А.Борьба с административными правонарушениями — предупреждение преступлений // Законность. 1998. №7. С. 9.

10В целом по Российской Федерации более 75% лиц, привлеченных ^административной ответственности, наказаны за нарушения, посягающие на общественный порядок и порядок управления /Рохлин В., Стуканов А.Указ. соч. С. 9.

11Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 декабря. Дата вступления в силу — 1 июля 2002 г.

12Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. —М., 1999. С. 316.

13Ломакина В. Ф.Разграничение преступлений и сходных с ними административных правонарушений / Институты административного права России. Отв. ред. М.И. Славин. -М., 1999. С. 245-249.

14Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 декабря. Дата вступления в силу — 1 июля 2002 г.

15См.: п. 55 Постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 //Вестник ВАС РФ. 1996. № 9. С. 18. я

16См.: Российская газета № 137 от 27. 07. 2002 г.

17Самое новое в законодательстве о наследовании. Библиотечка Российской газеты. 2001. № 23. С 34.

18Зайцева Т. И., Крашенчников П. В.Наследственное право. —М., 2000. С. 40.

19Зайцева Т. И., Крашениников П. В.Указ. соч. С. 40.

20Там же. С. 73.

21Прокуронова С. С.Семейное право. —СПб., 2000. С. 7.

22Михайлов Ф. Н., Камзолов А. И.Семейное право: Учебное пособие. —М. 2001. С.4

23Муратова С. А., Тарсамаева Н. Ю.Семейное право: Учебное пособие. —М., 1999.С. 40.

24Советское семейное право / Под ред. В. А. Рясенцева. —М., 1982. С. 64.

25Антокольская М. В.Семейное право. —М., 1999. С. 107, 108.

26Белякова А. М., Ворожейкчн Е. М.Советское семейное право. —М.; Юриздат, 1974. С. 120.

27Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Под общей ред. П. В. Крашенинникова я П.И. Седугина. —М., 1997. С. 74.

28Гришаев С.Ж Семейное право в вопросах и ответах. 2000. С.69.

29Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Под ред. П. В. Кра-шенинникова и П. И. Седугина. —М., 1997. С. 138.

30Иногда считают, что трудовое право есть порождение социализма, и оно якобы может применяться только на государственных предприятиях, а в частном секторе трудовые отношения должны строиться на основе договоров, содержание которых определяется исключительно волей сторон. Это совершенно неверно. Трудовое право начало формироваться задолго до Октябрьской революции, когда выяснилось, что такая формальная свобода приводит на практике к вопиющему произволу работодателя, который, ввиду экономической незащищенности работника, навязывает ему кабальные условия труда.

31Российская газета, 31 декабря 2001 г.

32Собрание законодательства РФ. 1996. № 20. Ст. 2321.

33На практике гражданско-правовые договоры, связанные с применением личного труда, часто именуют неизвестным юридической науке термином «трудовое соглашение».

34Радикально решило бы вопрос включение в сферу действия трудового права всех договоров, выполнение которых связано с применением личного труда, поскольку ' исполнитель, не владеющий средствами производства, экономически мало отличается от работника и также нуждается в правовой защите, которую гражданское право предоставить ему не в состоянии. В ряде зарубежных стран такие попытки делаются (см.:Киселев И. Я.Сравнительное и международное трудовое право. —М.: Дело, 1999. С.116).

35Российская газета, 31 декабря 2001 г.

36Все условия коллективного договора делятся нанормативные —содержащие обязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц (всех работников организации) и неограниченное количество случаев применения;обязательственные—содержащие конкретные обязательства сторон, которые погашаются их исполнением, иинформационные —воспроизводящие положения законодательства.

37Уголовный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ» 1996. № 25. Ст. 2954.

38В целях повышения эффективности использования оборудования работа на производстве часто организуется посменно — группы работников сменяют друг друга. При таком режиме продолжительность работы организации превышает продолжительность работы каждого работника и может быть непрерывной.

39Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31.

40Крохина Ю. А., Ульянова В. Н,Финансовое право России. — Саратов, 1999 С. 42-43.

41См.:Лебедев В. А.Финансовое право. — СПб., 1882. С. 1.

42См. напр.:Иловайский С. И.Учебник финансового права. — Одесса, 1912. С. 13.;

Берендтс Э. Н.Русское финансовое право. — СПб, 1914. С.10.

43Халфина Р. О.Вопросы советского административного и финансового права. — М.: Академия наук СССР, 1952. С. 194.

Финансовое право / Под ред. В. В. Бесчеревных и С. Д.Цыпкина. — М.: Юрид. лит., 1967. С. 33.

44Ровинский Е. А.Основные вопросы теории советского финансового права. — М.: Юрид. лит., 1960. С. 61.

45Финансовое право: Учебник / Под ред. Е. А. Ровинского. — М.: Юрид. лит.,1971.-С. 24.

46Самостоятельное положение валютного права в системе финансового права впервые обосновал В. И. Лисовский в работе «Международное торговое и финансовое поаво» (М.: Высшая школа, 1974).

47Е. А. Ровинский отмечал, что при определении границ советского финансового права исходным является тот же самый критерий, который положен в основу установления предмета и понятия финансового права как отрасли права. Этим критерием является характер финансовых отношений как отношений распределения и перераспределения национального дохода, осуществляемых социалистическим государством в процессе его финансовой деятельности (См.Ровинский Е. А.Основные вопросы советского финансового права. — М., 1960. С. 78—79).

48Федеральный закон «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» от 2 декабря 1990 г. № 394-1 (с изменениями и дополнениями) // Российская газета. 1995. 4 мая.

49См.:Карасева М. В.Финансовое правоотношение / Автореф. диссерт. доктор. юрид. наук. — М., 1998. С. 6-7.

50Крохина Ю. А., Ульянова В. Н.Финансовое право России. — Саратов, 1999. С. 44.

51См. напр.:Горбунова О. Н. Опредмете и системе финансового права // Юридический мир. 1998. № 5. С. 22—23;

Финансовое право: Учебник/ Под ред. Н. И. Химичевой. — М.; Юристъ, 2000. С. 36;

Нечай А. А.Динамика финансовых отношений и новый подход к категориям финансового права // Государство и право. 2000. № 12. С. 34-35.

52См.: Финансовое право: Учебник / Под ред. О.И. Горбуновой. — М: Юристъ, 2001;Карасева М. В.Финансовое право. Общая часть. —М.: Юристъ, 1999. Финансовое право: Учебник/ Под ред. Н.И. Химичевой. —М.: Юристъ, 1999.

53Там же. С. 112

54Там же. С. 112.

55Финансовое право: Учебник / Под ред. Н.И. Химичевой. —М.: Юристъ, 1999. С. 67.

56Карасева М. В.Финансовое право. Общая часть. —М.: Юристъ, 1999. С. 116.

57'Там же. С. 116.

58Финансовое право: Учебник / Под ред. Н.И. Химичевой. С. 64.

59Карасева М. В.Финансовое право. Общая часть. С. 143.

60Указ Президента РФ«Омерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» от 25 июля 1996 г. № 1095 // Собрание законодательства РФ. 1996, № 31. Ст. 3696.

61Положение о Главном контрольном управлении Президента Российской Федерации от 16 марта 1996 г. № 383. //Собрание законодательства РФ. 1996. № 12. Ст. 1066.

62Положение о Полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе от 13 мая 2000 г. № 849 // Собрание законодательства РФ. 2000. •№20. Ст. 2112.

63Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 3. Ст. 167.

64Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (в ред. Федерального конституционного закона от 31 декабря 1997 №3-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 51. Ст. 5712; Собрание законодательства РФ. 1998. № 1. Ст. 1.

65Все начиналось с десятины: Пер. с нем. / Общ.ред. и вступ. ст. Б. Е.Ланина. — М.: Прогресс, 1992. С. 25.

66Теория государства и права / Под ред. проф. В. М. Корельского и проф. В. Д. Пере-валова. - М.: НОРМА - ИНФРА, -М, 2000. С. 268.

67Налоговое право: Учебное пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. — М., 2000. С. 30.

68Налоговый кодекс РФ от 31 июля 1998 № 146-ФЗ // Российская газета. 1998. 6 июля.

69Российская газета. 2001. 31 декабря.

70Уголовное право России. Особенная часть: Учебник / Отв. ред Б. Здравомыслов. -М.: Юристъ, 1996. С. 231.

71Федеральный Закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 (в ред. от 8.07.99) «О банках и банковской деятельности» / «Российская газета». }999 г. 14 июля. Ст. 1.

72Суханов Е. А.Правовое регулирование банковской деятельности. —М., 1997. С. 83.

73Агарков М. М.Основы банковского права. —М., 1994. С. 57.

74Гражданский кодекс РФ (первая и вторая части) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410. (Далее — Гражданский кодекс РФ.)

75Собрание законодательства РФ. 1998. № 1. Ст. 4.

76Российская газета. 1999. 23 ноября.

77Российская газета. 1999. 21 июля.

78Собрание законодательства РФ 1998. № 31.

79Ведомости СНД РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. №27. Ст. 920; Ведомости СНД РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 17. Ст. 602; Собрание законодательства РФ. 1994. № 10. Ст. 1108.

80Собрание законодательства РФ. 1999. № 18. Ст. 2207.

81Халфина Р. О.Общее учение о правоотношении. —М., 1974.

82Рахмилович В. А.Страхование // Гражданское право России. Часть вторая. Обязательственное право. Курс лекций / Отв. ред. О.Н.Садиков. —М.: Бек, 1997. С. 489.

83Граве К. А., Лучц Л. А.Страхование. —М., 1960. С. 19;Иоффе О. С.Обязательственное право. —М., 1975. С. 737.

84Гражданское право: Учебник в 2 т. Т. II. / Отв. ред. Е. А. Суханов. —М., 2000. С. 153.

85Романец Ю. В.Система договоров в гражданском праве России. —М.: Юрист, 2001.-С. 133.

86Иоффе О. С.Обязательственное право. —М.: Госюриздат, 1975. С. 730.

87Комментарий к ГК РФ, части первой / Отв. ред. О.Н.Садиков. —М., 1997. С. 418.

88Вестник ВАС РФ. 1997. № 6.

89Страховое право. 1998. № 3. С. 53—54.

90Грибанов В. П. Осуществление и защита гражданских прав. —М.: Статут, 2000.с. 312

91СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1474.

92Коржанский Н. И.Объект и квалификация преступлений. — Волгоград, 1978. С. 30.

93Фролов Е. А.Объект уголовно-правовой .охраны и его роль в органах борьбы с посягательствами на социалистическую собственность / Автореф. дис. д.ю.н.. — Свердловск, 1971. С. 25.

94Санталов А. И.Теоретические вопросы уголовной ответственности. —Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.

95Марцев А. И.Уголовная ответственность как средство предупреждения преступлений. — Омск, 1980.

96Ветров Н. И.Уголовное право. Общая часть. —М., 1999.-С. 73.

97Кузнецов И. М.Курс уголовного права. Общая часть. Т. 1. —М., 1999. С. 479.