logo
Pravovedenie

6.1. Понятие правового регулирования экономических отношений

Экономическая система обычно имеет сложную структуру, в которой ее элементы соподчиняются целому. Причем механизм этого соподчинения регулируется правовыми нормами и актами.

Поэтому каждая часть такой структуры выступает как подсистема — соподчиненная часть более широкой целостности. Так, известно, что современное производство имеет две подсистемы: сферу материального и сферу нематериального производства.

На протяжении всей истории существования рынка ему присуща тенденция к экспансии — территориальному расширению и увеличению сфер влияния. Эта тенденция является закономерным следствием роста производства товаров, углубления разделения труда, подъема благосостояния населения, а также совершенствования средств транспорта и связи.

Данная тенденция привела к образованию трех зон рыночного экономического пространства. Различают местный, национальный и, мировой рынок.

Местный рынок — стартовая форма рыночной территории, обычно развивающаяся в пределах села, города. На доиндустриальной стадии производства местные рынки существовали в окружении преобладавшего натурального хозяйства. Из-за недостаточно развитого отраслевого и территориального разделения труда, слабого функционирования товарного производства локальные рынки реализовывали сравнительно небольшой традиционный набор продуктов.

Национальный (внутренний для страны) рынок образовался на индустриальной стадии производства. На этой стадии наряду с развитым товарным производством появились такие транспортные средства, которые соответствовали новым масштабам рыночного пространства. Усовершенствованные транспорт, связь и реклама помогли обеспечить выгодность реализации товаров во всех регионах страны. В итоге местные рынки стали органическими составными частями внутреннего рынка государства.

В результате крупного машинного производства, появления крупного акционерного капитала, углубления международного разделения труда и появления современных средств транспорта и связи получил развитие международный рынок.

Роль и функции рынка можно правильно понять, если рассмотреть его в рамках более широкой системы. Такой системой является товарно-рыночное хозяйство. Оно состоит из двух относительно самостоятельных систем: а) товарного производства и б) рынка. Эти подсистемы внутренне неразрывно воссоединяются с помощью прямых и обратных связей.

Исходное звено общей системы — товарное производство оказывает прямое воздействие на рынок по нескольким направлениям:

а) в сфере производства постоянно создаются полезные продукты, которые столь же регулярно становятся объектами рыночных сделок;

б) одновременно с изготовлением товаров появляются потенциальные доходы всех агентов товарного хозяйства, которые подлежат реализации в рыночном обмене;

в) в силу общественного разделения труда, на котором основывается товарное производство, появляется необходимость самого. рыночного обмена продуктами.

• В свою очередь рынок оказывает во многом определяющее обратное влияние на процесс создания товаров. Обратные экономические связи и составляют особые функции рынка.

Одна функция состоит в том, что рынок интегрирует (соединяет) сферу производства (следовательно, производителей) и. сферу потребления (потребителей) в общий процесс активного обмена продуктами и услугами. Без рынка товарное производство не может служить потреблению, а сфера потребления окажется без благ, удовлетворяющих потребности людей.

Другая функция рынка заключается в том, что он выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. При этом в рыночном обмене непосредственно выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров6.

Законодательство поддерживает точные и строгие требования продавцов и покупателей в отношении количества и качества реализуемого товара. Так, в Гражданском кодексе РФ сформулированы общие условия о количестве и ассортименте (определенном соотношении по видам, моделям, цветам или иным признакам изделий) и определены последствия нарушения этих условий (ст. 465—468). Особо указаны требования к соблюдению качества товара, гарантиям и проверке этого качества (ст. 469—475).

Рыночное пространство — это арена активного взаимодействия всех субъектов рынка. Такое взаимодействие принимает разные формы в зависимости от определенных параметров (показателей) состояния рынка. Основными параметрами являются:

• количество продавцов товаров определенного вида;

• свобода вхождения товаровладельца на рынок и выхода из него;

• независимость (или зависимость) субъектов рынка друг от друга;

• возможность (или невозможность) установления рыночных цен со стороны отдельных товаровладельцев.

В зависимости от состояния указанных параметров взаимодействие участников рыночных сделок принимает два прямо противоположных вида: свободной конкуренции и монополии. Кроме них в современных условиях существуют формы взаимодействия субъектов рынка, в которых сочетаются конкуренция и монополия.

В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополий:

1. Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие, свободно не воспроизводимые, элементы производства (редкие металлы, особые земельные участки под виноградники).

2. Легальные монополии, образующиеся на законном основании.

К ним можно причислить формы монополии, как бы защищенные от конкуренции:

а) Патентная система, охраняемая «Патентным законом РФ» от 23 сентября 1992 г.

б) Авторские права. Регулируются Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г.

в) Товарные знаки. Распространение на рынке и охрану товарных знаков регулирует Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23 сентября 1992 г.

3. Искусственные монополии. Под этим условным названием (которое отделяет данную организацию от естественных монополий) имеются в виду объединения, создаваемые ради получения монополистических выгод (картели, синдикаты, тресты, концерны).

В Уголовном кодексе к преступлениям отнесены монополистические действия и ограничения конкуренции. Речь идет о монопольных действиях, которые совершены путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Уголовно наказуемым признано также ограничение конкуренции путем раздела, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления и поддержания единых цен (УК РФ п. 1 ст. 178).

Антимонопольное законодательство не затрагивает сферу действий так называемых естественных монополий, т. е. монополий, производящих товары, удовлетворение спроса на которые на рынке данного -товара эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства и товары которых имеют устойчивый спрос в силу невозможности полной замены их другими товарами. Это транспортировка нефти и газа по трубопроводам, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов и портов, электрической и почтовой связи. Федеральным законом от 17 августа 1995 г. предусмотрено регулирование деятельности этих естественных монополий через специальные федеральные органы исполнительной власти.

В случае если на рынке присутствуют несколько производителей одинакового товара, то возникает конкуренция и связанная с ней конкурентная борьба.

Для защиты населения от недобросовестной конкуренции в области рекламы принят Федеральный закон о рекламе от 18 июля 1995 г. Закон предусматривает предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей в заблуждение или нанести вред здоровью имуществу, а также чести, достоинству и деловой репутации граждан и юридических лиц, окружающей среде, а также рекламы, посягающей на общественные интересы, принципы гуманности и морали.

Возможности правового регулирования в разных областях социальной жизни неодинаковы. Применительно к рыночному хозяйству основными функциями закона являются статическая (закрепление сложившихся реалий) и охранительная. В их свете можно выделить следующие направления в использовании правовой формы.

1. Установление целей экономического развития.

2. Закрепление экономической основы движения к рынку и рыночной динамики. Сегодня уже признано (и в российских законах определенно) равноправие всех форм собственности, включая частную.

3. Определение круга субъектов рыночных отношений.

Особого внимания заслуживает вопрос об участии в предпринимательской и коммерческой деятельности служащих государственного аппарата, работников правоохранительных органов, депутатов.

Современная российская практика знает случаи создания и регистрации мощных коммерческих организаций, учредителями которых являются министерства и другие государственные структуры, а должностные лица государства занимают соответствующие посты в коммерческих образованиях.

Статическая функция права в части определения участников того или иного рода рыночных отношений наглядно иллюстрируется регистрационной деятельностью компетентных государственных органов. Министерством юстиции Российской Федерации зарегистрированы, например, такие организации, как Российский союз молодых предпринимателей. Союз потребителей Российской Федерации, Российский союз частных собственников, Ассоциация женщин-предпринимателей России. Сами наименования названных объединений свидетельствуют о покровительстве со стороны юстиции (в полном соответствии с российскими законами) предпринимательской и коммерческой деятельности.

4. Запрещение и вытеснение юстицией порочных средств ведения хозяйства и коммерции. Не только всеми признанные преступные формы и виды деятельности должны исключаться из рыночной жизни, но и, казалось бы, правомерные. Так, антимонопольное законодательство известно всему цивилизованному миру.

5. Регламентация порядка разрешения рыночных дел и споров о праве. Если участники хозяйственных отношений хотят добиться справедливого решения, они могут достичь цели только при стогом процессуальном порядке рассмотрения споров.

6. Установление юридической ответственности. Справедливость требует восстановления нарушенного состояния и возмещения вреда. Рыночная справедливость требует материальной ответственности.7