6.2. Государственное регулирование и управление в сфере экономики
Государственное регулирование экономики — это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Оно решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, смягчения циклических колебаний, поощрения прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структурах производства и поддержания внешнеэкономического равновесия. Таким образом, государственное регулирование экономики является составной частью процесса воспроизводства.
Для обозначений роли государства в национальном хозяйстве в правовой и экономической литературе используются разные термины: «государственное вмешательство в экономику», «государственное регулирование экономики», «государственная экономическая политика». Менее всего соответствует сущности явления первый термин. Он вызывает представление о вмешательстве одной самостоятельной системы (государства) в другую. В действительности государство — это не внешняя система, а составная часть, элемент рыночной экономики.
Наиболее соответствующими сущности явления представляются термины «государственное регулирование экономики» и «государственная экономическая политика». Понятие «государственная экономическая политика», на первый взгляд, шире понятия «государственное регулирование экономики», так как первое понятие может основываться на принципе неучастия государства в хозяйственной жизни общества. Однако это не так. В современных условиях немыслимо неучастие государства в социально-экономических процессах, в организации и финансировании научных исследований, образования, социального обеспечения, охраны окружающей среды. Государство не может существовать, не собирая налогов, не финансируя аппарат управления и армию, не регулируя денежное обращение и внешнеэкономическую деятельность. Поэтому термины «государственное регулирование экономики» и «государственная экономическая политика» в условиях рыночного хозяйства в некоторой степени можно считать идентичными.
По мере развития рыночного хозяйства постоянно возникают и обостряются экономические и социальные проблемы, которые не могут быть решены автоматически, на базе частной собственности. Возникает необходимость значительных инвестиций в предприятия малорентабельные или нерентабельные, с точки зрения частного капитала, но необходимые для продолжения воспроизводства в национальных масштабах. Отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требуют проведения общегосударственной экономической политики.
Государственное регулирование экономики решает различные задачи, которые выдвигаются на передний план в зависимости от остроты проблем, возникающих в хозяйстве и в социальной сфере. Именно острота экономических, социальных, мирохозяйственных, экологических проблем, осознанная государственными и общественными субъектами, вызывает конкретные акции со стороны государственных органов. Государственное регулирование ставит своей целью создание такой хозяйственной системы, которая ориентируется на выбор наиболее эффективных вариантов использования имеющихся факторов производства.
Объективная возможность государственного регулирования появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превратившая эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми призвано справиться государство.
Государственное регулирование стало постоянным функционирующим механизмом в национальном и международном масштабах. Системы свободного рынка и директивной экономики изжили себя, что убедительно доказали Великая депрессия 30-х гг. в США и распад экономики бывшего СССР в начале 90-х гг. На смену им пришла система экономического управления, сочетающая рыночные и государственные методы регулирования. Поэтому задачей государственного регулирования является объединение в едином механизме преимуществ обеих систем. Там, где рынок не может обеспечить оптимальное распределение ресурсов и, следовательно, терпит неудачу, рыночное саморегулирование должно быть дополнено различными формами государственного участия. И наоборот, неэффективность государственных предприятий требует использования более гибких частных и смешанных форм собственности и предпринимательства, косвенного экономического регулирования.
Концентрация производства и капитала, наличие крупных монополий и финансово-промышленных групп, успехи прогнозирования, компьютеризация и информатика усиливают необходимость и расширяют возможности государственного регулирования вплоть до учета размеров и структуры производства и рынка, планомерного регулирования в национальном и международном масштабах.
В рыночной экономике государству отводится ведущая роль в создании экономических стимулов, заинтересованности граждан и юридических лиц в развитии производственных отношений; гарантий безопасности в политической, социальной, экологической, оборонной и других сферах; разработке программных и прогнозных документов стратегии действий долгосрочного и краткосрочного характера с ориентированием на соответствующие приоритеты, а также во введении необходимых ограничений хозяйственной деятельности и контроля за их соблюдением. От государства требуется обеспечение: развития инфраструктурных отраслей экономики; подавление негативных проявлений рыночного механизма; заботы о подрастающем поколении; финансирования образования и культуры общества; субсидирования экологических организаций. Кроме того, если не поставить под государственный контроль крупные монополии, то они повышением цен доведут платежеспособный спрос до критического уровня.
Во всех экономических системах государство регулирует экономику, причем его роль возрастает с развитием научно-технического прогресса, ростом масштабов производства и углублением международного разделения труда.
Объекты государственного регулирования — это условия, процессы, отношения, элементы и секторы национального хозяйства, функционирование которых рыночный механизм обеспечивает неудовлетворительно или не обеспечивает вообще. Они представляют собой как бы осознанные «болевые точки» рыночной экономики, проблемы, трудности, кризисы, требующие постоянного наблюдения и заблаговременной диагностики, подбора и дозирования средств снятия напряженности, ликвидации узких мест, разрешения кризисов, принятия оперативных или профилактических мер.
Государственное регулирование экономики опирается на глубокое знание и правильное использование объективных экономических
законов развития общества. Сознательное использование экономических законов предполагает, во-первых, познание обществом их сущности и механизма действия и, во-вторых, реализацию общественного знания в практической деятельности.
Адекватность объективных экономических законов высокому современному развитию производительных сил может быть достигнута только с помощью государственного регулирования экономики.
Государственное регулирование экономики осуществляется по следующим основным направлениям.
1. Государство выступает прежде всего как властная структура, устанавливающая правила поведения на рынке хозяйствующих субъектов и влияющая своими обязательными предписаниями на условия функционирования рыночных субъектов. Важнейшая задача государства — разработка стабильной и непротиворечивой правовой базы.
Властные функции могут реализовываться на базе принятия нормативных актов общего действия, утверждающих единые правила по--ведения для всех субъектов хозяйствования, а также путем установления различных правовых режимов для отдельных их групп.
2. Рыночные отношения предусматривают функционирование предприятий и организаций различных форм собственности. В конкурентной борьбе на рынках участвуют на равных основаниях акционерные, арендные, частные и государственные предприятия. Каждая форма собственности по-своему приспосабливается к конкретной сфере экономики, специфическому виду экономической деятельности. Поскольку рынок предполагает свободу производственной и коммерческой деятельности, конкуренцию между производителями, то исключается господство какой-либо одной формы собственности.
3. Важную роль в развитии экономики играет инвестиционная деятельность; Государственное регулирование инвестиционного процесса направлено как на стимулирование источников накопления внутри страны, так и на широкое привлечение иностранного капитала. Инвестиционная деятельность отражается в соответствующей государственной политике, осуществляемой на основе определенных принципов, которые не являются постоянными и зависят от того или иного этапа развития экономики страны и намеченных в ней преобразований.
4. Сфера материального производства является основным объектом государственного регулирования. Задачами государства в ней являются: стабилизация основных показателей промышленности, сельского хозяйства и других отраслей; структурная перестройка общественного производства в направлении его социальной ориентации; техническое перевооружение отраслей материального производства; повышение качества продукции отечественных предприятий до уровня требований мирового рынка; рационализация размещения производства; обеспечение безопасности производства и т. д. Рычагами воздействия на материальное производство становятся финансово-кредитная и инвестиционная политика.
5. Одним из важных направлений государственного регулирования экономики является регулирование рынка труда. Государственное регулирование занятости ощутимо проявляется в разработке специального законодательства, программ по стимулированию занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе, по переподготовке и подготовке рабочей силы. Большое влияние на рынок труда оказывают государственные социальные программы. Они содействуют определенной стабилизации социально-экономического положения трудящихся, смягчают болезненные недостатки рыночного механизма. В результате появляется особый элемент цены рабочей силы, напрямую не связанный с функционированием рынка труда и образующийся на внерыночных принципах.
6. Важнейшей задачей государственного регулирования становится обеспечение экономической безопасности страны. Наиболее реально экономической безопасности угрожает деформированность структуры производства (усиление топливно-сырьевой направленности), возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов, расслоение общества и криминализация хозяйственной деятельности. При чрезмерной либерализации без должного государственного регулирования • экономики слаборазвитых и развивающихся стран легко могут подпасть под диктат высокоразвитых промышленных стран и крупных иностранных корпораций. Поэтому важно сохранить государственный контроль за стратегическими ресурсами, количественными и качественными параметрами состояния экономики, выход за пределы которых угрожает экономической безопасности.
Особое внимание государство уделяет регулированию финансового и валютного рынков, денежного обращения. Оно защищает национальные экономические интересы, формирует инфраструктуру, развивает секторы, которые выгодно иметь в государственной собственности. Государственные органы власти разрабатывают и проводят в жизнь бюджетную, налоговую, промышленную, инвестиционную, экономическую и социальную политику Государство предусматривает и меры по развитию внешнеэкономической деятельности, форм и методов торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, а также валютно-кредитных и финансовых отношений с зарубежными странами.
Приведенный перечень основных направлений государственного регулирования экономики этим не ограничивается. Имеются и другие направления. При этом важно, чтобы все меры государства по регулированию экономических процессов предпринимались в интересах общества как для активизации нужных обществу форм деятельности, так и для ограничения и подавления нежелательных форм хозяйствования.
Государственное регулирование затрагивает интересы как предприятий и организаций, так и непосредственно граждан, предлагает соответствующие формы экономического взаимодействия с ними, оказывает на них положительное или отрицательное влияние.
Главными исполнителями государственного регулирования экономики являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также центральный банк страны.
В государствах с федеральным устройством существуют центральные и местные парламенты, правительства и суды, занимающиеся наряду с решениями других задач регулированием на общегосударственном и региональном уровнях. Решаемые хозяйственные задачи и функции этих органов четко разграничены. Заметна тенденция усиления роли центральных органов власти среди субъектов государственного регулирования. Все более независимыми от законодательной власти в осуществлении экономической политики становятся исполнительные органы.
В парламентах, принимающих законы, определяющие развитие экономики страны, ежегодные бюджеты и отчеты по ним, утверждающих среднесрочные народнохозяйственные программы, решающую роль играют комитеты, подкомитеты и комиссии по экономическим вопросам. Именно в этих комитетах достигаются компромиссы между группами хозяйственных интересов, партиями, согласовываются общие и частные вопросы ориентации конъюнктурной, структурной, социальной, финансовой и внешнеэкономической политики. Направления экономической политики в регионах согласовываются и определяются в местных парламентах.
За денежно-кредитную политику несет ответственность центральный банк, независимый от правительства.
Важнейшие органы исполнительной власти РФ, с точки зрения государственного регулирования экономики, — это Министерство экономики, Министерство финансов и Министерство налогов и сборов. Министерство экономики осуществляет государственное регулирование экономики в соответствии с законами и целями правительства; Министерство финансов обеспечивает финансирование государства и государственных регулирующих мер, в частности; Министерство налогов и сборов занимается сбором налогов в государственную казну. В зависимости от структуры правительства в разных странах существенную роль в государственном регулировании экономики играют различные министерства (обороны, сельского хозяйства, транспорта, дорог, социального обеспечения, внешнеэкономических связей, строительства, таможни и т. д.), а также арбитраж.
Таким образом, говоря о государственном регулировании экономики, следует иметь в виду допустимые его пределы, что очень важно. Если государство, пусть даже руководствуясь исключительно благими намерениями, переступает подобный предел, то происходит деформация рыночного механизма.
Хозяйственная практика знает немало комбинаций использования различных методов государственного регулирования: одни из них прямо направлены на достижение поставленных целей, другие выступают в качестве амортизаторов и предназначены для компенсации негативных сторон рынка.
Поскольку рынки (рынок товаров и услуг, рынок капиталов, денежный рынок, рынок труда, внешнеэкономический рынок) взаимосвязаны, то применять методы государственного регулирования необходимо комплексно. Использование односторонних методов воздействия на макроэкономическое равновесие не может принести положительный стабилизирующий эффект. Более того, односторонний подход может привести лишь к углублению экономического кризиса и заложить на перспективу основы его разрушительного проявления.
В мировой экономической науке понятие государственного регулирования рыночной экономики связано со всей совокупностью форм участия государства в производстве, распределении, обмене и потреблении. Например, очень велика доля государственных расходов в общем объеме ВНП; растут налоги, поступающие в государственную казну; имеет место и система государственного предпринимательства; значительна роль государства в перераспределении национального дохода. С помощью налогов государство не только пополняет казну, но и регулирует определенные виды предпринимательской деятельности, а через государственные расходы стимулирует фирмы, удовлетворяет социальные потребности.
Однако истинное влияние государства на национальную экономику нельзя оценить по таким формальным показателям, как доля валового национального продукта, распределяемая через государственный бюджет, объем государственных закупок, удельный вес государственной собственности, количество налогов, поступающих в государственный бюджет. Влияние государства на рыночные процессы в первую очередь определяется совершенством правовой формы — степенью разработки и обеспечения выполнения законов.
Таким образом, в рыночной экономике у государства есть свои проблемы, а у рынка — свои. Вопросы о том, что, как и для кого производить, решает не только рынок, но и государство. Однако решает оно эти вопросы на основе рыночного механизма.
- Глава 1
- 1.1. Государство: понятие, признаки. Функции
- 1.2. Происхождение и сущность нрава
- 1.3. Норма права и нормативно-правовой акт
- 1.4. Основные правовые системы современности
- 1.5. Источники российского права
- 1.6. Законы и подзаконные акты
- 1.7. Система российского права и отрасли права
- 1.8. Правонарушение
- 1.9. Юридическая ответственность
- 1.10. Законность и правопорядок и их значение для жизни современного общества
- 2.1. Правовое государство — понятие и принципы
- 2.2. Понятие и сущность гражданского общества
- 2.3. Конституционные основы формирования гражданского общества в россии
- 3.1. Конституция российской федерации — базовый закон государства
- 3.2. Права и свободы человека и гражданина
- 3.3. Особенности федеративного устройства россии
- 3.4. Система органов государственной власти
- 3.5. Местное самоуправление в российской федерации
- 4.1. Экологическое право и его роль в жизни общества
- 4.2. Экологическая ответственность:
- 4.2.1. Уголовная ответственность за нарушения экологического законодательства
- 4.2.2. Административная ответственность за экологические правонарушения
- 4.2.3. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения
- 4.2.4. Имущественная ответственность за экологические правонарушения
- Глава 5
- 5.1. Понятие государственной тайны
- 5.2. Служебная и коммерческая тайна
- Глава 6
- 6.1. Понятие правового регулирования экономических отношений
- 6.2. Государственное регулирование и управление в сфере экономики
- 6.3. Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности
- 6.4. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
- 1. Сущность, предмет и метод административного права
- 7.1.1. Место административного права в правовой системе российской федерации
- 7.2. Административные правонарушения
- 7.2.1. Состав административного правонарушения
- 7.3. Административная ответственность
- Глава 8
- Организационно-правовые формы юридических лиц
- 8.4. Право собственности и его формы
- 8.5. Защита права собственности
- 1. Вещно-правовые способы защиты.
- 2. Обязательственно-правовые способы защиты.
- 3. Иски к публичной власти.
- 8.6. Общее учение об обязательствах и договорах
- Сущность и значение договора
- Форма договора
- 8.7. Сроки действия обязательств и исковая давность
- 8.8. Основные виды договоров в хозяйственной деятельности
- 8.9. Правовое регулирование расчетов
- 8.10. Судебная защита нарушенных прав и порядок разрешения споров
- Глава 9
- 9.1. Общее понятие наследования
- 9.2. Наследование по завещанию
- 9.3. Наследование по закону
- Глава 10
- 10.1. Понятие семейного права
- 10.2. Права и обязанности супругов
- 10.3. Права и обязанности родителей и детей
- Глава 11
- 11.1. Понятие, предмет. Метод. Источники трудового права
- 11.2 Трудовое правоотношение
- 11.3. Социальное партнерство в сфере труда. Коллективные договоры и соглашения
- 11.4. Трудовой договор (контракт]
- 11.5. Рабочее время и время отдыха
- 11.5.1. Рабочее время
- 11.8.2. Время отдыха
- 11.6. Трудовая дисциплина и материальная ответственность работника
- 11.7. Охрана тру да
- 11.8. Трудовые споры и порядок их рассмотрения
- Глава 12
- 12.1. Понятие и предмет финансового права. Основные институты отрасли финансового права
- 12.2. Финансовое правоотношение
- 12.3. Правовые основы финансового контроля
- Глава 13
- 13.1. Понятие налогового права
- 13.2. Налоговое регулирование предпринимательской деятельности
- 13.3. Нарушения законодательства о налогах и сборах
- Глава 14
- 14.1. Правовое регулирование отношений в области банковской деятельности
- 14.2. Банк россии. Правовой статус
- 14.3. Понятие кредитной организации
- 14.4. Ответственность за нарушение банковского законодательства
- 14.5. Правовое регулирование валютных взаимоотношений
- В соответствии с ст. 9 закона к основным текущим валютными
- 14.6. Виды ценных бумаг и их правовой режим
- 14.7. Правовое регулирование эмиссии и обращения ценных бумаг
- 14.8. Юридическая ответственность участников рынка ценных бумаг
- Глава 15
- 15.1. Общая характеристика законодательства в сфере страховой деятельности
- 15.2. Страховое правоотношение
- 15.3. Договор страхования и его условия
- 15.4. Страховые санкции
- Литература
- 16.1. Понятие уголовного права. Задачи и принципы
- 16.2. Понятие преступления и его состав
- 16.3. Наказание и уголовная ответственность
- 164. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
- 2. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступления.
- 4. Физическое и психическое принуждение может выступать обстоятельством, исключающим преступность деяния.
- Глава 17
- 17.1. Понятие. Предмет и метод таможенного права россии
- 17.2. Соотношение таможенного права с дРугИми отраслями российского права