1.3. Норма права и нормативно-правовой акт
Норма права является моделью типового общественного отношения, которое в качестве образца устанавливается государством. Это исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера. Норма права определяет границы возможного и должного поведения людей, меру их внутренней и внешней свободы в конкретных взаимоотношениях. Правовые нормы регулируют не все, а лишь определенные виды и разновидности общественных отношений, объективно нуждающихся в таком опосредовании. Остальные отношения регулируются другими социальными нормами.
Норма права представляет собой структурную единицу системы права. Норма права устанавливается или санкционируется государством, закрепляясь в официальных государственных актах. Она имеет предоставительно-обязывающий характер, т. е. нормой права устанавливается не только свобода действий, но и обязанность совершать или воздерживаться от совершения каких-либо действий. Реализация правовой нормы в необходимых случаях обеспечивается мерами государственного принуждения, т. е. нарушение границ свободы дозволенного и необходимого поведения влечет за собой применение мер юридической ответственности к правонарушителю.
Известно, что право есть совокупность создаваемых и охраняемых государством норм. Но это не случайное и не хаотичное их нагромождение, не механическая масса, а строго согласованная и взаимозависимая целостная система, в которой нормы выстраиваются, группируются в определенном порядке. Норма права, будучи структурной единицей права, сама имеет свое внутреннее строение. Норма права имеет трехзвенную структуру: гипотеза, диспозиция, санкция.
Гипотеза представляет собой условие действия нормы, т. е. устанавливает, при каких условиях следует руководствоваться данным правилом поведения. Например, при наличии права на пенсионное обеспечение по возрасту его реализация возможна только по достижении установленного законом возраста.
Диспозиция как структурный элемент нормы права указывает, каким может быть и должно быть поведение социального субъекта при условиях, означенных гипотезой. Следовательно, диспозиция раскрывает само правило поведения, содержание юридических прав и обязанностей.
Санкция характеризует последствия действия нормы. Различают позитивную и негативную разновидности санкции. Позитивная санкция связана с системой поощрений (например, выплата премии, награждение орденами и медалями), а негативная — с системой мер государственного взыскания, которые могут применяться к нарушителю правила, предусмотренного диспозицией.
Нормы права систематизируются в нормативно-правовых актах. Нормативно-правовой акт — это принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ определенной формы, содержащий нормы права.
Следует отличать нормативно-правовые акты от нормативно-вспомогательных актов и актов применения права. Первые не вносят никаких изменений в действующее законодательство. С помощью нормативно-вспомогательных актов вводятся в действие юридические нормы (Например: ФЗ № 147-ФЗ от 16 июля 1998 г. «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации»). Акты применения права содержат индивидуальное государственно-властное веление по применению права (требование по уплате налога, направленное конкретному налогоплательщику).
Издание нормативно-правовых актов всегда означает установление, отмену или изменение содержания правовых норм. Так как нормативно-правовые акты содержат нормы права, то они обязательны к исполнению. Для них характерна письменная форма изложения, определенный юридический стиль.
Нормативно-правовые акты можно классифицировать по различным основаниям. Так, по предмету правового регулирования различают гражданско-правовые; уголовно-правовые; административно-правовые акты и т. д.; по территории действия — федеральные, региональные и местные.
Нормативно-правовые акты обладают определенной юридической силой. Юридическая сила — это релятивное (сопоставительное) свойство нормативно-правовых актов. Оно показывает, какое место занимает данный нормативно-правовой акт в системе законодательства. По юридической силе нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.
По общему правилу, нормативно-правовые акты обратной силы не имеют, т. е. они регулируют только те общественное отношения, которые возникают после вступления их в законную силу. Из этого общего правила есть исключения. Так, нормативно-правовой акт может иметь обратную силу, иными словами, распространяться на правоотношения, которые возникли до его принятия, если это оговорено в самом акте; обратную силу имеют законы, устраняющие наказуемость деяния или смягчающие наказания.
Нормативно-правовые акты подлежат официальному опубликованию. В юридической литературе высказано мнение, что официальное опубликование — это самостоятельная стадия правотворческого процесса, которая представляет собой помещение полного текста нормативного акта в официальном издании (либо в информационном бюллетене «Собрание законодательства Российской Федерации», либо в «Российской газете»).
Нормативно-правовые акты прекращают свое действие во времени по истечении срока, заранее установленного в самом нормативном акте (например, федеральный закон о федеральном бюджете действует только в течение одного финансового года); в случае их отмены;
при замене данного акта другим, устанавливающим новые правила регулирования этих же общественных отношений.
Исключительный случай — «переживание» старого нормативного акта, который уже отменен и не действует, но применяется при регулировании отношений, возникших в период его существования. Это касается сферы гражданского права.
Действие нормативно-правого акта в пространстве связано с распространением его на всю территорию государства или только на ее часть.
Возможно экстерриториальное действие нормативно-правового акта: в соответствии с нормами международного права юрисдикция данного государства не распространяется на определенные территории или на отдельные категории лиц. Например, экстерриториальность выступает в виде дипломатического, консульского иммунитета.
Действие нормативно-правового акта по кругу лиц означает по общему правилу распространение его на всех субъектов, находящихся в рамках территориальной сферы действия того или иного акта. Однако из того общего правила есть исключения. Так, иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом, пользующиеся правом экстерриториальности, не могут быть привлечены к ответственности за нарушения административного и уголовного законодательства; иностранные граждане и лица без гражданства, хотя и постоянно -проживающие на территории страны, не могут быть носителями некоторых прав и обязанностей (не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти; не могут быть государственными и муниципальными служащими); отдельные нормативные акты, в частности, Закон о гражданстве, Уголовный кодекс, распространяют свое действие и на граждан России, которые находятся за пределами страны.
Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной нормативно-правовой акт, может определяться по другим основаниям, например, по признаку пола; по возрастному цензу (несовершеннолетние); по профессиональной принадлежности (военнослужащие);
по наличию отношений гражданства (гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства).
- Глава 1
- 1.1. Государство: понятие, признаки. Функции
- 1.2. Происхождение и сущность нрава
- 1.3. Норма права и нормативно-правовой акт
- 1.4. Основные правовые системы современности
- 1.5. Источники российского права
- 1.6. Законы и подзаконные акты
- 1.7. Система российского права и отрасли права
- 1.8. Правонарушение
- 1.9. Юридическая ответственность
- 1.10. Законность и правопорядок и их значение для жизни современного общества
- 2.1. Правовое государство — понятие и принципы
- 2.2. Понятие и сущность гражданского общества
- 2.3. Конституционные основы формирования гражданского общества в россии
- 3.1. Конституция российской федерации — базовый закон государства
- 3.2. Права и свободы человека и гражданина
- 3.3. Особенности федеративного устройства россии
- 3.4. Система органов государственной власти
- 3.5. Местное самоуправление в российской федерации
- 4.1. Экологическое право и его роль в жизни общества
- 4.2. Экологическая ответственность:
- 4.2.1. Уголовная ответственность за нарушения экологического законодательства
- 4.2.2. Административная ответственность за экологические правонарушения
- 4.2.3. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения
- 4.2.4. Имущественная ответственность за экологические правонарушения
- Глава 5
- 5.1. Понятие государственной тайны
- 5.2. Служебная и коммерческая тайна
- Глава 6
- 6.1. Понятие правового регулирования экономических отношений
- 6.2. Государственное регулирование и управление в сфере экономики
- 6.3. Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности
- 6.4. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
- 1. Сущность, предмет и метод административного права
- 7.1.1. Место административного права в правовой системе российской федерации
- 7.2. Административные правонарушения
- 7.2.1. Состав административного правонарушения
- 7.3. Административная ответственность
- Глава 8
- Организационно-правовые формы юридических лиц
- 8.4. Право собственности и его формы
- 8.5. Защита права собственности
- 1. Вещно-правовые способы защиты.
- 2. Обязательственно-правовые способы защиты.
- 3. Иски к публичной власти.
- 8.6. Общее учение об обязательствах и договорах
- Сущность и значение договора
- Форма договора
- 8.7. Сроки действия обязательств и исковая давность
- 8.8. Основные виды договоров в хозяйственной деятельности
- 8.9. Правовое регулирование расчетов
- 8.10. Судебная защита нарушенных прав и порядок разрешения споров
- Глава 9
- 9.1. Общее понятие наследования
- 9.2. Наследование по завещанию
- 9.3. Наследование по закону
- Глава 10
- 10.1. Понятие семейного права
- 10.2. Права и обязанности супругов
- 10.3. Права и обязанности родителей и детей
- Глава 11
- 11.1. Понятие, предмет. Метод. Источники трудового права
- 11.2 Трудовое правоотношение
- 11.3. Социальное партнерство в сфере труда. Коллективные договоры и соглашения
- 11.4. Трудовой договор (контракт]
- 11.5. Рабочее время и время отдыха
- 11.5.1. Рабочее время
- 11.8.2. Время отдыха
- 11.6. Трудовая дисциплина и материальная ответственность работника
- 11.7. Охрана тру да
- 11.8. Трудовые споры и порядок их рассмотрения
- Глава 12
- 12.1. Понятие и предмет финансового права. Основные институты отрасли финансового права
- 12.2. Финансовое правоотношение
- 12.3. Правовые основы финансового контроля
- Глава 13
- 13.1. Понятие налогового права
- 13.2. Налоговое регулирование предпринимательской деятельности
- 13.3. Нарушения законодательства о налогах и сборах
- Глава 14
- 14.1. Правовое регулирование отношений в области банковской деятельности
- 14.2. Банк россии. Правовой статус
- 14.3. Понятие кредитной организации
- 14.4. Ответственность за нарушение банковского законодательства
- 14.5. Правовое регулирование валютных взаимоотношений
- В соответствии с ст. 9 закона к основным текущим валютными
- 14.6. Виды ценных бумаг и их правовой режим
- 14.7. Правовое регулирование эмиссии и обращения ценных бумаг
- 14.8. Юридическая ответственность участников рынка ценных бумаг
- Глава 15
- 15.1. Общая характеристика законодательства в сфере страховой деятельности
- 15.2. Страховое правоотношение
- 15.3. Договор страхования и его условия
- 15.4. Страховые санкции
- Литература
- 16.1. Понятие уголовного права. Задачи и принципы
- 16.2. Понятие преступления и его состав
- 16.3. Наказание и уголовная ответственность
- 164. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
- 2. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступления.
- 4. Физическое и психическое принуждение может выступать обстоятельством, исключающим преступность деяния.
- Глава 17
- 17.1. Понятие. Предмет и метод таможенного права россии
- 17.2. Соотношение таможенного права с дРугИми отраслями российского права