logo search
DO_ak_mpravo

Виды иммунитета государства и их правовое регулирование

Первоначально государственный иммунитет понимался как абсолютный, т.е. означал, что государство, его органы и представители ни при каких условиях не могут быть подвергнуты властным акциям со стороны других государств, кроме как с согласия государства.

Однако с середины ХХ в. происходит рост участия государств в международных экономических отношениях, причем и с контрагентами, представляющими собой субъекты права других государств. При этом сами государства заинтересованы в сделках с такими субъектами, которые соглашаются на эти сделки обычно только на условиях обеспечения имущественной ответственности государств на случай неисполнения ими своих обязательств по сделкам. Данное обстоятельство привело к постепенному отходу от концепции абсолютного государственного иммунитета и к возникновению и закреплению понимания государственного иммунитета как ограниченного, функционального. Это означает, что государство имеет право на иммунитет от властных действий других государств только тогда, когда действует, выполняя свои суверенные, властные функции.

Если же государство вступает в частноправовые, коммерческие отношения (сделки), оно утрачивает права на иммунитет в отношении своих имущественных и иных прав. Но теория функционального иммунитета, получив распространение во второй половине ХХ в., не стала общепризнанной.

В отличие от функционального иммунитета, разграничивающего иммунитет на основе деления деятельности государств на суверенно-властную и частную, ограниченный иммунитет не использует никаких формальных критериев, а формулирует перечень конкретных случаев, когда государство не пользуется иммунитетом.

Законодательство Республики Беларусь, как и некоторых других стран СНГ, исходит из принципа абсолютного иммунитета (ст.553 ГПК Республики Беларусь, ст.239 ХПК Республики Беларусь).

Ряд европейских стран – Австрия, Бельгия, Великобритания, ФРГ, Кипр, Люксембург, Нидерланды, Швейцария – заключили в 1972 г. Европейскую конвенцию об иммунитете государства, согласно которой иммунитет не признается как в случаях, исходящих из концепции абсолютного иммунитета (иностранное государство отказалось от иммунитета или же само предъявило иск); так и в случаях, когда спор возник в связи с коммерческой или иной аналогичной деятельностью иностранного государства на территории государства, где происходит судебное разбирательство. К их числу относятся, в частности, обязательства государства по трудовому соглашению с физическим лицом, согласно которому работа должна осуществляться на территории страны суда; по спорам бюро или агентств иностранного государства; по спорам между государством как участником обществ, ассоциаций или юридических лиц с другими участниками этих обществ, ассоциаций или юридических лиц, имеющих свое место нахождения в стране суда; по спорам, касающимся недвижимости, находящейся в стране суда.